Защита прав человека в международном праве


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Общая характеристика прав человека
  2. Органы защиты прав человека в международном праве
  3. Комитет по правам человека ООН и Европейский суд по правам человека

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования защиты прав человека в международном праве обусловлена практикой грубых и массовых нарушений прав человека и неспособностью или нежеланием отдельных государств бороться с нарушением прав индивида. Это, в свою очередь, вызвало к жизни появление международных механизмов по контролю за соблюдением прав человека и их защите. Также, особенно актуален вопрос защиты прав граждан и лиц, находящихся под юрисдикцией государства в наше время, так как в последние десятилетия наблюдается значительное оживление миграционных процессов. Следствием этого становится рост обширного пространства для нарушения прав человека.

При этом не требуется, что бы законодательство текстуально воспринимало международные нормы, главное, что бы оно ему не противоречило. Суть международно-правового регулирования и защиты прав и свобод человека заключается в том, что международное право устанавливает общие принципы решения государством вопросов прав и свобод человека, но не содержит самих решений, которые относятся к компетенции государства. В свою очередь государства, принявшие на себя определенные юридические обязательства в соответствии с международными договорам, должны принять соответствующие меры по реализации закрепленных в них положений по защите прав и свобод человека, то есть обязаны привести свое законодательство в соответствие с международными нормами.

Таким образом, теоретические исследования защиты прав человека, приобретают повышенную значимость и актуальность, потому что права человека превращаются в реальную ценность, когда они надежно гарантированы и защищены.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе реализации прав человека.

Предмет исследования - защита прав человека в международном праве.

Цель - на основе норм международного права исследовать механизм защиты прав человека.

Задачи:

  1. Определить понятие прав человека в международном праве.
  2. Перечислить права человека.
  3. Перечислить международные организации, занимающиеся защитой прав человека.
  4. Охарактеризовать порядок подачи жалоб в Комитет по правам человека ООН и Европейский суд по правам человека.

1. Общая характеристика прав человека

Появление термина «права человека» связывают с Биллем о правах, который был принят 12 июня 1776 г. и явился введением к Конституции американской колонии Вирджиния, где были впервые провозглашены права человека. В настоящее время распространенным является следующее определение: «Права человека - это при­знанная и гарантированная возможность совершать определен­ные действия по воле и в личных интересах человека, выдвигать законные требования к действиям других лиц, добиваться защи­ты своих интересов».

Права человека - это сложное, многогран­ное явление, которое связано не только с государством и правом, но еще в большей степени с культурой, философией, этикой, религией и т.д. Права человека - это права, которые присущие ему с рождения, это такие права, которые не привязаны к одному ка­кому-либо способу производства, одному общественному строю, не зафиксированы только в одной какой-либо систе­ме и типе права и только им свойственны[1].

Права человека являются проявлением жизненных по­требностей, выражают насущную необходимость в создании человеку благоприятных материальных, социальных, политических и культурных условий для всестороннего развития, проявления его творческих сил и способностей. Важной особенностью прав человека является то, что они выступают в качестве определенных отношений между чело­веком и другими людьми, обществом и государством по поводу обеспечения жизненно важных условий его существования.

Права человека базируются на принципах гуманизма, свободы, равенства и равноправия. Принцип гуманизма заключается в заботе о человеке, признании его как личности, его права на свободу, счастье, неприкосновенность, проявление своих способностей. Основной формой проявления гуманизма в современных условиях являет­ся обеспечение прав человека. Принцип свободы заключается в том, что свобода не существует без человека, а человек как личность не может существовать без свободы, в правах же даны направления и границы ее внешнего выражения. Принцип равенства и равноправия провозглашен Декларацией прав че­ловека и гражданина 1789 г.: «Люди рожда­ются и остаются свободными и равными в своих правах».

Права человека носят всеобщий, универсальный характер. Все права человека можно разделить на:

  1. Гражданские права, которые очерчивают границы личной свободы человека посредством системы запретов любых действий государственных орга­нов, общественных организаций, других лиц, которые яви­лись бы посягательством, незаконным вторжением в его жизнь, ущемляли бы его честь и достоинство, препятствова­ли осуществлению законных интересов (право на жизнь, право на безопасность, право на личную неприкосновенность, право на создание семьи и охрану семьи, право на свободу убеждений и совести, право на честь и достоинство, право на гражданство и другие)[2].
  2. Политические права и свободы озна­чают право каждого гражданина на участие в решении государственных и общественных проблем (право на участие в управлении своей страной, свобода слова, свобода печати, свобода информации, свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
  3. Экономические, социальные и культурные права (право собственности, право на труд, право на достаточный жизненный уровень, право на здоровье и здоровую окружающую среду, право на образование, право на участие в культурной жизни).

2. Органы защиты прав человека в международном праве

Под защитой прав человека понимается совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практическому претворению в жизнь этих прав и свобод, а так же международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств в этой отрасли права и непосредственной защиты попранных прав отдельного человека. Пакты о правах человека и другие договоры (конвенции), являющиеся источниками международного пра­ва, предусматривают комплексную систему обеспечения и за­щиты зафиксированных в этих актах и во внутригосударствен­ном законодательстве прав и свобод человека. В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельно­стью государств в сфере обеспечения прав человека[3].

Вопросами защиты прав человека на международном уровне занимаются многочисленные государственные и негосударственные организации. Международные механизмы защиты прав и свобод действуют как на уровне мирового сообщества - прежде всего в рамках Организации Объединенных Наций, - так и на ином многостороннем уровне (Совет Европы, СНГ и т.д.). Число таких организаций и их органов чрезвычайно многообразно. Только к системе ООН, например, относятся:

Главные и вспомогательные органы ООН в международной защите прав человека

- Генеральная Ассамблея ООН;

- Совет Безопасности ООН;

- Экономический и социальный совет;

- Совет по правам человека;

- Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН);

- Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН)

- Специальный представитель Генерального секретаря по лицам, перемещенным внутри страны;

- Детский фонд (ЮНИСЕФ);

- Департамент по гуманитарным вопросам (ДГВ);

- Департамент по политическим вопросам (ДПВ);

- Специализированные агентства:

а) Международная организация труда (МОТ);

б) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Фактически все структурные и значительное число вспомогательных органов ООН в той или иной степени занимаются вопросами прав человека. Но строго специализированными органами, чья деятельность посвящена правам человека, являются Верховный комиссар ООН по правам человека, Совет по правам человека, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Согласно Уставу ООН ответственность за выполнение функций Организации в области прав человека несёт Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). ЭКОСОС уполномочивается Уставом ООН «делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех». Согласно ст. 55 Устава, ООН содействует «всеобщему уваже­нию и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии»[4]. Соответствующие полномочия от имени ООН осуществляет ЭКОСОС. Под его руководством действовала Комиссия по правам человека, в ко­торой были представлены 43 государства. В целях укрепления правозащитного механизма ООН в сентябре 2005 г. решено создать Совет по правам человека, заменяющий Комиссию по правам человека и компетентный выносить рекомендации по ситуациям нарушения прав.

В декабре 1993 г. Генеральная Ас­самблея ООН приняла резолюцию об учреждении должности Верховного комиссара ООН по правам человека. К основным обязанностям Верховного комиссара относятся: а) поощрение и защита эффективного осуществления всеми людьми своих прав; б) оказание через Центр по правам человека и иные учреждения консультативных услуг и финансовой помощи по просьбе заинтересованного государства с целью поддержания и осуществления мер и программ в области прав человека; в) координация учебных и пропагандистских программ ООН в области прав человека; г) общее руководство деятельностью Центра ООН по правам человека; д) координация всей деятельности ООН в области прав человека и принятие необходимых мер по повышению её эффективности в данной сфере[5].

В Европе функционируют структуры Совета Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ), включая Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Контрольные конвенционные органы, учрежденные на основании девяти международных договоров:

- Комитет по правам человека (Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.);

- Комитет по ликвидации расовой дискриминации (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.);

- Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Конвенция о ликвидации всех форм дис­криминации в отношении женщин 1979 г.);

- Комитет против пыток (Конвенция против пыток и других жестоких,

бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1987 г.);

- Комитет по правам ребенка (Конвенция о правах ребенка 1989 г.);

- Комитет по правам инвалидов (Конвенция о правах инвалидов 2008 г.);

- Комитет по насильственным исчезновениям (Конвенция о защите людей от насильственных исчезновений 2006 г.);

- Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.).

Основной функцией этих органов является рассмотрение докладов государств о состоянии гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, а также индивидуальных жалоб. По результатам анализа они принимают решения, которые носят рекомендательный характер.

Каждый комитет состоит из экспертов, причем в него не может входить более чем по одному гражданину одного госу­дарства; принимается во внимание справедливое географиче­ское распределение и представительство различных форм циви­лизации и основных правовых систем.

В мае 1999 г. учрежден пост Комиссара по правам человека Совета Европы, который компетентен оказывать консультативные услуги, пред­ставлять доклады, заключения и рекомендации.

Государства, участвующие в пактах и конвенциях, обязались на регулярной основе представлять в соответствующий комитет непосредственно либо через Генерального секретаря ООН доклады о состоянии в области прав человека и о принимаемых мерах с целью прогресса в реализации прав[6]. Комитет изучает доклады, обсуждает их на своих заседаниях и представляет го­сударствам свои замечания по ним. Комитет может также полу­чать и рассматривать сообщения государств, уведомляющих о невыполнении каким-либо государством своих обязательств по пакту (конвенции), и после изучения вопроса делать рекомен­дации. Пакты о правах человека и другие международные акты обеспечивают правовую защиту провозглашаемых прав и сво­бод, причем, с одной стороны, фиксируют обязательства госу­дарств по внедрению национальных средств защиты, а с дру­гой - вводят и прямо регламентируют международные средства защиты.

Также, существуют региональные системы защиты прав человека:

  1. Межамериканская система защиты прав человека, действующая на основании Устава Организации американских государств (ОАГ), подписан в Боготе в 1948 г. и Американской конвенции по правам человека от 20 ноября 1969 г.

К органам, осуществляющим контроль, относятся:

- Межамериканская комиссия;

- Межамериканский суд по правам человека.

  1. Африканская система защиты прав человека (Хартия прав человека и прав народов 1981 г.) состоит из: Комиссии прав человека и народов и Африканского суда по правам человека.
  2. Европейская система защиты прав человека состоит:

а) Совета Европы, действующего на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. При этом контроль осуществляют:

- Комитет министров;

- Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ);

- Европейский суд по правам человека – ЕСПЧ.

б) Организация по безопасности сотрудничеству в Европе, действующая на основании Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.;

3. Комитет по правам человека ООН и Европейский суд по правам человека

Граждане различных государств могут обратиться в международные органы по правам человека за защитой своих прав. К указанным международным органам относятся:

- Комитет по правам человека ООН, который создан и действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, и вступил в силу 23 марта 1976 года. Комитет по правам человека ООН состоит из 18 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН из числа граждан тех стран, которые являются участниками Международного Пакта о гражданских и политических правах, не более одного гражданина от каждого государства, на срок 4 года. Члены комитета выступают в личном качестве, могут быть выбраны повторно. Решения комитетом принимаются при условии кворума - 12 человека, простым большинством[7].

Каждый, кто полагает, что его гражданские и политические права были нарушены, вправе обратиться в Комитет по правам человека ООН. Комитет по правам человека ООН рассматривает дела в закрытом заседании, использует представленные письменные материалы.

Рассмотрение дела в Комитете по правам человека ООН включает две стадии: рассмотрение на предмет приемлемости и рассмотрение по существу. Комитет по правам человека ООН рассматривает дела в течении 5-7 лет. До настоящего времени Комитет по правам человека ООН не рассмотрел ни одного дела против РФ, хотя два дела, которые были подготовлены Центром содействия международной защите были признаны приемлемыми еще в 1998 году.

Решения Комитета по правам человека ООН не являются обязательными, он может признать, что в отношении заявителя были нарушены права человека и рекомендовать государству восстановить нарушенные права.

Международный Пакт о гражданских и политических правах гарантирует следующие права: право на самоопределение народов; запрет дискриминации; равенство пользование политическими и гражданскими правами; право на жизнь; запрет пыток; запрет рабства и работорговли; право на свободу и личную неприкосновенность; запрет на лишение свободы при невыполнении договорного обязательства; свобода передвижения; равенство перед судом, право на справедливый суд; право на признание правосубъектности; неприкосновенность личной и семейной жизни; свобода мысли, совести, религии; свобода мнения; свобода мирных собраний и ассоциаций; защита семьи; права ребенка (гражданство, регистрация); право на участие в политической деятельности государства; равенство перед законом; права этнических меньшинств[8].

- Европейский Суд по правам человека создан и действует на основании Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября 1950 года. Последняя редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод действует с 1 ноября 1998 года. Европейский Суд по правам человека формируется Парламентской Ассамблеей Совета Европы и состоит из 41 одного судьи (на данный момент) по количеству стран-участниц Совета Европы и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судьи избираются сроком на 6 лет. Половина судей избирается каждые три года. Судьи могут переизбираться. Штаб-квартира Европейского Суда по правам человека находится в Страсбурге.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод

предусматривает: право на жизнь; запрет пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания; запрет рабства и работорговли; право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность; право на справедливое судебное разбирательство; наказание исключительно на основании закона; право на уважение частной и семейной жизни; свобода мысли, совести и религии; свобода выражения мнения; свобода ассоциаций; право на вступление в брак; право на эффективные средства защиты; запрет дискриминации; право на образование; право на свободные выборы и другие.

При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека необходимо четко представлять, что Комитет по правам человека ООН рассматривает нарушения только тех прав, которые предусмотрены Международным Пактом о гражданских и политических правах[9]. А Европейский Суд по правам человека нарушения только тех прав, которые предусмотрены Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Нарушения иных прав человека, предусмотренные другими международными договорами, Конституциями и внутренним законодательством государств не могут быть предметом рассмотрения в Комитете по правам человека ООН и в Европейском Суде по правам человека.

В международные органы можно обжаловать только те нарушения прав человека, которые произошли после того, как то или иное государство приняло на себя обязательство соблюдать указанные международные договоры.

Применительно к Европейскому Суду по правам человека существует обязанность лица обратиться в Европейский Суд по правам человека в течение 6 месяцев с момента: а) нарушения его права, б) с момента вынесения последнего судебного решения. Это условие является наиболее строгим условием приемлемости, так как Европейский Суд по правам человека не восстанавливает пропущенный срок ни по каким основания, даже самым уважительным.

В соответствии с указанными Пактом и Конвенцией никто не может быть лишен правосубъектности, то есть в эти органы могут обратиться те, кто по внутреннему законодательству не имеет возможности защищать свои права самостоятельно: душевнобольные, дети, инвалиды и т.д.

Также, необходимо отметить, что жалоба должна подаваться жертвой, то есть тем лицом, чье право было нарушено; жалоба не должна быть анонимной, хотя заявитель может просить Европейский Суд по правам человека не упоминать его имя при публикации решения и пресс-релизов; жалоба должна быть обоснованной, то есть на заявителе лежит бремя доказывания нарушения его права; жалоба не может быть одновременно подана в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН[10].

Жалоба при рассмотрении в Европейском Суде по правам человека проходит несколько стадий:

1) неформальная - во время данной стадии лицо, обратившееся с жалобой на нарушение своего права, переписывается с Секретариатом Суда, то есть:

а) обратившемуся может быть выслан формуляр, в том случае, если жалоба была подана в свободной форме;

б) секретариат может сообщить, что данная жалоба может быть признана неприемлемой, так как она не выдерживает определенных условий приемлемости ли является явно необоснованной.

Но, секретариат не может определять дальнейшую судьбу жалобы, то есть если лицо, обратившееся в Европейский Суд по правам человека, настаивает на рассмотрении его жалобы, данная жалоба будет рассмотрена в соответствии с процедурами ЕС.

2) юрисдикционная - стадия рассмотрения дела в соответствии с процедурами ЕС:

а) Дело поступает для изучения судье ЕС. Комитет, состоящий из трех судей, по представлению одного из судей рассматривает дела не предмет приемлемости, точнее неприемлемости данного дела.

Европейский Суд по правам человека действует, образуя:

а) Комитеты (3 судьи),

б) Палаты (7 судей),

в) Большую палату (17 судей)

Судья, избранный от государства, являющегося стороной в споре, обязательно входит в Палату и Большую Палату.

Комитет решает вопрос приемлемости и необходимости дальнейшего рассмотрения дела. В том случае, если Комитет считает, что данная жалоба неприемлема и не подлежит дальнейшему рассмотрению, он принимает единогласное решение о признании обращения неприемлемым и снятии его с очереди[11].

Палата рассматривает вопросы приемлемости и существа дела в том случае, если комитет не признал жалобу неприемлемой. Палата может вынести окончательное решение по делу.

Большая Палата рассматривает дела:

а) по межгосударственным жалобам;

б) по индивидуальным жалобам, если решение дела требует толкования положений Конвенции и протоколов, а также может войти в противоречие с предыдущим решение суда;

в) при наличии прошения одной из сторон на рассмотрение дела Большой палатой в течение 3-х месяцев с момента вынесения решения

Палатой.

В случае признания обращения приемлемым, Европейский Суд по правам человека может предложить:

а) дружественное урегулирование;

б) разрешить дело в соответствии с собственной процедурой.

Решения Европейский Суд по правам человека являются обязательными для государств-участников Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Исполнение решений Европейского Суда по правам человека обеспечивается Комитетом Министров Совета Европы, которому передаются принятые Европейским Судом по правам человека решения. Дело не считается оконченным до тех пор, пока государство не выполнит свои обязательства в соответствии с решением Европейского Суда по правам человека[12].

Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд по правам человека не имеют права отменять внутренние судебные решения и определять права и обязанности человека в конкретном случае.

При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека бремя доказывания лежит на заявителе, то есть заявитель должен обосновать свою жалобу, иначе она может быть признана злоупотреблением своего права.

Заключение

В данном реферате были исследованы способы и органы защиты прав человека в международном праве и сделаны следующие выводы.

Права человека являются проявлением жизненных по­требностей, выражают насущную необходимость в создании человеку благоприятных материальных, социальных, политических и культурных условий для всестороннего развития, проявления его творческих сил и способностей. Они являются абсолютными и исторически определенными, так как отражают конкретный период развития наро­да и особенности развития данного региона. Еще одной важной особенностью прав человека является также то, что они выступают в качестве определенных отношений между чело­веком и другими людьми, обществом и государством по поводу обеспечения жизненно важных условий его существования. Поэтому правам человека в системе международного права уделяется значительное внимание. Это подтверждает обширный перечень пактов, конвенций и других стандартов по правам человека, принятых в мире. При этом международный механизм обеспечения защиты прав человека продолжает совершенствоваться с выходом в свет каждого нового международного документа.

Современная система защиты прав человека представляет собой сложный механизм. Она явилась результатом длительного поэтапного исторического развития мирового сообщества. Если до середины ХХ века защита прав человека осуществлялась только на национальном уровне, то после создания контрольных механизмов, в частности Организации Объединенных Наций, появилась возможность и международной защиты прав человека. Отдельные конвенции предусмотрели создание специальных органов. В их числе: Комитет по правам человека - на основа­нии Пакта о гражданских и политических правах; Комитет по правам ребенка - на основании Конвенции о правах ребенка; Комитет по ликвидации расовой дискриминации - на основании Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей - на основании Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении жен­щин - на основании Конвенции о ликвидации всех форм дис­криминации в отношении женщин; Комитет против пыток - на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Так, необходимо отметить, что вопросами защиты прав человека на международном уровне занимаются эксперты в рамках Организации Объединенных Наций (Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по правам человека, Верховный комиссар ООН по правам человека, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.).

Следующим шагом стало признание того, что «право на пра­вовую защиту», принадлежащее человеку, реально лишь при соответст­вующих обязанностях государства и его органов. Следовательно, на национальные суды и другие компетентные государственные органы возлагалась обязанность защищать не только конститу­ционные, но и международные договорные права. Однако, одна из причин недостаточной эффективности работы конвенционных органов состоит в том, что они наделены правом выносить в адрес государств лишь «общие замечания» или «общие рекомендации». Трудности в работе таких органов возникают и потому, что многие нормы по правам человека сформулированы в общих выражениях и не имеют точных и конкретных правовых границ.

Список использованной литературы

  1. Абашидзе А.Х., Верещетин В.С., Егоров С.А. Международное право: Учебник. - М.: Инфра-М, 2010. - 720 с.
  2. Ашавский Б.М. Бирюков М.М. Международное право: Учебник. - М.: Омега-Л, 2008. - 832 с.
  3. Вылегжанин А.Н. Международное право. Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2010. - 1012 с.
  4. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: Учебник. - М.: ЭКСМО, 2008. - 448 с.
  5. Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 544 с.

  6. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право: Учебник для вузов - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. - 784 с.

[1] Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: Учебник. - М.: ЭКСМО, 2008. – С. 302.

[2] Вылегжанин А.Н. Международное право. учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2010. – С. 214.

[3] Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: Учебник. - М.: ЭКСМО, 2008. – С. 309.

[4] Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право: Учебник для вузов - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. – С. 63.

[5] Вылегжанин А.Н. Международное право. учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2010. - С. 304.

[6] Абашидзе А.Х., Верещетин В.С., Егоров С.А. Международное право: Учебник. - М.: Инфра-М, 2010. – С. 318.

[7] Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право: Учебник для вузов - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. – С. 98.

[8] Вылегжанин А.Н. Международное право. учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2010. – С. 126.

[9] Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть. - М.: Волтерс Клувер, 2010. – С. 116.

[10] Абашидзе А.Х., Верещетин В.С., Егоров С.А. Международное право: Учебник. - М.: Инфра-М, 2010. – С. 393.

[11] Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть. - М.: Волтерс Клувер, 2010. – С. 121.

[12] Абашидзе А.Х., Верещетин В.С., Егоров С.А. Международное право: Учебник. - М.: Инфра-М, 2010. – С. 411.