Экспериментальная деятельность в образовательном учреждении


Содержание

Введение

  1. Понятие и типология экспериментов
  2. Планирование и управление экспериментальной деятельностью в образовательном учреждении

Заключение

Список использованных источников

Основные понятия

Введение

Актуальность реферата обусловлена тем, что эксперимент - один из самых разработанных в науке вопросов и в то же время один их самых малореализуемых видов исследовательской деятельности вообще и педагогической - в частности. В педагогику эксперимент пришел в самом начале XX в. Во многих странах были предприняты попытки создать «точную педагогику», «экспериментальную педагогику». В их задачу входило исследование влияния искусственно созданных средств воздействия на развитие ребенка. Эксперимент то запрещался (принижалась его роль в совершенствовании теории и практики), то возносился как единственно достоверный источник научного знания. Такие перегибы в оценке эксперимента нельзя объяснить только спецификой тоталитарного строя.

Надо учитывать и «высокое» философское «происхождение» самой педагогики, и до сих пор существующие заблуждения, будто педагогика - это искусство, а не наука, а практика - критерий истины. Следует помнить о сложности самой экспериментальной деятельности и бытующем предубеждении, будто на людях нельзя экспериментировать.

Целью реферата является исследование плана опытно-экспериментальной работы.

Задачи реферата:

  1. Определить понятие и типология экспериментов.
  2. Рассмотреть планирование и управление экспериментальной деятельностью в образовательном учреждении.

1. Понятие и типология экспериментов

В энциклопедическом словаре эксперимент (от лат. проба, опыт) определяется как метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Педагогический эксперимент - эксперимент особого рода, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно-воспитательной деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания образования и т.п. [3] Педагогический эксперимент есть внедренческий вид исследовательской деятельности, основное содержание которой состоит в целенаправленном переводе научной идеи в практику с целью преобразования последней. Это метод научного исследования, основанный на инициировании некоторого процесса (явления) или воздействия на данный процесс, на таком регулировании этого процесса, которое позволяет его контролировать и измерять, а также верифицировать гипотезы.

Экспериментальная деятельность в сфере образования [4]:

  • это целенаправленная деятельность, предполагающая активное воздействие экспериментатора (педагога, воспитателя) на изучаемую ситуацию и замер сдвигов в психологических, педагогических, поведенческих характеристиках обучающихся, происходящих под влиянием этого воздействия;
  • это внедренческая деятельность, обеспечивающая развитие, изменение объекта и предмета экспериментирования посредством специально используемых средств и способов;
  • это деятельность, связанная с инновационными идеями, с их внедрением;
  • это всегда сознательно и целенаправленно проектируемая, управляемая и контролируемая деятельность;
  • это диагностируемая деятельность;
  • это деятельность, дающая новое педагогическое знание.

В литературе и педагогической практике часто употребляется словосочетание «опытно-экспериментальная работа (ОЭР). Эксперимент отличается от простого опыта тем, что последний специально не планируется, не прорабатывается и не диагностируется. Отдельный опыт конкретного педагога может быть связан с инновациями. И тогда его называют передовым педагогическим опытом, а преподавателя - новатором.

Но стоит только ввести в этот естественно и эволюционно складывающийся и протекающий опыт организацию, прогнозирование, планирование и диагностику, как он тут же переходит в ранг эксперимента.

Современная наука использует разнообразные виды экспериментов. В сфере фундаментальных исследований простейший вид эксперимента - качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Более сложен измерительный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства объекта. Широкое применение в фундаментальных исследованиях получил мысленный эксперимент. Он относится к области теоретического знания и представляет собой систему мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Будучи теоретическими моделями реальных экспериментальных ситуаций, мысленные эксперименты проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории [5].

По условиям проведения можно выделить два типа экспериментов: естественный (полевой) и лабораторный. Естественный эксперимент проводится в конкретной ситуации, поэтому полученные результаты и сделанные выводы полностью адекватны для решения практических задач. Например, в привычно протекающую учебную деятельность на занятии экспериментатор вводит новые средства или методы обучения, заменяя старые, малоэффективные. Все, кроме методов и средств, при этом сохраняется: место проведения, режим дня, расписание, прежний преподаватель и состав группы. В этих естественных условиях ликвидировать «шумы» практически невозможно.

Более того, этот эксперимент, как правило, проводит сам преподаватель. Именно это дало возможность назвать такой эксперимент опытно-экспериментальной работой. В основном эксперименты в педагогике проводятся как естественные, не разрушающие сложившихся педагогических процессов или систем. Основным отрицательным моментом естественного эксперимента является недостаток или отсутствие контроля многих переменных, влияющих на его ход.

Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях и строится по принципу моделирования организационно-психологических и педагогических процессов и явлений. Он позволяет установить более точный контроль за многими переменными и создать условия, которые можно считать сходными с естественными [2].

В этом эксперименте обучающиеся или педагоги приглашаются в специально подготовленные помещения (лаборатории), где убраны все посторонние раздражители - шум, лишние дидактические материалы и т.д. В этих «очищенных» условиях экспериментируемым предлагается что-то выполнить или на них чем-то воздействуют и тут же измеряют результаты этих воздействий.

Лабораторный эксперимент в педагогических исследованиях используется крайне редко.

По целям различают констатирующий, обучающий (формирующий), контролирующий и сравнительный (диагностирующий) эксперименты.

Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития (например, уровня обученности, развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т.п.). Таким образом, получается первичный материал для организации формирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент связан с исследованием текущего состояния зависимой переменной. При этом независимая переменная существует как имманентно присутствующий фактор. Например, исследуется динамика мотивации учения первокурсников. Эта зависимая переменная диагностируется. В качестве независимых переменных используются возраст студентов и год их обучения. Они существуют сами по себе. При анализе результатов замера зависимых переменных устанавливается их связь с возрастом и годом учебы. Констатирующих экспериментов в педагогике немало, особенно в пограничных исследованиях.

Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированное той или иной деятельности, развития тех или иных сторон личности, а их активное формирование или воспитание. В этом случае в ходе эксперимента создается специальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, глубже раскрыть их структуру. Формирующий эксперимент широко используется при изучении конкретных путей формирования качеств личности, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием, изучением и апробацией наиболее эффективных технологий, методов, приемов, форм учебно-воспитательного процесса. Он ставит цели преобразования зависимых переменных. В нем присутствуют обе переменные. Это самый полный и по-настоящему педагогический, преобразовывающий эксперимент [2].

С помощью контролирующего эксперимента через конкретный промежуток времени после формирующего эксперимента определяется уровень изменений по материалам формирующего эксперимента.

Диагностирующий (сравнительный) эксперимент имеет своей целью сравнение результатов исследовательской (экспериментальной) деятельности и правильность выдвинутых гипотез. Сравнительный эксперимент имеет место в том случае, если существуют экспериментальные и контрольные группы, в которых учебно-воспитательный процесс ведется по-разному. При этом важно, чтобы, за вычетом вводимых исследователем факторов, остальные условия, влияющие на результаты учебной работы, были для тех и других групп одинаковыми.

В рамках модернизации структуры и содержания образования, по уровню охвата субъектов образования и задачам, эксперименты подразделяются на широкомасштабные и локальные. Широкомасштабный эксперимент - это эксперимент, проводимый в генеральной совокупности экспериментальных учебных заведений, в процессе которого отрабатываются и проверяются основные цели и задачи модернизации содержания и структуры образования, выявляются педагогическая эффективность и социальные последствия данного эксперимента на этапе его реализации и распространения результатов, а также накопление образцов передового педагогического опыта, соответствующего стратегии реформы.

Локальный (от лат. localis - местный) эксперимент не претендует на изменение всей системы. Он свойственен конкретному заведению и не выходит за определенные пределы. Его основное назначение - задать определенные образцы нового типа внутри системы. Локальный эксперимент охватывает меньшие по объему выборки. Преимущество этого эксперимента состоит в том, что исследователь может скорректировать условия исследования, точно зафиксировать полученные результаты и использовать их непосредственно в конкретной обстановке. Достоинством локального эксперимента является также возможность создать определенные условия, продумать систему измерения и контролирования различных переменных, гарантировать точность соблюдения условий и повторить эксперимент [3].

В структуру эксперимента входят:

- объект и предмет преобразования;

- средство преобразования объекта и предмета экспериментирования;

- технология использования средств;

- диагностико-аналитические методы.

Каждая из этих частей, в свою очередь, состоит из компонентов.

Объект и предмет преобразования, как важнейшие составляющие эксперимента, заключается в определении того круга людей (обучающихся, преподавателей или родителей), которые будут подвергаться экспериментальному воздействию, которым будет оказываться специальная педагогическая помощь в развитии у них тех или иных качеств.

 Конкретный контингент, с которым работает экспериментатор, есть объект экспериментирования. Эффективность экспериментальной работы во многом обусловлена правильностью экспериментальной выборки. Выборка в эксперименте - это определение количественного и качественного состава его участников. Выборка как процедура исследования хорошо разработана в социологии. Из социологических работ можно узнать, какие существуют типы выборки, критерии количественного состава участников.

Эксперименты, как правило, проводятся в нескольких образовательных учреждениях или учебных группах. Тем не менее, при проведении констатирующего или широкомасштабного экспериментов нужно определять выборку.

При этом необходимо учитывать следующее:

- участники эксперимента должны быть объединены в группы (коллективы) или способны переформироваться в новые группы, нужные для эксперимента;

- участники эксперимента должны по своим основным характеристикам соответствовать идее, гипотезе и достаточно ярко выражать качества, составляющие зависимые переменные;

- участники эксперимента - это добровольцы, психологически готовые помочь провести важную работу;

- общим принципом выборки участников эксперимента должна быть репрезентативность - представительство участников, достаточное для получения выводов, способных распространиться на всю генеральную совокупность подобных явлений.

Объектом эксперимента являются люди. Однако сегодня не существует такого педагогического средства, которое охватывало бы всю личность со всеми ее структурами, проявлениями и качествами одновременно. Любое воздействие всегда частично, как и изменения в человеке. Ту часть, сторону или качество личности, на которую воздействует экспериментатор в целях ее изменения, называют предметом эксперимента.

Цель эксперимента - это ответ на вопрос: «Что мы хотим получить (сделать) в итоге экспериментального исследования?». Как правило, цель выражается в форме глагола: «выяснить», «выявить», «создать», «проверить», «провести», «определить», «построить». Для того чтобы правильно сформулировать цель эксперимента, следует разобраться в том, как соотносятся педагогическая и исследовательская цели.

2. Планирование и управление экспериментальной деятельностью в образовательном учреждении

 Чем сложнее экспериментальная деятельность, тем больше она требует продуманной организации и управления. Решение о проведении эксперимента принимается на стадии выбора типа темы и исследования. Исследователь определяет соответствующий тип и вид эксперимента. И только после тщательного продумывания этого складывается общий абрис эксперимента, т.е. его модель, его план.

Часто случается так, что исследователь провел свою опытную работу, определил, например, инновационное содержание, методы или средства более успешного воспитания учащихся. Ему остается пропустить свой опыт через технологию эксперимента и соответственно описать его.

В данном случае это будет квазиэксперимент, когда статистические данные либо неполные, либо вообще отсутствуют, но зато исследователь выявит и опишет педагогические факты, ситуации и события, т.е. то, что поддается наблюдению, описанию и осмыслению. При таком «послеэксперименте» можно использовать ретроспективные методики, фиксирующие воспоминания и оценки, которые поддаются статистической обработке. Но все это не в ходе эксперимента, не в его динамике. Если опытная работа не завершена, то ее на любой стадии можно перевести в эксперимент.

Достаточно составить программу, определить цели, гипотезу и переменные, подобрать диагностику и т.д. Такая необходимость возникает, когда данный опыт превращается в источник и базу исследования для аттестационной работы, например. Если же ни того, ни другого нет, то эксперимент придется организовывать заново и проектировать научно и грамотно.

Рассмотрим планирование опытно-экспериментальной работы.

В полном объеме, в своем идеальном виде педагогический эксперимент содержит три крупных блока [3]:

- подготовительный;

- формирующий;

- аналитический.

В эти блоки входят 32 действия-этапа в экспериментальной деятельности. Кратко рассмотрим их.

Этап 1. Определение типа и вида эксперимента - разработка его модели.

Этап 2. Разработка проекта программы эксперимента - его предварительное проектирование по воплощению выработанной модели.

Этап 3. Нахождение (выбор) места проведения эксперимента связано с вашим опытом и состоянием учреждения. Желательно именно с руководителем решать этот вопрос. Он - человек опытный, оценит возможности образовательного учреждения и преподавателя тоже.

Этап 4. Определение участников эксперимента - частично проводится в предыдущем действии. Кроме педагогов нужно выбрать экспериментируемых - студентов, родителей или самих педагогов. Цели исследования и гипотеза будут служить подсказками. Если в качестве экспериментатора выбирается педагог, то изучаются такие важные его качества, как способность точно воспроизводить технологию использования независимых переменных, склонность к наблюдению, самонаблюдению и анализу, его отношение к студентам, а также упорство и терпение.

Этап 5. Формирование контрольных и экспериментальных групп, зависящее от модели эксперимента. Если их предстоит создавать, то надо позаботиться об их исходной одинаковости: едином возрасте, одном преподавателе-экспериментаторе, единой программе, одинаковом количестве мальчиков и девочек и т.д. Исходно равные условия просто необходимы, чтобы снизить число влияющих факторов.

Этап 6. Психологическая подготовка участников экспериментальной деятельности включает в себя разъяснение цели и гипотез, достижение единогласия в вопросах технологии экспериментирования, пробуждение уверенности в ценности исследования и готовности к сотрудничеству в ходе его проведения. В результате бесед, консультаций, убеждений, показов, ознакомления должны появиться взаимный интерес в проведении такой работы, желание ее выполнить как можно качественнее и готовность вынести трудности.

Этап 7. Профессионально-педагогическая подготовка участников связана с распределением функций между ними и обучением их выполнению.

Преподаватель - экспериментатор обучает технологии введения независимой переменной, наблюдательности, использованию диагностических методик, обработке информации и другим умениям. Все это делается до начала экспериментирования.

Этап 8. Материально-техническое обеспечение эксперимента состоит в том, чтобы насытить пространственную среду такими средствами, при которых эксперимент может состояться, не будет прерван или искажен. Нужны ли ксерокс, кресла, компьютер, цветомузыка, киноустановка и другое оборудование - все определяется не вообще, не из желания создать тепличные или комфортные условия, а исключительно целью, гипотезой и зависимыми переменными в эксперименте.

Этап 9. Методическое обеспечение эксперимента создается тоже в оптимальном режиме для самого экспериментирования. Главное здесь - обеспечить достаточными методическими материалами независимые переменные и диагностирование.

Этап 10. Подготовка независимых переменных к экспериментальному внедрению означает, во-первых, их текстуальную проработку в различных приемлемых формах педагогического проектирования (планах, программах, конструктах занятий и внеучебных мероприятиях - конспектах, сценариях, пособиях и т.д.); во-вторых, обученность педагогов в их использовании; в- третьих, параметрическое описание по частоте, продолжительности, времени и месту использования в системе традиционной деятельности. Здесь важно предусмотреть все помехи на пути их внедрения.

Этап 11. Разработка методов диагностирования зависимых переменных включает в себя такие операции, как параметризацию зависимых переменных, т.е. выработку критериальных характеристик; подбор методов диагностирования их состояния; валидность этих методов, т.е. проверку их надежности получать объективную и устойчивую информацию; подбор методов обработки получаемой информации.

Этап 12. Размножение диагностирующих материалов - чисто техническая работа. Ее смысл заключается в том, чтобы иметь на печатной основе столько схем, анкет, тестов, сколько охватывается экспериментом, и чуть больше. «Усушка» неизбежна. Опыт показывает, что анкеты и тесты теряются, не заполняются, «портятся» от неверного заполнения. К этому надо относиться нормально. Помните только одно: рукописные тексты или анкеты, планы и схемы искажают результаты не менее чем на одну четвертую, особенно если ответы и запись вопросов проводятся одновременно

Этап 13. Рандомизация участников эксперимента - выравнивание их важнейших характеристик. Между студентами, преподавателями, ситуациями и условиями нужно иметь предельно много сходного и исключить различия. Только в этих условиях гомогенных групп возникает эффект «единственного различия», когда от введения новой независимой переменной становится возможным установить именно ее влияние на зависимые переменные. Независимые переменные становятся реальным, устанавливаемым фактором, основной причиной изменения поведения экспериментируемых. Рандомизация возможна посредством специального подбора участников эксперимента по сходным критериям: успеваемости, воспитанности, обученности, мотивации учения и т.д. Эти критерии «вводятся» из зависимых переменных. Другой вариант рандомизации - специальная доподготовка участников эксперимента, их доучивание, допросвещение, довоспитание. Рандомизация применима практически в любом эксперименте, любом его типе и виде. С этого момента начинается ведение дневника проведения эксперимента.

Этап 14. Составление графика экспериментирования - разработка календарного плана его проведения. Сюда войдут все этапы с датами (сроками) их проведения. Можно попытаться разработать сетевой график.

Этап 15. Основная часть экспериментальной деятельности - от проверки готовности независимых переменных к внедрению. Проверить их готовность означает еще раз критически оценить состояние текстов, фиксирующих вводимые новшества, и свое владение ими, а также материально-техническое и методическое их обеспечение.

Этапы 16-18. Исходное диагностирование зависимых переменных, обработка полученных данных и корректировка программы и графика экспериментирования - органично связанные этапы. С первого диагностирования и начинается собственно эксперимент, когда определяется «точка отсчета», исходный уровень развития качеств, составляющих зависимую переменную. Далее все их изменения будут приписываться воздействию нового вводимого компонента, т.е. независимой переменной. Крайне желательно, чтобы сразу же весь полученный эмпирический материал был обработан. Экспериментатору надо прочувствовать его, представить и в индивидуальном варианте, и в групповом. Эти знания - как трамплин для его следующих действий. Самое ближайшее действие - корректировка программы и графика эксперимента. Вполне возможно, что, получив низкие исходные показатели, данный блок действий придется удлинить.

Этап 19. Введение независимой переменной - ядро преобразующего эксперимента. Все делается по заготовленным материалам. Введение запланированного новшества в традиционную деятельность возможно по частям, а также целиком.

Этапы 20-22. Во время второго среза состояния зависимых переменных - обработка полученных данных, корректировка экспериментальной программы и графика. Только вот обработка материалов диагностирования дополняется сравнительным (факторным или корреляционным) анализом результатов первого среза.

Этап 23. Введение независимой переменной - может быть повтором первого введения. Может быть второй частью, т.е. продолжением эксперимента по теме, формам, методам.

Этапы 24-26. Вполне возможно, что на этапе третьего среза состояния зависимых переменных формирующую часть эксперимента вы закончите. Если же нет, то эти же циклы могут повториться: введение независимых переменных, диагностирование, сравнение.

Все определяется характером, содержанием и графиком экспериментирования.

Этапы 27-28. Обобщение результатов диагностических «срезов» и получение выводов проводятся в двух направлениях. Первое - в направлении, показанном экспериментом и полученными результатами. А они могут породить и обнаружить самые неожиданные факты, идеи, ситуации. Второе - анализ и обобщение от гипотезы и в свете гипотезы. Эти встречные анализ и обобщение полнее и точнее отразят реальное положение дел и приведут к более глубоким и объективным выводам.

Этап 29. Качественная и количественная характеристики независимых переменных и особенности их введения в эксперимент позволяют подготовить их к корреляционному анализу с изменениями зависимых переменных. Экспериментатору положено зафиксировать малейшие изменения независимых переменных и условий их применения в эксперименте.

Этап 30. Сравнительный анализ независимых и зависимых переменных позволяет выявить закономерные связи или, по крайней мере, особенности их взаимозависимости. Именно здесь и рождаются главные выводы по всему эксперименту и будущие методические рекомендации. На этом этапе категория времени введения новой идеи, продолжительность ее развития играют огромную роль.

Этап 31. Подведение итогов, соотношение выводов по эксперименту и гипотезы исследования - пик доказательства. Здесь формируется ответ на главный вопрос исследования: доказана ли экспериментальными данными гипотеза.

Этап 32. Описание эксперимента в отчете зависит от того, какое место и какую роль он выполняет. И тогда она будет именоваться прямо - экспериментальным исследованием или непосредственно по цели эксперимента. План описания будет включать общие: программы эксперимента, методику диагностирования, ход эксперимента, результаты диагностирования, подтверждение гипотезы.

Педагогический эксперимент без специально созданной программы провести практически невозможно. Именно благодаря наличию программы любой эксперимент можно многократно повторять. В программу входят следующие разделы.

  1. Общие данные об эксперименте.

1.1. Тема эксперимента.

1.2. Общая характеристика места проведения.

1.3. Общая характеристика участников (экспериментаторов и экспериментируемых).

1.4. Тип эксперимента.

  1. Научный аппарат эксперимента.

2.1. Теоретическая основа (опорные теории, основные понятия).

2.2. Цель экспериментального исследования.

2.3. Экспериментальная гипотеза.

2.4. Описание независимых переменных.

2.5. Описание зависимых переменных.

2.6. Методы диагностирования независимых переменных.

2.7. Методы диагностирования зависимых переменных.

2.8. Методы обработки эмпирических данных.

  1. Организация эксперимента.

3.1. Материально-техническое обеспечение.

3.2. Методическое обеспечение.

3.3. Организационно-педагогическая подготовка участников эксперимента.

3.4. Психологическая подготовка участников эксперимента.

3.5. График проведения эксперимента.

  1. Приложение. Экспериментальные материалы. Методы диагностирования.

Вся программа эксперимента по каждому разделу разрабатывается очень подробно, во всех деталях, особенно график. Он определяет тактику экспериментирования. Сюда включаются все виды операций по трем этапам (подготовительный, формирующий, аналитический) с указанием времени проведения. В графике также следует указывать распределение видов работ между участниками эксперимента, наличие или отсутствие пилотажного исследования, выделение контрольных групп и проведение необходимых срезов.

Заключение

В процессе исследования было выявлено, что педагогический эксперимент – это эксперимент особого рода, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно-воспитательной деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания образования и т.п. Педагогический эксперимент есть внедренческий вид исследовательской деятельности, основное содержание которой состоит в целенаправленном переводе научной идеи в практику с целью преобразования последней. Это метод научного исследования, основанный на инициировании некоторого процесса (явления) или воздействия на данный процесс, на таком регулировании этого процесса, которое позволяет его контролировать и измерять, а также верифицировать гипотезы.

Опытно-экспериментальное исследование состоит из 32 пунктов. По которым составляется план-программа исследования.

Вся программа эксперимента по каждому разделу разрабатывается очень подробно, во всех деталях, особенно график. Он определяет тактику экспериментирования. Сюда включаются все виды операций по трем этапам (подготовительный, формирующий, аналитический) с указанием времени проведения. В графике также следует указывать распределение видов работ между участниками эксперимента, наличие или отсутствие пилотажного исследования, выделение контрольных групп и проведение необходимых срезов.

Список использованной литературы

  1. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике: Монография. – М.-Волгоград: Перемена, 2003с. – 164с.
  2. Бостанджиева Т.М. Психологический инструментарий для учебно-исследовательской практики студентов педагогических специальностей и направлений бакалавриата: учеб. пособие. – Тобольск: Тоб. гос. пед. ун-т, 2009. – 247с.
  3. Зубенко Н.Ю., Сабитова Г.В., Сухова Е.И. Технологии исследовательского проектирования: Учеб. пособие для студ. и аспир. высших учебных заведений (словарь-справочник) М.: Издательство "Спутник +", 2016. - 91 с.
  4. Виноградова Н.А., Алисов Е.А., Сухова Е.И, Ходакова Н.П. Подготовка и защита выпускных квалификационных работ (бакалаврская работа, магистерская диссертация).- М.: Издательство «Спутник +», 2015. - 56 с.
  5. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования /Б. С.Волков, Н. В.Волкова, А. В.Губанов.– М.: Мир: Акад.проект, 2005. – 305с.
  6. Исследовательская деятельность в вузовской и послевузовской подготовке бакалавров, магистров, аспирантов: Сб. статей /под ред. И.А. Зимней. – М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 116с.
  7. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400с.

Основные понятия

Эксперимент

метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Педагогический эксперимент

эксперимент особого рода, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно-воспитательной деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания образования и т.п.