Билет №30


30. Природа власти. Основы организации государственной власти в демократическом обществе.

Природа и сущность власти; элементы власти: источники власти, ресурсы, объекты и субъекты власти.

Природу власти нередко определяют и через категорию воли, т.е. через действенное сознание субъектов (носителей политической воли), стремящихся овладеть реальностью, подчинить себе объективное бытие, активно формировать жизнедеятельность общества.

При анализе многочисленных трактовок можно отметить два методологических подхода к природе власти. Первый - попытка представить власть как самостоятельную сущность, данную человеку (или целому народу) Богом, природой - она либо есть, либо ее нет, и в зависимости от этого человек с детства ведет себя соответствующим образом (в равной степени и целые народы характеризуются как воинствующие или миролюбивые). На основе этого подхода возникли теории бихевиоризма, социального дарвинизма. Другой подход - попытка объяснить природу власти через дихотомию: "субъект - объект", т.е. как систему социальных отношений, асимметричную по своей природе, где один из участников - носитель власти имеет возможности влиять на другого - объект власти .

Источник власти, точнее первоисток - откуда и почему она исходит;

Ресурсы власти как процесса – то, что составляет опорные части, на которых строится, держится и реализуется властвование. Стать властью и быть ею - не одно и то же.

Источники власти могут превращаться в ее ресурсы, как родник - в озеро; а могут иссякать - и тогда власть убывает, сокращается. Выделим группы наиболее признанных источников и ресурсов власти.

  • Источники власти. Традиции, мифы, освящающие носителя власти (царь - наместник Бога на земле, государь-батюшка). Традиции общественного сознания и бытия могут долгое время питать и поддерживать верховную власть (как, скажем, династию Романовых в России более 300 лет), но современные мифы, особенно "запущенные" сверху (скажем - о незаменимости конкретного лидера, президента), оказываются, как правило, ненадежным ресурсом. Авторитет, престиж, харизма (греч. charisma - божественный дар, благодать), т.е. исключительные личные качества правителя, политического лидера. Этот источник также ненадежен, ибо преходящ. Может произойти отделение авторитета от государственной власти и без всякого изменения в государственном строе, при полном сохранении формальной государственной власти.

Нередко источники и ресурсы власти трактуют через категорию силы, т.е. физического, экономического, военного могущества.

Власть — это субъектно-объектные отношения, подразумевающие наличие субъекта власти и объекта власти. Субъект власти — это лицо или коллегиальный орган, которые оказывают воздействие на деятельность й поведение индивидов, групп, на социальные и политические институты и отношения с помощью различных средств. К субъектам власти относятся государство и его институты, политические партии, политические элиты и лидеры.

Объект власти — то, на что направлена деятельность субъекта власти. К объектам власти относятся индивид, социальная группа, масса, класс. В любом обществе власть выполняет ряд важных функций
К ним можно отнести: 
• господство (закрепление власти); 
• руководство обществом (осуществляется политической элитой); 
• управление и организация жизни общества (осуществляется бюрократией); 
• контроль (со стороны элиты — за важнейшими параметрами стабильности общества, со стороны бюрократии — за исполнением принятых решений).

Признаки и сущностные черты государственной власти.

В государственной власти имеются свои отличительные черты- признаки.

Во-первых, государственная власть, как и любая власть, - это способность или возможность при помощи каких-либо средств воздействовать на чье-то поведение, распоряжаться или управлять кем-то, подчинять своей воле других. Именно так или почти так чаще всего определяется власть. И хотя ее иногда отождествляют с государственной властью, рассматривая в качестве либо политического господства, либо системы государственных органов, либо облеченных властными полномочиями государственных служащих, власть, тем не менее, понятие достаточно широкое, поскольку этим понятием охватываются самые разные виды власти, включая и государственную.

Во-вторых, государственная власть является разновидностью социальной власти, т.е. власти общественной, власти, которая возникает и проявляется в отношениях между людьми. Как разновидность социальной власти государственная власть - это способность или возможность воздействовать не вообще на чье-то поведение, а на поведение людей, распоряжаться или управлять не вообще кем-то, а людьми и их объединениями, подчинять своей воле не вообще кого-то, а опять же людей.

В-третьих, государственная власть - это публичная власть, т.е. власть, которая носит нечастный, а всеобщий, всенародный характер. Она распространяется на общество в целом, на всех его членов и все их объединения.

Нередко государственную и публичную власть отождествляют, полагая, что публичная власть - это и есть власть государственная. Между тем государственная власть - не единственная разновидность публичной власти. К последней следует отнести, например, власть первобытного общества, которая тоже носила всеобщий, всенародный характер, являлась властью всего общества и распространялась на всех его членов. Поэтому не случайно отдельные государствоведы предпочитают называть государственную власть особой публичной властью или публичной властью особого рода. Но так или иначе государственная власть - это власть публичная, в связи, с чем ее нужно рассматривать как способность или возможность осуществлять управление, руководство обществом.

В-четвертых, государственная власть - это власть политическая. Ее политический характер выражается в том, что она является властью государства, организации политической, и функционирует в социально неоднородном обществе, обществе, разделенном на различные социальные группы: классы, сословия, страты и т.д.



Что Вы посещаете?

В научной и учебной литературе государственную и политическую власть часто отождествляют, подчеркивая, что политическая власть - это и есть власть государственная. Определенные основания для такого отождествления существуют, поскольку политическая власть первоначально возникает как власть государственная, и долгое время пребывает только в этом качестве. Связано это с тем, что государство явилось исторически первой политической организацией, просуществовавшей в единственном числе достаточно длительное время. Однако постепенно в обществе сформировались и другие политические организации (например, политические партии), власть которых тоже приобрела политический характер. Поэтому государственная и политическая власть - это, как представляется, не совсем одно и то же, поскольку кроме государственной существуют и могут существовать другие формы политической власти. Однако вне зависимости от того, как решается вопрос о соотношении государственной и политической власти, государственная власть всегда была и остается властью политической, исходя из чего, ее следует рассматривать как способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом.

В-пятых, государственная власть - это легитимная власть. Легитимность государственной власти, как принято считать, выражается, прежде всего, в признании этой власти населением страны в качестве публичной. Поскольку государственная власть является властью общества, общество, население страны должно признавать эту власть в качестве таковой, считать ее своей властью и подчиняться ей. В случае, если общество не признает существующую государственную власть, отвергает ее, эта власть не имеет права на дальнейшее существование и должна быть заменена другой государственной властью. Поэтому государственная власть должна иметь кредит доверия у населения.

В-шестых, государственная власть - это власть территориальная. Как и государство, она действует только в пределах территории страны. При этом центральная власть действует в пределах всей территории страны, региональная - в пределах территории соответствующего региона (например, в пределах территории субъекта федерации), местная - в пределах территории соответствующих административно-территориальных образований (города, района, села и т.д.).

В-седьмых, государственная власть - это суверенная власть, власть, обладающая суверенитетом. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Верховенство проявляется в том, что государственная власть как бы возвышается над любой другой социальной властью в стране и при определенных обстоятельствах (например, в случае нарушения действующего законодательства) может эту власть запретить. Кроме того, верховенство государственной власти проявляется и в том, что только она может распространять свое действие на всю территорию страны и всех, кто на этой территории проживает или находится. Независимость же государственной власти состоит в ее праве самостоятельно решать все вопросы международного характера.

В-восьмых, государственная власть - это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Государственная власть, как и любая власть, может осуществляться, используя самые различные средства и методы. Это могут быть сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительные меры и т.д. Вместе с тем государственная власть располагает и своими, специальными средствами и методами, которых нет ни у одной другой социальной власти. К специальным средствам осуществления государственной власти относятся органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат, и нормы позитивного права, т.е. правила поведения, установленные или санкционированные государством. К специальным методам осуществления государственной власти относятся разнообразные методы государственного принуждения, вплоть до применения физического насилия и подавления.

Принципы организации и функционирования государственной власти.

Основными принципами организации и функционирования государственной власти являются её суверенитет и легитимность.

Суверенитет государственной власти подразумевает её верховенство и независимость.

Верховенство государственной власти – это её приоритет над всеми другими формами власти в обществе. Государство обладает исключительным правом устанавливать в обществе единый правопорядок, наделять граждан правами и обязанностями, применять меры насилия и принуждения.

Независимость государственной власти – это её самостоятельность и равноправие с другими государствами.

Однако при всей своей суверенности и исключительности государственная власть не должна ставить себя выше закона. Сильная государственная власть обязана действовать в строгих рамках действующего законодательства. 

В развитом демократическом обществе контроль за соответствием закону в деятельности государственных органов осуществляет само гражданское общество.

Легитимность государственной власти – это признание обществом законности власти и правомерности её решений. Власть учитывает интересы граждан и действует в рамках закона, а граждане добровольно подчиняются её решениям и требованиям.

Ресурсы государственного принуждения ограничены, а их расширенное применение небезопасно для самой власти. Поэтому даже авторитарные режимы стремятся к завоеванию и сохранению легитимности (путем проведения выборов, сохранения форм народного представительства).

В целом легитимность – признак цивилизованного общества.

Легитимность власти как принцип её организации и функционирования выполняет важные социальные функции:

Что Вы посещаете?

- она позволяет отличить законную власть от узурпации;

- она определяет границы правомерности применения властного насилия;

- она исключает возможность неправомерного насилия власти над обществом и общества над властью.

Разделение властей как важнейший принцип организации власти в демократическом правовом государстве.

Разделение властейодин из основополагающих принципов демократической политической системы. Возникнув как идея, концепция разделения властей за длительную историю своего существования постепенно превратилась в политический, а затем и в конституционный принцип многих государств.

Разделение властей имеет несколько целей: 1) каждая ветвь предназначена для осуществления определенных функций государства и не должна заменять, подменять другие сферы; 2) создание и функционирование системы сдержек и противовесов, чтобы власти контролировали друг друга; 3) недопущение сосредоточения всей полноты государственной власти в рамках какой­либо одной ветви, установление единовластия, а говоря иначе, диктатуры одной системы.

Понятие «разделение властей», с одной стороны, вполне определенно: оно подразумевает разграничение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, с другой — многозначно, так как указанное разграничение бывает весьма условным, а нередко и противоречивым. Теория и практика разделения властей не отрицает единства власти. Эта концепция отрицает единовластие. Единство власти предполагает заинтересованное ­сотрудничество, взаимодействие всех ее трех ветвей, недопущения сосредоточения всей власти в одной из ее ветвей, установления диктатуры. Здесь нельзя не согласиться с точкой зрения, согласно которой «единство и целостность государственности не позволяют ставить вопрос о том, какая власть важнее и более «властная». Ни одна из них не может существовать без двух других. В этом смысле бесплодны попытки сосредоточить исполнительные функции на уровне власти законодательной или наоборот...».

Принцип разделения властей отнесен к числу основных конституционных принципов всех современных демократических государств. Это вовсе не означает, что он обязательно упоминается в тексте основного закона. Этот принцип находит свое отражение в построении механизма осуществления власти. А реальность существования разделения властей подтверждается или опровергается практикой формирования и функционирования последнего. Поэтому полноту реализации разделения властей можно рассматривать как критерий демократичности политического режима.

Разделение властей как политический феномен происходит не в силу традиционности данного принципа организации государственной власти, а объективно проистекает из невозможности осуществления власти из единого центра, единым властвующим субъектом. Необходимо учитывать и тот факт, что народ в различных общественно­экономических формациях неоднороден. Социальные классы и слои общества наряду с общими интересами имеют и специфические, которые могут быть представлены и реализованы через различные государственные структуры. Поэтому разделение властей на отдельных этапах общественного развития возможно не только в организационно­правовом, но и социально­политическом смысле. В демократическом государстве народ, оставляя за собой конституционное право осуществлять власть и решать некоторые управленческие вопросы через институты прямой демократии, предоставляет значительный объем властных полномочий государственным структурам. Таким образом, объектом разделения являются не только функции, но и властные полномочия, что и дает право говорить о разделении властей.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?