Структура управления образованием


Оглавление

Введение

1. Понятие и структура системы образования

2. Общие принципы управления образованием и педагогический менеджмент

3. Структура управления образованием

Заключение

Список использованных источников

Введение

Стратегической задачей системы государственного управления в настоящее время является построение общества, основанного на интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале нации. Основы его закладываются в образовательных учреждениях. Образовательная сфера является одним из важнейших ресурсов нашей страны и несет функцию национальной безопасности. Тенденции современной общественной жизни предъявляют все новые требования к системе образования. Ее динамичное развитие способствует экономическому и духовному процветанию России, вместе с тем, требует грамотного управленческого труда.

Объектом реферата выступила система образования.

Предметом – структура управления образованием.

Цель реферата – изучить структуру управления образованием.

Задачи:

  1. Определить понятие и структуру системы образования.
  2. Рассмотреть общие принципы управления образованием и педагогический менеджмент.
  3. Проанализировать структуру управления образованием.

1. Понятие и структура системы образования

Сегодня в каждом развитом государстве существует устоявшаяся и стабильно функционирующая система образования, направленная на удовлетворение запросов государства, общества и личности. Функционирование этой системы регулируется законодательными документами. Система образования представляет собой совокупность образовательных учреждений различного уровня, обеспечивающих непрерывное образование личности.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих [4, c.176]:

  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Функционирование системы образования в Российской Федерации определяется следующими принципами:

  1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
  3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
  4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
  5. Свобода и плюрализм в образовании.
  6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Содержание российского образования определяется образовательными программами двух видов: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоение профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего и послевузовского. Образовательный минимум содержания каждой программы устанавливается соответствующим государственным стандартом. Они реализуются через следующую сеть учебно-воспитательных заведений:

  • дошкольные: ясли, детские сады, детские центры;
  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи;
  • профессионального образования (начального, среднего, высшего): училища, колледжи, техникумы, университеты;
  • специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и т.д.;
  • учреждения дополнительного образования: музыкальные, спортивные, художественные школы, дома творчества юных и т.д.;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: детские дома, интернаты;
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Дошкольные образовательные учреждения создаются для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития Они открываются в помощь семье, так как первыми и главными педагогами ребенка являются его родители. Основными типами дошкольных образовательных учреждений являются детские ясли – сад, детский сад, прогимназия, детский развивающий центр. Семьям, где дети дошкольного возраста воспитываются на дому, должна оказываться методическая, диагностическая и консультативная помощь, организуемая органами местного самоуправления.

В задачи дошкольных образовательных учреждений входит охрана жизни и здоровья детей, их интеллектуальное и физическое развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям и взаимодействие с семьей в интересах полноценного развития ребенка. В условиях современного открытого образовательного пространства дошкольные образовательные учреждения свободны в выборе определенного направления учебно-воспитательного процесса, образовательных программ и методик. Исходя из этого, в российской практике встречаются разные виды детских садов. Например, детский сад компенсирующего вида с приоритетным направлением коррекции отклонений в физическом и психическом развитии ребенка или детский сад развивающего вида с приоритетным направлением интеллектуального, художественного или физического развития ребенка.

Общеобразовательные учреждения представлены в основном государственными общеобразовательными школами. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени [1]:

I ступень – начальная школа (4 года обучения),

II ступень – основная школа (5 лет),

III ступень – средняя школа (2 года).

Для детей с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, направленные на их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию. В такие специфические образовательные учреждения дети направляются органами управления образования только с согласия родителей или опекунов по заключению психолого-медико-педагогической консультации.

Для подростков с общественно опасным, девиантным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, существуют специальные образовательные учреждения, направленные на их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. В такие образовательные учреждения принимаются дети, достигшие одиннадцати лет. Направление подростка туда для обучения возможно только по решению суда.

Исходя из гарантированного государством права на образование, для граждан, находящихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования.

Профессиональные образовательные учреждения открываются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Основным типом образовательного учреждения, реализующего начальную профессиональную программу, являются профессионально-технические училища.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (институтах, университетах, академиях). Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Одним из важных признаков современной системы образования является вариативность, проявляющаяся в узаконенных организационно-правовых формах образовательных учреждений (государственные, муниципальные, негосударственные), формах получения образования (очная, заочная, очно-заочная, семейное, экстернат, дистанционное), содержании образования и организации педагогического процесса в учебном заведении. Современная система образования уходит от прежней унификации и стандартности. И что самое важное, сегодня сфера образования начинает приобретать черты одной из немногих социальных областей, где реально сталкиваются интересы государства, общества и личности. К тому же принимая во внимание федеративный характер государственного устройства, в подходе к решению проблем образовательной сферы обнаруживаются также и интересы регионального порядка, обусловленные спецификой образовательного комплекса и его интеллектуального потенциала.

2. Общие принципы управления образованием и педагогический менеджмент

Управление системой образования представляет собой специальную деятельность, в рамках которой ее субъекты, посредством решения управленческих задач, обеспечивают организацию совместной деятельности управляющей и управляемых подсистем (органов управления и образовательных учреждений) по достижению результативных целей системы и образовательных учреждений. Центральным объектом управления образованием является формирование и развитие всех систем жизнеобеспечения образовательного процесса во всех типах образовательных учреждений. Как и любая управленческая деятельность, она строится на определенных принципах, способствующих ее эффективности. Исследовательские коллективы, занимающиеся проблемами управления образованием, выделяют различные группы основополагающих принципов. Среди них можно отметить наиболее распространенные.

Принципы демократизации и гуманизации управления образованием являются ответной реакцией на происходящие изменения в обществе. Кроме того, именно на этих принципах строится государственная политика в области образования. Демократизация предполагает развитие активности и инициативы субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся и руководителей образованием. Одной из форм участия в управлении является участие в процессе коллегиального принятия управленческих решений. Это возможно только в случае открытости и доступности управленческой информации. Развитию демократических начал в управлении способствуют введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров. Доминирование гуманистических ценностей в культуре постиндустриального общества нашло отражение и в образовании. Оно коснулось не только педагогического процесса, но и процесса управления образованием, проявившись в ориентации на сотрудничество, толерантность, интеллектуальную и творческую независимость [5].

Принцип оптимального сочетания государственного и общественного начал органично сочетается с принципом демократизации. Он ориентирован на сбалансированный учет интересов личности, общества и государства в реализации образовательного процесса и управления им. По сути, этот принцип реализуется в процессах централизации и децентрализации управления образованием, направленных на поиск оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений. Он предполагает единоначалие и коллегиальность в управлении образованием. Единоначалие заключается в праве руководителя конкретного уровня на единоличное решение вопросов, входящих в его компетенцию. Оно обеспечивает дисциплину и порядок и целесообразно в случае оперативного принятия решений, за которые руководитель несет персональную ответственность. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня и исполнителей конкретных решений. Коллегиальность целесообразна при определении стратегических действий. От оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении образованием зависит эффективность образовательного процесса [5].

Принцип научности предполагает учет в построении системы управления новейших данных управленческой науки, законов и закономерностей, которые независимо от субъекта проявляются и действуют в объектах управления. В реализации этого принципа необходимо опираться на достижения педагогической науки и менеджмента. Реализация принципа научной обоснованности управления определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.

Принцип системности и целостности в управлении предполагает взаимодействие и взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении. Отношение к педагогическому процессу как целостному и системному явлению создает реальные условия для эффективного управления им.

Из классификации П.И. Третьякова к этим принципам можно добавить принципы объективности и конкретности, оптимальности и эффективности.

Надо отметить, что в последнее время среди управленческого сообщества распространенным становится понятие «педагогический менеджмент». Это научно организованное иерархическое управление - руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых, - осуществляемое по различным моделям. В исследованиях В.П. Симонова выделяются следующие принципы педагогического менеджмента: целеполагание, целенаправленность управления, кооперация и разделение управленческого труда, функциональность, комплексность и систематическое самосовершенствование.

С точки зрения В.П. Симонова, функции педагогического менеджмента – «это особые виды действий субъекта менеджмента с информацией». В число функций входит: принятие решения; организация выполнения принятых решений; предварительный, текущий и итоговый контроль. Методы педагогического менеджмента рассматриваются как способы достижения поставленных целей и реализация основных его функций.

Существует 4 группы методов [4, c.39]:

1) методы экономического стимулирования педколлектива,

2) организационно-распорядительные или административные методы,

3) методы психолого-педагогического воздействия,

4) методы общественного воздействия.

Решения, принимаемые управленцами должны соответствовать следующим требованиям: иметь целевую направленность, быть обоснованными и иметь конкретный адрес, согласованными с общей системой управленческих решений, соответствовать оптимальной затрате сил, средств и времени, быть актуальными, современными, краткими и четкими.

Таким образом, управление образованием – это определенное научное направление, имеющее важную прикладную значимость. Эффективное развитие образования зависит от компетентности и профессиональности управленцев этой сферы, их опоры на научные достижения, реализацию научных принципов и рекомендаций на практике.

3. Структура управления образованием

Структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по линейно-функциональной схеме, сочетающей вертикальную организацию управления (распределение административного ведения по уровням управления) с распределением функций по уровням управления. Она характеризуется следующими положениями.

Федеральный уровень управления представлен Министерством образования Российской Федерации, которое является одновременно центральным органом управления образованием в России и органом управления подведомственных ему организаций системы образования. На этом уровне управление подведомственными учебными заведениями осуществляют также и другие министерства и ведомства Российской Федерации.

Часть учебных заведений федерального ведения имеет двухзвенную структуру управления, когда учебное заведение находится непосредственно в административном ведении соответствующего министерства (ведомства). Такими учебными заведениями являются главным образом, учреждения профессионального образования.

Для учреждений дошкольного образования, общеобразовательных школ, части учреждений профессионального образования характерна четырехзвенная структура управления: Министерство образования Российской Федерации —> орган управления образованием субъекта Российской Федерации —> орган власти муниципального образования —> образовательное учреждение.

Уровень управления образованием субъектов Российской Федерации (региональный) представлен органами управлениями образованием субъектов Российской Федерации — министерствами, комитетами, главными управлениями и т.д. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений и осуществляют функциональное управление системой образования в пределах субъекта федерации.

Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами образования (отделами образования или другими структурными подразделениями органов власти муниципальных образований). По отношению к образовательным учреждениям, относящимся к муниципальному уровню, органы управления образованием данного уровня также выступают как вышестоящие органы и учредители, осуществляя управление ими по двухзвенной схеме.

Негосударственные образовательные учреждения стоят в структуре управления особняком, поскольку не входят в административное ведение государственных и муниципальных органов управления. По отношению к этим образовательным учреждениям государственные и (или) муниципальные органы осуществляют так называемое функциональное управление, т.е. реализуют отдельные функции управления.

На уровне субъектов Российской Федерации законодательно установлены 18 функций управления. Они во многом повторяют функции федерального уровня, но сфера их реализации ограничена определенной территорией субъекта федерации. Эти функции также можно объединить в аналогичные группы.

  1. Формирование и осуществление государственной (региональной) политики в сфере образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования. Главным инструментом ее формирования являются региональные программы развития образования. Они разрабатываются в соответствии с Федеральной программой развития образования, но имеют выраженную региональную направленность, объединяя региональный образовательный потенциал на решение в первую очередь региональных задач и проблем.
  2. Определение специфических условий функционирования системы образования и образовательных учреждений в регионе, включая правовое регулирование в пределах своей компетенции. В первую очередь — это установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
  3. Установление дополнительных региональных льгот, экономических нормативов, различных норм и правил: льгот по уплате налогов в региональный бюджет, региональных нормативов и порядка финансирования, дополнительных по отношению к федеральным социальных льгот учащимся и работникам, строительных, эксплуатационных, медицинских и других норм, правил и т.д.
  4. Создание учебных заведений регионального ведения и непосредственное руководство ими: осуществление функций вышестоящего органа, учредителя, прямое финансирование образовательной деятельности.
  5. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования, контроль исполнения государственных образовательных стандартов.
  6. Реализация специфических функций — лицензирование образовательных учреждений (за исключением лицензирования по программам высшего и послевузовского профессионального образования), организация подготовки и переподготовки педагогических работников.

На муниципальном уровне органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на получение установленного законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях. Таково требование Закона Российской Федерации "Об образовании", и можно еще раз убедиться в том, что государство уже на уровне распределения управленческих полномочий переложило ответственность за реализацию важнейшей конституционной гарантии на формально негосударственные органы власти и управления, т.е. практически перевело осуществление государственной гарантии почти на уровень общественного самоуправления.

К исключительной компетенции муниципальных органов власти относятся следующие функции.

  1. Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений с целью осуществления государственной политики в области образования.
  2. Формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования.
  3. Предоставление гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения.
  4. Регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования.
  5. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
  6. Создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием.
  7. Назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;
  8. Строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
  9. Контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями.

Заключение

В процессе исследования было выяснено, что структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по линейно-функциональной схеме. Федеральный уровень управления представлен Министерством образования Российской Федерации, которое является одновременно центральным органом управления образованием в России и органом управления подведомственных ему организаций системы образования.

Для учреждений дошкольного образования, общеобразовательных школ, части учреждений профессионального образования характерна четырехзвенная структура управления: Министерство образования Российской Федерации - орган управления образованием субъекта Российской Федерации - орган власти муниципального образования - образовательное учреждение.

Уровень управления образованием субъектов Российской Федерации (региональный) представлен органами управлениями образованием субъектов Российской Федерации - министерствами, комитетами, главными управлениями и т.д. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений и осуществляют функциональное управление системой образования в пределах субъекта федерации.

Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами образования (отделами образования или другими структурными подразделениями органов власти муниципальных образований). По отношению к образовательным учреждениям, относящимся к муниципальному уровню, органы управления образованием данного уровня также выступают как вышестоящие органы и учредители, осуществляя управление ими по двухзвенной схеме.

Негосударственные образовательные учреждения стоят в структуре управления особняком, поскольку не входят в административное ведение государственных и муниципальных органов управления. По отношению к этим образовательным учреждениям государственные и (или) муниципальные органы осуществляют так называемое функциональное управление, т.е. реализуют отдельные функции управления.

Таким образом, система управления образованием имеет четкую структуру, подразделяющуюся на общефедеральное, региональное и муниципальное управление.

Список использованных источников

  1. Вашурина Е.В., Дрантусова Н.В., Евдокимов Я.Ш., Клюев А.К., Майбуров И.А. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор // Университетское управление: практика и анализ. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2016. - 228 с.
  2. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. - М., 2014. - 547 с.
  3. Кванина В.В., Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. - М., 2015. - 309 с.
  4. Козырин А.Н., Корф Д.В., Ялбулганов А.А. Управление образованием: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Реформы и право. - 2010. - № 3. - С. 43 - 62.
  5. Комментарий к Закону об образовании / Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. - М.: Юристъ, 2016. - 328 с.