Основные закономерности развития финансов


1. Экономические доктрины в экономике и финансах

Понятие финансов. Термин «финансы» произошел от латин­ского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений.[1]

Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в ус­ловиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с раз­витием государства и его потребностями в ресурсах.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в про­цессе общественного воспроизводства определяются экономиче­ским строем общества, природой и функциями государства.

Финансы представляют собой экономические — денежные от­ношения, связанные с формированием, распределением и ис­пользованием фондов денежных средств, в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач государства. [2]

Финансы как экономическая категория выражают экономиче­ские отношения по поводу производства, распределения и ис­пользования валового внутреннего продукта (ВВП). То есть стоимости конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период вре­мени, и национального дохода (НД) - вновь созданной стоимо­сти или стоимости ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. [3]

На стадии производства создаются ВВП и НД и подготавливаются условия для появления этой категории. На второй стадии процесса производства — распределения (первичного и вторичного) — возникают финансовые отношения. Без участия финансов созданная стоимость не может быть распределена. Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием стоимости ВВП и НД.

Воздействуя на производство, распределение и использование (потребление), финансы носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов населения, предприятий и государства служит НД. Его объем определяет возможности удовлетворения потребности членов общества, общественного расширенного производства и государства. Именно с учетом размеров НД и его отдельных частей (фонда потребления и фонда накопления) определяются пропорции развития экономики и ее структуры.

Финансы отражают уровень развития производительных сил и микроэкономические процессы.

Современная экономика не может существовать без финансовых ресурсов государства. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества может финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические ис­следования, некоторые новые приоритетные отрасли экономи­ки, а также предприятия, необходимые всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Состояние экономики страны определяет состояние финан­сов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы характеризуются своей стабильностью и устойчивостью; они стимулируют дальнейшее развитие произ­водства и повышение качества жизни граждан страны.

При экономическом кризисе, спаде производства, росте без­работицы состояние финансов резко ухудшается: сокращаются доходы населения и снижается их жизненный уровень, уменьша­ется прибыльность хозяйствующих субъектов и как следствие по­являются взаимные неплатежи, денежные суррогаты, расширяют­ся бартерные сделки, возникают крупные дефициты бюджетов, финансируемые за счет внутренних и внешних займов эмиссии денег, увеличиваются государственный долг и расходы по нему.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Деньги - это совокупность финансовых активов, которые регулярно используются для сделок.[4] Финан­сы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым ими функци­ям. Главная функция денег – создание оптимальных условий обмена, сведение к минимуму времени и транзакционных издержек как следствие абсолютной ликвидности денег. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств.

Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме. Реальное движение (денег незави­симо от движения стоимости в товарной форме) — это движение самостоятельное, неэквивалентное, когда не возникает товар­ного возмещения. При финансах происходит независимое одно­стороннее движение денег. Деньги движутся безвозвратно. Двустороннее движение денег присуще категории кредита.

В результате самостоятельного движения денег образуются денежные фонды (централизованные и децентрализованные). В этом выражается материальное содержание финансов.

Финансовые отношения выражают денежные отношения, которые возникают:

  1. между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и оказа­ния услуг;
  2. между предприятиями и вышестоящими организациями
    при создании фондов денежных средств и их распределении, у
    этих вышестоящих организаций;
  3. внутри предприятия при формировании и кругообороте
    его фондов;
  4. внутри домашнего хозяйства при формировании и ис­пользовании бюджета семей;
  5. между государством и предприятиями при уплате пред­
    приятиями обязательных платежей в бюджетную систему и финансировании расходов;
  6. между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
  7. между предприятиями, гражданами и внебюджетными
    фондами при внесении платежей и получении средств;
  8. между отдельными звеньями бюджетной системы и др.

2. Взаимосвязь финансовой и денежно - кредитной системы



Что Вы посещаете?

Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Этот термин возник в XIII—XV в и обозначал любой денежный платеж. Таким образом, данный термин отражал,

- во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов;

во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями;

в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств — бюджет. Следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер;

в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание. Так, например, до недавнего времени в мире существовали две политические и экономические системы. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран — на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.

Масштабы производства обусловили процесс децентрализации в управлении экономикой, так как стало невозможным из центра решать конкретные задачи отдельного предприятия. Но, передавая часть своих функций предприятиям, социалистическое государство должно было обеспечить их соответствующими денежными ресурсами. Возникла необходимость формирования фондов денежных средств не только на уровне государства, но и на уровне отрасли и предприятия. Следовательно, условия этого этапа вызвали к жизни совершенно новые группы финансовых отношений: денежные отношения между предприятием и государством по поводу формирования и использования отраслевых фондов и фондов предприятия. В связи с этим значительно возросла роль прибыли как основного их источника.

 Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между новыми и уже существующими усложнятся. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т. е. самовозрастающей стоимостью.

Составным элементом финансовой системы выступают кредитные отношения.

Кредит — это форма движения ссудного капитала, или денежные средства, предоставляемые в долг. [5] Необходимость и возможность существования кредитных отношений обусловлена закономерностями кругооборота капитала в процессе воспроизводства, когда на одних стадиях образуются временно свободные денежные средства (они выступают источником кредита), а на других стадиях возникает потребность в дополнительных средствах, которая удовлетворяется с помощью кредита.

Современная кредитная система — это совокупность различных кредитно финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.[6] Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит есть движение денежного капитала, который передается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

Сущность кредита четко проявляется в его функциях. Кредит выполняет следующие функции:

. аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;

. перераспределение денежного капитала;

. экономию издержек;

. ускорение концентрации и централизации капитала;

. регулирование экономики.

На рынке реализуются две основные формы кредита: коммерческий и банковский. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой деятельности.

Коммерческий кредит предоставляется одним функционирующим предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Объектом коммерческого кредита выступает, как правило, товарный капитал, который обслуживает круговорот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. 

Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам (промышленным, транспортным, торговым компаниям), населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд. Банковский кредит превосходит границы коммерческого кредита по размерам, срокам, направлениям. Он имеет более широкую сферу применения.

3. Основные этапы развития российских финансов

Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства. Именно в этой сфере в нашей стране в ее послереволюционном развитии наблюдались весьма существенные отклонения от общемировой тенденции.

Финансовая система — это исторически сформировавшаяся и за­крепленная действующим финансовым законодательством сово­купность сфер финансовых отношений, финансовых институтов и финансовых органов, посредством которых обеспечивается моби­лизация и последующее использование денежных средств для удовлетворения соответствующих потребностей общества.[7]

Если в так называемом западном мире в послевоенные годы окончательно сформировалась и получила исключительно мощное развитие неоклассическая теория финансов, то СССР на многие десятилетия, по сути, застыл в рамках ее предшественницы - классической теории финансов, которая была достаточно удобной и адаптируемой к реалиям централизованного управления экономикой. Эта теория, сформировавшаяся во второй половине XVIII века благодаря усилиям немецких ученых, представляла собой свод административных и хозяйственных знаний по ведению государственного хозяйства. Поскольку практически все предприятия, средства и ресурсы в СССР находились в собственности государства, подобный подход был совершенно оправдан.

Можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, то есть основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание. Например, до недавнего времени в мире существовали две политические и экономические системы. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.

Финансовая система РФ состоит из трех взаимодействующих составляющих (звеньев), формирующих целостное образование:[8]

  1. государственные (публичные) финансы;
  2. финансы хозяйствующих субъектов (предприятий);
  3. финансы граждан (частные финансы).

Они, в свою очередь, включают в себя определенную совокуп­ность элементов. Каждая составляющая финансовой си­стемы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает опреде­ленную группу финансовых отношений. Каждая составляющая финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – целостная совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются финансовые ресурсы.

В условиях планово-распределительной системы государство играло решающую роль в распределении материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов. Это давало определенные положительные результаты.

Однако во второй половине XX столетия такая система пере­стала себя оправдывать. Финансовая эффективность использова­ния ресурсов стала крайне низкой, что выражалось в огромном незавершенном строительстве, увеличении объема неустановлен­ного оборудования, снижении качества строительно-монтажных работ. Полное огосударствление хозяйства вызвало масштабную монополизацию производства и сбыта продукции, которое нарушило сбалансированность национального хозяйства.

Финансовые отношения как на микро-, так и на макроуров­не, не отвечали требованиям роста процесса производства.

Для финансовых отношений предприятий были характерны:

  1. относительно низкие темпы роста прибыли в связи с не­ стабильностью экономического развития;
  2. сравнительно низкий уровень амортизационного фонда,
    несмотря на ежегодную переоценку основных фондов;
  3. сокращение размера оборотных средств в связи с отсутст­вием регулярной реализации товаров и оказания услуг;
  4. слабое развитие фондового рынка, который оказался не­
    способен пополнить дополнительным капиталом предприятия;
  5. дорогие и достаточно краткосрочные банковские ресурсы.
    В связи с относительно невысокими доходами населения граждане РФ

могли слабо поддержать инвестиционный процесс. Так, доля населения с денежными доходами выше прожиточ­ного минимума составила в 1999 г. 29,9%, а к 2012 г., как пред­полагается, эта доля повысится только до 30%. [76][9] Следовательно, широкое участие отдельных граждан своими средствами в капи­тальных затратах страны почти исключается.

Государственная инвестиционная деятельность, осуществ­ляемая за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов, также имеет тенденцию к сокращению. Общий объем уменьше­ния бюджетных ресурсов на капитальные затраты обусловлен прежде всего огромным дефицитом не только федерального, но и региональных бюджетов, значительными средствами, которые государство направляет на управление государственным долгом и на (ведение локальных военных операций).

Нежизнеспособность по­добной системы, ее невосприимчивость к достижениям научно-технического прогресса (НТП) требовали коренных перемен в экономике. Конец 80-х годов ознаменовался началом рыночных реформ, перестройкой финансовых отношений на всех уровнях. Изменения затронули финансовые отношения как предприятий, так и государства.

Возникли самостоятельные предприятия разных форм соб­ственности, которые все больше основывались на принципах самофинансирования, самоокупаемости и материальной ответ­ственности. Это создало определенные возможности предпри­ятиям увеличивать собственные финансовые ресурсы (доходы, амортизационный фонд, устойчивые пассивы) и мобилизован­ные на рынке, проводить самостоятельную инвестиционную политику.

Серьезные изменения произошли в области государственной инвестиционной политики. В результате перестройки экономи­ки, ускорения НТП, повышения эффективности производства и роста жизненного уровня народа стало необходимым на макро­уровне межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социаль­ного развития.

Качественные изменения в инвестиционной политике на­шли отражение в федеральном бюджете Российской Федера­ции на 2000 г. Эти изменения осуществляются в следующих направлениях.

  1. Дальнейшая децентрализация инвестиционного процесса
    на основе многообразных форм собственности с уклоном к по­
    вышению роли собственных источников накопления предпри­ятий для финансирования их инвестиционных проектов.
  2. Выделение средств из бюджета приоритетным отраслям
    национального хозяйства, в первую очередь энерготопливному
    комплексу, а также военным отраслям и социальной сфере.
  3. Предоставление средств из бюджета преимущественно
    на условиях платности и возвратности, в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на кон­курсной основе.
  4. Расширение практики долевого государственно - коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
  5. Активное привлечение иностранных капитальных вложений.

В настоящее время правительство РФ одобрило экономическую программу России на десятилетний период. На пер­вом этапе (охватывает полтора года) формируется законодательная база бюджетной реформы, в том числе и налоговой, осуществляются разграничение полномочий всех уровней; бюд­жетной системы, инвентаризация бюджетных расходов, реализация Бюджетного кодекса РФ и ускоренное завершение перехода на казначейскую систему.

На втором этапе (2001 г.) предполагается трансформа­ция социальной защиты, обеспечение прозрачности бюджетной системы, максимальная консолидация внебюджетных фондов.

В течение третьего этапа (2002—2004 гг.) должен про­изойти переход к новой структуре бюджетных расходов, харак­теризующейся низкой долей субсидий экономике и высоким объемом социальных обязательств.

Четвертый этап (2005—2010 гг.) означает переход к но­вому распределению полномочий бюджетов, дополнительное снижение налогового бремени.[10]

Одновременно предусматривается удвоение расходов на здра­воохранение, просвещение и социальное обеспечение. Причем эти расходы следует рассматривать как инвестиционные вложе­ния, вызванные требованием научно-технической революции.

4. Основные направления современной финансовой политики государства

Что Вы посещаете?

Государство в процессе своего функционирования осуществляет по­литическую деятельность в различных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере финансов.

Под финансовой политикой государства понимается - совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и эффективное использование для выполнения го­сударством своих функций.[11] Финансовая политика включает комплекс целенаправленных действий властных структур по использованию фи­нансов. Содержанием финансовой политики являются: диагностика те­кущего состояния и происходящих изменений в финансовой системе; обоснование и формирование стратегии, целей и задач развития фи­нансов; тактика, способы и инструменты достижения установленных целей государственных финансов. Финансовая политика реализуется через бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, инвестиционную, таможенную, научно-техническую, инвестиционную политики и полити­ки в области международных финансов.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой полити­ки, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных проблем в финансовой сфере. Финансо­вая тактика — это методы решения финансовых задач по важнейшим направлениям финансовой стратегии.

Финансовая политика должна способствовать решению основных проблем, стоящих перед государством в области мобилизации и эф­фективного использования финансовых ресурсов, она направлена на регулирование экономических и социальных процессов посредствам финансовых рычагов. Финансовая политика ориентирована на стиму­лирование передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики, урегулирование отно­шений с мировой финансовой системой.

Основными задачами финансовой политики в РФ являются: [12]

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • рациональное распределение финансовых ресурсов с учетом степени приоритетности различных социально-экономических сфер;
  • создание и совершенствование финансового механизма в соответствии с базовыми целями и задачами финансовой стратегии — достижением финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
  • создание эффективной системы государственного управления финансами.

Финансовая политика разрабатывается совместными усилиями ряда
государственных структур. Приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному собранию
определяет основные направления финансовой политики на текущий год
и на перспективу. Федеральное собрание рассматривает и утверждает основные положения в области финансовой политики. Органы исполнительной власти ответственны за реализацию финансовой политики государства.

Финансовая политика представляет собой комплексное понятие, включающее три структурных элемента: разработку концепции финансовой политики, создание финансового механизма и управление финансовой деятельностью. 

Под концепцией понимаются основные цели и задачи государства в сфере управления финансами. Финансовым механизмом является система инструментов и рычагов воздействия финансов на экономические и социальные процессы. Наиболее значимыми являются такие механизмы, как финансовое обеспечение, финансовое регулирование, финансовое планирование и прогнозирование и др. Управление финансовой деятельностью заключается в регулировании финансовых отношений, в определении источников и направлений использования финансовых ресурсов государства.

В структуре финансовой политики особая роль принадлежит механизмам ее реализации. Под финансовым механизмом понимают систему установленных государством способов, методов, инструментов и рычагов воздействия на экономические и социальные процессы, реализуемую при распределении и перераспределении финансовых ресурсов. Государство определяет способы организации финансовых отношений, которые закреплены в законах и других актах нормативного характера.

К числу конкретных механизмов финансовой политики относятся методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов. Различают два метода финансового воздействия на развитие общества:

а) финансовое обеспечение, которое может осуществляться в нескольких формах: самофинансирование, кредитование и безвозвратное финансирование;

б) финансовое регулирование, заключающееся в регламентировании распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности, например: налоговый метод, платежи, отчисления.

Приоритетные направления финансового механизма определяются финансовой политикой государства. Конкретными элементами финансового механизма являются: [13]

  • формы управления финансами и финансовой системой;
  • система финансовых норм, правовое регламентирование финансовых отношений;
  • методы финансового планирования и прогнозирования;
  • порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
  • организация бюджетной системы;
  • организация рынка ценных бумаг;
  • финансовый контроль;
  • организация финансов предприятий.

Список литературы

1) Основы теории финансов и кредита: Краткий курс / Под ред. Бороковская В.А., Мурашова С.В. - СПб.:

2) Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003.

3) Финансы. Краткий курс: Под ред. Бородушко И.В. – СПб.: Питер, 2007

4) Финансы. Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляк – 2-е изд. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003.

[1],3 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003.

[2] Основы теории финансов и кредита: Краткий курс / Под ред. Бороковская В.А., Мурашова С.В. - СПб.: Питер, 2004.

[4],  Деньги. Кредит. Банки / Под ред. Селищева А.С. – СПб.: Питер, 2007.

[5] Деньги. Кредит. Банки / Под ред. Селищева А.С. – СПб.: Питер, 2007.

[6] Основы теории финансов и кредита: Краткий курс / Под ред. Бороковская В.А., Мурашова С.В. - СПб.: Питер, 2004.

[7] Финансы. Краткий курс: Под ред. Бородушко И.В. – СПб.: Питер, 2007

[8] Основы теории финансов и кредита: Краткий курс / Под ред. Бороковская В.А., Мурашова С.В. - СПб.: Питер, 2004.

[9] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003.

[10]Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003.

[11] Финансы. Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляк – 2-е изд. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003.

[12] Финансы. Краткий курс: Под ред. Бородушко И.В. – СПб.: Питер, 2007.

[13] Финансы. Краткий курс: Под ред. Бородушко И.В. – СПб.: Питер, 2007.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?