Билет №13


13. Сущность предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам РФ.

Понятие «государственная (муниципальная) услуга».

государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

 Нормативное обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в РФ. Федеральный закон РФ от 27.02.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг.

Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются:



Что Вы посещаете?

1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1настоящего Федерального закона;

2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;

3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;

4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;

5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Формирование реестров государственных и муниципальных услуг.

Законом № 210-ФЗ были определены обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области формирования и ведения реестра государственных (муниципальных) услуг. Согласно ст. 11 вышеназванного закона реестр должен содержать сведения:

  • о государственных (муниципальных) услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта РФ (органами местного самоуправления);
  • об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта РФ (органами местного самоуправления);
  • об услугах, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ) за счет бюджетных средств;
  • иные сведения, состав которых устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией).

Формирование и ведение реестра услуг субъекта РФ и муниципального образования осуществляется в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти региона и местной администрацией.

Первое, на что стоит обратить внимание, — словосочетание «необходимые и обязательные услуги». Их перечень устанавливается нормативно-правовым актом субъекта РФ (представительного органа местного самоуправления), при этом критерии отнесения услуг к данной категории в законодательстве не содержатся. Если в отношении обязательных услуг можно предположить, что речь идет, например, о нормах Конституции РФ, прямо указывающих на обязательность оказания отдельных видов услуг, то к выделению необходимых услуг можно сформировать целую массу подходов. Важно также отметить короткий срок реализации Закона № 210-ФЗ: регионам и муниципалитетам придется не позднее 1 июля 2011 года привести в соответствие ему нормативно-правовую базу по формированию и ведению реестров услуг, а также перечень услуг и сведения о них, содержащиеся в реестре.

Как уже было отмечено, многие субъекты РФ и муниципальные образования ранее заимствовали форму реестра государственных (муниципальных) услуг из постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1065 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями». В настоящее время данное постановление утратило силу и взамен его действует постановление Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». Согласно ему для услуг, работ, оказываемых федеральными государственными учреждениями, предусмотрено создание ведомственного и базового перечня государственных (муниципальных) услуг (работ). Базовый перечень формируется в добровольном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Формирование ведомственного перечня является обязательной задачей федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения. При этом ведомственный перечень может дополнять базовый перечень, но не противоречить ему (в случае если последний вообще разработан).

Работа электронного портала государственных и муниципальных услуг. Единый портал позволяет гражданам и организациям получать сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях), содержащихся в федеральном реестре, а также получать эти услуги в электронной форме. В частности, через единый портал заявитель может подать в электронной форме заявление о предоставлении услуги и необходимые для этого документы, узнать о ходе рассмотрения обращения, уплатить госпошлину. Заявления и подаваемые документы могут заверяться простой электронной подписью, если законом не установлено требование о квалифицированной электронной подписи.

Для каждой из услуг указываются получатели, список необходимых документов, стоимость и порядок оплаты, сроки и результат оказания. Здесь же публикуются связанные с ними нормативно-правовые акты и адреса и телефоны ведомств. Работает рубрикатор по категориям, ведомствам и жизненным ситуациям (выход на пенсию, покупка квартиры, поиск работы, открытие бизнеса).

Для некоторых услуг поля в заявлении можно заполнять непосредственно в скачанном .pdf-файле, после чего отправить его на печать. Квитанция не содержит банковских реквизитов, а только напоминание, что для их получения необходимо обратиться в ближайшее отделение соответствующего ведомства.

Принятые на едином портале заявления и документы направляются в госорган, оказывающий услугу, через систему межведомственного электронного взаимодействия. Предусматривается, что через единый портал заявитель может оставить свой отзыв о качестве оказания государственных и муниципальных услуг.

Что Вы посещаете?

Деятельность МФЦ в различных субъектах РФ.

Многофункциональный центр, во-первых:

  • организует взаимодействие с заявителями, а также с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении соответствующих государственных и муниципальных услуг, в соответствии с соглашениями;
  • организует работу по приему документов, необходимых для получения государственной (муниципальной) услуги, по первичной обработке документов и выдаче заявителю результата предоставления государственной (муниципальной) услуги;
  • организует доставку полученных документов в соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, участвующие в предоставлении соответствующих государственных и муниципальных услуг, а также получение и обработку результатов предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • организует предоставление дополнительных услуг;
  • обеспечивает создание и поддержание работы центра обработки телефонных обращений, "горячей линии" по вопросам предоставления государственных (муниципальных) услуг;
  • обеспечивает учет количества посетителей, обслуживаемых за определенный период (день, неделю, месяц), по видам предоставляемых государственных и муниципальных услуг с указанием среднего времени ожидания приема и обслуживания.

Взаимодействие органов государственной власти с получателями государственных и муниципальных услуг производится лично, по телефону, с помощью электронной почты, а также посредством сети Интернет (в том числе через интернет-портал государственных услуг) и через информационные киоски (инфоматы), расположенные в многофункциональном центре.

Государственные (муниципальные) услуги в центре предоставляются следующими способами:

а) прием и выдача документов осуществляются сотрудниками центра. Для исполнения документ передается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления и (или) организацию, участвующую в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;

б) прием, обработка и выдача документов (информации) осуществляются центром самостоятельно, без передачи документов в иные органы и организации, с использованием информационных систем федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;

в) прием, обработка и выдача документов (информации) осуществляются в центре сотрудниками территориального органа федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, для обеспечения деятельности которых организуются специальные рабочие места.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?