Истоки политической психологии


Содержание

Введение

  1. Истоки политической психологии, ее предмет, основные задачи и методы исследований. 4
  2. Психологические факторы политической культуры
  3. Психологические факторы и ресурсы политической власти

Заключение

Список литературы

Введение

При изучении политической жизни общества важно понимать в нем место и роль человека. Английский социолог Спенсер говорил, что каковыми являются люди («единицы»), их средний уровень развития, такой будет и рождаемая ими политика. Народоправие предполагает умение народа не только вести государственную жизнь, но и править государством, а для этого у человека должно быть сформировано чувство государственной ответственности за свои действия.

Народ и государство связаны между собой своеобразным «коллективным договором», основа которого - это три фундаментальных позиции: моральный порядок, право (закон) и знание. Эти позицию гарантируют не только единство усилий общества и государства в осуществлении политики, но и обеспечивают автономию духовного мира личности, ее независимость в поступках и линии поведения.

Политика - это специфическая сфера человеческой деятельности, в которой проявляются отличия интересов социальных групп, нации, классов, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политическая психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности политической деятельности, проблемы отбора и подготовки политических лидеров, а также роль практических психологов в оптимизации политической деятельности.

Целью данной работы является рассмотрение психологии в политике.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определить происхождение политической психологии;
  • Рассмотреть психологические факторы политической культуры;
  • Раскрыть психологические ресурсы политической власти.

1. Истоки политической психологии, ее предмет, основные задачи и методы исследований

Политика - это специфическая сфера человеческой деятельности, в которой проявляются отличия интересов социальных групп, нации, классов, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти[1]. Самое существенное в политике - это «устройство государственной власти. Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства». Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми интересами, проблемой власти.

Основной предмет политической науки - политическая власть, реализуемая в политических системах и в других формах политической деятельности.

Понятие "политическая психология" в современном обществознании употребляется в двух смыслах: как форма политического сознания и как политическая наука. Политическая психология как форма политического сознания представляет собой совокупность духовных образований, которые содержат эмоционально-чувственные ощущения и представления людей о политических явлениях[2]. Политическая психология как политическая наука - это отрасль знаний, изучающая социально-психологическое восприятие людьми политических реалий, исследующая механизмы политического поведения граждан, влияние на него сознания и подсознания. Проблематика политической психологии - механизмы воздействия побуждений, влечений, эмоций и страстей различных социальных групп и целых народов на ход исторического развития, место и роль общественного мнения в политической жизни общества, социальная обусловленность политических настроений масс, динамика их развития и т.п.

Вопрос о месте политической психологии в структуре современного обществоведения дискуссионный одни считают ее самостоятельной политической наукой (европейская традиция), другие рассматривают политическую психологию как составную часть единой, комплексной науки о политике (американская традиция). На каких бы позициях не стояли исследователи психологических феноменов в политическом процессе, все они подчеркивают междисциплинарный характер политической психологии: в ней соседствуют категории политической философии, антропологии, социологии, психологии, социальной психологии и политологии. Итак, на стыке ряда наук, прежде всего политологии и психологии, возникла и развивается новая дисциплина, которая требует от политологов осваивать новые для них психологические механизмы политического поведения граждан, а у психологов - профессионально изучать политику. Специалистов, в равной мере подготовленных в обеих сферах, - не так много.

Политико-психологическая проблематика имеет, если не очень давние, но достаточно прочные традиции. Во второй половине 19 века появляются работы историков, философов, социологов, психологов, в которых политика интерпретируется в эмоционально-чувственной форме. У истоков современной политической психологии стояли мыслители, которые пытались объяснить общественную жизнь вообще, и политическую в частности, психологическими факторами. К ним прежде всего относятся представители психологического направления в социологии.

Политическая психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности политической деятельности, проблемы отбора и подготовки политических лидеров, а также роль практических психологов в оптимизации политической деятельности[3].

Предметом политической психологии является особый ряд явлений, рождаемых деятельностью людей в сфере политики и власти.

Задачи политической психологии можно разделить на 5 групп. Первая группа задач связана с психологическими основами деятельности политического лидера (построение модели успешного политического лидера). Вторая группа задач связана с особенностями построения предвыборной кампании. Стратегия предвыборной кампании бывает: а) стратегия партнерства – состоит в аргументации точки зрения при готовности выслушать, принять точку зрения оппонента; б) стратегия конфронтации – состоит в одностороннем подходе к точке зрения оппонента, изначальному неприятию ее. Третья группа задач связана с определением особенностей различных видов политического общения (массы, малые группы, один-на-один). Четвертая группа – создание политического имиджа лидера. И, наконец, пятая группа задач связана с проблемами решения политических конфликтов.

Методы исследований в политической психологии

Эмпирические, или бихевиористические, методы политических исследований начали активно использоваться на рубеже XIX - XX столетий в связи с практической потребностью в объективных знаниях политической действительности, связанной, прежде всего, с участием граждан в политике.

Важное значение в эмпирических исследованиях имеет изучение проблем политического поведения, общественного мнения, политической культуры, ментальности, системный анализ общественно-политических структур, комплексное изучение проблем социального управления, анализ политических институтов, планирование и прогнозирование политических процессов.

Бихевиористические методы свое название получили от английского слова behavior - поведение. Они характеризуются как способ исследования социально-политических явлений с точки зрения анализа поведения отдельных людей и групп. В США, например, общественные науки, которые широко используют этот метод, получили название бихевиоральных. Бихевиоризм, согласно которому явления политической жизни проистекают из природных особенностей людей, играет очень важную роль в политических исследованиях. Согласно этого метода, стремление к власти является доминирующей чертой психики и сознания, решающим фактором политической активности. В основе метода - категория политического поведения, которая рассматривается под углом зрения “стимул - реакция”. Под политическим поведением имеют в виду действия личности, которая играет определенную политическую роль, независимо от того, осознанно или неосознанно это происходит. Исходя из этого, рассматриваются процессы политической социализации личности, общественное поведение и некоторые другие актуальные проблемы политологии.

Анализу политического поведения предшествует получение эмпирической информации одним или сразу несколькими методами:

  • непосредственным наблюдением;
  • контент-анализом документов и информационных потоков;
  • экспериментом;
  • анкетным опросом;
  • интервью.

Использование бихевиористических методов их приверженцы обосновывают тем, что все формы взаимоотношений являются результатом действий и взаимодействий индивидов и связей между ними. Бихевиористические исследования сосредоточены на нескольких основных направлениях. Важнейшим из них является электоральное поведение граждан. Исследования электорального поведения можно разделить на четыре группы направлений[4]:

  1. “Микро-микро” - исследования, в которых изучаются связи между биографическими данными человека, его ролями и мотивациями в объединении с политическими настроениями и решениями.
  2. “Макро-макро” - исследование влияния структурных связей на уровень политических решений, стабильность и направленность “микро-микро”-связей.
  3. “Микро-макро” - исследования влияния граждан на политику, стратегию и тактику политических структур (партий, общественных организаций, движений, процедуры принятия решения).
  4. “Макро-микро” - исследования, связанные с функциями системы структурных ограничителей поддержки, стабилизации всей политической системы.

Количественные методы тесно связаны с бихевиористическими, поскольку политическая практика, которая требует определения политических процессов и явлений, исходит из понимания принципиальной возможности исследования последних. Приверженцы бихевиористического метода активно используют количественные методы обработки информации. Прежде всего через использование ЭВМ в сфере исследования политических ориентаций, позиций и поведения граждан относительно политических институтов общества, выборов. Среди количественных методов больше всего используются контент-анализ, статистический метод, опрос общественного мнения, эксперимент.

Используют контент-анализ и во время изучения сообщений различных средств массовой информации про одно и то же событие или человека. Таким способом, проанализировав большое количество сообщений традиционной, радио- и электронной прессы, можно получить достаточно объективный срез общественного мнения по этому поводу. В свою очередь, проследив в течение достаточно длительного времени сообщения конкретного средства массовой информации, можно оценить и собственные политические симпатии и антипатии данного издания или телерадиокомпании.

Статистический метод исследования политической активности ставит своей целью изучение и анализ закономерностей в поведении избирателей, в зависимости от специфики избирательных округов, состояния общественного сознания граждан. Он базируется на исследовании результатов голосования избирателей на выборах, референдумах, опросах и данных государственных статистических органов.

Опрос общественного мнения может проводиться непосредственно (в так называемых “полевых условиях”), с помощью анкетирования, интервью через средства массовой информации (телефон, телевидение, радио, пресса, почта), через компьютерные сети. Техника опроса базируется прежде всего на основе заранее разработанных анкет, которые состоят из закрытых и открытых вопросов.

Достаточно часто в политической практике используют так называемые экспертные опросы, когда респондентами выступает не большое количество граждан (от нескольких сотен до нескольких тысяч опрошенных), а сравнительно немного специалистов, которые занимаются проблемами политики. При соответствующем подборе экспертов и соответствующем уровне их квалификации результаты таких опросов могут быть очень полезными.

Лабораторные эксперименты используются во время моделирования политических ситуаций с целью разработки правдоподобного сценария возможных политических событий и соответствующих политических решений. Суть эксперимента, как правило, состоит в том, чтобы найти связи между психологическими, политическими и другими качествами людей, которые принимают политические решения, с их возможным политическим поведением.

Использование различных методов и подходов дает возможность получать наиболее полное и правдивое представление о политическом процессе и на базе этого принимать оптимальные политические решения.

2. Психологические факторы политической культуры

Основные пути формирования политической культуры. Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса. Ими являются: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность государства, полит партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.

Факторы, влияющие на формирование политической культуры.

Известно, что страны, имеющие аналогичные социополитические системы, могут значительно отличаться друг от друга в полит-культурных отношении. Эти различия предопределены, помимо всего прочего, и так называемыми “внешними”, неполитическими, факторами: спецификой исторического развития, геополитическим положением страны и в особенности экономическими факторами.

Варианты управления конфликтами, их формы[5].

  • Разъяснение требований к работе.
  • Координационные и интеграционные механизмы. (координация – чёткая цепь команд, интеграция – объединение).
  • Общеорганизационные комплексные цели.

В цивилизованном обществе политика не существует вне культуры вообще. Культура – это способ и результат человеческой деятельности, который создает личностную и общественную жизнь во всей гамме их составляющих. Давайте разберемся, что же такое политическая культура в целом.

Политическая культура являет собой совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, которые касаются отношений между властью и гражданами.

Одним из факторов политической культуры является знание психологии межличностных затруднений, конфликтов, кризисов.

Культура же политического диалога – это умение не только говорить (что многие политики считают главным залогом успеха), но и умение слушать собеседника, будь то оппонент, группа людей или целая нация. Психологи утверждают, что средний человек говорит лишь 30% времени, а слушает 40-45%. И большую часть этого времени он делает это неправильно… Искренний интерес и участие к проблемам партнера – вот главное направление политического диалога. А умение даже в абсолютно противоположных точках зрения найти рациональное зерно и плоскости соприкосновения – это один из принципов культуры политического консенсуса. Умение вести дискуссию, спор – одно из необходимых умений любого политика. Это умение складывается из трех последовательных шагов: ограничения предмета дискуссии на первом этапе, конкретности предмета спора; контроля эмоциональной включенности диспутантов; учета уровня знаний предмета.

Политический конфликт - столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества.

Функции политического конфликта.

Положительные:

  • объективного выражения неудовлетворенности;
  • разрядки напряженности;
  • достижения внутригрупповой сплоченности;
  • коммуникативно-информационная;
  • стимуляция социальных изменений.

Отрицательные:

  • создает угрозу интеграции общества, ликвидации данной политической системы;
  • может отрицательно влиять на авторитет и функционирование власти;
  • материально-разрушительная и жизненно-опасная;
  • духовно – деградирующая.

Решение: сила, переговоры, сотрудничество.

При работе в политическом процессе необходимо учитывать принципы работы политического психолога. К ним относят следующие[6]:

  1. Компетентность. Политический психолог должен быть компетентным в той области, в которой работает.
  2. Беспристрастность. Личные отношения политического психолога к политическим платформам и деятелям не должны сказываться на его работе.
  3. Уважение. Уважать следует и Клиента, и соперников Клиента, и всех остальных людей, в том числе и самого себя, не распространяя, например, компрометирующую Клиента информацию.
  4. "Почему нет?" Следует помнить, что пределов силе разума не существует, и возможно добиться всего. Например того, что 1 января 2001 года 95% жителей США возьмутся правой рукой за левое ухо и споют "Боже, царя храни".

В политической психологии используются следующие 8 типов личности:

  • ипохондрический тип (политическое иждивенчество);
  • истероидный тип (политическая адаптивность);
  • психастенический тип (политический консерватизм);
  • депрессивный тип (политическое безразличие);
  • маниакальный тип (политическая инициатива);
  • психопатический тип (политический радикализм);
  • параноидальный тип (политическое соперничество);
  • шизоидный тип (политическое творчество).

Первая половина типов и политических явлений детерминирует политическую стабильность общества, вторая - дестабилизацию. Как правило, члены политических партий гомогенны в отношении психологических типов.

3. Психологические факторы и ресурсы политической власти

Механизм осуществления власти включает следующие моменты[7]:

Господство, т.е. подчинение одних социальных групп другим, что закрепляется в государственных нормативно-правовых актах.

Руководство, т.е. определение и законодательное закрепление стратегии развития общества, политической системы, выбор средств осуществления основных задач и целей.

Управление и организация, т.е. принятие конкретных управленческих решений, согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп, личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений.

Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие результаты имеют те или иные управленческие решения.

Ресурсы власти: экономические, социальные, культурно-информационные, силовые, демографические.

Понятие и классификация ресурсов власти - это потенциальные основания власти, т.е.такие средства которые могут быть использованы ,но еще не используются или используются недостаточно. Классификация ресурсов власти зависит от критерия, по которому она осуществляется в качестве такого критерия можно использовать тип носителя власти или так называемый антропологический принцип. Классификация по типу носителя (различает ресурсы власти). Классификация по антропологическому принципу .(Выявляет типы основных мотивов, т.е. того непосредственного, что вызывает поведение объекта власти желательно для ее субъекта).

Заключение

В ходе проделанной работы была раскрыта ее цель рассмотрения психологии в политике.

Также были решены основные задачи:

  • Определено происхождение политической психологии, описаны ее методы, предмет и задачи;
  • Рассмотрены психологические факторы политической культуры;
  • Раскрыты психологические ресурсы политической власти.

Самое существенное в политике - это «устройство государственной власти. Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства». Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми интересами, проблемой власти.

Предметом политической психологии является особый ряд явлений, рождаемых деятельностью людей в сфере политики и власти.

Психология политической власти определяет саму власть как способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения. А также выделяет ее сущностные черты: суверенитет, что означает независимость и неделимость власти; авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества; волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять; принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие); всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.

Список литературы

  1. Пивоваров Ю.С. Политическая власть и закон: Методологический очерк. - М.: ИНИОН РАН, 2002.
  2. Пикалов Г.А. Психология в политике и бизнесе: концепция, модели, современность. - СПб.: Питер, 2003.
  3. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов /Под ред. Радугина А. А., Кроткова Е. А. – М.: Инфра-М, 2001.
  4. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократий // Полис. - № 4. – 2004.
  5. Соловьев А. Политическая культура // Кентавр. - № 6. – 2003.

[1] Соловьев А. Политическая культура // Кентавр. - № 6. – 2003. – с. 23.

[2] Пикалов Г.А. Психология в политике и бизнесе: концепция, модели, современность. - СПб.: Питер, 2003. – с. 58.

[3] Соловьев А. Политическая культура // Кентавр. - № 6. – 2003. – 28.

[4] Пивоваров Ю.С. Политическая власть и закон: Методологический очерк. - М.: ИНИОН РАН, 2002. – с. 67.

[5] Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократий // Полис. - № 4. – 2004. – с. 15.

[6] Пикалов Г.А. Психология в политике и бизнесе: концепция, модели, современность. - СПб.: Питер, 2003. – с. 157.

[7] Пивоваров Ю.С. Политическая власть и закон: Методологический очерк. - М.: ИНИОН РАН, 2002. – с. 251.