Советы родителям по воспитанию ребенка в многодетной семье


Содержание

Введение

  1. Проблемы в многодетных семьях
  2. Методы работы с многодетной семьей

Заключение

Список литературы

Введение

Самое важное в жизни человека – это семья. В семье ребенок растет, познает окружающий мир, постепенно становиться взрослым, создает свою, собственную семью. Именно в семье создаются ценности, ориентиры, которые в дальнейшем будут определять всю его жизнь. Здесь он впервые получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Именно члены семьи – те люди, которые помогают познать ребенку, что такое добро, счастье, любовь – те социальные потребности, что так необходимы человеку. Семья – это маленький мирок, в котором живет каждый из нас, и так хочется, чтобы в нем царило понимание и любовь.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции.

1. Проблемы в многодетных семьях

В семье с несколькими детьми совсем иная воспитательная ситуация, чем в семье с одним ребенком. Детям приходится делить между собой любовь, внимание, заботы родителей, а "не купаться" в них, как это частенько выпадает на долю единственного ребенка. Но это компенсируется особыми отношениями и эмоциональными связями в их общем детском мирке, где дети проводят много времени, имеют свои секреты, тайны, уживчивыми, восприимчивыми к радостям и бедам брата или сестры.

Одной из проблемы родителей многодетной семьи является помощь утвердиться детям в своих стремлениях, добиться результатов, но так чтобы никто не был обойденным и униженным. Если ослабить контроль над соперничающими детьми, то это может привести к нарушению взаимоотношений между ними, развитию применительно межличностных реакций (зависть, злорадство, агрессия).

Проблемы многодетных семей. Это могут быть многодетные семьи, где ребенок может жить в постоянных ссорах родителей, где родители могут быть пьяницы иди наркоманы, хронически больными или инвалидами. Современные условия добавили еще и безработицу родителей. А.В. Мудрин выявил, что во многих многодетных семьях, если это особенно не благополучная семья у ребенка наблюдается отклонение в поведении.

2. Методы работы с многодетной семьей

Работа ДОО по оказанию помощи многодетной семье:

1-е. Проконсультировать семью в возможности получения различных пособий и льгот, о порядке их получение.

2-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без работы. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних. Можно предложить работу помощника воспитателя, если есть вакансия.

3-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консультации можно проводить и групповые индивидуальные. Можно объединить родителей больных детей или родителей, дети которых пойдут в первый класс, или родителей, испытывающих трудности в общении с детьми и.т.п.

4-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положение ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю информацию о семье: в ДОО, у соседей, в поликлиники. Следует напомнить, что кроме физического насилия существует насилие эмоциональное, когда на ребенка не обращают внимания, насмехаются, одергивают, критикуют. Это ведет к психическому расстройству ребенка.

Перед педагогом в ДОО стоят следующие задачи:

  • раскрыть сущность функции многодетной семьи;
  • выявить проблемы семьи в современных социально-экономических условиях;
  • определить типы и особенности современной семьи;
  • определить механизмы влияние семьи на социализацию и развитие личности ребенка;
  • определить цель, задачи, функции, содержание, формы и методы работы социального педагога и школы с семьей;
  • закрепить умение и технологические приемы работы социального педагога и школы с многодетной семьей.

Для изучения семьи существует определенный алгоритм.

Важно изучить:

  • состав семьи, структуру;
  • жилищно-бытовые условия;
  • материальная обеспеченность;
  • вспомогательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);
  • характер взаимоотношений в семье:
  1. между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, конфликтные, аморальные и др.);
  2. между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, дружба, отчужденность, мелочная опека, независимость, бесконтрольность);
  3. позицию ребенка в семье (педагогически оправдана; "кумир семьи"; объект постоянных ссор взрослых, каждый, из которого стремиться привлечь её на свою сторону; запуган авторитарным отношениям, неуверен в себе; на положении "золушки");
  4. отношение ребенка к родителям.

Такая работа ДОО включает близкое знакомство педагога с семьей.

Заключение

Таким образом, с чего начинает педагог - это изучение семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка.

После изучение семьи стоит задача - создать в семье новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы, бытовые объединение, труд в саду, в огороде, в быту.

Составив представление о положении ребенка в семье, социальный педагог вместе с семьей разрабатывает для него варианты реабилитационной программы.

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствии его антиобщественного поведения.

Методом убеждения он может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать пути выхода, из сложившийся ситуации.

Существует практика, кода педагог составляет карту семьи, где дается характеристика каждому члену семьи, даты рождения, знаменательные даты в семье. Определяется статус семьи, жилищные условия. Соседство, религиозная и национальная принадлежность семьи.

Дополнением "карты" является изучение воспитания ребенка в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, если у них общие дела, какая форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают клубы. Важно представлять, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, мечту, с кем дружить. Какие отношения в садике. Какого здоровье ребенка, какие у него проблемы.

Следует выяснить и то, что знают дети о своих родителях, их вкусы, интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.

Список литературы

  1. Иванова М.А. Брак, семья, дети. - М., 2003.
  2. Ковалев С.В. Психология семейных отношений, - М.: Педагогика, 1987.
  3. Макаренко А.С. Воспитание детей в семье. Избр. педаг. соч.: в 2-х томатах - М., 1997 - т.2.
  4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие, М.: Педагогическое общество России, 2012.
  5. Масленкова Л.И. Педагоги, родители и дети, - М.: ТОО "Интел тех", 2004.
  6. Методика и технология работы педагога: Учеб. пособие / Под. ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева - М.: Академия, 2002.