Билет №15


15.Социальная политика государства – важнейший инструмент регулирования социальных процессов.

Понятие «социальная политика». Главной целью социальной деятельности человека является улучшение условий жизни.

Существует следующее определение: социальная политика – это система мер, действий, мероприятий, которые предпринимаются отдельными субъектами и направляются на повышение уровня жизни населения. Но оно выражает лишь видимое на поверхности и не вскрывает глубинного содержания. Это социальная политика в узком смысле слова.

Социальная политика – это «совокупность теоретических положений и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение возрастающих социальных и духовных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата». Для этого используются экономический, финансовый и общественный потенциалы. Социальная политика осуществляется в основных сферах социальных отношений в следующих направлениях:

- оплата и охрана труда;

- рынок труда, занятость и безработица;

- регулирование доходов и потребления товаров массового спроса;

- пенсионное обеспечение;

- социальная помощь, в т.ч. адресная;

- социальное страхование;

- социальное обслуживание (жильё, коммунальные и бытовые услуги);

- образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

- наука;

- здравоохранение;

- культура;

- миграционная политика;

- физическая культура, спорт и туризм;

- демография, семья, материнство, отцовство, детство и молодёжь;

- современная инфраструктура;

- экологическая безопасность, защита от природных и техногенных аварий и катастроф;

- защита социальных прав граждан.

Теории социального государства. Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX – начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа – принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью. Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который – задача государства. Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли “ночного сторожа” к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства. Следует отметить, что несомненно катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств. Разумеется, что в названных социально-экономических условиях социально ориентированная деятельность социалистического государства могла иметь только патерналистский (отеческий) характер, связанный с установлением убогого равенства. Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым. Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства.

Основные модели социальной политики: социал-демократическая, корпоративная, либеральная.

Социал-демократическая модель действует в скандинавских странах Европы. Здесь главным принципом социального обеспечения является универсализм: все граждане, независимо от степени нужды и трудового вклада, имеют право на социальное обеспечение, гарантированное, главным образом, государством (бюджетом). Люди с инвалидностью здесь пользуются весьма серьёзной государственной поддержкой, а работодателей заинтересовывают брать сотрудников-инвалидов тем, что государство само оплачивает значительную часть их заработной платы (предоставление работодателям субсидии для компенсации разницы в производительности труда или доплаты к зарплате работникам с инвалидностью для компенсации их более низких заработков).



Что Вы посещаете?

Государственные субсидии предприятиям, как правило, предоставляются только тогда, когда человек с инвалидностью гарантированно получает такую же заработную плату, как и работник без инвалидности в аналогичной должности, и имеет долгосрочный трудовой контракт. В основном субсидии предоставляются на оборудование рабочего места для человека с инвалидностью, приобретение специализированного оборудования и т.д. В некоторых скандинавских странах работодатели получают льготы по взносам в фонды социального страхования со средств, выплачиваемых в качестве заработной платы сотрудникам с инвалидностью. Кроме того, в этих странах в ряду основных мер по трудоустройству граждан с инвалидностью выступает создание специализированных мастерских, где люди с серьёзными ограничениями имеют возможность трудиться и приобретать профессиональный опыт. Надо учесть, что данные мастерские выступают в роли именно учебных предприятий для людей с инвалидностью, после которых их стараются устроить на открытом рынке труда.

Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). В данной модели и государство, и негосударственные организации, и граждане также несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же большую роль играют предприятия, имеющие собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды. Финансовой основой в корпоративной модели социальной политики являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов, поэтому большую роль здесь играют организации-работодатели, для которых социальная политика является существенным элементом системы управления трудовыми (человеческими) ресурсами.

Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в основном в бесплатной (безвозмездной) форме. Принцип солидарности предполагает реализацию в нескольких планах: солидарность между различными социальными группами и слоями общества, между различными поколениями, а также между государством, предприятием и работником через систему налоговых, бюджетных отчислений и страховых взносов.

При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственной социальной политики, например, негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных способов повышения гражданами своих доходов. Основным достоинством либеральной модели является ориентация на раскрытие способностей членов общества (прежде всего к производительному и творческому труду) в интересах не лимитируемого государством роста уровня их потребления и частичное перераспределение ресурсов в интересах социальной поддержки нуждающихся в ней граждан. Граждане, постоянно участвовавшие своими взносами в системах обязательного социального страхования (прежде всего пенсионного), уровень доходов при наступлении страховых случаев (например, достижении пенсионного возраста) снижается незначительно. Следствием экономической и социальной самореализации граждан является независимость большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.

Недостатки этой модели проявляются в существенных различиях между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан; величинах социальных выплат, осуществляемых из государственного бюджета, с одной стороны, и систем социального страхования - с другой стороны. Эти различия для различных категорий людей имеют место и в случае получения социальных пособий из одних и тех же источников финансирования.

Важным моментом либеральной модели социальной политики является укорененность в индивидуальном и общественном сознании чувства высокой личной ответственности за свое социальное благополучие и отношение к государству не как к единственному источнику социальных благ, а как к гаранту своих прав и свобод.

Многосубъектность социальной политики. Категория “социальная политика” характеризуется совокупностью активных и пассивных субъектов, имеющих сложную институциональную структуру. Объект и предмет социальной политики также многоуровневый и системный. Объект и предмет этой политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс – социально-трудовую сферу.

Анализ содержания социальной политики требует необходимости охарактеризовать процесс взаимодействия социальных групп, т.е. выделить круг реально действующих и социально пассивных субъектов. Как было отмечено выше, признаком социальной политики является “многосубъектность” и “многообъектность”. Это говорит о том, что с позиций субъектно-объектных отношений термин “социальная политика” характеризуется многогранностью. Многогранность вызывает в литературе дискуссии по поводу содержания и структуры объектов и субъектов социальной политики.

Предметом дискуссии является анализ сущности как “субъекта”, так и “объекта”.

С точки зрения одних авторов субъектом социальной политики является государство. Других – все самодеятельное население, хозяйственные, управленческие структуры в рамках декларируемых или законодательно утвержденных целей и задач. “Объект” также рассматривается в литературе двояко.

По мнению одних авторов “в системе субъектно-объектных отношений объектом социальной политики выступает все самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями”

Что Вы посещаете?

Другие же исследователи считают, что объект – это подчиненная, пассивная, вторичная управляемая структура, не обладающая собственной активностью и инициативой. В данном контексте объект социальной политики представлен социальной и социально-трудовой сферой общества в целом, а конкретно, ее главными составляющими элементами, а также их показателями – благосостояние, социальная стабильность, здоровье населения.

Функции социальной политики. Можно выделить основной круг функций (т.е. главных общественных задач, направлений) социальной политики.

  1. Обеспечение социальной безопасности рассматривается прежде всего как возможность человека удовлетворить свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается нормальный уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывающийся из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем; доступности образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности и т.д.
  2. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса.
  3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.
  4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп.
  5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
  6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Основные сферы осуществления социальной политики: сфера труда и трудовых отношений, миграционная, семейно-демографическая, жилищная, образование, наука, охрана здоровья населения, социальная защита населения, культура, физическая культура и спорт.

1.Политика доходов населения связана с такими понятиями как: жизненный уровень (качество жизни), минимальный размер оплаты труда, потребительская корзина.

2.Политика в сфере труда и трудовых отношений: оплата труда, охрана труда, соц. страхование, вопросы занятости населения.

3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения: пенсионное обеспечение, социальное обеспечение.

4. Отрасли соц. сферы: здравоохранение, образование, спорт, наука.

5. Социально-экологическая: меры по ликвидации уже имеющихся экологических катастроф, профилактические работы.

6. Политика в области современной инфраструктуры: жилищно-коммунальное хозяйство, транспортная политика, информационное обеспечение.

7. Миграционная политика: вынужденная миграция и помощь беженцам и вынужденным переселенцам, внешняя трудовая миграция («утечка мозгов»), защита прав и интересов соотечественников за рубежом.

8. Политика в отношении отдельных категорий населения: семейные вопросы, молодежные, инвалиды, военнослужащие.

Общая характеристика реализация социальной политики в РФ: нормативные основания, принципы, особенности.

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

  • Конституция Российской Федерации,
  • Семейный кодекс Российской Федерации,
  • Гражданский кодекс Российской Федерации,
  • ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»,
  • ФЗ «О государственной социальной помощи»,
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

Важнейшими ресурсами изменения социальной политики в России являются:

- демократизация управления социальными процессами,

- обновление способов ее экономической организации,

- изменение планирования социальной сферы,

- регулирование диспропорций социального развития,

- создание единой системы по сбору и обработке информации, по изучению уровня жизни населения,

- проведение экспертных оценок и прогнозов ситуаций, складывающихся в этой области.

Изменение планирования в области социальной политики предполагает выработку целого набора среднесрочных и долгосрочных ориентиров, основанных на научных прогнозах тенденций социального и экономического развития и опору на новые, научно обоснованные государственные социальные стандарты в социальной политике, выработку оптимальных программ действий. Одной из сложнейших современных проблем является создание современной единой системы социальной поддержки, обеспечивающей разграничение функций структур, которым поручена эта работа, эффективное расходование средств социальных фондов.

Особого рассмотрения заслуживает проблема интегрирования деятельности неправительственных, добровольных и общественных организаций в области социальной политики.

Выстраивая новую социальную политику, важно учесть меру включенности России в процессы глобализации, мировой интеграции, перспективы. Очевидно, что создание благоприятных условий для всех групп равноправного доступа ко всем имеющимся возможностям, для достижения социальной справедливости и сплоченности всех граждан связано с социализацией глобальной политики в интересах национальной социальной политики России, т. е. важно строить национальную политику с учетом новых глобальных рисков; максимально полно использовать возможности международного права и организаций, которые уже сейчас пытаются регулировать социальные процессы на глобальном уровне, а так же возможности экономической поддержки, предоставляемой странам в периоды структурной перестройки экономики; занять достойное место в формирующейся структуре глобального социального регулирования, использовать ее в своих интересах; принять участие в разработке норм, стандартов, политики и институтов в интересах людей и защиты их прав.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?