Понятие субстанции и бытия


Оглавление

1. Понятие субстанции

2. Понятие бытия

1. Понятие субстанции

Субстанция (лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе), объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм её движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В соответствии с общей направленностью определённой философской концепции вычленяются одна Субстанция (монизм), две Субстанция (дуализм) или множество Субстанция (плюрализм). В истории философии Субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект.

Уже в античной философии вычленялись различные Субстанция, которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (например, атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла). Аристотель отождествлял Субстанция с первой сущностью, характеризуя её как основу, неотделимую от вещи, её индивидуальности. Наряду с онтологическими особенностями субстанции Аристотель выявляет и её логические характеристики: Субстанция как субъект, а не как предикат суждения, выразимость Субстанция в виде и роде предмета и др. Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливающей определённость предмета, послужила истоком не только различения духовной и телесной Субстанция, но и спора о так называемых субстанциальных формах, пронизывающего всю средневековую философию (см. Номинализм, Реализм).

В философии нового времени выделяются две линии анализа Субстанция. Первая из них, связанная с онтологическим пониманием Субстанция как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме Ф. Бэкона на пути качественного описания субстанциальных форм и отождествления Субстанция с формой конкретных вещей. Этой качественной трактовке субстанции Р. Декарт противопоставлял учение о двух Субстанция: материальной (для которой характерны протяжённость и количеств. измеримость) и духовной (мыслительной).

Трудности дуализма в объяснении взаимоотношения Субстанция были преодолены Б. Спинозой на основе пантеистического. монизма: для него мышление и протяжённость — не две Субстанция, а два атрибута единой субстанции. Г. Лейбниц в своей монадологии вычленял множество простых и неделимых Субстанция, обладающих самостоятельностью, активностью и изменчивостью. Вторая линия анализа Субстанция — гносеологическое осмысление понятия Субстанция, его возможности и необходимости для научного знания. Она была начата Дж. Локком в его анализе Субстанция как одной из сложных идей и критике эмпирически-индуктивного обоснования идеи субстанции. Дж. Беркли вообще отрицал понятие материальной Субстанция, хотя и допускал существование духовной субстанции.

Д. Юм, отвергая существование как материальной, так и духовной Субстанция, видел в идее Субстанция лишь гипотетическую ассоциацию восприятий в некоторую целостность, присущую обыденному, а не научному знанию. И. Кант, развивая гносеологический анализ понятия Субстанция, указывал на необходимость этого понятия для научно-теоретического объяснения явлений. Категория Субстанция, по Канту, — «... условие возможности всякого синтетического единства восприятий, то есть опыта...». В отличие от недиалектического понимания Субстанция как неизменного, вещественного субстрата, Кант рассматривал Субстанция как нечто, внутренне изменчивое. Этот подход был развит Г. Гегелем, который выделял внутреннюю противоречивость Субстанция, её саморазвитие. Однако диалектическая трактовка Субстанция как субъекта, развёртывающего своё содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него Субстанция — ступень развития «идеи», а не бытия. Для современной буржуазной философии характерно негативное отношение к категории Субстанция и её роли в познании, что в известной мере связано с усилением в науке внимания к изучению систем, связей и отношений. Вместе с тем в современном естествознании сохраняется тенденция поиска единой Субстанция («первоматерии»). В различных течениях неопозитивизма понятие Субстанция рассматривается как рудимент обыденного сознания, проникшего в науку, как неоправданный способ удвоения мира и натурализации восприятий.

С одной стороны, критика понятия Субстанция смыкается с критикой материализма, а с другой — с отрицанием понятия причинности и причинного объяснения, с попытками заменить их описанием (П. Дюгем) или «функциональным отношением» (Э. Кассирер). В ряде направлений современной буржуазной философии (экзистенциализме, философии обыденного языка) понятие Субстанция рассматривается как исходный принцип натуралистической метафизики, а его возникновение объясняется специфической структурой европейских языков, для которых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения. Наряду с этой линией истолкования понятия Субстанция существует ряд направлений, которые сохраняют традиционную трактовку Субстанция (неотомизм, неореализм). Некоторые идеалистические течения буржуазной философии 20 в. стремятся выявить Субстанция культуры и человеческого существования — ценности в неокантианстве, жизнедеятельность в философии жизни и др.

Диалектико-материалистическое учение о Субстанция было развито К. Марксом в его анализе капиталистического производства и форм стоимости (в «Капитале» абстрактный труд рассматривается как Субстанция меновой и др. форм стоимости). С точки зрения диалектического материализма, категория Субстанция — одна из универсально-логических характеристик материи как активной причины своих собственных изменений, форма причинного объяснения объективного мира. В противоположность феноменалистскому (см. Феноменализм) отрицанию категории Субстанция марксизм подчёркивает её необходимость для научно-теоретического анализа действительности. Именно это требование выдвигал В. И. Ленин: «С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции».

Задача современной теории познания - продолжить лучшие классические традиции, связанные с развитием учения о двух дополняющих друг друга субстанциях: первичной (материальной, объективной) и вторичной (духовной, ментальной). В XX в. понятие первосубстанции и психической (вторичной) субстанции использовали такие признанные в мире ученые, как В. Гейзенберг и 3. Фрейд. В категории первичной субстанции происходит не снятие противоположности между материей и сознанием, как полагают некоторые исследователи, а устранение противопоставления материи движению. Ибо объективный мир есть не только единство и противоположность материи и сознания, но также единство и противоположность материи и движения. Выявление полярности материи и сознания в качестве основного вопроса есть предпосылка для построения системы гносеологии. Само же изложение этой системы начинается с" понятия первичной субстанции как единого основания материи и движения.

При этом выглядит алогичной попытка включить в категорию материальной субстанции совершено противоположные ей понятия сознания, психики или мышления, что приводит к искусственному снятию их противоположности, объявляемой «относительной». Из этого делается, далее, вывод, что «в категории субстанции само мышление (сознание) выступает как один из ее атрибутов...».

Теории первичной и вторичной субстанций представляют две неотъемлемые стороны целостной теории познания. Взаимосвязь этих двух атрибутов реальности адекватно отражается диалектикой абсолютного и относительного. Отличительным признаком первичной субстанции выступает ее абсолютность, специфическим признаком вторичной субстанции является, напротив, относительность. 

Абсолютность первичной субстанции выражается в безусловном, самостоятельном, независимом существовании. Признание относительного характера вторичной субстанции означает, что она, в отличие от материи, не может существовать сама по себе, а только на основе и в неразрывной связи с нею.

Абсолютность первосубстанции раскрывается в свойствах несотворимости и неуничтожимости материи и движения. Последнее может быть лишь передано. Естественнонаучным доказательством принципа несотворимости и неуничтожимости движения выступают законы сохранения и превращения энергии. Некоторые моменты относительности первосубстанции обусловлены возможностью целесообразного, сознательного воздействия на нее со стороны вторичной субстанции (социальной формы движения материи). Вторичная субстанция есть реальность относительная, ее бытие, движение и развитие невозможны сами по себе, вне связи с материальными процессами.

Это и понятно, если учесть, что психика и сознание возникают и существуют лишь в рамках высших форм движения материи и представляют собой субъективно-идеальное отражение действительности. Вместе с тем в границах этой общей относительности присутствуют моменты абсолютного, ибо всякое истинное познание природы есть познание вечного и бесконечного, в силу чего оно по существу абсолютно. По своему содержанию первичная субстанция есть движущаяся материя (материальное движение), вторичная субстанция -это любые идеально-субъективные процессы, присущие сознанию и психике животного и человека.

Первичная и вторичная субстанции естественным образом дополняют друг друга. Это дополнение выражается в непосредственной связи духовно-психических процессов с материально-физиологическими, способностью тела влиять на ход духовно-психических актов. «Отношение души к телу, как выражаемого содержания к выражающей форме, - пишет С.А. Левицкий, - обыкновенно затемняется моторными реакциями... Но особенно в минуты, когда над нами не довлеют интересы непосредственного действия, в минуты вдохновения, задумчивости, экстаза наше тело становится как бы видимым символом нашего духовного состояния. Тогда вся наша фигура отражает наше душевное состояние, причем ярче всего оно просвечивает в выражении лица. За выражением души в пространстве мы тогда прозреваем внепространственную... сущность души». В свою очередь, телесное здоровье живого существа оказывает непосредственное влияние на эффективность психических и душевных актов.

Прямое взаимовлияние первичной и вторичной субстанций обусловлено именно тем, что душа и тело не являются двумя разнородными образованиями, между которыми установлены отношения психофизиологического параллелизма. Подлинная симметрия взаимосвязи первичной и вторичной субстанций заключается, следовательно, не в их параллельном и независимом существовании, а в их непосредственном воздействии друг на друга. Учеными установлено эмпирически обратное влияние психически-идеальных образов (декодированных сигналов) на нейрофизиологические структуры.

Непосредственным полем соприкосновения двух субстанций выступают биотическая и общественная формы движения материи. Реальными носителями психического оказываются нервные процессы, представляющие собой такой специфический вид физиологического, на основе которого базируются отражательные психические явления. Следовательно, отражательная сущность нервных механизмов внутренне противоречива. Со стороны физиологического она материальна, объективна, в психическом плане - субъективна, идеалы. То же самое необходимо сказать и применительно к актам сознания. Нервно-физиологической основой последнего выступает головной мозг. По своей сущности деятельность мозга, как механизма отражения, связана с тем, что это отражение одновременно выступает и как материальное, и как идеальное, но в разных отношениях.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны 2 категории: субстрата и субстанция.

Субстрат – это, то из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» — это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством, которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоят дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала.

2. Понятие бытия

Для раскрытия содержания философской категории «бытие» можно выделить ряд положений:

  • окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;
  • окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
  • природа, общество, человек, мысли, идеи равно существуют; различные по способам и формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию, образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира, т. е. они существуют;
  • материя и дух – единые, но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения обобщаются понятием «субстанции» — самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Т. о., бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

В истории философии преобладает монистический подход, но существует две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности; материалистический монизм (материя первооснова мира).

В Новое время возник ряд мощных философских направлений, прежде всего рационализм и эмпиризм, отодвинувших проблему бытия на второй план. Приоритет стал отдаваться мышлению, что породило значительное число конкретных философских систем и концепций. Здесь следует отметить позицию Гегеля, который писал: «Для мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем бытие».

Во второй половине XIX - первой половине XX веков борьба с концепциями бытия продолжилась и даже усилилась. Большинство философов вместо этой категории вводят такие понятия, как «материя», «жизнь», «дух», и т. п. Позитивисты пытались поставить на место онтологии (и метафизики) конкретные науки, неокантианцы заменяли их либо теорией науки, либо теорией ценностей. Э. Гуссерль, например, считал изначальной категорией чистое сознание, в котором коренятся все другие элементы бытия. При этом основные возражения против понятия «бытие» сводились к следующему:

1) эта категория неконкретна и не характеризует признаков свойств вещей;

2) эта категория может быть исчерпывающе заменена такими понятиями, как «существование», «сущее», «субстанция» и т.п.

Почему в каждую переломную эпоху проблема бытия приобретает важное значение, и что оно может дать современному миру? Рассмотрим сначала доводы, направленные на отрицание проблемы бытия или на его трансформацию.

  1. Многие философы на протяжении трех последних веков утверждали, что «бытие» - понятие неконкретное, а поэтому для современной науки вредное. Представители точных наук утверждают, что время таких понятий, как «бытие», «сущее», «субстанция», «существование», «качество», «мера», «природа», «материя», ушло. В начале двадцатого века и на значительном его протяжении часто звучало, что философия больше не нужна и что наука в ближайшем будущем сможет объяснить все наиболее сложные вопросы, связанные с человеком и обществом. Однако конец ХХ столетия принес совершенно иные концепции и тенденции, возродив интерес к религиям, иррациональному, мистическому.
  2. Считается, что «бытие» вполне может быть заменено такими категориями, как «существование», «сущее» и т.п.
  3. В последнее время наиболее модная тенденция - замена бытия не-бытием, как более глубоким уровнем устройства Вселенной.

В новое время появляется понятие субстанции - нечто единое, которое порождает многообразие вещей и явлений и куда все возвращается после разрушения. Субстанция бывает материальной (протяженность) и идеальной (мышление). В соответствии с общей направленностью определенной философской концепции вычленяются одна (монизм), две (дуализм) или множество (плюрализм). Если основой всего мыслится одна субстанция, которая порождает другую, то такая позиция называется монизмом, который бывает материалистическим и идеалистическим.

Дуализм - две субстанции существуют независимо друг от друга и извечно (Декарт). Плюрализм - субстанций множество, они независимы друг от друга, но из их сцепления, комбинаций появляются вещи, предметы, структура сознания. В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект.

Понятие материи, его мировоззренческое и методологическое значение. Материя (по Ленину) - философская категория для обозначения объективной реальности, которые дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Здесь выделено 2 основных признака:

1) материя существует независимо от сознания;

2) копируется, фотографируется, отображается ощущениями. Таким образом, это определение предстает как сжатая формулировка материалистического решения основного вопроса философии. Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями.

В материалистической философии материя определяется как субстанция всех вещей и явлений в мире. Диалектический материализм признает субстанциальнойть материи, но только во вполне определенном смысле: в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойст и форм движения тел.

Именно материя является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений. Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определенным материальным образованиям, которые являются их субстратом. Для прогресса научного знания и опровержения различных идеалистических концепций важно выявление того материального субстрата, который лежит в основе исследуемых в данный момент явлений, свойств и форм движения объективного мира. Диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение не только для естествознания, но и для общественных наук. Оно является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование сложной материальной системы - человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы.

Список литературы

  1. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2. С. 154-184, 206-219.
  2. Локк Дж. Сочинения в 3-х тт. Т. 1. М., 1985. С. 91-135, 154-181, 231-255, 459-477.
  3. Новая философская энциклопедия. - В 4 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 2000. - 721 с.
  4. Орынбеков М. Субстанция. Проблема субстанции в философии и науке, А.-А., 1975. – 386с.
  5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3. СПб., 1996. С. 301-398.
  6. Филатов Т. В. Введение в технологию философствования. - Самара, 1996. - 244 с.