Понятие «социальное партнерство» и его сущностные черты.
Социальное партнерство - это система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения согласия по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.
Важнейшими целями социального партнерства являются согласование и защита интересов различных социальных групп, слоев и классов, содействие решению актуальных экономических, социальных и политических задач, углублению демократии, формированию социального правового государства, открытого демократического гражданского общества.
Концептуальные основы социального партнерства.
Механизм социального партнерства, консолидирующего государства, предпринимателей и народ вокруг главных целей в принципе выглядит следующим образом: - по отношению к обществу государство берет на себя осознанную ответственность за социальные гарантии, получая взамен легитимность власти и общественную поддержку; - по отношению к предпринимателям государство обеспечивает гарантии прав собственности, благоприятный предпринимательский климат, поддержку российского бизнеса во внешнем мире, получая взамен поддержку со стороны национального капитала, строгое соблюдение установленных государством норм и правил; - баланс между обществом и капиталом строится по принципу: социально ответственное поведение предпринимателей в обмен на общественную поддержку его интересов, целей и действий. Успех социального партнерства определяется многими условиями. Однако есть условия, без которых оно просто не работает. Важнейшим участником треугольника социального партнерства является институт гражданского общества: совокупность добровольных общественных объединений, профессиональных союзов, благотворительных и др. организаций. Участие в добровольных объединениях - не только вопрос частных интересов, желания и возможности самореализации. Это вопрос отношений личности и государства. Пользуясь свободами и правами, граждане одновременно принимают на себя и ответственность, определенные обязательства по охране своих прав в т.ч. социальных. Чтобы голосовать ответственно, граждане должны быть информированы о том, какие наиболее важные проблемы стоят перед обществом. Ответственность за то, чтобы эти проблемы были сформулированы и представлены социальным партнерам (государству и капиталу) во многом несут именно общественные объединения. Участвуя в их работе, граждане принимают ответственность за собственную (себя и других) информированность, принимают обязательства быть терпимыми по отношению к другим точкам зрения. Это и есть феномен эффективного гражданского поведения - движущая сила социального партнерства.
Две модели социального партнерства: либеральная и социально-ориентированная.
Либеральня - Либеральная модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия, но отличается от консервативной, по крайней мере, в двух отношениях. В либеральной, во-первых, предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, т. е. люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Соответственно социальное обеспечение связано с глубокой стигмой, приводящей, таким образом, к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной инеформальной помощи.
Нужно отметить, что либеральная модель (как и все остальные) сильно модифицировалась с того момента, когда она стала формироваться. Классическими странами либеральной модели считаются Великобритания и США.
социально-ориентированная - Главным принципом распределения социального обеспечения является универсализм. Имеется в виду, что социальное обеспечение — это право всех граждан, обеспеченное главным образом государственным сектором (бюджетом).
"Финансовая подкладка" этой модели держится на стабильном и высоком уровне производительности, сильных профсоюзах как работодателей, так и работополучателей и договорных отношениях между ними, которые контролируются государством. Подразумевается, что государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения. Государственный сектор несет ответственность не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за действительное функционирование различных социальных служб. Это возможно при наличии сильного, но децентрализованного управления.
В этой системе существует разделение пенсии на "народную" (социальную), выплачиваемую каждому жителю страны по достижении 65 лет из бюджета, и трудовую, зависящую от стажа, характера деятельности и пропорциональную объему страховых выплат. Если "народная" пенсия не превышает установленный государством и одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом, получается, что минимум гарантирован, но заинтересованность в собственных усилиях сохраняется.
Тогда же впервые были введены дотации на каждого ребенка для каждого родителя. Ребенок стал объектом социальной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи и т. п.
В результате сложилась некая "картина социального мира", где четко обозначились группы, связанные с конкретными проблемами, а не с бедностью, которая "исчезла". Это, например, следующие "слабые группы":
— дети до 6 лет;
— неправильно воспитанные дети (имеющие плохих родителей) и трудные подростки;
— старики;
— инвалиды (люди с дизабилитациями);
— безработные;
— "зависимые" (алкоголики, наркоманы и т. п.).
Условия и особенности формирования и развития социального партнерства в России.
Создание справедливой системы социального порядка в интересах большинства народов России не может быть делом только государства. Преодолеть социальные конфликты в одиночку не могут ни государство, ни рынок, ни семья. Только социальное партнерство - конструктивное взаимодействие различных сил на общественной арене способно обеспечить людям равные возможности для достойной жизни. Смысл социального партнерства в России сегодня - это взаимовыгодное взаимодействие в рамках общественного треугольника, включающего государственные структуры, предпринимательские структуры, а также профессиональные союзы и общественные организации. Взаимодействие необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые социальные проблемы, такие как бедность, бездомность, сиротство, разгул преступности, загрязнение окружающей среды. Представители каждой из сторон треугольника по-разному осознают собственную ответственность за эти человеческие беды, имеют разные возможности и ресурсы для помощи, и, наконец, разные представления о самой природе социальных проблем. Но, несмотря на различия и противоречия, сотрудничество возможно, а главное, - необходимо.
Общая характеристика развития социального партнерства в социально-трудовой сфере: нормативные основания, уровни, формы.
Закон различает участников и стороны социального партнерства. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Уровни социального партнерства Система социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством (ст.26 ТК РФ) включает пять уровней: федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда; региональный уровень, на котором субъекты Федерации определяют порядок регулирования в соответствии со своими полномочиями; отраслевой уровень, на котором осуществляется отраслевое лирование; территориальный уровень, который распространяет свое действие на территории муниципального образования (город, район и т.п.); локальный уровень, на котором происходит регулирование взаимоотношений между работниками и работодателями в рамках конкретной организации.
Трудовое законодательство (гл.4 ТК) в качестве представителей работников как социальных партнеров определяет профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст.29). Представителями работодателей в социальном партнерстве согласно ст. 33 ТК являются: руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с трудовым законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. В числе представителей работодателя называются объединения – добровольные некоммерческие организации, основанные на добровольном членстве работодателей.
Достижение целей социального партнерства происходит благодаря использованию различных форм (ст.27 ТК РФ): коллективные переговоры, взаимные консультации, участия работников или их представителей при разрешении трудовых споров в судебном порядке. Одной из форм социального партнерства является также участие работников, их представителей в управлении организацией. Законодатель признает производственную демократию формой социального партнерства.
Характеристика развития социального партнерства в области взаимодействия органов власти и некоммерческого общественного сектора: нормативные основания, формы.
За последние годы в России накоплен значительный опыт межсекторного взаимодействия, обобщая который, можно выделить несколько моделей сотрудничества:
Конкурсный механизм может использоваться для разных целей. Например, конкурс социальных проектов, основанный на принципе долевого финансирования, позволит объединить усилия различных секторов для решения конкретной и злободневной социальной проблемы. Выступая в роли организатора конкурса, государство (местное самоуправление) обозначает эту проблему в виде номинации (приоритетного направления), предоставляет стартовое финансирование и приглашает участников конкурса самостоятельно определить способы ее решения. Обязательным условием является привлечение заявителем спонсорских пожертвований, общественной поддержки в виде волонтерского труда.
Конкурсный механизм может быть использован и для размещения социального заказа. Если способы решения социальной проблемы уже известны, то государство (местное самоуправление) может разместить государственный (муниципальный) заказ и заключить договор на возмездное выполнение соответствующих работ (услуг). Конкурсная документация на размещение включает перечень и спецификацию конкретных работ и услуг, требуемый результат и качество обслуживания, квалификационные стандарты для исполнителя, а также численность обслуживаемых.
Как показывает опыт последних лет, и некоммерческий сектор, и бизнес, и местное самоуправление, и государственные органы власти имеют необходимый потенциал и опыт реализации инновационных проектов для развития партнерства.
Проблемы в развитии института социального партнерства в России
Уровень развития института социального партнерства в России пока остается низким. Это проявляется, в частности, в неэффективности механизма разработки согласовательных процедур, входящих в систему законодательных и договорных мероприятий и не зависящих от наличия на отдельном предприятии заключенных коллективных договоров. Можно отметить и признаки отстраненности ассоциаций представителей работодателей от регулирования социально-трудовых отношений. Профсоюзы в настоящее время продолжают выполнять лишь преимущественно распределительные функции и практически отсутствуют на предприятиях малого и среднего бизнеса. В случае возникновения кризисных явлений в экономике остается высокой опасность возникновения массовой безработицы: так, коллективные договоры заключены не более чем на 65% отечественных предприятий.
Современная практика коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в России находится на стадии формирования и нуждается в совершенствовании всех составляющих элементов, в том числе, формальных и неформальных институтов регулирования. Низкая эффективность функционирования системы социального партнерства в российской экономике обусловлена несоблюдением основополагающих принципов заключения договоров и соглашений, слабой проработкой законодательной и нормативной базы, неорганизованностью работодателей и ослаблением регулирующих функций государства в вопросах заработной платы, а также нежеланием сторон брать на себя обязательства и ответственность по ним.