Государственная муниципальная собственность



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

2. Состав органов и порядок контроля

Заключение

Список используемых источников

Введение

Муниципализация (от латинского слова - самоуп­равляющаяся община) означает передачу государственной властью права собственности на землю, строения, предприятия местного хозяйства органам городского самоуправления.

Имущество, созданное или приобретенное за счет средств районного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, является муниципальной собственностью.

Виды приобретения недвижимого имущества в муниципальную собственность:

  • путем приобретения имущества на основании договоров купли - продажи, мены, дарения или иных сделок, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
  • при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (далее - разграничение государственной собственности в Российской Федерации) в порядке, установленном законодательством;
  • при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
  • по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Документом (документами), подтверждающим право муниципальной собственности, является:

- перечень объектов федеральной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, оформленный и утвержденный в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;

- перечень объектов передаваемых в муниципальную собственность;

- право муниципальной собственности на имущество, приобретенное по иным основаниям, подтверждается документами, предусмотренными настоящим Положением (договоры купли - продажи, дарения, мены и т.д.).

Документы, подтверждающие право муниципальной собственности, подлежат постоянному хранению органами местного самоуправления.

Документы, подтверждающие право муниципальной собственности на объекты, приобретаемые в результате граждански - правовых сделок, хранятся у непосредственных участников сделок или их правопреемников.

Органы местного самоуправления ведут реестры (регистры) объектов муниципальной собственности.

Порядок ведения указанных реестров (регистров) и требования к их содержанию, в том числе к учету граждански - правовых сделок, совершаемых с муниципальной собственностью, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или муниципальными учреждениями на праве оперативного управления.

Объект работы – государственная и муниципальная собственность.

Предмет – порядок предоставления государственной и муниципальной собственности в пользование.

Цель работы – рассмотреть порядок предоставления земель в государственную и муниципальную собственность и проанализировать работу комитета по управлению муниципальным имуществом.

1. Приобретение прав на земельные участки,
находящиеся в государственной или
муниципальной собственности

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных Земельным Кодексом РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев

- изъятия земельных участков из оборота;

- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

- резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. [6, c. 132]

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование.

По решению органов местного самоуправления правами пользования муниципальной собственностью могут быть наделены любые физические и юридические лица, которые осуществляют свои права в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, и договоров об использовании муниципальной собственности.

В случае нарушения порядка использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, оно по решению органа местного самоуправления может быть изъято у муниципального унитарного предприятия или учреждения.

Порядок изъятия имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление, устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и Уставом Подольского района.

Основными функциями управления муниципальной недвижимостью являются:

  1. Ведение реестра муниципальной собственности. Обеспечение его достоверности и сохранности.
  2. Управление муниципальной собственностью путем заключения гражданско-правовых договоров.
  3. Закрепление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием или учреждением.
  4. Контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципальной собственности.
  5. Осуществление функций продавца недвижимого имущества.
  6. Учет и оформление сделок с недвижимым имуществом.
  7. Передача муниципального имущества в аренду.
  8. Осуществление действий по устранению нарушений законодательства. Предъявление исков, связанных с нарушением прав собственности муниципального образования.

Основные задачи управления муниципальной недвижимостью:

  1. Обеспечение экономически эффективного управления муниципальным имуществом.
  2. Реализация единой политики по приватизации муниципальной собственности.
  3. Защита имущественных интересов муниципального образования.

Управление и распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования осуществляют соответствующие органы местного самоуправления и (или) должностные лица местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе сдачи в аренду, создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений, порядок внесения вкладов в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ, порядок передачи имущества некоммерческим организациям, устанавливаются Уставом г. Тамбова и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с законами Российской Федерации. [8, c. 79]

В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения:

  • о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения;
  • о порядке ведения и содержании реестров (регистров) муниципальной собственности;
  • о порядке хранения документов, подтверждающих право муниципальной собственности;
  • о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
  • о порядке регулирования цен и тарифов на продукцию (услуги) муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
  • о порядке осуществления контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности;
  • о порядке внесения вкладов в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ и передачи имущества некоммерческим организациям;

- о разработке и утверждении программы приватизации объектов, находящихся в муниципальной собственности (далее - местные программы приватизации);

  • о заключении договоров по обременению муниципальной собственности, по передаче права пользования ею, в том числе договоров о доверительном управлении, аренды, найма, передачи в залог;
  • о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
  • о заключении, расторжении и продлении контрактов с руководителями муниципальных унитарных предприятий в соответствии с трудовым законодательством;

- по иным вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления является установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе порядка и условий приватизации муниципальной собственности.

Местные программы приватизации могут устанавливать:

  • ограничения на приватизацию отдельных объектов муниципальной собственности, в том числе сданных в аренду (кроме выкупа имущества по договорам аренды с правом выкупа);
  • перечень объектов, намеченных к приватизации, и обоснование их выбора;
  • критерии выбора способа приватизации объектов муниципальной собственности;

- дополнительные льготы при приватизации объектов муниципальной собственности, предоставляемые представителям определенных социальных групп;

- прогноз поступления средств от приватизации;

- направления использования средств, поступивших в местный бюджет от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

- иные положения.

Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме поступают в городской бюджет.

Главой г. Тамбова в соответствии с Уставом может быть предусмотрено принятие решений по отдельным вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе определение порядка и условий приватизации муниципальной собственности непосредственно местным сообществом данного муниципального образования.

Представительные органы местного самоуправления вправе передать осуществление части своих полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью главе местной администрации.

Муниципальная собственность может использоваться для осуществления любых, не запрещенных действующим законодательством, видов деятельности.

Муниципальная собственность, если иное не установлено федеральным законом, может быть передана во временное или постоянное пользование любым юридическим или физическим лицам, объединена с имуществом иных муниципальных образований, физических, юридических лиц и других субъектов права собственности, использована в качестве предмета залога, передана в доверительное управление юридическим или физическим лицам, отчуждена, использована и обременена иными способами.

Объектами муниципальной собственности в Подольском районе являются

  • средства городского бюджета, внебюджетных и валютных фондов;
  • имущество органов местного самоуправления;
  • земли и другие природные ресурсы;

-унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно- строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора;

  • банки и другие кредитные организации;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма;
  • жилой и нежилой фонд;
  • объекты инженерной инфраструктуры;
  • дороги местного значения;
  • здания, сооружения и предметы, являющиеся памятниками истории и культуры местного значения;
  • ценные бумаги;
  • иные объекты, необходимые для решения вопросов местного значения.

Если иное не предусмотрено законом Российской Федерации или договором об использовании муниципальной собственности, муниципальной собственностью являются плоды, продукция, доходы, полученные от ее использования.

2. Состав органов и порядок контроля

Впервые комитеты по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) были обозначены в законе РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», где комитетам отводилась роль органа приватизации муниципальной собственности.

В соответствии с упомянутым законом комитетам придавались некоторые черты, отличающие их от традиционных структур местной администрации, а именно:

  • председатель комитета по должности становился заместителем главы администрации;
  • комитеты наделялись правами юридического лица;
  • деятельность комитетов осуществлялась за счет части средств, вырученных от приватизации.

С самого начала круг обязанностей КУМИ не ограничивался подготовкой объектов к приватизации. На них было возложено:

  • выполнение программы демонополизации (коммерциализации) сферы розничной торговли, бытовых услуг, общественного питания с созданием вместо единых торгов и трестов множественности юридических лиц - муниципальных предприятий;
  • оформление прав муниципальной собственности на предприятия, движимое и недвижимое имущество;
  • инвентаризация муниципального имущества;
  • создание на базе принятого в муниципальную собственность имущества структуры муниципальных предприятий и учреждений и закрепление за ними муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

 Работа по подготовке муниципальных объектов к приватизации включала в себя решение следующих задач: [10, c.226]

  • оценка объекта приватизации (в том числе оценка финансово-экономического состояния, недвижимости, ликвидности);
  • разработка конкурсных условий (в том числе необходимость сохранения или изменения вида деятельности приватизируемого предприятия, правопреемство покупателя по его правам и обязанностям, отношения с трудовым коллективом и т. д.)
  • выбор способа приватизации;
  • обеспечение конкуренции между покупателями муниципального имущества.

 Все перечисленное КУМИ приходилось делать без каких-либо инструкций из областного центра, работая «с листа» по совершенно новым, только что опубликованным нормативно-правовым документам.

 Выше названные особенности комитетов и виды выполняемых ими работ требовали от работников комитетов профессиональных навыков, не ведомых ранее работникам местных администраций. Необходимость учебы, наличие финансовых возможностей, организация Госкомимущества обучающих семинаров, обмена опытом и сети учебных центров создали благоприятную основу для повышения квалификации работников КУМИ. Первыми в новейшей истории России именно комитеты по управлению имуществом начали работу с иностранными консультантами по созданию методической базы реформирования местной экономики.

 Таким образом, в местных администрациях появились органы относительно самостоятельные, профессионально подготовленные, вовлеченные в процессы рыночных реформ.

Они оперируют сугубо рыночными понятиями (цена, конкурс, договор), имеющие налаженные рабочие контакты с нарождающимся классом предпринимателей. Комитетами наработана основательная практика защиты интересов муниципального образования через суд. В построенных по отраслевому принципу местных администрациях, КУМИ является межотраслевым органом, что само по себе обозначает его ведущую роль в системе муниципального управления.

 В части муниципальных образований КУМИ привлечены к решению земельных вопросов, что совершенно естественно, так как земля также является муниципальным имуществом. Наработанная комитетами практика работы с объектами недвижимости (договоры купли-продажи и аренды, обусловленные параметрами использования, обязательствами покупателей и арендаторов по реконструкции и содержания объектов, конкурсы по продаже права собственности и права аренды, претензионная и судебная практика) полностью применима в решении земельных вопросов. Практически купля-продажа и аренда муниципальной недвижимости может оформляться единым договором (земельный участок плюс здание или помещение).

 В большинстве муниципалитетов на кадровой и технической базе КУМИ созданы органы регистрации юридических лиц и недвижимости; представительства агентств по банкротству; структуры по поддержке предпринимательства и работе с инвесторами; и, наконец, подразделения по разработке стратегических программ развития муниципальных образований. Комитеты по управлению имуществом с готовностью и знанием дела подключаются к вопросам конкурсного размещения муниципальных заказов, к реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Заключение

Итак, имущество, созданное или приобретенное за счет средств районного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, является муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления ведут реестры (регистры) объектов муниципальной собственности.

Основными функциями управления муниципальной недвижимостью являются:

  1. Ведение реестра муниципальной собственности. Обеспечение его достоверности и сохранности.
  2. Управление муниципальной собственностью путем заключения гражданско-правовых договоров.
  3. Закрепление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием или учреждением.
  4. Контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципальной собственности.
  5. Осуществление функций продавца недвижимого имущества.
  6. Учет и оформление сделок с недвижимым имуществом.
  7. Передача муниципального имущества в аренду.
  8. Осуществление действий по устранению нарушений законодательства. Предъявление исков, связанных с нарушением прав собственности муниципального образования.

Основные задачи управления муниципальной недвижимостью:

  1. Обеспечение экономически эффективного управления муниципальным имуществом.
  2. Реализация единой политики по приватизации муниципальной собственности.
  3. Защита имущественных интересов муниципального образования.

Исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления является установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе порядка и условий приватизации муниципальной собственности.

Передача муниципального нежилого имущества различным организациям для использования на условиях договора аренды является одним из важнейших видов непосредственной хозяйственной деятельности муниципалитетов - надежным источником пополнения местного бюджета и действенным инструментом экономического развития территории. Наиболее распространена аренда муниципального недвижимого имущества: зданий и помещений. Значительно реже заключаются договоры аренды движимого имущества и уже совсем редко аренда действующих муниципальных предприятий.

Таким образом, управление муниципальным недвижимым имуществом является сложным процессом, в котором Комитет по управлению недвижимым имуществом играет основную роль и на него возложены основные функции управления, распоряжения и учета муниципального имущества.

Список используемых источников

  1. ФЗ от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»/ГАРАНТ.
  2. ФЗ от 21 октября 2001 № 178-фз «О приватизации государственного муниципального имущества»/ГАРАНТ.
  3. Положение « Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью на территории Тамбовской области» № 17/5 от 11.10.2006г/ГАРАНТ
  4. Положение « Об аренде недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования г. Тамбова» № 5/29 от 26.09.2005 г./ГАРАНТ
  5. Положение «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании г. Тамбова» №4/9 от 06.04.2005 г./ГАРАНТ
  6. Положение «О комитете по управлению имуществом г. Тамбова» № 500 от 19.04.2004 г./ГАРАНТ
  7. Постановление «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования на 2007 год.»/ГАРАНТ
  8. Горемыкин В.А. Рынок недвижимости, М.; МЭГУ, 2004. – 354с.
  9. Горемыкин В.А. Бугулов Э.Р. Недвижимость: регистрация права и сделок, ипотечное кредитование в схемах. М.: Филтнъ, 2004. – 537с.
  10. Земельное право России / Под редакцией В.В. Петрова // М.: ТВИС, 2005. – 629с.
  11. Мабалин В.Г. Сделки с недвижимостью. М.: Филинъ, – 389с.