Правовые аспекты усыновления российских детей иностранными гражданами


В докладе рассматриваются проблемы усыновления российских детей, оставшихся без попечения родителей иностранными гражданами, уделяется внимание процедуре и тайне усыновления. Также рассматриваются аспекты незаконного усыновления детей иностранными гражданами.

Вопросы усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы приобрели особую актуальность. Российская Федерация занимает первое место в мире по количеству детей, оставшихся без попечения родителей (90 % из них - «социальные сироты», то есть дети, чьи родители живы, но не занимаются их воспитанием)[1].

Последнее время также усиливается актуальность проблем незаконного усыновления в связи с тем, что участилось количество преступлений против семьи и несовершеннолетних. Незаконное усыновление может служить предпосылкой совершения еще более опасных преступлений, связанных с торговлей людьми, использованием рабского труда, сексуальным насилием.

Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не может справиться с возрастающим количеством детей, оставшихся без попечения родителей. Основные формы устройства таких детей, согласно Семейному кодексу РФ, являются: усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми, приемные семьи.

В ч.1 ст.124 Семейного кодекса РФ[2] устанавливается, что усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Российское законодательство также предусматривает возможность усыновления российских детей иностранными гражданами только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников[3].

Аналогичная позиция выражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»[4]. Так, согласно п. 14 данного Постановления усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ, гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание (усыновление, опека, попечительство, приемная семья или иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законами субъектов РФ) в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников.

Иностранное усыновление допускается в отношении несовершеннолетних, не обретших дееспособность в силу возраста или прохождения специальных правовых процедур (эмансипация), родители которых: умерли; неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; дали в установленном порядке согласие на усыновление. Обустройство детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из основных функций органов опеки и попечительства.

Процедура усыновления детей иностранными гражданами регламентируется ст. 124, 165 Семейного кодекса Российской Федерации, главой 29 ГПК Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», другими нормативными правовыми актами. Граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи, вправе обратиться за информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, к любому региональному (как правило, орган управления образованием субъекта Российской Федерации) или федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по своему выбору[5].

Иностранные граждане предъявляют соответствующему оператору документ, удостоверяющий их личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, и представляют:

  • заявление о своем желании усыновить (удочерить) ребенка и с просьбой ознакомить их с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих их пожеланиям;
  • заполненные анкеты граждан;
  • обязательство поставить в установленном порядке на учет в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ими ребенка;
  • обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка;
  • копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;
  • заключение компетентного органа государства, гражданином которого он является (для гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства - государства, в котором он имеет постоянное место жительства), об условиях его жизни и возможности быть усыновителем (удочерителем). К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье;
  • обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя);
  • обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ребенка;
  • копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов.

Все представленные документы должны быть легализованы в установленном порядке, переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства иностранного гражданина, либо нотариусом на территории Российской Федерации.

При выборе гражданином ребенка соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка и информирует об этом в 3-х-дневный срок орган опеки и попечительства или регионального оператора по месту фактического нахождения указанного ребенка.

Иностранный гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и о принятом им решении о его усыновлении.

Таким образом, досудебная подготовка дела по международному усыновлению осуществляется федеральным или соответствующим региональным оператором государственного банка данных, сотрудником органа опеки и попечительства.

Установление усыновления производится соответственно верховным судом республики, краевым (областным) судом, судом города федерального значения, судом автономной области и автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидата в усыновители.

Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием, помимо усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет (ст. 273 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение об усыновлении принимает суд, который удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния.

В ст. 37 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам[6] усыновление или его отмена определяется по законодательству той страны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене, но при этом необходимо получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству той страны, гражданином которой он является.

Российское законодательство предусматривает тайну усыновления не зависимо от того, гражданином какой страны является усыновитель. В одних случаях стремление усыновителя к тайне усыновления оправданно и понятно: например, женщина имитирует беременность и затем выходит из стен родовспомогательного учреждения с "собственным" ребенком на руках.

Аналогичная ситуация возникает при усыновлении малолетнего ребенка, когда он готов считать усыновителей своими родителями. В подобной ситуации сохранение тайны истинных отношений в интересах, как взрослых, так и детей. Ее сохранению служит и ст. 135 СК, позволяющая по просьбе усыновителя изменить место рождения усыновляемого, а также дату его появления на свет.

Сложнее обстоит дело, когда усыновляют ребенка сознательного возраста, который помнит своих настоящих родителей, особенно если они хорошо о нем заботились, поэтому считается, что тайна усыновления не всегда оправданна. Привязанность и добрые чувства усыновленного легче завоевать, объяснив ему, почему именно на него пал выбор усыновителей. Проводившееся исследование в Великобритании показало, что для ребенка, его психики, значительно лучше, когда он изначально знает, что он усыновлен, нежели когда он узнает об этом, от посторонних лиц спустя несколько лет после усыновления, что нередко наносит непоправимую душевную травму, а иногда делает просто невозможным дальнейшее воспитание ребенка в семье усыновителей[7].

На Западе эту проблему решили так называемым «открытым усыновлением», то есть когда биологические родители продолжают иметь доступ к усыновленному ребенку, несмотря на свой отказ от него, и ребенок знает о существовании биологических родителей и даже общается с ними.

В России пока усыновление является тайной, разглашение котором преследуется законом. Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя предусмотрена ст. 155 УК РФ.В процессе усыновления действующее семейное законодательство предусматривает специальные меры, направленные на сохранение тайны усыновления. Для обеспечения тайны усыновления законодатель разрешает изменить имя, отчество, фамилию ребенка, дату и место его рождения. В п. 1. ст. 135 по причинам, признанным судом уважительными, изменение даты рождения усыновленного ребенка может быть разрешено при усыновлении ребенка, достигшего возраста одного года и старше.

Фактически, возможно изменение даты рождения ребенка в любом возрасте. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, обязаны сохранить тайну усыновления (п. 1 ст. 139 СК РФ). Никто не вправе без согласия усыновителей выдавать сведения или иные документы, из которых может быть установлено, что имело место усыновление. Всякого рода справки и другие материалы могут быть выданы только усыновителю, а другим лицам – лишь с согласия или же по требованию суда, органов прокуратуры, дознания и следствия[8].

Но вопреки правовым принципам международное усыновление давно превратилось в доходное предпринимательство, агентами которого в числе многих являются работники органов опеки и попечительства, которые формально относятся к обязанности устройства одинокого ребенка на воспитание в российскую семью.

По данным статистики, общая численность детей, оставшихся без попечения родителей на конец 2010 года в Российской Федерации - 665 987 детей. За 2010 год усыновлено всего - 11 157 детей - из них: иностранными гражданами - 3 355 детей; российскими гражданами - 7 802 ребенка. Наибольшее количество детей усыновляется гражданами США - более 60 тысяч детей были усыновлены, начиная с 1991 года. В 2004 был достигнут пик в 5862 усыновления, тогда как в 2010 количество усыновлений американцами российских детей упало до 1079 детей, согласно официальной статистике[9].

В последнее время правоведов заботит проблема безопасности российских детей в усыновленных семьях, т.к. наблюдаются серьезные нарушения в процедурах усыновления детей.

В ст. 154 «Незаконное усыновление» УК РФ[10] предусматривается уголовная ответственность, которая наступает только в случае, если лицо нарушает установленный порядок при усыновлении (удочерении), передаче под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи одновременно двух или более детей или нескольких детей последовательно в течение какого-либо периода времени, т.е. преступление совершается более двух раз[11]; либо из корыстных побуждений.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что незаконное устройство детей может угрожать их жизни, здоровью, нравственному и психическому развитию, нарушить право принадлежности к определенной культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Незаконными являются любые усыновление (удочерение) детей, передача их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, которые не соответствуют установленным в СК РФ или иных нормативных актах требованиям об усыновлении (удочерении), передачи под опеку (попечительство) или на воспитание в приемные семьи.

Субъектами преступных действий, предусмотренных ст. 154 УК РФ, являются лица, на которых возложены обязанности по оформлению официальных документов на усыновление. Это могут быть работники детских домов и интернатов, медицинских учреждений, органов образования и т.д.

Незаконными являются действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные в нарушение установленного законом порядка. Незаконными можно признать такие действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, как:

а) разрешение усыновления братьев и сестер разными семьями или устройство их в разные приемные семьи, если это противоречит интересам братьев и сестер (ч. 3 ст. 124, п. 2 ч. 2. ст. 154 СК);

б) разрешение на усыновление ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства, если есть возможность передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (ч. 4 ст. 124 СК);

в) указание органом опеки и попечительства заведомо ложных сведений в заключении об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка (ч. 2 ст. 125 СК);

г) умолчание или сообщение заведомо ложных сведений об обстоятельствах, относящихся к личности усыновителя, опекуна, попечителя, членов приемной семьи, если данные обстоятельства препятствуют усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи (ч. 1 ст. 127, ч. 1 ст. 128, ст. 146, ч. 1 ст. 153 СК, п. 2 ст. 35 ГК) (например, подделываются документы о возрасте усыновителя и состоянии здоровья усыновителя, органы опеки и попечительства "закрывают глаза" на наличие у усыновителя судимости, отсутствие у него постоянного места жительства);

д) игнорирование этнического происхождения ребенка, его принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечить преемственность в воспитании и образовании (п. 3 ч. 1 ст. 123 СК);

е) игнорирование согласия родителей, опекунов, приемных родителей ребенка на его усыновление, когда такое согласие требуется (ст. 129 - 131 СК) и т.д.

В основном проблемы незаконного усыновления связано с иностранными гражданами, желающими усыновить российских детей.

По мнению Пристанской О. В. многочисленные факты усыновления детей - граждан России иностранными гражданами, «по сути своей являющиеся продажей несовершеннолетних, нередко свидетельствуют о преступно-корыстном характере со стороны должностных лиц органов опеки и попечительства, других государственных органов»[12].

С целью усиления государственного контроля за усыновлением детей, оставшихся без попечения родителей, в 2001г. году был принят Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»[13]. Закон подтверждает приоритет российских усыновителей перед иностранными гражданами. Но в случаях, когда не представляется возможным передать детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников, допускается усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства.

В России с 1996 по 2007 г. зарегистрировано 48 случаев незаконного усыновления[14].

Проиллюстрируем случаем из судебной практики. На скамье подсудимых оказались чиновник мэрии и старший воспитатель социального отделения 2-й городской детской больницы г.Владивостока. Оба они обвинялись в попытке содействовать незаконному усыновлению ребенка гражданами США.

В итоге, Ленинским районным судом г. Владивостока вынесен обвинительный приговор по уголовному делу о незаконном удочерении:

«Ленинский районный суд г. Владивостока полностью согласился с мнением государственного обвинения и признал виновной бывшего главного специалиста по охране прав детей отдела образования администрации города Владивостока Любовь Викторовну Задоя в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 303 Уголовного кодекса Российской Федерации (фальсификация доказательств по гражданскому делу), приговорив её к штрафу в размере ста тысяч рублей.

Этим же приговором старший воспитатель социального отделения детской городской больницы № 2 города Владивостока Елена Викторовна Лучникова признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных статьёй 154 УК РФ (незаконное усыновление, удочерение), частью первой статьи 327 УК РФ (подделка официального документа), частью первой статьи 303 УК РФ (фальсификация доказательств по гражданскому делу), за указанные преступления ей назначено наказание в виде одного года лишения свободы условно с испытательным сроком в один год, штрафа в размере 120 тысяч рублей и лишения права заниматься профессиональной деятельностью, связанной с усыновлением и удочерением детей, сроком на два года.

Судебным следствием установлено, что весной 2005 года обвиняемые умышленно в целях незаконного удочерения Даши Н., 2004 года рождения, гражданами Соединённых Штатов Америки внесли в официальные документы заведомо ложные сведения о том, что девочка якобы предлагалась для усыновления четырём российским семьям, а также о том, что родственники девочки отказываются брать её на воспитание»[15].

Очевидно, что такого рода преступления нередко бывают связаны со взяточничеством, злоупотреблением должностными полномочиями, подделкой документов.

Например, практика участия прокуроров в рассмотрении дел об усыновлении выявляет наиболее часто встречающиеся следующие проблемы и нарушения закона[16]:

  1. Порядок рассмотрения этих дел определен гл. 29 ГПК РФ, регламентирующей подачу заявлений об усыновлении или удочерении, содержание и порядок рассмотрения таких заявлений, а также перечень прилагаемых к ним документов.

Основная проблема при рассмотрении указанных дел — непредставление документов, представлять которые необходимо в силу ст. 271 ГПК, а в некоторых случаях — недостоверность информации, предоставляемой заявителями либо их представителями.

  1. Зафиксированы случаи, когда положительное заключение о возможности передать ребенка (детей) в семью иностранных граждан давали должностные лица органов опеки без достаточных оснований либо вопреки установленным в законе ограничениям. При этом компетентные органы заведомо шли на нарушение закона, мотивируя это тем, что «в любой семье ребенку будет лучше, чем в социальном учреждении», либо тем, что, по их мнению, перспектив на усыновление детей российскими гражданами нет.
  2. Нередко, до обращения иностранных граждан с заявлениями об установлении усыновления (удочерения) российских детей, этих детей вывозят в целях оздоровительного отдыха, иногда неоднократно, за пределы страны, и они проживают в семьях заявителей.

В соответствии со ст. ст. 20 и 22 ФЗ от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд несовершеннолетних граждан РФ из России осуществляется совместно с родителями, опекунами и попечителями, на которых возлагается ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних за пределами РФ.

При организованном выезде групп несовершеннолетних граждан РФ без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей обязанности законных представителей несовершеннолетних несут руководители выезжающих групп. По смыслу названных положений Закона при выезде детей за пределы РФ их нахождение и проживание на территории другой страны возможно только совместно с опекунами либо иными указанными в Законе лицами.

Прокуратура нашла факты предварительного вывоза детей и проживания их вне группы и без законных представителей в семьях заявителей без каких-либо правовых оснований помещения детей для проживания в семьи иностранных граждан.

Указанная проблема требует незамедлительного законодательного разрешения. Представляется, необходимо пресечь подобную незаконную практику размещения детей в семьях иностранных граждан. Правильным будет приезд кандидатов в усыновители и знакомство их с детьми исключительно на территории России.

Одновременно с проблемами незаконного усыновления возникают проблемы безопасности детей-граждан России, усыновленных гражданами США. Так, в апреле 2010 года в аэропорт «Домодедово» рейсом из Вашингтона в одиночку прибыл семилетний Артем Савельев. При нем была записка, в которой приемная мать объяснила, что считает Савельева психически неуравновешенным и поэтому отказывается от него. Это был не первый инцидент, когда права российских детей нарушались американскими усыновителями. Статистика показывает, что от жестокого обращения в американских семьях скончались, по меньшей мере, 17 детей из РФ.

По данным Национального совета США по усыновлению почти во всех случаях убийств усыновленных детей - граждан РФ у усыновителей не было официального разрешения на усыновление[17], то есть дети попадали в американские семьи «нелегально», благодаря коррупции. В этом случае речь идет о незаконном усыновлении. Такие случаи осложняются тем, что невозможно привлечение к уголовной ответственности в России иностранных граждан, совершивших преступления в отношении усыновленных детей из России, т.к. преступления совершались на территории другого государства.

На основании этого объективно возникла необходимость в государственном контроле за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами.

Поэтому между Россией и США 13 июля 2011 года было подписано соглашение об усыновлении детей. Согласно тексту соглашения, потенциальные усыновители должны будут пройти обязательное психологическое тестирование, а процедуру усыновления можно будет осуществлять только через аккредитованные агентства. За соблюдение этих условий будет отвечать американская сторона.

Кроме того, в документе указано, что, до достижения совершеннолетия все усыновленные гражданами США дети будут сохранять российское гражданство.

Усыновителям, в свою очередь, будут предоставлять более подробную информацию о состоянии здоровья и психологическом состоянии ребенка.

Российской стороне пришлось столкнуться с особенностями юридической системы США, в которой законы об усыновлении варьируются от штата к штату. В России же усыновление регулируется на федеральном уровне. Например, законы некоторых штатов, позволяющие усыновлять однополым парам, считаются неприемлемыми в России. Российские власти настояли на том, чтобы российские дети не усыновлялись однополыми парами.

Но данное соглашение заключено только с Америкой. При этом другие иностранные граждане усыновляют детей из России по тем правилам, которые и были, зачастую и в обход их. Думается, что необходимо заключить соглашение со всеми странами, либо международное соглашение, по которому также как и в русско-американском соглашении, потенциальные усыновители должны будут пройти обязательное психологическое тестирование.

Также до достижения совершеннолетия все усыновленные иностранными гражданами дети должны будут сохранять российское гражданство. Усыновителям должна предоставляться более подробная информация о состоянии здоровья и психологическом состоянии ребенка. Такое соглашение должно быть подписано со всеми странами, граждане которых усыновляют российских детей с целью защиты несовершеннолетних от незаконного усыновления.

Литература

  1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. – 1995. - № 2. - Ст. 3.
  2. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011) // СЗ РФ. – 1996. - №1. – Ст.16.
  3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954.
  4. Федеральный закон от 16 апреля 2001г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации - 23 апреля 2001г. - №17 - Ст. 1643.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // БВС РФ. – 2006. - №6.
  6. Грачева Ю.В., Князькина А.К. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Есакова Г.А.). – М.: Проспект, 2010.
  7. Кебец И. Рассмотрение дел об усыновлении детей иностранными гражданами // Законность. - 2006. - № 5. - С. 14-20.
  8. Князева Е.Ю. Правовое регулирование усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Автореферат дисс. … канд. юр. наук. – М, 2006. – 206 с.
  9. Парашутин В., Львова Е. Всегда ли оправдано сохранение тайны усыновления // Российская юстиция. – 1999. - №3. – С.22-29.
  10. Пристанская О. В. Деятельность органов прокуратуры государств - участников СНГ в предотвращении похищения и торговли людьми // Прокурорская и следственная практика. - М., 2005.
  11. www.gks.ru
  12. Пресс-релиз прокуратуры Приморского края 09.08.2005 // http://№adzor.pk.ru/pressa/release.php?id=752&ra№ge=&№av_seco№d=%CA+%EF%F3%E1%EB%E8%EA%E0%F6%E8%E8.%0D%0A%0D%0A%CB%E5%ED%E8%ED%F1%EA%E8%EC+%F0%E0%E9%EE%ED%ED%FB%EC+%F1%F3%E4%EE

[1] Мурзин, Р. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: Семейно-правовой аспект: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.03. - М., 2006. - С.3.

[2] Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011) // СЗ РФ. – 1996. - №1. – Ст.16.

[3] ч.4 ст. 124 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011) // СЗ РФ. – 1996. - №1. – Ст.16.

[4] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // БВС РФ. – 2006. - №6.

[5] Федеральный закон от 16 апреля 2001г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации - 23 апреля 2001г. - №17 - Ст. 1643.

[6] Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. – 1995. - № 2. - Ст. 3.

[7] Парашутин В., Львова Е. Всегда ли оправдано сохранение тайны усыновления // Российская юстиция. – 1999. - №3. - С.22.

[8] Паршуткин В., Львова Е. Всегда ли оправдано сохранение тайны усыновления // Российская юстиция. - 1999. - № 4. - С. 24.

[9] www.gks.ru

[10] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954.

[11] Грачева Ю.В., Князькина А.К. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Есакова Г.А.). – М.: Проспект, 2010.

[12] Пристанская О. В. Деятельность органов прокуратуры государств - участников СНГ в предотвращении похищения и торговли людьми // Прокурорская и следственная практика. - М., 2005. - С. 140.

[13] Федеральный закон от 16 апреля 2001г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации - 23 апреля 2001г. - №17 - Ст. 1643.

[14] Данные ГИАЦ МВД РФ

[15] Пресс-релиз прокуратуры Приморского края 09.08.2005 // http://№adzor.pk.ru/pressa/release.php?id=752&ra№ge=&№av_seco№d=%CA+%EF%F3%E1%EB%E8%EA%E0%F6%E8%E8.%0D%0A%0D%0A%CB%E5%ED%E8%ED%F1%EA%E8%EC+%F0%E0%E9%EE%ED%ED%FB%EC+%F1%F3%E4%EE

[16] Кебец И. Рассмотрение дел об усыновлении детей иностранными гражданами // Законность. - 2006. - № 5. - С. 14-20.

[17] Князева Е.Ю. Правовое регулирование усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Автореферат дисс. … канд. юр. наук. – М, 2006. – 206 с.