Межгрупповое взаимодействие в сетевых компаниях 1 глава


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

  1. Теоретические основы межгруппового взаимодействия в сетевых компаниях

1.1 Понятие и сущность межгруппового взаимодействия

1.2 Стили межгруппового взаимодействия

1.3 Особенности исследования межгруппового взаимодействия

  1. Оценка межгруппового взаимодействия в сетевых компаниях (на примере четырех филиалов ООО «Консалтинг-центр»)

2.1 Описание этапов проведения исследования

2.2 Методики, используемые в исследовании

2.2.1 Тест коммуникативных умений Михельсона (Л. Михельсон. Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха)

2.2.2 Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) (Шапарь В.Б.)

2.2.3 Методика выявления организационных ценностей и норм

2.2.4 Опросник «Шкалы организационных парадигм» Л.Л. Константина

2.2.5 Тест «Уровень организационной культуры»

2.2.6 Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлёва

2.2.7 Методика определения взаимоотношений между группами (Т. Лири)

2.3 Результаты проведенного исследования

2.4 Оценка результатов исследования

2.5. Методы корректировки межгруппового взаимодействия

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Актуальность темы дипломной работы. В настоящий период развития российского общества остро стоят проблемы взаимоотношений. Проблема взаимодействия людей в рамках небольших объединений, возникающих формальным  или неформальным образом, находится в центре внимания исследователей различных наук и школ.

Общение в контексте конкретной группы, личностные изменения, происходящие под влиянием социального окружения, сама группа как субъект целенаправленной активности - это наиболее значимое содержание социальной психологии как научной дисциплины с первых лет ее существования. Если вопросы общения интересовали психологов как организаторов определенной практики, то, как ученые, исследователи они всегда были верны группе. В отдельные эпохи и в конкретных научных парадигмах социальная психология и групповая психология мыслились как синонимы.

Интерес психологов к межгрупповым отношениям насчитывает уже почти сто лет. Причиной возникновения этого интереса послужила, вероятно, распространенность межгрупповых, прежде всего, межрасовых и межэтнических конфликтов, разрушительность их последствий. Желание продемонстрировать пристрастность людей при оценке людьми членов своей социальной группы и ложность негативных стереотипов, использующихся ими при описании членов аутгруппы, а также интерес к причинам, порождающим эти феномены, привели к изучению межгрупповой дифференциации, с одной стороны, и стереотипов (их функций, структуры, вероятности использования в ходе социального восприятия, возможности их изменения) — с другой. Особое внимание, которое первые исследователи межгрупповых отношений уделяли конфликтному взаимодействию между членами разных социальных групп, определило дальнейшее направление изучения психологии межгрупповых отношений. Уже почти столетие, говоря о межгрупповом взаимодействии, психологи подразумевают межгрупповой конфликт. Интерес к причинам конфликтного взаимодействия между членами разных социальных групп породил ряд концепций, таких как теории социальной идентичности и самокатегоризации, авторитарной личности и реалистического конфликта, гипотезу «козла отпущения», а также привел к интенсивному изучению причин возникновения и способов изменения стереотипов. Выдвигая свои объяснения возникновения межгруппового конфликта, сторонники каждой из упомянутых теорий предлагали и новые способы его урегулирования. Результатом стало выделение способов оптимизации межгруппового взаимодействия в относительно самостоятельное направление психологических исследований.

В настоящее время изучение способов оптимизации межгруппового взаимодействия проводится по трем основным направлениям: анализ гипотезы контакта, изучение условий изменения стереотипов и проверка когнитивных моделей межгрупповых отношений (моделей декатегоризации, категоризации и рекатегоризации).

Объектом дипломной работы выступили межгрупповые взаимоотношения в сетевой компании ООО «Консалтинг-центр».

Предметом исследования - исследование межгрупповых взаимоотношения в сетевой  компании ООО «Консалтинг-центр».

Целью дипломной работы является исследование влияния коммуникативной компетенции  на межгрупповые взаимоотношения в сетевой компании.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Определить теоретические основы межгруппового взаимодействия в сетевых компаниях.
  2. Подобрать методики исследования.
  3. Провести исследование межгруппового взаимодействия в сетевых компаниях.
  4. Оценить результаты исследования.
  5. Разработать методы коррекции межгруппового взаимодействия в филиалах ООО «Консалтинг центр».

Гипотеза исследования основывается на цели и задачах исследования.

Гипотеза исследования: Коммуникативная компетенция и уровень организационной культуры напрямую влияет на межгрупповые взаимоотношения в сетевых компаниях.

1. Теоретические основы межгруппового взаимодействия в сетевых компаниях

1.1 Понятие и сущность межгруппового взаимодействия

Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой - сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп.

Понятие «взаимодействие» существует во многих точных и гуманитарных науках. Взаимодействие, как одна из основных философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами.

Понятие взаимодействие находится в глубокой связи с понятием структуры. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности. Взаимодействие людей между собой и с миром, т. е. общественная практика, определяет структуру общества, человеческое поведение и сознание.

Взаимодействие обусловливает развитие объектов. Каждой качественно определенной системе свойствен особый тип взаимодействия. Особо сложные формы взаимодействия характеризуют жизнь общества. По определению Маркса, общество — это "продукт взаимодействия людей"[1]. Чтобы действительно вскрыть суть объекта, необходимо выявить его закономерные взаимодействия.

Без изучения взаимодействия в его общем и конкретном проявлении нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. «Ни один феномен не объясняется сам по себе и из самого себя»[2].

Существует пространственно-временной предел, вне которого непосредственное взаимодействие данного объекта с другими отсутствует. Однако опосредованно они могут взаимодействовать со сколь угодно отдаленными объектами. Цепь взаимодействия нигде не оборвана, она не имеет ни начала, ни конца. Каждое явление лишь звено всеобщей цепи взаимодействия[3].

Наиболее конкретно взаимодействие рассматривается в учении о причинности. Имея какой-либо ряд причин или действий, действие данной причины, данного явления, данного предмета на другой вызывает необходимо соответствующее обратное действие, изменяющее первый предмет. Порождая некоторое действие, причина изменяется сама, причинный ряд дает не одностороннюю обусловленность причинами результатов их действия, а всестороннее взаимодействие всех находящихся в причинном отношении элементов[4].

На то же указывал в своем учении Гегель: «Ближайшим образом взаимодействие представляется взаимной причинностью предположенных, обуславливающих друг друга субстанций; каждая есть относительно другой одновременно и активная и пассивная субстанция»[5].

Итак, взаимодействие в философском смысле есть категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимообусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи[6].

В.И. Даль определил рассматриваемое понятие как взаимное действие. «Взаимничать - соблюдать обоюдность, равные, взаимные действия и отношения»[7]. В соответствии с точным смыслом данного слова, взаимодействие толкуется как взаимная поддержка; взаимная связь явлений.

Понятие взаимодействие также используется в психологии и социологии.

Так, Т. Парсонс придерживается мнения, что элементарное взаимодействие индивидов составляет содержание первичного уровня социальной структуры[8].

Я. Щепанский определяет взаимодействие как устойчивое систематическое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать  ответную реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего[9].

Таким образом, взаимодействие представляет собой совокупность действий, а действия, в свою очередь, включают в себя ряд элементов:

- действующий индивид;

- объект действия или индивид, на которого действуют;

- средство или орудие действия;

- метод действия или способ использования средств;

- реакция индивида, на которого действуют, или результат действия.

 Содержанием любого взаимодействия В.А. Горянина называет «связь», «обмен»  (деятельностями, предметами, информацией и т.д.) и взаимное влияние. Межличностное  взаимодействие - это действующая, реально функционирующая связь, которая выступает как взаимная зависимость между субъектами, личностями. Межличностное  взаимодействие и его составляющие компоненты характеризуются тем, что вступающие в него субъекты обладают сознанием и целенаправленной активностью[10].

Социальная группа - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом.

Общество можно образно сравнить с "живым организмом", балансирующим на точке справедливости межгрупповых воздействий в процессе постоянного обмена социально-психологическими отношениями между его элементами, то есть такого обмена, в каждом акте которого в виде побочного продукта воссоздается сущность, то есть принцип устройства, участвующих в нем социальных групп.

Формы групповой взаимозависимости людей столь же многообразны, как сами человеческие объединения. Это язык, территория, одежда, каналы коммуникаций, обычаи, традиции, ритуалы, символы, убеждения, верования, объединяющие представителей этнических, политических, религиозных и других больших групп. Это общее зрелище, массовое действие или событие — концерт рок-звезды, демонстрация, стихийное бедствие, временно сближающие порой значительное количество посторонних лиц. Это непосредственно наблюдаемое взаимодействие нескольких лиц, активно помогающих друг другу достичь общей цели: вытащить невод, потушить пожар или сыграть спектакль. Это зачастую скрытые от беглого взгляда эмоциональные взаимоотношения членов футбольной команды, армейского взвода, педагогического коллектива и иных малых групп: любовь и ненависть, жертвенность и эгоизм — тоже проявления созависимости. Это, наконец, сам способ повседневного бытия человека, усердно воспроизводящего общественные — внутренне предполагающие наличие других людей — порядки даже на необитаемом острове. Можно, как известно, страдать одиночеством в толпе, но и незримая толпа способна отравить уединение.

Содержание, способ возникновения, форма осуществления, длительность существования совместной деятельности, количество и характер взаимосвязей ее участников являются главными основаниями классификации групп. По числу участников («размеру») различают малые и большие группы, по непосредственности взаимодействия и взаимоотношений — первичные и вторичные, по способу образования — спонтанно возникшие, неформальные (неофициальные, «естественные») и институционально созданные, формальные (официальные) группы, по длительности существования — временные и постоянные, по степени регламентации групповой жизнедеятельности — организованные и неорганизованные, по проницаемости границ — открытые и закрытые, по личностной значимости для участников — референтные группы и группы членства, по уровню развития — становящиеся (вновь созданные, «диффузные») и развитые группы (коллективы).[11]

1.2 Стили межгруппового взаимодействия



Что Вы посещаете?

Социальная психология-анализ малых, и больших групп, область межгрупповых отношений должна предполагать изучение отношений как между большими, так и между малыми группами. Специфика социальной психологии не в том, какие «единицы» анализа имеются в виду, а в том, каков тот угол зрения, который характеризует ее подход.

Существует несколько подходов к оценке характера межгруппового взаимодействия.

Подходы:

Система З.Фрейда: под влиянием толпы люди обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, свои бессознательные агрессивные влечения; врожденный инстинкт агрессивности и драчливости побуждает группы людей, общины и страны воевать друг с другом. Фрейд утверждал: «неизбежна групповая враждебность; функция этой враждебности в том, что она является главным средством сплочения и стабильности группы». Механизмом формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим», является Эдипов комплекс, амбивалентность эмоциональных отношений в семье, когда ребенок испытывает к отцу и любовь, и ненависть. Агрессивное поведение людей является следствием биологическизаданной агрессивности, которая направляется на враждебных соседей и способствует сохранению группы.

 С позиции гипотезы фрустрации-агрессии Н. Миллера и Д. Долларда, агрессивное поведение возникает тогда, когда человек или группа подвергается фрустрации, понимаемой как любое условие, блокирующее достижение желаемой цели. Даже если человек не испытывал непосредственно фрустирующего воздействия, а являлся лишь пассивным свидетелем сцен жестокости, у него усиливаются агрессивные реакции.

Концепция «авторитарной личности» Т. Адорно. Отношение к «чужим» группам зависит от процесса социализации ребенка в раннем детстве, от амбивалентности эмоциональных отношений в семье. Для этих людей характерна тенденция неприятия всех чужих групп и народов и завышения оценки собственной группы, своего народа. Авторитарная личность почтительно относится к любому представителю власти. Социальные условия могут способствовать тому, что авторитарная личность становится на какое-то время типичной в той или иной стране.

Теория реальных конфликтов М. Шериф утверждает, что межгрупповые конфликты есть результат несовместимых групповых интересов. Конкуренция групп ведет к враждебности, которая проявляется в негативных стереотипах и социальных установках, а также в росте групповой сплоченности. Характеристики самого межгруппового взаимодействия приводят к появлению межгрупповой враждебности. Межгрупповая враждебность зависит исключительно от внешних факторов, изменяя внешние факторы, можно усиливать или ослабевать степень межгрупповой напряженности.

Когнитивный подход к оценке межгруппового взаимодействия исходит из того, что люди по-разному оценивают, воспринимают свою и чужие группы: склонны переоценивать результаты собственной группы и недооценивать результаты чужой группы, даже если и не было ситуации межгруппового соревнования.

Теория социальной идентичности А. Тешфел утверждает, что условием для возникновения межгрупповой являются не обязательно несовместимые интересы и цели, а порой достаточно просто наличия осознания своей принадлежности к группе, т. е. наличия социальной и этнической идентичности. Любая совокупность людей будет характеризовать себя как группу, когда субъективно воспринимаемая разница между ними меньше, чем разница между ними и другими людьми в данных условиях. Групповая сплоченность выступает как степень воспринимаемого сходства между собой и другими: поэтому разделяемые неудачи, успехи, опасности увеличивают групповую сплоченность, выступая в роли «общей участи» для людей данной группы. Самый лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт - упразднить различия между группами. Для успеха межгрупповых переговоров необходимо, чтобы представители сторон - групп выступали не с только с позиции своей групповой принадлежности, сколько с позиции единой группы, пытающейся найти решение проблемы. Межгрупповое сравнение является важным фактором, влияющим на социальное поведение в групповом контексте.

Межгрупповая дискриминация тесно связана в концепции Тэшфела с цепочкой когнитивных процессов: «социальная категоризация - социальная идентификация - социальное сравнение - межгрупповая дифференциация - межгрупповая дискриминация».

Деятельностный подход к оценке межгруппового взаимодействия объясняет, что объективные условия, в которых существуют и взаимодействуют те или иные социальные группы, обуславливают развитие когнитивных процессов, которые в свою очередь влияют на межгрупповое поведение и взаимодействие. Взаимозависимость между группами определяют и актуальное межгрупповое взаимодействие.

Закономерности взаимодействия между группами объясняют и особенности взаимодействия между этническими группами.

Виды этноцентризма:

  1. Благожелательный (гибкий) при котором на фоне позитивного предпочтения своего народа предпринимаются попытки понять и объективно оценить чужую культуру достижения.
  2. Воинственный этноцентризм проявляется в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп в собственных неудачах, разрешает и оправдывает захват и угнетение других народов, даже их уничтожение. Он может перерастать в расизм, когда, например, убежденные в своем этническом превосходстве немцы считали, что евреи, цыгане и другие меньшинства - «недочеловеки», «низшая раса, достойная истребления».

В.А.Тишков дает определение «этнического конфликта как любой формы гражданского, политического, вооруженного противоборства, в котором стороны мобилизуют или страдают по признаку этнических различий.

Цели этнических конфликтов:

  1. Социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия.
  2. Культурно-языковые при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности.
  3. Политические если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав.
  4. Территориальные на основе требований изменения границ.

Для разрешения этнических конфликтов могут использоваться четыре макростратегии:

  1. Применение правовых механизмов;
  2. Переговоры;
  3. Информационный путь;
  4. Стратегия социально-политического или военного сдерживания.

Конец формы

На основании вышеизложенного можно осуществить типологизацию всего многообразия межгрупповых конфликтов. Их разнообразные формы и проявления можно свести к следующим основным типам:

  1. Соперничество - такой вид межгруппового взаимодействия, в котором социальные группы - коллективы предприятий, учреждений, спортивные команды и т.п. - состязаясь друг с другом, добиваясь одной цели, стремятся в чем-то превзойти соперника. Например, основными соперниками советских, а затем российских хоккеистов в борьбе за мировое первенство обычно выступают канадские, чешские, шведские, финские американские хоккейные клубы.
  2. Столкновение - такой вид межгруппового взаимодействия, при котором соперничающие группы стремятся (или вынуждены) нанести ущерб, ощутимый, а иногда и гибельный, друг другу И.А. Гончаров в своем знаменитом произведении «Фрегат «Паллада» пишет: «Столкновение двух судов ведет за собой неминуемую гибель одного из них».
  3. Доминация (господство) - такое межгрупповое взаимодействие, при котором одна группа имеет существенное преимущество в самом важном, в силу чего господствует над другой в экономическом, политическом, языковом и т.д. отношении. В. В. Короленко так описывал соответствующую ситуацию в отношении использования языка: «В первые годы моего детства в нашей семье польский язык господствовал, но наряду с ним я слышал еще два: русский и малорусский». («История моего современника»).
  4. Уклонение - такой вид взаимодействия между группами, в процессе которого одна из них или обе стремятся отстраниться, отойти, отодвинуться от другой, чтобы избежать столкновения, удара, нападения и т.п. Типичным примером такого взаимодействия являлись действия русских войск во время Отечественной войны 1812 года до знаменитого Бородинского сражения, а отступающих французских - после сражения под Малоерославцем.
  5. Избегание - такое межгрупповое взаимодействие, при котором одна из конфликтующих групп стремится отделиться, удалиться от другой, избежать встречи с ней, сулящей за собой неприятные, нежелательные последствия. Так, обычно, поступают группы контрабандистов, избегающие встреч с таможенниками, или браконьеров, стремящихся уйти от контроля органов рыбнадзора.
  6. Аккомодация - такой вид межгруппового взаимодействия, в процессе осуществления которого одна группа (как правило, уступающая в могуществе, силе, богатстве и т.п. другой) стремится приспособиться к давлению более сильной социальной группы.
  7. Ассимиляция - специфический вид межгрупповой динамики, характерный тем, что одна группа уподобляется другой в каком-либо важном отношении усваивая ее существенные особенности, нормы поведения и т.п. Таким путем происходит слияние народа или его определенной части с другим путем усвоения его языка, культуры, обычаев и т.д.
  8. Подавление - вид межгруппового взаимодействия, при котором одна из конфликтующих групп получает решающее преимущество, в силу чего оказывается в состоянии насильственно, часто при помощи вооруженной силы положить конец существованию враждебной группы, ярким примером чего может служить подавление советской властью, ее карательными органами Кронштадского мятежа в 1921г.
  9. Переговоры - специфический вид межгрупповой динамики, в ходе которой соперничающие группы (чаще их представители) обмениваются мнениями, сближают свои позиции и достигают соглашения о способах урегулирования конфликта путем взаимных уступок друг другу.
  10. Компромисс - такое межгрупповое взаимодействие, которое позволяет достичь соглашения между группами путем взаимных уступок друг другу.
  11. Согласие - своеобразный вид межгрупповой динамики, позволяющий конфликтующим группам придти к взаимной договоренности, к соглашению по какому-либо важному для них вопросу.
  12. Сотрудничество - такой вид межгруппового взаимодействия, при котором дружественные или соперничающие друг с другом группы начинают заниматься совместной деятельностью в важной для них сфере общественной жизни.

Таким образом, существует множество стилей межгруппового взаимодействия, которые возможны и получают свое развитие в зависимости от сложившейся коммуникационной ситуации в организации.

1.3 Особенности исследования межгруппового взаимодействия

Прежде чем анализировать особенности исследования межгруппового взаимодействия, необходимо дать несколько определений категорий, которые будут использоваться в практическом исследовании межгруппового взаимодействия в сетевых компаниях.

Суть сетевых организаций очень проста - отсутствие единого управляющего органа и множественность центров управления. Могут существовать консультационные советы руководителей ячеек или какие-то временные координационные структуры. По сетевому принципу построен Интернет.

Внутри ячеек сети могут сосуществовать самые разные способы управления, естественно, что большой узел сам делится на многие узлы, но внутри них способы управления могут быть иерархическими (как в армии или церкви), демократическими, аморфными (как в семье где все знают свои обязанности и добровольно их выполняют), комбинированными и так далее. Один из наиболее характерных способов сетевого самоуправления - "экспертный", при этом решения от всей ячейки по конкретному вопросу принимает человек, который признан ячейкой как наиболее компетентный в данном вопросе, он же несет всю ответственность за последствия. Ещё один способ управления - "семейный", когда лидер ячейки обладает настолько большим духовным авторитетом, что может отменить практически любое решение, принятое демократическим самоуправлением ячейки или настоять на решении, против которого исходно хоть все ее члены, по сути - это духовный отец. Последними двумя способами обычно управлялись даосские ячейки, возможно, самые древние и опытные из сетевых организаций.

Обычным для сетей является образование временных сообществ, создаваемых для решения конкретной задачи и самоликвидирующихся после ее выполнения. В результате отношения в организации пронизываются множеством сложных связей. Участник организации может в одном случае быть руководителем своих руководителей в каком-то другом деле или равноправным с ними в третьем вопросе. Небольшие первичные ячейки нередко специализируются на какой-то задаче, например, добывании информации, анализе, обеспечении безопасности, связи и так далее. Cетевые общины могут быть центрами производства и источниками материальных средств, что очень важно.

Коммуникативная компетентность - это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я - ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой[12]. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции - владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности - перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности[13].

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

  1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
  3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Также в процессе исследования межгруппового взаимодействия у организации важным является особенности корпоративной культуры.

Организационная культура - является одной из самых новых областей организационного поведения.

Анализ материалов литературных источников показывает на то, что данное понятие возникает лишь в 80-е годы XX столетия. Ученые, изучающие организационную культуру, пытались определить и отграничить смыслы двух близких понятий: «климат» и «культура» в контексте организации. Большинство исследователей пришло к выводу, что культура является более стабильной и продолжительной характеристикой организации, и ее труднее диагностировать и оценить. В то время как организационный климат может быть измерен количественно, путем анкетирования среди сотрудников фирмы на основе специальных опросников, то культура может быть измерена только качественно путем применения сложных исследовательских методов этнографии и антропологии.

Организационная культура связана с чувством принадлежности к организации вне зависимости от степени комфортности повседневной рабочей обстановки, и многие исследователи приходят к мнению, что организационная культура настолько неуловима, что даже сами сотрудники фирмы не могут точно сказать, в чем она заключается.
Существует множество определений организационной культуры, данных различными исследователями.

Определения понятия «организационная культура».

Устойчивое собрание ценностей, символов, героев, ритуалов и историй, которыми управляются люди на их рабочих местах.
Модель основных допущений - изобретенная, раскрытая и развитая путем сообщения ее коллективу при соприкосновении с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции, - которая достаточно хорошо срабатывает для того, чтобы обучать ей в новых сотрудников в качестве правильного пути осознания, понимания и восприятия относительно этих проблем. Э. Шейн.

При контакте личности с организацией личность вступает в контакт с нормами одежды, с историями, которые люди рассказывают о том, что происходит, с формальными правилами и формальными нормами поведения, ритуалами, задачами, системой оплаты, жаргоном и шутками, которые понимали только сотрудники компании и так далее. Эти явления являются проявлениями организационной культуры.

Система верований, ценностей, разделяемая всеми сотрудниками организации.

Сильная, разделяемая всеми система ценностей.

Коллективное понимание.

Система разделяемых, принимаемых верований, выражающаяся в разнообразных символических средствах информации, в создании значения работы в жизни людей.

Система символов, церемоний и мифов, которые показывают понимание ценностей и верований организации ее сотрудниками.

Доминирующая и согласованная система разделяемых ценностей и верований, выражающаяся такими символическими путями как истории, мифы, легенды, лозунги, анекдоты и сказки.

Колективное программирование ума, которое отличает членов одной организации от другой… Культура включает системы ценностей; ценности являются кирпичами, из которых строится культура.

Набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организаций и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценности передаются индивидом через “символические” средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.

Из представленных определений видно, организационная культура это сложное неоднородное понятие, не имеющее четко выраженных материальных критериев, именно поэтому она сложна в изучении и управлении, а ее влияние неоспоримо велико.

Проблематика психологии межгрупповых отношений достаточно плотно изучается, и авторы, социально-психологические воззрения которых будут представлены, заслуженно считаются классиками. Поскольку в семидесятые годы в социальной психологии наблюдалось критика американской школы европейской традицией. Антагонизм наблюдался в вопросе о "социальности" социальной психологии. Европейцы критиковали своих коллег из Америки за излишний "психологизм" рассматриваемых проблем. Г. Тэшфел был одним из сторонников европейского направления исследования социально- психологических проблем. Основной "удар" был направлен в сторону концепции межгрупповой дискриминации М.Шерифа, социологический редукционизм которого, и обусловленное им представление о когнитивной сфере субъекта как пассивном результате внешних воздействий, послужило исходным пунктом для критики теории и экспериментальных исследований Шерифа с позиций когнитивистской ориентации.[14]

Наиболее известной является реалистическая теория межгруппового конфликта. Ее авторы (У.Самнер, М.Дэвм, Л.Уайт, М.Шериф, У.Ньюком и К.Болдуин) исходят из того, что первостепенное значение имеют внешние источники конфликтов, связанные с объектами и условиями межгрупповых отношений.

Согласно этой теории, реальный конфликт групповых интересов способствует конкуренции и ожиданию взаимной угрозы. Конфликт интересов в организации означает, что интересы групп связаны с одним и тем же объектом. Воздействие одной группы на объект деятельности расценивается другой группой как попытка ущемить ее интересы. Реальная угроза обусловливает враждебность членов группы к ее источнику. Чем существеннее цель, к которой стремятся конфликтующие группы, тем сильнее враждебность. Особенности межгруппового взаимодействия в организации таковы, что каждая группа имеет свои цели, достижению которых могут препятствовать интересы других групп. Масштабы конфликта определяются степенью значимости групповых интересов. Группы в организации ведут борьбу за престиж, финансовые, материальные, информационные, интеллектуальные, территориальные ресурсы.

Характер распределения функций и постановки задач в достижении организационных целей задают параметры совместной групповой деятельности.

Межгрупповая конкуренция активизирует осознание индивидами собственной групповой принадлежности и уменьшает их отклонение от групповых норм. Группа в условиях реальной угрозы прибегает к наказаниям по отношению к отклоняющимся от групповых норм членам. Это ведет к росту внутригрупповой сплоченности, установлению жестких межгрупповых границ. В условиях межгруппового конфликта усиливается приверженность членов своему подразделению в ущерб приверженности организации. Увеличивается социальная дистанция между представителями различных подразделений, нарушаются коммуникативные каналы, усложняется управление организацией.

В работах представителей ситуационного подхода прослеживается формирование и развитие межгрупповых отношений в зависимости от изменения условий межгруппового взаимодействия. Проблема регуляции группового поведения решается путем изменения ситуации жизнедеятельности групп. В экспериментах М.Шерифа были отмечены эффекты межгрупповой дискриминации и ингруппового фаворитизма и при отсутствии объективных противоречий между группами. Эти факты, выходящие за рамки ситуационной теории, требовали новой модели осмысления межгрупповых процессов, которая и была предложена сторонниками когнитивистского направления в социальной психологии.

 Они обратили внимание на роль когнитивных процессов в регуляции межгруппового взаимодействия: социальной категоризации и идентификации, социального сравнения и межгрупповой дифференциации.

Процессы категоризации, социальной идентификации и межгрупповой дифференциации основываются на психологическом принципе, согласно которому дифференциация (оценочное сравнение) категоризуемых групп неразрывно связана с другим когнитивным процессом - групповой идентификацией (осознанием принадлежности к группе).

Что Вы посещаете?

В концепции Г.Тэджфел а утверждается неизбежность установления позитивно валентных различий в пользу ингруппы. Формирование группы начинается с восприятия и определения себя и других людей с позиции ингрупповой-аутгрупповой категоризации. Г.Тэджфел разделяет социальное поведение индивидов на межгрупповое и межличностное. Детерминанты перехода одного в другое - осознание групповой принадлежности и характеристики ситуации межгруппового взаимодействия - находятся во взаимной связи.

Поведение склоняется к межгрупповому через осознание межгрупповых различий, самокатегоризацию и идентификацию с группой членства. Механизмом перехода межличностного поведения в межгрупповое является ингрупповой фаворитизм. Это - тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы. Проявляется фаворитизм как в поведении, так и мнениях, оценках, суждениях, относящихся к членам собственной и другой группы.
Г.Тэджфел и Дж.Тэрнер экспериментально доказывают абсолютный характер феномена ингруппового фаворитизма. Их испытуемые демонстрируют стремление воспринимать свою группу в более благоприятном виде в ситуациях, когда не существует никакого межгруппового соревнования, и нет враждебности между группами. Установление различия между группами в пользу собственной, по мнению Тэджфела, - единственная цель подобной дискриминации. При этом групповое членство оказывается важнее межличностного сходства. Эти данные послужили доказательством универсальности межгрупповой дискриминации, потому что причина содержится в осознании принадлежности к своей группе. Групповое членство и связанные с ним когнитивные процессы неизбежно ведут к межгрупповой дискриминации, независимо от объективных условий - таковы представления когнитивистов о природе межгрупповых отношений.
Тем не менее, приверженность ингруппе, основанная на удовлетворенности членством в ней, не всегда предопределяет дискриминацию по отношению к аутгруппе. Экспериментально выявлено снижение ингруппового фаворитизма и выражение предпочтений аутгруппе при: наличии общих (надгрупповых) целей; однозначном толковании, доступности и очевидности критериев оценивания извне результатов межгруппового взаимодействия; чередовании групповых успехов и неудач.

Выводы, сделанные Г.Тэджфелом и его последователями по результатам лабораторных исследований, не могут безоговорочно использоваться при изучении и прогнозировании отношений между группами в естественных условиях. Управление межгрупповыми процессами в организации в рамках когнитивного подхода заключается в нивелировании межгрупповых различий, что позволяет лишь снизить уровень межгрупповой дискриминации. Между тем условием эффективного функционирования организации является межгрупповая интеграция, основанная на согласованном понимании организационной реальности.

Взаимодействие групповых субъектов является итогом эволюционного развития различных уровней организации общества. Их соответствующая роль и влияние сохраняются в скрытой или очевидной форме в любом акте взаимодействия.

Понимание группового взаимодействия опирается на психосоциальный анализ взаимодействия. Этот уровень «стал возможным с появлением сферы интерсубъективного, в котором происходит не только индивидуальное психическое отражение объективных связей, но и отражение субъективного мира другого участника взаимодействия, в качестве которого, в первую очередь, выступают социальные группы, включенные в социальную систему взаимодействия».[15]

Взаимоотношения социальных групп, формирующиеся в социальной системе, стали тем моментом, который концентрирует в себе все основные проблемы социальных наук и позволяет в будущем говорить о новой модели социальной стороны психики человека.

Поэтому под психологическими отношениями мы будем понимать субъективную меру изменения событий, которые могут быть вызваны или не вызваны связью субъекта с объектом. Отделенность отношений от предмета, их вызвавшего, позволила человеку сделать их объектом анализа и особой сферой человеческой активности. Индивид приобретает возможность оценивать свои собственные отношения и отношения другого человека, то есть давать оценку самому результату оценивания объективной реальности индивидами. В самом же факте такого оценивания еще нет ничего прогрессивного. Кардинальный сдвиг в развитии человека происходит в результате обмена такими оценками, который наступает естественно, уже в силу того, что психологические отношения стали доступны интенсивному обмену между людьми.

Теперь, на основе определенного отношения, индивиды могут формировать принципиально новые множества, основанные на едином, разделенном психологическом отношении к объективной реальности. Вместе с ощущением разделенности отношений совокупность индивидов, обладающая ими, начинает приобретать качество субъективности: начинают формироваться групповые границы, создается образ прототипного представителя группы, появляются специфические групповые феномены. В результате развиваются групповые субъекты, осуществляющие поиск своего социального свойства «мы».

Теперь психологические отношения могут совершать новый виток на пути изменения своей сути и пройти через определенные социальные группы-единства, преломляясь там и приобретая социальные меры, которым начинают подчиняться в дальнейшем взаимодействия индивида с реальностью. Таким образом, психологические отношения трансформируются в социально-психологические - психологические отношения, опосредованные социальным качеством, как оценка изменения событий социальной системы, в которой субъект отношений выступает элементом данной системы. Оценка в данном случае подразумевает наличие некоторой системы норм и правил, сложившихся в культуре сообщества в данном периоде его развития. Социальность присутствует даже тогда, когда индивид поступает, казалось бы, изолированно, независимо от других. В отличие от остальных социально-психологических отношений отношения между личностями и группами становятся взаимоотношениями, так как строятся на основе воспринимаемых или прогнозируемых отношений участников взаимодействия друг к другу. За взаимоотношениями отдельных личностей стоят взаимоотношения социальных групп, как образования базовые, непосредственно реализующие качество социальности.[16]
Изменение событий в социальной системе, связанных и с действиями специализированных социальных институтов в обществе, в том числе, даже если оно непосредственно не связано с социально-психологическими отношениями к какой-либо конкретной группе, влияет на свойства группы в социальной системе, и поэтому воспринимается группой как отношение к ней со стороны того, кого она считает виновником такого изменения. Поэтому, в свою очередь, будет формироваться отношение данной группы как реакция на предполагаемое отношение к ней со стороны другой.

В.С. Агеев в деятельном подходе выделил факторы качественной специфики феноменов социальной перцепции на межгрупповом уровне, когда в качестве как субъекта, так и объекта восприятия выступают группы как целое.[17] Поэтому целостности (вещи), сосуществующие в условиях другой целостности (вещи), составными частями которой они являются, становятся более точным отражением реальности, чем пересечение различных множеств или представление отношений самодостаточных вещей, не обусловленных иным, общим для них единством.

В контексте социальных наук социальную активность принято связывать с понятием «деятельности, взаимодействий, общения». Эти понятия противоречивы в трактовке различных исследователей. Поэтому обратимся к понятию процесс - категории, которую можно определить как непрерывную цепь изменений соответствующего объекта, и к тому же объединяющей и деятельность, и взаимодействие и общение. Само же понятие «изменение»[18] не несет в себе указание на качество преобразования. Оно говорит лишь о том, что образовалось новое множество, новая совокупность.

Любое изменение социального множества - следствие взаимодействий как составляющих деятельности и общения. В этом случае происходит взаимопереход элементов из одного множества в другое, происходит обмен ими. Обмен здесь заключается только во взаимопереходе психических моделей реальности, строящихся в системе социальных норм конкретных групп, к которым данные личности принадлежат.

«…Индивид с индивидом не могут обмениваться непосредственно и прямо психическими переживаниями. Это замкнутые психические машины, из которых психика может быть сообщена другой машине не непосредственно, а только через те или иные проводники…».[19] Образ действия индивида, его производящего, и является таким проводником. Образ воспринимается каждой другой личностью как наличие у действующего индивида (или группы) соответствующей модели реальности. Эта модель, отражающая восприятие индивидом или группой соотношения субъективных качеств и качеств соответствующего мира как социально-психологическое отношение, учитывается личностью при построении отношений как к окружающему миру, так и к организации своих действий. Те же процессы происходят и в психике взаимодействующего индивида, группы.

В итоге, межиндивидуальная, межгрупповая связь в ходе обмена социально-психологическими отношениями порождает взаимоотношения, регулирующие конкретные акты взаимодействия. Эти акты и делают очевидными те социально-психологические свойства, которые превращают индивидов и группы в элементы соответствующей социальной системы. Социальный обмен как факт социальных связей группы, в конечном итоге, становится необходимым условием существования группы.

Взаимодействие социальных групп характеризуется наличием «побочного продукта. Побочный же продукт является специфическим эффектом взаимодействия». Этот побочный продукт - вклад в социальное единство, которому принадлежит личность, обращение к сфере разделенных социально-психологических отношений.

«Непрерывная взаимосвязь любого субъекта с объектом всегда и необходимо опосредована взаимоотношениями между разными субъектами, и, наоборот, любые взаимоотношения между субъектами столь же необходимо опосредованы их взаимосвязями с объектом». То есть, даже сугубо индивидуальная материальная деятельность имеет прямой (преобразование объекта) и побочный продукт (социально-психологические отношения).

«Побочный» и создает основу социализации человека, приобщение его к человеческим ценностям. В каждом акте взаимодействия личность снова и снова воссоздает свойство социальности, то есть ощущение разделенности отношений определенной общности. И поэтому в любом акте деятельности или поведения существует основа для межгруппового обмена социально-психологическими отношениями, а следовательно, для возникновения и развития межгрупповых отношений.

Поэтому можно согласиться с утверждением И. Сушкова, что «даже материально-предметная деятельность индивида имплицитно содержит в себе, если не реальных, то подразумеваемых других, с которыми индивид начинает осуществлять процесс обмена и тем самым изменяет структуру межгрупповых отношений в определенном аспекте, превращая воздействие в социальное взаимодействие».[20]

Таким образом, изменение взаимоотношений социальных групп происходит двумя путями: первый - через воздействие на объект, когда субъекту противостоит элемент структуры природы, иными словами, через побочный, сопутствующий воздействию, обмен социально-психологическими отношениями; второй - через взаимодействие с другими субъектами, которые являются членами той же самой или иных социальных групп, иными словами, через прямой обмен социальными отношениями, когда предметы неодушевленной природы, в свою очередь, могут выступать посредующими элементами.

Эти два пути и являются основным водоразделом для таких фундаментальных философских категорий, как деятельность и общение. П. Сорокин нашел удачный образ индивидов как «абсолютно замкнутых психических машин». В этой связи становится очевидной необходимость преодолении этой замкнутости.

Воссоздать эти переживания других внутри себя люди могут, только имея общих посредников - знаков социально-психологических отношений, в первую очередь речевых. Это развивает единую систему ценностей, создающих социальную мотивацию и эффективное взаимодействие, превращающих отдельных индивидов в групповой субъект общения. Зная законы обмена социально-психологическими отношениями, можно предполагать, как будет развиваться процесс взаимодействия социальных групп и по какому пути пойдет дальнейшее их развитие. Но как показывает анализ проблемы межгрупповых и межличностных отношений, простое, формальное комбинирование взаимосвязи (или взаимозависимости) может вызывать противоречивые социально-психологических отношения. Это происходит большей частью из-за того, что поведение социальных групп анализируется как цепь чередующихся воздействий, оказываемых группами друг на друга. Сюда можно отнести групповую деятельность, которая ориентируется на экономические модели межличностного и межгруппового взаимодействия или биологически обусловленные типы взаимодействия.

Тем не менее, можно утверждать, что любое социально организованное воздействие  превращает взаимодействие в социальное, так как любое воздействие отражается от социального единства, которому группа принадлежит. Взаимодействие - это проявление свойств социальной группы в связи с другими группами и одновременно изменение группы за счет других групп. В зависимости от того, как группа воспринимает ситуацию своей активности, она и будет определять свое отношение к другой группе, формировать свое воздействие на другую группу и в дальнейшем изменяться сама по тому свойству социального множества, которое затрагивается взаимодействием.

Социально конструируемое взаимодействие отражает сущность социальных групп. Именно на этом уровне психологические отношения приобретают характер взаимоотношений, подчиненных свойствам тех групп, в рамках которых данные группы сформировались. Обычно выделяют несколько типов взаимодействия. При дихотомическом делении (кооперация и конкуренция, сотрудничество или соперничество, согласие или конфликт) как тип взаимодействия, так и степень выраженности этих типов определяют больше характер межличностных отношений, где проявляются стратегии поведения во взаимодействии.

На социологическом уровне можно выделить три различающихся социально-психологической направленностью типа взаимодействия: совместное, сотрудничество и конкурентное. Процесс качественного изменения социальных групп начинается только при условии обмена социально-психологическими отношениями (в ходе общения), совершаемый через обмен материальными или идеальными продуктами групповой деятельности (т.е. при возникновении социально-конструируемого взаимодействия). И то, какие типы взаимодействия между группами будут складываться, зависит от процесса формирования межгрупповых отношений.

Выводы

Межгрупповые взаимодействия  — это совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. Специфика межгруппового восприятия, объектом и субъектом которого являются социальные группы, заключается:

1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;

2) в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям;

3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы. В целом межгрупповые представления отличаются ярко эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а поэтому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности.

Так, свойственная им стереотипность часто приводит к приписыванию сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними. Названные особенности межгруппового восприятия отчетливо проявляются в процессе установления различий между собственной и другой группами, играющем важнейшую роль в детерминации межгрупповых отношений. Наиболее типичным эффектом межгруппового сравнения является тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражающаяся в стремлении всячески благоприятствовать ее членам в противовес членам "чужих" групп (эффект межгрупповой дискриминации) и нередко сопровождающаяся недооценкой последних (внутригрупповой фаворитизм), несколько менее распространена обратная тенденция — установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы, которой отдается предпочтение перед собственной.

В своих крайних выражениях первая тенденция может приводить к возникновению напряженности и враждебности в межгрупповых взаимодействиях, вторая — к ослаблению внутригрупповых связей, девальвации внутригрупповых ценностей, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой.

Вопреки достаточно распространенной точке зрения, согласно которой эти эффекты являются универсальными и неизбежными компонентами межгруппового взаимодействия, рядом исследователей обоснован их вторичный характер по отношению к объективным условиям взаимодействия групп. В частности, показано, что данные эффекты определяются типом совместной межгрупповой деятельности, зависят от уровня группового развития и нетипичны для групп высокого уровня социально-психологического развития.

В процессе исследования были выявлены особенности исследования коммуникативной компетенции и организационной культуры в группах. На наш взгляд, особенности коммуникативной компетенции влияют на межгрупповое взаимодействие, что постараемся доказать в эмпирическом исследовании.

Таким образом, гипотеза исследования заключается в исследовании влияния коммуникативной компетенции на межгрупповое взаимодействие.

[1] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 27. - С. 402

[2] Гёте И. В., Избранные философские произведения, М.,1964. - С. 334

[3] Большая советская энциклопедия. Изд.3-е /Глав. ред. А.М. Прохоров. - М.: Изд. "Советская энциклопедия", 1971. - С.9.

[4] Большая советская энциклопедия /Глав. ред. О.Ю. Шмидт. Т.10. - М.: АО "Советская энциклопедия", 1928. - С. 617

[5] Гегель, Сочинения. Т.5. - М., 1937. - С.691

[6] Философский словарь/ Под.ред Васильева В.И./ - М., 1973. - С. 81.

[7] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. - М.: Рус.яз., 1998. Т.1. - С.190

[8] Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. - М., 1989. - 30с.

[9] Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1989. - С. 84-86.

[10] Горянина В.А. Психокоррекция стиля взаимодействия: Дисс. на соиск. степени доктора наук. - М.: РГБ. - 471 с.

[11] Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975.-С.45

[12] Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.

[13] Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.

[14] Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.:МГУ, 1983.- 144с

[15] Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. - М.: Академ. проект, ИП РАН, Екатеринбург, Деловая книга. - 1999. - С. 77.

[16] Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. - М.: Академ. проект, ИП РАН, Екатеринбург, Деловая книга. - 1999. - С. 158-159.

[17] Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М.: МГУ, 1990. - С.65.

[18] Фролов С.С. Социология. - М.: Наука. 1994. - С. 181.

[19] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

[20] Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. - М.: Академ. проект ИП РАН, Екатеринбург, Деловая Книга, 1999. - С.213.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?