ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты материнства и детства
1.1 Понятие и сущность социальной защиты материнства и детства
1.2 Различные направления развития социальной защиты материнства и детства
Глава 2. Анализ существующей системы социальной защиты материнства и детства в России
2.1 Оценка нормативной базы социальной защиты материнства и детства
2.2 Анализ программ и мероприятий по социальной защите материнства и детства
Глава 3. Пути решения проблем в системе социальной защиты материнства и детства в России
3.1 Основные направления социальной защиты материнства и детства
3.2 Практические меры по эффективности социальной защиты материнства и детства в России
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что поддержка материнства и детства является важнейшим условием решения демографической проблемы в России. Социальная защита материнства и детства является предметом особого внимания со стороны государства, поскольку через заботу о здоровье и благосостоянии женщин и детей гарантируется прирост здорового населения страны. Состояние здоровья матери и ребенка остается одним из важнейших направлений в деятельности ВОЗ начиная с 1948 г. В 2005-2007 гг. семейная политика координировалась Правительством РФ через национальные проекты, ориентированные на решение проблем семьи, материнства и детства. Выделяются такие направления, как «доступное жилье», «современное здравоохранение», «качественное образование». 2008 год был объявлен в России Годом семьи.
В условиях многолетнего реформирования и модернизации здравоохранения в России сохраняется устойчивое состояние депопуляции нации. В то же время ухудшается здоровье населения в целом и женщин репродуктивного периода в частности. Болезни беременных, материнская и младенческая смертность, заболеваемость новорожденных называются в числе приоритетных проблем здоровья, по которым общество несет наибольшие потери. Количество женщин, умерших от осложнений беременности и родов, превышает европейский уровень более чем в 2 раза. Проблема сохранения численности населения обостряется из-за недостаточности финансирования национальной системы здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования.
Объект исследования: материнство и детство в Российской Федерации.
Предмет исследования: развитие системы социальной защиты материнства и детства.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование социальной защиты материнства и детства в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность социальной защиты материнства и детства.
- охарактеризовать различные направления развития социальной защиты материнства и детства.
- оценить нормативную базу социальной защиты материнства и детства на современном этапе.
- проанализировать программы и мероприятия по социальной защите материнства и детства.
- обозначить основные проблемы социальной защиты материнства и детства.
- разработать направления развития социальной защиты материнства и детства в России.
Гипотеза исследования – только комплексный подход, направленный на повышение демографических показателей России, улучшение материальной базы семей и обеспечение высокого уровня социальной защиты материнства может повлиять на выход России из демографического кризиса и существенное улучшение социальных показателей.
Методы исследования: для решения поставленных задач в исследовании использовались методы системного и сравнительного анализа, качественной и количественной характеристики рассматриваемых явлений и статистической обработки эмпирических данных, а также графической интерпретации исследуемых процессов.
Теоретическая и методологическая база исследования: Теоретическую базу исследования составили научные, периодические труды, учебная и справочная литература российских и зарубежных ученых по социальной защите населения, социальному страхованию, охране материнства и детства, проблемам здравоохранения. Информационной базой исследования послужили Конвенции МОТ, Конституция РФ, Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, материалы Министерства здравоохранения и социального развития и Фонда социального страхования РФ, а также показатели статистики в области демографии, здравоохранения и уровня жизни населения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов выпускной квалификационной работы в разработке программы по защите материнства и детства на государственном или муниципальном уровне.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В части 2 ст. 7 Конституции РФ[1] закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 1 ст. 38 Конституции РФ[2] провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение. В Российской Федерации в настоящее время только 30 % новорожденных могут быть признаны здоровыми[3]. Каждый третий новорожденный ребенок имеет различные болезни и отклонения в состоянии здоровья. Заболеваемость новорожденных в целом увеличилась за пять лет на 20% и достигла 5 801,8 на 10 000 родившихся живыми. Каждый двенадцатый младенец рождается с низкой массой тела. Серьезную озабоченность вызывает рост врожденных пороков развития. По данным официальной статистики, заболеваемость детей до 14 лет за последние 10 лет увеличилась на 50%. Распространенность болезней возросла на 94%. Еще хуже обстоит дело у детей в возрасте 15 – 17 лет: уровень заболеваемости возрос на 64%. Вызывает тревогу и то, что в последнее пятилетие среди подростков старшего возраста заметно распространились хронические болезни (у детей до 14 лет этот рост составил 23%, 15–17 лет – 26%).
Серьезным индикатором ухудшения состояния здоровья детей является рост числа детей-инвалидов. В настоящее время инвалидами являются 620 342 ребенка в возрасте до 18 лет включительно. За последние пять лет число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс.
Для настоящего времени характерно увеличение числа граждан, находящихся в особо неблагоприятных условиях: многодетные и неполные семьи, семьи группы риска, семьи с детьми инвалидами. Резко расширились масштабы социального сиротства, раннего алкоголизма, наркомании, тысячи брошенных детей становятся объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду, растет число женщин и детей, ставших жертвами физического и психологического насилия в семье.
Естественное, природное назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные реалии, что прискорбно, порождают долгоиграющую тенденцию того, что женщины в России все реже стремятся заводить детей. Объяснение причин такого положения в стране не является задачей нашего исследования – более того, а рамках одной исследовательской работы рассмотрение данной многогранной и многоаспектной проблемы было бы затруднительно. А потому остановимся лишь на факте, подтвержденном множественными статистическими исследованиями – гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации), рассмотрению которых в том числе посвящена данная работа.
Чтобы быть последовательными в нашем изложении, необходимо дать понятия основных категорий нашего исследования.
Материнство – категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу – иными словами «материнство» - свойство только женщины. Действующее российское законодательство не дает четкого определения женщины, однако Конвенция МОТ № 103 Об охране материнства в ст. 2[4] закрепляет, что термин «женщина» означает любое лицо женского пола, независимо от возраста, национальности, расы или религии, состоящее или не состоящее в браке. Определяющий признак отнесения человека к категории «женщина» - только и исключительно половой, т.е. набор биологически определенных первичных и вторичных половых признаков, полученный человеком от природы при рождении.
«Материнство - реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства не сводимо к биологическим аспектам репродуктивной способности; его нельзя также ограничивать отношениями между матерью и ребенком непосредственно после родов и в первый год жизни. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними»[5]. Из данного рассуждения следует, материнство не сводится к биологической репродуктивной функции женщины – материнство это и отношения в связи с приемными детьми, а также последующие, можно сказать, пожизненные отношения с ребенком (детьми).
Мать и отец имеют равноценный объем прав и обязанностей по отношению к детям, и поэтому выделение в ст. 38 Конституции РФ[6] только «материнства» - это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно родов и кормления. Не вызывает сомнений, что социальное значение материнства и отцовства – т.е. роли обоих родителей в семье и в воспитании детей равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека.
Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет (ст.2 Конвенции МОТ № 103)[7]. Согласно ст.1 Конвенции о правах ребенка[8], «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше».
Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ)[9]. 18 лет - возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству – с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым. Однако в случае, когда ребенок признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе в случае его эмансипации, это не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом «детства».
При использовании термина «дети» в законодательстве (и на бытовом уровне) значение его может быть различным. Термин «дети» может употребляться для обозначения конкретных кровных и некровных сыновей и дочерей, несовершеннолетних или, наоборот, трудоспособных детей, достигших 18 лет.
В основополагающей для нашего исследования 38 статье Конституции присутствует еще одно понятие, которое необходимо разобрать – «семья».
Понятие «семья» является ключевым, составляющим базис семейных правоотношений вообще. Несмотря на то, законодатель не определяет понятие семьи, ее значение и первостепенная важность проводится через абсолютно все положения Семейного кодекса. Понятие семьи долгое время оставалось в науке семейного права дискуссионным. Не вдаваясь в существо противоречий, заметим следующее.
Понятие семьи имеет социологический, не правовой характер. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества[10].
В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ[11], понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав.
По определению ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах[12], семья является и остается естественной и основной ячейкой общества, имеющей право на защиту со стороны общества и государства.
Члены одной семьи связаны семейными правоотношениями. Семейные правоотношения возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми в их семьи детьми. При этом соответствующие права и обязанности возникают в указанных в СК РФ случаях и при наличии условий, им установленных.
Семейные правоотношения – отношения, построенные на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи. Семейное право регулирует особый вид общественных отношений – отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Такой вывод следует из анализа ст.2 СК РФ[13].
Не совсем верным будет следующее определение семейных правоотношений как отношений урегулированных нормами семейного законодательства.
В этой связи важно акцентировать внимание на различие собственно семейных правоотношений и правоотношений, урегулированные нормами семейного законодательства, и в первую очередь СК РФ.
Семейные правоотношения в их точном значении — это подпадающие под действие семейно-правового регулирования отношения между членами семьи в социологическом ее понимании, а также между родственниками первой и второй степени родства.
Наряду с названными отношениями, СК РФ[14] регулирует также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения. В таких отношениях, как правило, сторонами выступают публичные образования, например, администрация организации. Так, факт смерти родителей ребенка порождает возникновение правоотношения по поводу его устройства, в рамках которого соответствующие органы местного самоуправления и государственной власти совершают действия по размещению ребенка способом, наиболее отвечающим его интересам. Это правоотношение является организационным и носит административно-правовой характер.
Необходимо остановиться и на различии понятий «семейные правоотношения» и «семейные отношения». Последняя категория гораздо шире, т.к. включает в себя не только отношения членов семьи, урегулированные нормами права (семейного права), но и отношения между названными субъектами, которые не поддаются регулированию закона, а регулируются, скорее моралью, бытовыми нормами, традиционными и культурными факторами.
Итак, материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности. Сказанное объясняет, почему Конституция объединяет требования защиты государством этих институтов в рамках одной статьи.
Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.
Социальный статус материнства состоит из отношения к материнству общества, государства. Последнее формируется под влиянием системы моральных ценностей, культуры общества, определяется степенью его развития. Моральные же ценности и культура базируются на религиозных и бытовых традициях. Российская история изобилует переломными моментами, насильственными вмешательствами в сформированные веками традиции, потрясениями сформированных укладов и устоев, и, вследствие социальных потрясений последнего столетия, социальный статус женщины-матери в современной России чрезвычайно низок (вплоть до отрицательного отношения к материнству). Об этом говорят многие исследования, в частности гендерное исследование законодательства кандидата философских наук Е.А. Баллаевой[15].
Поскольку социальный статус – соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы, а система и признаки определяются социумом, то социальный статус материнства наиболее сложно формализуемая категория. Парадоксально, что, несмотря на наибольшую сложность в формализации, как представляется, определение на основе социального статуса из всех рассмотренных наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к определению, должному раскрыть сущность материнства. И усыновленный, и рожденный ребенок, и взрослый, но тщательно опекаемый и подобранный беспризорник без соответствующей регистрации – все эти ситуации подходят под социальную идентификацию материнства, в любой из них женщина однозначно определяется как мать.
В социальном аспекте под термином «детство» принято понимать тот период жизни человека, в течение которого ребенок созревает, становится сознательным и достаточно подготовленным во всех отношениях гражданином своей страны, т.е. детство понимается в широком смысле как период социализации человека. Детство, согласно исследованиям Российского Детского Фонда, определяется как стадия жизненного цикла человека и особое социальное явление[16], определяющее роль, место и положение детей в данном государстве и обществе; состояние и уровень отношения государства, общества, взрослых к детям, создание достаточных и справедливых условий для выживания и развития детей, для защиты прав каждого ребенка прежде всего посредством формирования и реализации адекватной социальной политики государства. Дети – особая социально-демографическая группа населения с возрастными границами от рождения до 18 лет, имеющая свои специфические потребности, интересы и права, однако не обладающая способностью отстаивать и защищать их.
По мнению А.П. Платонова[17], под детством в общественной науке понимают возрастной этап индивидуального развития человека, начавшийся с рождения, позволяющий ему формироваться для того, чтобы функционировать в будущем в качестве полноценного, дееспособного члена общества.
Согласно различным энциклопедиям и словарям психологической тематики, детство – это период от рождения до подросткового возраста, т.е. до 11–12 лет, в течение которого ребенок не только растет и развивается физически, но и формируется его характер. Обычно в детстве выделяют периоды: младенчества (0–1 г.), раннего детства (1–3 лет), дошкольного (от 3 до 6–7 лет) и младшего школьного возраста (7 до 12 лет)[18]. В основу такой градации положены данные современной медицины, физиологии, психологии.
Так, по мнению О.В. Кузнецовой, детство – особый этап в жизни человека, а наиболее важным в развитии ребенка является раннее детство (от рождения и до трех лет), когда закладывается фундамент физического и психического здоровья человека. В раннем детстве начинается социальная адаптация, формирование личности, закладывается фундамент такого феномена, как человек[19].
Крайняя незащищенность ребенка, наличие различных периодов развития в пределах отрезка до совершеннолетия предполагают введение дифференцированной защиты и охраны детства. Подтверждают этот тезис многочисленные нормы о защите и охране, поддержке разных этапов детства с указанием возраста, к которым государство пришло эмпирически.
Социальная защита материнства и детства - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, детям- инвалидам, родителям-инвалидам и т.д.
Социальная защита материнства и детства это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Иногда доходов для тех слоев социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: одиноких матерей, многодетных семей и т.д.
Система социальной защиты это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты материнства и детства, поддержки социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя:
Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. К социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.
Такая работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.
Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: дети; подростки; неполные семьи и пр.
Субъекты социальной работы – те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.
Система социальной защиты материнства и детства включает в себя меры финансовой и нефинансовой поддержки.
Меры финансовой поддержки[20], в свою очередь, включают:
Меры нефинансовой поддержки делятся на две группы:
I – затрагивающие имущественные и иные интересы всех семей с детьми:
II - затрагивающие имущественные и иные интересы определенных категорий семей с детьми и детей-сирот:
В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:
Декларация прав ребенка в шестом принципе гласит, что «ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей».
В пп.18-19 Плана действия по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей особое внимание уделяется роли семьи в жизни, развитии, воспитании ребенка, «Необходимо делать все возможное для предотвращения отделения детей от их семей, будь оно вызвано чрезвычайными обстоятельствами или произведено в их собственных интересах, необходимо принять меры, обеспечивающие семейную заботу в рамках другой семьи или помещение ребенка в соответствующее учреждение, причем необходимо уделять соответствующее внимание тому, чтобы ребенок по возможности продолжал развиваться в условиях его культурной среды»[21].
Так в общем можно охарактеризовать (представить) идеальную картину реализация интересов ребенка в семье. Рассмотрим, как дело обстоит в действительности.
Ребенок и мать – это уже семья. Защита их интересов в семье осуществляется путем многих механизмов. Часто интересы матери и ребенка совпадают, и рассматривать их раздельно не всегда оправданно, т.к. в период беременности и в первые годы жизни основным «интересом» ребенка представляется мать, а для добросовестной материи интересы ребенка являют первостепенными.
Законодатель предусмотрел определенные нормы, позволяющие еще до рождения беременной женщине защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований, когда брак может быть зарегистрирован до достижения невестой брачного возраста (ст.13 СК РФ)[22], также беременность и роды предоставляют брачующимся выбор даты бракосочетания (т.е. возможность сделать это досрочно, даже в самый день подачи заявления) (ст.11 СК РФ)[23]. Такие нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье – естественной для него среде.
Нормативную базу, обеспечивающую реализацию социальной защиты материнства и детства в настоящее время, составили следующие законодательные акты:
- на приобретение жилья с использованием ипотеки или иных систем кредитования;
- на все виды образования, включая плату за дополнительные услуги, предоставляемые образовательным учреждением;
- на накопительную часть пенсии.
Семья может использовать материнский капитал по частям, направляя на те или иные нужды. К примеру, средства на обучение детей могут быть использованы до достижения ими 25-летнего возраста, и мать имеет право потратить деньги на образование любого из детей по своему усмотрению.
Также приняты поправки в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ, согласно которым суммы материнского капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер господдержки семей, имеющих детей, освобождаются от налогообложения на доходы физических лиц. При этом отмечается, что средства материнского капитала не являются обычными государственными пособиями, выплатами или компенсациями и потому не подлежат налогообложению. Кроме того, статьи 219 и 220 Налогового кодекса РФ дополняются положениями о том, что налоговые вычеты не применяются в случае, если средства капитала направлены на обучение, строительство или приобретение жилого дома, квартиры или доли в ней.
Компенсация начисляется только на тех детей дошкольного возраста, которые посещают дошкольные учреждения. Если это первый ребенок в семье, компенсация составит 20% от среднего уровня расходов на содержание одного ребенка в регионе, если второй - 50%, если третий и последующие - 70%.
В связи с рождением и воспитанием детей семьи сталкиваются с риском снижения среднедушевого семейного дохода. До сих пор большое количество детей живет в семьях с низкими доходами, особенно если это многодетные семьи. Зачастую это приводит к несоответствию уровня жизни установленным социальным стандартам даже на уровне прожиточного минимума.
В настоящее время определяющую роль в решении задач, стоящих в области социальной защиты материнства и детства, играют национальные проекты. В числе этих задач:
- увеличение рождаемости для достижения устойчивого прироста населения;
- поддержание состояния здоровья рожденных детей;
- снижение материнской и младенческой смерти;
- поддержание уровня жизни беременных женщин и семей с детьми;
- формирование общественного мнения в пользу здорового образа жизни для сохранения здоровья будущих поколений.
Экономическое содержание социальной защиты материнства и детства заключается в перераспределении национального дохода в целях обеспечения условий для рождения здорового потомства и поддержания достигнутого уровня жизни семей, ухудшающегося с рождением детей.
Цель социальной защиты материнства и детства – защита материального уровня и качества жизни женщин в период материнства и семей с детьми, а также сохранение здоровья.
Предметом социальной защиты материнства и детства являются экономические отношения по поводу сохранения, восстановления либо улучшения достигнутого материального уровня и качества жизни матерей и семей с детьми.
Субъектами социальной защиты материнства и детства, обеспечивающими эту защиту, являются:
К субъектам социальной защиты материнства и детства, принимающим различные виды социальной защиты, относятся домохозяйства.
Объектами социальной защиты материнства и детства являются жизнь и здоровье матерей и новорожденных, а также имущественные интересы будущих матерей и семей с детьми, прямо или косвенно страдающие от действия различных рисков.
В данной работе использованы следующие понятия, раскрывающие современное состояние социальной защиты материнства и детства и составляющие методологический аппарат исследования:
Элементы системы социальной защиты материнства и детства включают обязательное социальное страхование, государственное социальное обеспечение, добровольное личное страхование, самофинансирование, налоговые льготы, передачу целевых ассигнований из федерального бюджета в бюджет Пенсионного Фонда РФ. Каждый элемент системы реализуется через определенные меры финансовой и иной поддержки матерей и семей с детьми. Элементы отличаются финансовым механизмом, уровнем перераспределения дохода семей с детьми, а также степенью их защиты.
Меры финансовой и иной поддержки семей, имеющих детей основаны на социально-экономических и правовых отношениях, возникающих по поводу компенсации прямых и косвенных потерь, связанных со снижением или недополучением личного (семейного) дохода и дополнительными затратами при появлении ребенка в семье. Эти меры могут финансироваться как за счет системы государственных финансов, основанной на перераспределении национального дохода (различные выплаты и пособия), так и из личных сбережений.
Материнский (семейный) капитал – это капитал, выделяемый матерям из средств федерального бюджета при условии рождения второго и последующих детей. Женщины и семьи с детьми могут воспользоваться капиталом для приобретения жилья на территории РФ либо для получения услуг в сфере образования, либо для улучшения пенсионного обеспечения женщины.
В связи с рождением и воспитанием детей в семьях происходит снижение среднедушевого дохода, так как женщины-матери на определенный период теряют трудоспособность и заработок. Уровень жизни семьи снижается и даже может опускаться ниже прожиточного минимума, что часто происходит в многодетных семьях. Риск временной потери трудоспособности и утраты дохода является социальным и служит предметом управления системы социальной защиты населения. Беременность и роды традиционно принято относить к форме проявления социального риска, однако, прежде всего, это исполнение важнейшей общественной функции женщины. Данные состояния носят характер неизбежности. Рождение новых членов общества вряд ли можно назвать риском. Само по себе состояние беременности и родов сопровождается различными рисками и опасностями. Социальные риски сопутствуют или являются следствием наступления беременности. Поэтому данные состояния требуют мобилизации всех механизмов управления социальным риском в рамках всей системы социальной защиты населения, поскольку касаются как работающих, так и неработающих граждан.
Выделяются две группы рисков, сопутствующих процессам беременности, родов и ухода за детьми. Это риски, угрожающие жизни и здоровью матери и ребенка и риски потери дохода и возникновения дополнительных затрат. И первая, и вторая группа рисков оказывают взаимное влияние друг на друга (рис. 2.1).
Риски, угрожающие жизни и здоровью матери и ребенка делятся на внутренние и внешние.
Внутренние:
Внешние:
Риски потери или снижения дохода:
Современное состояние системы социальной защиты материнства и детства характеризуется данными о состоянии здоровья матерей и детей. В России сохраняется устойчивая тенденция к повышению заболеваемости от осложнений беременности, родов и послеродового периода. Растет распространенность бесплодия. Значительная часть родов осложнена заболеваниями. Существенно возросло число родов, осложненных анемией, болезнями мочеполовой системы, системы кровообращения, поздним токсикозом, различными нарушениями родовой деятельности.
Рис. 2.1 - Классификация рисков, угрожающих беременным женщинам, матерям и семьям с детьми
Удельный вес детей, родившихся больными, возрос с 7,9% от общего числа родившихся живыми в 1980 году до 14,8% в 1990 году, 28,5% в 1995 году и 40% в 2002-2004 годах. Вместе с этим, материнская смертность за последние 15 лет снижалась, и сократилась в 2 раза к 2004 году до 23,4 на 100 тысяч родившихся живыми (47,4 в 1990 году). В 2002-2006 гг. сохраняется устойчивая положительная динамика показателей младенческой смертности. По данным Минздравсоцразвития[32], показатель младенческой смертности за этот период снизился на 23,3% (с 13,3 в 2002 г. до 10,2 на 1000 родившихся живыми в 2006 г.). За два года проведения национального проекта в сфере здравоохранения детская смертность снизилась еще на 15%.
Система социальной защиты материнства и детства является составной частью системы социальной защиты населения и функционирует через механизмы управления социальными рисками. Эти механизмы призваны перераспределять национальный доход с целью предотвращения или компенсации действия социальных рисков. Структура социальной защиты материнства и детства в России выглядит следующим образом (табл. 1.1).
В зависимости от элементов выделяются следующие источники финансирования системы: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, средства внебюджетных Фонда социального страхования и Пенсионного Фонда РФ, средства предприятий и личные средства граждан.
Обязательное социальное страхование является основным элементом системы социальной защиты материнства и детства через механизм распределения рисков между участниками внебюджетных фондов. Система социального страхования обеспечивает выплату основных материнских и семейных пособий, оплату родовых сертификатов, а также оплату санаторно-курортного лечения детей и беременных женщин. При этом финансовые ресурсы из внебюджетных страховых фондов используются на функции, не связанные со страхованием.
Например, включение с 2006 г. Фонда социального страхования в финансовый механизм перечисления денежных средств из Федерального и территориальных фондов ОМС для оплаты медицинских услуг по родовым сертификатам. Это позволяет сделать заключение, что формирование системы обязательного социального страхования в России еще продолжается.
Таблица 1.1
Структура социальной защиты материнства и детства в РФ
Риски |
Механизмы управления рисками, влияющими на доход |
Элементы системы социальной защиты материнства и детства |
Меры финансовой и иной поддержки |
Материнская и младенческая смертность |
Распределение риска (страхование) |
Обязательное социальное страхование |
- Оказание медицинской помощи в системе ОМС; - расходы на погребение; - меры по предупреждению риска в системе здравоохранения |
Осложнения, патологии во время беременности, родов и в послеродовый период из-за плохих условий труда, родовых травм, хронич. заболеваний |
Распределение риска (страхование); Предупреждение риска |
Обязательное социальное страхование; Добровольное личное страхование; Самофинансир-е |
- ОМС (родовые сертификаты); - единовр. пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности 300 руб.; - ДМС; - страхование от несчастных случаев; - заключение договоров на платные услуги на время ведения беременности и родов; - налоговые вычеты на лечение |
Повреждения и гибель в результате несчастного случая, аварии, медицинского вмешательства |
Распределение риска (страхование)
|
Добровольное личное страхование
|
- Страхование жизни; - страхование от несчастных случаев
|
Заболевания в связи с внутрибольничной инфекцией |
Распределение риска (страхование)
|
Обязательное социальное страхование; Добровольное личное страхование |
- Оказание медицинской помощи в системе ОМС; - страхование от несчастных случаев |
Утрата или снижение заработка для работающих женщин в связи с потерей трудоспособности |
Распределение риска (страхование); Политика доходов |
Обязательное социальное страхование; Налоговые льготы |
- Пособие по беременности и родам; - ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; - Налоговые вычеты |
Затраты в связи с рождением ребенка |
Распределение риска (страхование); Поглощение риска; Капитализация |
Обязательное социальное страхование; Государственное социальное обеспечение; Передача целевых ассигнований из федерального бюджета в бюджет ПФРФ |
- Единовременное пособие при рождении ребенка; - единовременное пособие при усыновлении, установлении опеки или попечительства, при передаче ребенка на воспитание в семью; - ежемесячные пособия по уходу за ребенком от рождения до 1 года, от 1-7 лет, на ребенка школьного возраста; - единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка; - компенсационные выплаты на детей из многодетных семей - использование средств материнского капитала на обучение или жилье |
Дополнительные непредвиденные затраты на лечение |
Предупреждение риска; Поглощение риска; Распределение риска (страхование) |
Самофинансир-е (частично компенсируется из фед. бюджета); Добровольное личное страхование |
- Личные сбережения - налоговые вычеты на лечение; - ДМС; - страхование от несчастных случаев |
Сокращение пенсионных прав женщины-матери |
Капитализация |
Передача целевых ассигнований из федерального бюджета в бюджет ПФРФ |
Использование средств материнского капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии |
Непрозрачность внебюджетных фондов вместе с необоснованностью размеров страховых взносов по большинству видов рисков усугубляют положение. Поступательное снижение тарифов платежей во внебюджетные фонды приводит к снижению уровня социальной защиты населения, что выражается в ухудшении качества медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения, снижении объемов санаторно-курортного обслуживания. Государственное социальное обеспечение финансирует затраты в связи с рождением ребенка через федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Федеральный бюджет оказывает постоянные межбюджетные трансферты в Фонд социального страхования. Начиная с 2005 г. федеральный бюджет носит ответственность за финансовое обеспечение бюджетов Пенсионного Фонда РФ и других социальных фондов. Введенное с 2007 г. обеспечение семей материнским (семейным) капиталом, накопление которого осуществляется в Пенсионном Фонде РФ, также финансируется из средств федерального бюджета.
Дополняют государственное социальное обеспечение и социальное страхование налоговые льготы семьям с детьми. Налоговые вычеты как фискальный инструмент социально-демографической политики являются еще одной мерой в области стимулирования рождаемости. Государство осуществляет социальную защиту женщин и семей с детьми через возврат из бюджета ранее уплаченного подоходного налога с физических лиц[33].
Можно представить классификацию существующих мер финансовой поддержки матерей и семей с детьми по следующим критериям:
- периодичность выплат (единовременные, периодические, постоянные);
- формы выплат (денежная, натуральная, оплата социальных услуг);
- методы определения размеров выплат (фиксированные и расчетные).
Таблица 1.2
Классификация мер финансовой поддержки матерей и семей с детьми
Виды выплат по критерию периодичности |
||
единовременные |
периодические |
|
Пособие по беременности и родам (100% среднего заработка, но не более 23 400 руб. в месяц); Единовременные пособия: - женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (600 руб.); - при рождении ребенка (8 000 руб.); - при усыновлении (8 000 руб.); - при передаче ребенка под опеку или попечительство (8 000 руб.); - при передаче ребенка на воспитание в семью (8 000 руб.); - беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (14 000 руб.); Единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка (от 15 000 до 25 000 руб.). |
Ежемесячные пособия: - по уходу за ребенком до 1,5 лет; - на ребенка в возрасте от рождения до 1 года; - на ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет; - на ребенка школьного возраста; - беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; Компенсационная выплата на детей из многодетных семей; Социальная пенсия семье, имеющей ребенка-инвалида; Ежемесячная денежная выплата семье, имеющей ребенка-инвалида; Ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; Трудовая пенсия по случаю потери кормильца; Социальная пенсия по случаю потери кормильца; Ежемесячная денежная выплата; Доплата к пенсии по случаю потери кормильца |
|
Виды выплат по формам осуществления |
||
Денежная |
натуральная |
оплата услуг |
Все единовременные пособия, кроме компенсационной выплаты при рождении ребенка; Ежемесячные пособия: - по уходу за ребенком до 1,5 лет; - беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; Социальная пенсия семье, имеющей ребенка-инвалида; Ежемесячная денежная выплата семье, имеющей ребенка-инвалида; Ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; Трудовая пенсия по случаю потери кормильца; Социальная пенсия по случаю потери кормильца; Ежемесячная денежная выплата; Доплата к пенсии по случаю потери кормильца |
Единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка; Ежемесячные пособия: - на ребенка в возрасте от рождения до 1 года; - на ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет; - на ребенка школьного возраста; Компенсационная выплата на детей из многодетных семей. Пособия перечисляются на пластиковые карты, которые можно использовать только в определенных детских магазинах для приобретения продуктов питания, одежды, колясок, кроваток и прочих предметов первой необходимости. |
«Материнский (семейный) капитал» - дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми: приобретение жилья, получение образовательных услуг или формирование накопительной части трудовой пенсии матери |
Полученные данные представлены в табл. 1.2. Таким образом, проанализировав виды финансовой и нефинансовой поддержки семьи и детей в России, можно сделать вывод, что государство старается повысить уровень социальной защиты материнства и детства, но необходимо совершенствовать и улучшать этот уровень, приближаясь к мировым показателям.
Неблагоприятные тенденции демографического развития России, проявившиеся, в первую очередь, в сокращении численности населения в целом (за последние пять лет в среднем на 700,000 человек в год)[34], и численности детского населения (за последние пять лет в среднем на 1 млн. чел. в год)[35], предопределили важность решения проблем рождаемости и увеличения уровня жизни семей с детьми. Поощрение семей в рождении детей и повышение уровня рождаемости становится основным государственным приоритетом.
Одним из основных препятствий в рождении большего количества детей являются экономические трудности. Доходы семей с детьми продолжают сохраняться на низком уровне. В результате, семьи с детьми имеют риск бедности, двукратно превышающий среднероссийский показатель.
Динамика демографических процессов в России последнего десятилетия отличается явно выраженной депопуляцией. Сокращение численности населения происходило в основном из-за естественной убыли.
Тенденции снижения рождаемости и распространения малодетности характерны для демографического поведения населения всех развитых стран. Однако в России в 1990-е годы объективный процесс снижения рождаемости получил ускорение в связи с возникшими трудностями экономики переходного периода.
Не смотря на то, что в последние годы наблюдаются позитивные изменения показателей рождаемости, однако тенденция сокращения численности населения остается прежней. «Суммарный коэффициент рождаемости в 2001-2004 гг. оставался весьма низким - около 130 рождений на 100 женщин в течение жизни, вместо 214-215, необходимых для простого численного замещения поколений родителей поколениями детей»[36]. В числе факторов, определивших обозначенную положительную динамику рождаемости, можно назвать относительную стабильность социально-экономической ситуации в стране и увеличение численности женщин в возрасте 18-24 лет, однако последняя тенденция носит краткосрочный, так как в перспективе количество женщин в данной возрастной группе будет уменьшаться.
Основные изменения, произошедшие в демографической структуре семей России в промежуток времени между двумя переписями населения (1989 и 2002 гг.), проявились в следующем:
В 2003 г. в России вторые рождения составляли 31% от всех рождений. Более низкий уровень вторых рождений среди промышленно развитых стран наблюдался только в Украине, Белорусии, Польше, Румынии и Франции, в то время как в Германии, Греции, Чешской Республике и Швейцарии были более высокие уровни (свыше 37%)[37].
Снижение рождаемости происходит на фоне повышения среднего возраста матерей и увеличения числа детей, родившихся вне брака. Сейчас по доле внебрачных детей (около 30%) Россия занимает среднее положение в Европе: в Швеции и Эстонии она превысила 55%, а в Греции не достигает 5%6. Негативной особенностью российской рождаемости является значительная роль абортов как способа регулирования деторождения.
Проявления кризисных процессов в институте семьи способствовали ослаблению семейных связей, снижению ответственности у части родителей за содержание и воспитание детей, и, как результат, появлению и расширению такого явления, как беспризорность и безнадзорность детей, росту социального сиротства. Несмотря на повышение политического внимания к проблеме безнадзорности детей, ее острота не снижается, требует консолидации усилий и расширения позитивных политических мер, в том числе в области налаживания учета выявленных семей в социально опасном положении, а также изменения приоритетов системы социальной защиты детей-сирот, которая должна, прежде всего, ориентироваться не на размещение детей в интернатах и детских домах, а на поддержку семей и обеспечение для каждого ребенка возможности расти в родной или приемной семье.
Несмотря на то, что численность детей в возрасте до 18 лет в период 1990-2008 гг. сократилась на 16,2 млн. человек, в это же время с 49,1 до 133 тысяч человек увеличилась численность детей и подростков, лишенных попечения родителей[38].
Хотя до настоящего момента комплексный анализ факторов, стимулирующих рост сиротства, не проводился, очевидно, что рост бедности и изменение демографической структуры населения (высокая смертность трудоспособных взрослых, особенно, отцов, и рост числа неполных семей) являются значимыми. Важную роль в этом процессе сыграли и неадекватные
ответные меры социальной политики: отсутствие сбалансированной политики в области поддержки семей с детьми, укоренившаяся практика поощрения матерей, оказавшихся в трудной ситуации, отказываться от своих детей, мотивируемая тем, что проблемным детям будет лучше в специализированном детском учреждении, чем в родной семье.
Анализ демографических тенденций указывает на то, что низкий уровень рождаемости в сочетании с высоким уровнем смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте, уже в ближайшее время станет важным фактором, лимитирующим дальнейший экономический рост. Этот эффект будет дополняться увеличением доли взрослых, воспитанных в детских домах и интернатах, чей потенциал с точки зрения вклада в социально-экономическое развитие сильно снижен из-за отсутствия семейного воспитания.
Так, согласно исследованию Всемирного Банка, проведенного в 2009 году, дети, воспитывавшиеся в детских учреждениях, сталкиваются со значительными трудностями при адаптации к самостоятельной жизни за их пределами. По данным Министерства образования РФ[39] 85% детей, находящихся в детских учреждениях и выбывших из них, планируют получить рабочие профессии и лишь 10% думают о получении среднего или высшего образования. Повышенный риск со временем оказаться среди малообразованных и неквалифицированных работников снижает шансы воспитанников детских домов вырваться за пределы бедности.
Таким образом, демографический кризис - это одна из самых острых проблем, стоящих перед современной Россией, однако вплоть до 2006 г. власть не озвучивала каких-либо серьезных проектов по ее решению. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 10 мая 2006 г. впервые за 15 лет экономических реформ этот вопрос был назван ключевым, что вызвало большой общественный резонанс. Из речи Президента РФ следует[40], что возможность преодоления демографического кризиса видится в повышении рождаемости, и основная ставка в этом вопросе будет сделана на комплексное материальное поощрение деторождения: «... никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране и не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи»1.
Повышение безопасности, качества окружающей среды и здравоохранения и, прежде всего, превентивные меры в области охраны здоровья и стимулирования здорового образа жизни, могут в значительной мере способствовать приостановке сокращения численности населения и, что не менее важно, сохранению существующего человеческого капитала и увеличению вклада молодого поколения в социальное развитие и экономический рост. Эти меры также будут способствовать сокращению численности детей, находящихся в детских государственных учреждениях, что, в свою очередь, благоприятно отразиться на стабильности и благосостоянии существующего населения.
С другой стороны, снижение уровня рождаемости - это проблема, которая характерна не только для России, но и для других развитых стран, многие из которых предпринимали попытки бороться с данной проблемой с разной степенью успеха. Опыт этих стран может быть полезен России при выборе адекватных мер в области повышения рождаемости.
Новая социальная политика предлагает ощутимые меры поддержки детей только в возрасте до 1,5 лет. При этом ежемесячные пособия на детей из малообеспеченных семей в возрасте до 16(18 лет) составляют не более 4% от прожиточного минимума ребенка. Следовательно, если по истечении полутора лет после рождения ребенка женщина не найдет работу с размером оплаты труда выше среднего уровня, то даже при наличии работающего мужа такая семья в большинстве случаев окажется среди малообеспеченных.
Ситуация очевидно усугубляется, если речь идет о неполной семье.
Проведенный анализ позволил выделить следующие факторы, способствующие бедности:
Самыми распространенными причинами бедности детей в возрасте до 3 лет являются, во-первых, низкая заработная плата родителей, во-вторых, незанятость матери, которая ухаживает за ребенком и поэтому временно уходит с рынка труда. В отношении данных групп выход из бедности следует связывать с развитием системы государственных социальных пособий.
Бедность детей в возрасте от 4 до 7 лет (включительно) объясняется практически равнозначным влиянием трех факторов: на первое место выходит наличие в семье неработающих трудоспособных, которые ищут работу; на втором месте находится фактор низкой оплаты труда; на третьем -наличие неработающих трудоспособных, которые не ищут работу, главным образом, по причине ухода за детьми. Эта группа родителей - основной потенциал для рождения второго ребенка. Большинство стремятся выйти из бедности не за счет социальных пособий, а посредством выхода на рынок труда, но сталкивается с серьезными ограничениями. Их экономические семейные стратегии станут успешными при развитии нестандартных форм занятости. Для уязвимых групп семей необходимы пособия, позволяющие удовлетворять минимальные потребности, но не конкурирующие с низкооплачиваемой занятостью.
В семьях, где есть дети в возрасте 7-15 лет, факторы низкого уровня жизни, связанные с незанятостью взрослых, отступают на второй план. Основные причины бедности этой группы детей, также как и детей в возрасте 15-18 лет, связаны с низкой оплатой труда. А наличие в семье трудоспособных, которые не работают, но заняты поиском работы, - это вторая причина бедности детей в возрасте от 7 до 18 лет. Следовательно, проблемы уровня жизни семей с детьми данных возрастных групп также связаны с ситуацией на рынке труда. Но теперь речь идет о сокращении низкооплачиваемой занятости и создании новых рабочих мест, ориентированных на квалифицированную рабочую силу. Для уязвимых категорий семей с детьми данной возрастной группы также необходимы пособия, позволяющие удовлетворять минимальные потребности, но не конкурирующие с низкооплачиваемой занятостью.
Меры государственной политики, направленные на повышение уровня жизни семей с детьми, в первую очередь, должны быть связаны с преодолением проблем, сложившихся на рынке труда: сокращение широкой распространенности низкой заработной платы и содействие в трудоустройстве тем, кто ищет работу. Если говорить о политике, дружественной для женщин с детьми, то здесь, очевидно, успешными будут стратегии, направленные на развитие гибких форм занятости, позволяющих сочетать уход за детьми и экономическую активность.
Наряду с доходной обеспеченностью, жилищные условия являются важной составляющей уровня жизни, и именно плохие жилищные условия семьи наиболее часто в России называют в качестве причины, по которой отказываются от рождения детей.
Действительно, подавляющее большинство российских домохозяйств с детьми нуждаются в улучшении жилищных условий: испытывают потребность в дополнительных метрах площади, сталкиваются с отсутствием доступа к базовым коммунальным услугам. Разумеется, проблема качества жилья актуальна не только для семей с детьми, но и для домохозяйств, в состав которых входят исключительно лица старше 18 лет, однако именно дети оказываются в наиболее стесненных условиях проживания. По нашим оценкам, 66,5% всех российских семей и 85,1% семей с детьми нуждаются в улучшении характеристик жилья, при этом дополнительная площадь требуется 40,8% всех домохозяйств и 72,9% домохозяйств с детьми до 18 лет.
В России риск бедности среди детей, практически в 2 раза превышает среднероссийский уровень. Наиболее уязвимы дети в возрасте до 7 лет. Маленькие дети (до полутора лет) являются самой уязвимой группой, следовательно, адресат первоочередных мер поддержки в инициативах Президента и Правительства РФ определен правильно. Вместе с тем, очевидно и то, что у более старших возрастных групп детей показатели уровня жизни не намного выше, и проблема повышения доходной обеспеченности всего детского населения продолжает оставаться актуальной. Кроме того, именно дети в возрасте от 3 до 7 лет имеют максимальный риск бедности, но именно в этот период прекращают действие большинство значимых мер государственной поддержки, делегированных семьям с детьми.
Новое пособие по уходу за ребенком достигло уровня, рассматриваемого значимым для принятия решения о рождении детей в случае наличия в семье материальных сложностей. Но если рост пособия по уходу за детьми в возрасте до полутора лет не будет поддержан адекватными мерами, обеспечивающими социальную поддержку для малообеспеченных семей с детьми на более длительный период времени (до достижения детьми возраста 15-18 лет), то позитивное влияние на рождаемость, обусловленное ростом пособия по уходу за ребенком до полутора лет, может оказаться кратковременным.
Если бы удалось преодолеть региональную дифференциацию в уровне пособия, предоставляемого бедным семьям с детьми в возрасте до 16(18) лет, подняв его до уровня минимального размера пособия, выплачиваемого по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет (1,500 руб.), то уровень бедности среди детей сократился бы практически в 2 раза: с 21,5% до 13%. Очевидно, что в данном случае увеличивается стоимость рассматриваемой социальной программы поддержки детей, но эти расходы составляют только 0,5% от прогнозируемых доходов населения в 2007 году. Двукратное снижение бедности среди детей является значимой целью, которая может быть достигнута при помощи государственных социальных программ. Также очевидно положительное влияние такой политики на благосостояние детей, стабильность в семье и существующий уровень институционализации детей. В будущем это повлияет на экономический потенциал России.
Семьи с 2 и более детьми сталкиваются с жилищными проблемами гораздо большего масштаба, чем фиксируемые в среднем по всему населению. В неблагоустроенном или тесном (площадь ниже социальной нормы в расчете на душу) жилье проживает 98,1% семей, претендующих на участие в программе материнского капитала. Несмотря на то, что материнский капитал - это достаточно дорогостоящая программа, 50% его получателей не сможет участвовать в схемах ипотечного кредитования, так как для большинства из них -это единственный ресурс, не подкрепленный другими возможностями (доходы, позволяющие возвращать кредит, развитый рынок жилья и пр.). Самым полезным направлением использования данного ресурса может стать улучшение благоустройства жилья, а практика реализации именно этой стратегии использования материнского капитала пока не определена в законодательных актах, регулирующих данную социальную программу.
Меры политики, призванные обеспечить повышение уровня жизни для малообеспеченных семей с детьми, также должны быть направлены на преодоление проблем, доминирующих на рынке труда. Речь идет о широко распространенной низкооплачиваемой занятости и безработице, особенно среди молодежи. Политика содействия занятости должна быть дружественной для женщин с детьми.
В целом, международный опыт показывает, что политика, направленная на поддержку семей имеет определенное положительное влияние на уровень рождаемости, особенно в том случае, если (1) существующие пособия являются существенными на фоне общего дохода семьи, и (2) гарантируют ребенку минимально приемлемый уровень потребления на протяжении длительного периода жизненного цикла (например, до возраста 14-18 лет). В настоящий момент в России к соответствию данным требованиям приближается только пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет. В контексте проблем российского рынка труда и высокого уровня бедности среди семей с детьми актуальной остается проблема действенных и долгосрочных пособий для детей из бедных семей, поскольку решение родителей иметь больше детей напрямую зависит от перспектив долгосрочной экономической стабильности семьи. И, наконец, влияние пособий на уровень рождаемости, очевидно, выше, если материальная поддержка сочетается с развитием сферы социальных услуг для семей с детьми и формированием гибкого рынка труда.
Говоря об этих мерах в контексте повышения уровня и качества жизни семей с детьми, мы можем сделать некоторые стратегические рекомендации относительно потенциальных вариантов программы, которые могли бы повысить ее эффективность в сфере рождаемости. Часть из них относится к совершенствованию существующих мер, другая часть - к внедрению дополнительных (и часто очень значимых) мер в других сферах.
Программа увеличения пособий по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, функционирующая с января 2007 г., не предполагает определенных преференций для малообеспеченных семей, и направлена на увеличение доходов всех семей с детьми данной возрастной категории.
Важно отметить, что до внедрения президентских инициатив в практику социальной политики (декабрь 2006 г.) малообеспеченные семьи получали только 20,9% от общего объема финансирования данного пособия. Подчеркнем, что прогнозируемый нами риск бедности в адресной группе получателей данного пособия (дети до 1,5 лет) - 22,5%, то есть практически в 2 раза выше среднего по стране.
В 2007 г. для целевой группы (дети до 1,5 лет) он сократился почти на четверть после того, как ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 1,5 лет было повышено с 700 рублей до 1500 на первого ребенка и до 3 000 руб. - на второго ребенка. Следовательно, реализованная политика поддержки материнства и детства привела к существенному сокращению масштаба и уровня бедности целевой группы. Тем не менее, получателями данного пособия в равной степени являются как бедные, так и небедные, поэтому данное пособие не следует рассматривать как эффективный инструмент сокращения бедности.
Ранее уже отмечалось, что уровень бедности более старших возрастных групп детей также существенно превышает среднероссийские оценки, поэтому обозначенная целевая поддержка только детей в возрасте до полутора лет не решает проблемы повышения уровня жизни семей с детьми.
Логично предположить, что одним из дальнейших шагов станут меры совершенствования системы выплат пособий гражданам с детьми, имеющим доходы ниже черты бедности. В данном случае мы говорим о другом пособии - ежемесячном пособии для детей в возрасте до 16(18) лет из малообеспеченных семей - средний размер которого в 2008 году составил 137 рублей (реальный его размер крайне дифференцирован в региональном разрезе и колеблется в пределах от 70 до 1 000 рублей на ребенка). Если бы удалось преодолеть региональную дифференциацию, подняв минимальный размер до уровня, соответствующего минимальному размеру пособия, выплачиваемого по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет (1 500 руб.), то уровень бедности среди детей сократился бы практически в 2 раза: с 21,5% до 13%.
Очевидно, что в данном случае увеличивается стоимость рассматриваемой социальной программы поддержки детей: с 19,5 млрд. руб. до 103 млрд. рублей, которая в 3 раза превышает стоимость программы ежемесячных пособий по уходу за ребенком до трех лет. Но двукратное снижение бедности среди детей стоит того. Российскому Правительству необходимо решить, насколько важны такие инвестиции.
Несмотря на то, что материнский капитал - это достаточно дорогостоящая программа, в рамках обозначенных целей его использования, он не позволит существенно повысить благосостояние получателей. Принципиально и то, что даже при наличии такого капитала, половина представителей адресной группы его получателей практически не сможет участвовать в схемах ипотечного кредитования, так как для большинства из них - это единственный ресурс, не подкрепленный другими возможностями (доходы, позволяющие возвращать кредит, развитый рынок жилья и пр.). Использование только самого капитала на покупку нового жилья лучшего качества сопровождается большими издержками по продаже старого жилья и покупке нового. Рационально расширить возможности использования материнского капитала в части капитального ремонта имеющегося жилья и повышения уровня его благоустройства.
Целесообразно рассмотреть вопрос об использовании ресурсов материнского капитала для обеспечения текущего потребления в бедных семьях. Пока материнский капитал направлен на удовлетворение потребностей в образовании, здравоохранении и более качественном жилье. Вместе с тем, у малообеспеченных семей не удовлетворены потребности более низкого порядка: они имеют белководефицитное питание, не обеспечены даже по минимальным стандартам одеждой и обувью, не имеют доступа к досуговым мероприятиям, обеспечивающим социально-культурное развитие, адекватное современному образу жизни. Обсуждать с ними вопросы благоустройства жилья или платного образования, когда не решена проблема питания -не представляется возможным. В любом случае они будут искать пути использования материнского капитала на текущее потребление и лучше легально предоставить им такую возможность, но эта возможность не должна быть привлекательной и использоваться только в случае крайней потребности.
Международный опыт показывает, что использование в качестве инструмента, способного позитивно повлиять на рост рождаемости и уровня жизни семей с детьми только пособий неправильно. Они должны дополняться комплексом мер «устойчивой поддержки» семьи в других сферах, прежде всего, в сфере занятости женщин и создании дружественной общественной атмосферы для семей с детьми. В целом, уровень рождаемости оказывается ниже в тех странах, где высок уровень безработицы среди молодых людей, а также там, где рынок труда является, или считается, рискованным.
Требуется комплекс мер, с одной стороны, способствующих развитию стратегий самообеспечения для семей с детьми, с другой стороны, повышающих для них доступность программ государственной социальной поддержки в сфере занятости. Оплачиваемую занятость обеспечивают частные предприятия, бюджетные организации, государственные учреждения, а также неформальный сектор экономики. Принимая во внимание стратегическую цель создания высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест, необходимо предпринимать меры, направленные на повышение качества оплаты труда и возможностей для реализации репродуктивных намерений населения. В частности речь идет о политике повышения минимальной оплаты труда, расширении сферы услуг по уходу за детьми и развитии нестандартных стратегий занятости в рамках формальных экономических отношений.
Комплекс мер, направленных на повышение доступности программ государственной поддержки в сфере занятости, должен включать следующие меры:
В сельской местности развитие возможностей самообеспечения уязвимых групп семей с детьми, в первую очередь, связано с расширением доступности кредитных и лизинговых схем для личных подсобных хозяйств, поскольку результаты нашего анализа показали, что в структуре располагаемых ресурсов многодетных и неполных семей денежные и неденежные поступления такого рода составляют значимую часть. К сожалению, трудоспособные представители уязвимых групп семей с детьми, проживающих в сельской местности, как правило, имеют более низкий уровень образования, поэтому не могут самостоятельно получить доступ к информационным источникам и освоить правила кредитования, включая микрокредиты. Следовательно, реализация данной стратегии самообеспечения сельских многодетных и неполных семей требует образовательной и информационной поддержки. Товарному развитию личного подсобного хозяйства будет способствовать укрепление институтов кооперации мелких сельскохозяйственных производителей.
Во всем мире наблюдается рост требований современной экономики к образовательному уровню и профессионально-квалификационным навыкам работников, рост экономической активности женщин. Многие исследователи социальной политики рассматривают данный процесс как некомпенсированное перераспределение полномочий и ответственности в части обеспечения доходов и воспитания детей в сторону семьи, что приводит к снижению рождаемости.
В России в годы экономического кризиса, наблюдается двукратное падение доходов населения, рост безработицы и деградация социальной инфраструктуры по воспитанию детей. Родители и система социальной защиты не могут обеспечить минимально приемлемый уровень доходов; образование и здравоохранение оказывают качественные услуги преимущественно на платной основе; работодатели относятся к женщинам с детьми как к низкоконкурентной рабочей силе; друзья, родственники, коллеги по работе, работники социальных служб советуют не спешить с рождением детей.
Работодатели, политики, бюрократы, социальные службы и общество в целом должны пропагандировать приоритеты семейного единства и стабильности, поддерживая и поощряя родителей комбинировать их обязанность по уходу за ребенком соразмерно сбалансированным трудоустройством.
Во многих странах предпринимались попытки остановить падение рождаемости с помощью системы пособий, направленных на поддержание семьи с экономической точки зрения, а также имеющих целью повлиять на решение семьи о рождении ребенка. Экономическая нестабильность, бедность и проблемы с жильем являются основными факторами, влияющими на принятие такого решения. Значительное снижение численности населения в России за последние годы вызвало обеспокоенность на высшем уровне и побудило предпринять комплекс мер, направленных на противодействие дальнейшему снижению, и, в частности, на подъем уровня рождаемости.
С целью повышения уровня социальной политики в России необходимо разработать стратегию, ориентированную на социальную защиту материнства и детства.
Стратегия призвана создать условия для того, чтобы каждый ребенок рос в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, чтобы каждой семье были предоставлены необходимые защита и содействие в выполнении ее обязанностей, а каждый молодой человек был полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Это является наиболее надежным путем снижения социальной напряженности, сокращения разрыва между реальным качеством жизни наиболее богатых и самых бедных семей.
Цель стратегии – повысить уровень социальной защиты материнства и детства.
Основные задачи Стратегии:
I. Наилучшие условия для рождения и начала жизни (демографическая политика, дружественная к детям)
Цель демографической политики в России на современном этапе состоит в обеспечении наилучших условий для рождения и здорового развития детей, включая благоприятную социально-экономическую среду, эффективные технологии здравоохранения и позитивный социально-психологический климат.
Основными задачами данной политики, решение которых ведет к достижению поставленной цели, выступают:
Основные мероприятия по реализации демографической политики, дружественной к детям
II. Охрана здоровья и здоровый образ жизни (политика укрепления здоровья подрастающего поколения).
Цель политики в области охраны здоровья детей – обеспечение условий для снижения детской смертности и заболеваемости, профилактики инвалидности, гармоничного физического и духовного развития детей, формирования здорового образа жизни, развития физкультуры и спорта.
Основными задачами политики здоровьесбережения являются:
Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения к намеченной цели являются:
Основные мероприятия по охране здоровья детей и поддержке здорового образа жизни:
III. Ребенок в семейном окружении (политика поддержки семей с детьми и заботы о семейном устройстве всех детей)
Целью политики заботы о семье должно быть содействие упрочению института семьи и брака и безусловному соблюдению права каждого ребенка на семью, повышению качества жизни семей с детьми, формированию в семьях морально-психологического климата, максимально способствующего гармоничному развитию детей.
Основными задачами политики заботы о семье являются:
Основные мероприятия по реализации политики заботы о семье:
IV. Дети-инвалиды и дети с особыми потребностями (политика адресной поддержки детей-инвалидов и их семей)
Цель политики в отношении детей-инвалидов и их семей должна заключаться в обеспечении всех необходимых условий для жизни, развития и интеграции в общество каждого ребенка-инвалида, недопущении дискриминации таких детей и их семей во всех социальных сферах (здравоохранение, образование, культура, трудовая деятельность и т.д.).
Основными задачами политики поддержки детей-инвалидов и их семей являются:
Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения к намеченной цели являются:
Основные мероприятия по реализации политики поддержки детей-инвалидов и их семей:
V. Ребенок в трудной жизненной ситуации (политика поддержки и адаптации).
Цель политики социальной поддержки детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, должна состоять в создании условий для их социально-психологической реабилитации и адаптации, устранения влияния криминальной или социально неблагополучной среды, возвращения к учебе, обеспечении условий для поддержки здоровья, нормальной жизни.
Основными задачами политики социальной поддержки детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, являются:
Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения к намеченной цели являются:
Основные мероприятия по реализации политики социальной поддержки детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию:
Реализация Стратегии предполагает наличие следующих необходимых элементов:
Реализация Стратегии будет включать:
Важным условием эффективности осуществления Стратегии является политика информационной открытости, направленная на предоставление обществу полной и объективной информации о ходе реализации политики в сфере детства, возникающих проблемах и путях их решения, возможностях каждого москвича внести личный вклад в превращение столицы в город, доброжелательный к детям. Реализация Стратегии должна сопровождаться информационными мероприятиями, направленными на привлечение внимания общественности к вопросам детства и просвещение в таких важных вопросах, как толерантность и социальная интеграция, а также права ребенка.
Основные составляющие информационного сопровождения и медиа-поддержки Стратегии включают в себя:
Анализ основных проблем материнства и детства показал, что проявляются неблагоприятные тенденции демографического развития России в сокращении численности населения в целом, и численности детского населения в частности. Одним из основных препятствий в рождении большего количества детей являются экономические трудности. Доходы семей с детьми продолжают сохраняться на низком уровне. В результате, семьи с детьми имеют риск бедности, двукратно превышающий среднероссийский показатель. Проявления кризисных процессов в институте семьи способствовали ослаблению семейных связей, снижению ответственности у части родителей за содержание и воспитание детей, и, как результат, появлению и расширению такого явления, как беспризорность и безнадзорность детей, росту социального сиротства. Поэтому необходимо принимать конкретные меры по защите и социальной поддержке материнства и детства.
Заключение
В ходе исследования было выяснено, что материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.
Защита материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.
Система социальной защиты материнства и детства включает в себя меры финансовой и нефинансовой поддержки.
Деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:
Проанализировав виды финансовой и нефинансовой поддержки семьи и детей в России, в процессе исследования был сделан вывод, что государство старается повысить уровень социальной защиты материнства и детства, но необходимо совершенствовать и улучшать этот уровень, приближаясь к мировым показателям.
Список литературы
[1] Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. №237.
[2] Там же.
[3] Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 – 2010 годы» // СЗ РФ. 2007. № 14. Ст. 1688.
[4] Конвенция Международной Организации Труда № 103 об охране материнства (Женева, 28.06.52)
[5] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев - СПС «Гарант» - 2009.
[6] Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. №237.
[7] Конвенция Международной Организации Труда № 103 об охране материнства (Женева, 28.06.52)
[8] Конвенция о правах ребенка // Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
[9] Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // СПС «Гарант»
[10] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, «Сашко», 2008. – СПС «Гарант».
[11] Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // СПС «Гарант»
[12] Международный пакт о гражданских и политических правах // Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.
[13] Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // СПС «Гарант»
[14] Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // СПС «Гарант»
[15] Баллаева Е.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России. М.: Проект «Гендерная экспертиза» МЦГИ, 2008.
[16] Актуальные проблемы современного детства: Сборник научных трудов. М., 2007.
[17] Цит. по Соколова О.В. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты материнства и детства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 12.
[18] Словарь по общественным наукам // Глоссарий.ру, http://www.glossary.ru; Детство // Психологический словарь, http://psi.webzone.ru/st/027500.htm.
[19] Кузнецова О.В. Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. С. 32.
[20] Скоморова Н.М. Финансы социальной защиты материнства и детства в РФ// Роль финансово-кредитной системы в реализации приоритетных задач развития экономики. Материалы международной научной конференции. 28-29 января 2008 года: Сб. докл. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Е. Леонтьева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – С.249-252.
[21] План действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей особое внимание уделяется роли семьи в жизни, развитии, воспитании ребенка в 90-е годы// Принят на всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.
[22] Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // СПС «Гарант»
[23] Там же.
[24] Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. №207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющим детей»// СПС «Гарант»; Постановление Правительства от 30 декабря 2006 г. № 865 «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» // СПС «Гарант»
[25] Постановление Правительства от 30 декабря 2007 г. № 847 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 847" // СПС «Гарант»
[26] Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // СПС «Гарант»
[27] Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» // СПС «Гарант»
[28] Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал»// СПС «Гарант
[29] Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал»// СПС «Гарант
[30] Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации// "Российская газета" - Федеральный выпуск №5038 (214) от 13 ноября 2009 г.
[31] Постановление Правительства № 842 от 30 декабря 2006 г. «О порядке предоставления в 2007 г. финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей» // СПС «Гарант»
[32] http://www.minzdravsoc.ru/
[33] Скоморова Н.М. Система социальной защиты беременных женщин и семей с детьми в РФ // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.– 2007. - №3. – С.176-179.
[34] Демографический ежегодник России. 2009: Стат. сб. / Росстат. - M., 2009.
[35] Там же.
[36] Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации», Министерство здравоохранения и социального развития РФ, 2006. - С. 4.
[37] Вишневский А.Г. Тенденции рождаемости в Российской Федерации в сравнении с другими промышленно развитыми странами. Материалы международного семинара «Низкая рождаемость в Российской Федерации: вызовы и стратегические подходы», Москва 14-15 сентября 2006. UNFPA, С. 17.
[38] Демографический ежегодник России. 2009: Стат. сб. / Росстат. - M., 2009. - 561 с. - С. 238-239.
[39] mon.gov.ru
[40] Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации// "Российская газета" - Федеральный выпуск №5038 (214) от 13 ноября 2009 г.