Билет №33


33. Система исполнительной власти в Российской Федерации.

Понятие исполнительной власти и принципы ее функционирования в РФ.

Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующие его административную правосубъектности, необходимо подчеркнуть следующее:

  1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов - следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.
  2. Органы исполнительной власти - это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.
  3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

Система органов исполнительной власти на трех уровнях управления в РФ: федеральном, региональном, местном.

На федеральном

Федеральные органы исполнительной власти: правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, налоговые органы, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.

Все органы исполнительной власти государства представляют собой единую систему. Система органов исполнительной власти - совокупность органов исполнительной власти и система их взаимоотношений, построенная на основе разграниче­ния компетенции между ними. Система органов исполнительной власти – это юридически упорядоченная, внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения между ними компетенции и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории России. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни. Единая система органов исполнительной власти действует только в пределах ведения Федерации и совместного ведения с субъектами Федерации. В этих рамках исполнительные органы субъектов находятся в подчинении Правительству и соответствующих министерств и ведомств. Федеральные органы в субъектах Федерации могут создавать свои территориальные органы. В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня (вида) органов: = руководящие органы (Президент, Правительство РФ) и = органы государственной администрации (министерства и ведомства). Исполнительные органы субъекта Федерации, в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами государственного строительства, установленными федеральными законами, по вопросам своих исключительных полномочий и предметов ведения независимы от Федеральных органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь составной частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена государственными полномочиями по руководству хозяйственной, социально-культурной административно-политической сферами и заниматься межотраслевым управлением.

 Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков: ♦ целевой – включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности; ♦ организационно-структурный – правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность; ♦ компетенционный – совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).

Ядром административно-правового статуса органа исполнительной власти является компетенция, выражающая меру власти, которой он наделен для выполнения своих задач. Компетенция представляет собой нормативно определенный объем прав и обязанностей в отношении установленного предмета ведения. Её надо отличать от функций и задач: через функции определяются основные направления деятельности органа по достижению поставленных перед ним целей, а через компетенцию определяются пределы властных полномочий и предмета ведения при осуществлении возложенных на него функций. Различие компетенции между органами исполнительной власти происходит по объему прав и обязанностей.

Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган, который возглавляет систему исполнительной власти Российской Фе­дерации и издает административно-правовые акты от своего имени. Правительство РФ является высшим исполнительным органом государства, возглавляет единую систему исполнительной власти. Правовую основу деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, нормативные указы Президента РФ. Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей и министерств и ведомств, многие из которых образуют в субъектах Федерации свои территориальные органы. Состав Правительства Российской Федерации, порядок его формирова­ния, цели, основные направления деятельности, полномочия, взаимоот­ношения с Президентом и Федеральным Собранием регламентируются Конституцией РФ. Президент может самостоятельно вводить должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства. Число заместителей определяется Президентом. Министерство РФ – федеральный орган исполнительной власти (отраслевые и межотраслевые), проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Государственный комитет и федеральная комиссия Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Федеральная служба (руководитель службы), российское агентство (генеральный директор), федеральный надзор России (начальник федерального надзора) – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

На региональном органы исполнительной власти субъектов РФ можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта. Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований — в их уставах.

Органы общей компетенции — это Советы министров (правительства) республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономных образований.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.

В областях, краях, автономных образованиях органами исполнительной власти выступают главные управления (управления, комитеты, отделы, департаменты).

На местном. Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и га­рантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответствен­ность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются выборные и другие органы мест­ного самоуправления - собрание представителей (дума, муниципаль­ный комитет и т. п.), глава местного самоуправления (глава местной администрации, мэр, староста и т. п.). Создание отдельных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях в силу закона носит обязательный характер, другие же могут создаваться в соответствии с уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется населением муниципального образования самостоятельно. Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интере­сы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Выборный представитель­ный орган местного самоуправления (собрание представителей) рабо­тает, как правило, на непостоянной основе и созывается на свои засе­дания главой местного самоуправления (главой местной администрации). Глава муниципального образования - должностное лицо органа местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, которое выпол­няет организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления. Должностные лица органов местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих. Предусматривается возможность участия населения в осуществлении МС в форме территориального обще­ственного самоуправления (на территориях, не являю­щихся муниципальными образованиями).

Правительство РФ: состав и порядок его формирования; общие и специальные полномочия.

В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В соответствии Конституцией (ст. 111) предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства либо и течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и начинает новые выборы.

Согласно Конституции (ст. 113), Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по заявлению Председателя Правительства об отставке в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства, поручить исполнение обязанностей Председателя одному из заместителей Председателя на срок до двух месяцев.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 112) Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

 Заместители Предстателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Заместители Председателя Правительства ч федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.



Что Вы посещаете?

Правительство Российской Федерации действует в пределах срока полномочии Президент Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента Российской Федерации. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать, до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

Члены Правительства Российской Федерации не вправе быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления; занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства; получать в связи с осуществлением своих полномочии от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха; принимать без разрешения Президента Российской Федерации почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств; выезжать в служебные командировки за пределы России за счет физических и юридических лиц.

К общим полномочиям Правительства относятся:

  1. организация и проведение государственной политики в различных сферах и областях государственной и общественной жизни;
  2. реализация права законодательной инициативы;
  3. руководство работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
  4. координация деятельности всех органов исполнительной власти в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Федерации, в том числе перераспределение на основании соглашений полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  5. разработка, утверждение и контроль за исполнением федеральных целевых программ, предусматривающих комплексное развитие отдельных отраслей экономики, территорий, реформирование систем государственной власти;
  6. управление государственными федеральными предприятиями и учреждениями, включая утверждение уставов этих организаций, назначение их руководителей и контроль за их деятельностью;
  7. принятие и установление различных правил, положений, стандартов, нормативов, иных актов, регулирующих социально-экономическое развитие государства.

Специальные полномочия Правительства чрезвычайно многообразны и подразделены в Законе о Правительстве на восемь сфер. Причем они (как и общие полномочия) не являются исчерпывающими.

В сфере экономики Правительство организует регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; утверждает прогнозы социально-экономического развития государства, организует реализацию экономических программ; вырабатывает государственную и инвестиционную политику, принимает меры по ее реализации; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики, обеспечивает функционирование оборонного производства.

В сфере бюджета и финансов Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший год; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере Правительство обеспечивает проведение единой государственной социальной политики; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению, санитарно-эпидемиологического благополучия; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования Правительство разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов России.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство обеспечивает проведение единой государственной Политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и Рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования, развитию минерально-сырьевой базы России; Координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации.их последствий.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство участвует в разработке, реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав, свобод граждан, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью, другими общественно опасными явлениями; разрабатывает, реализует меры по укреплению кадров, развитию, укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

В сфере обороны и государственной безопасности Правительство осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением, военной техникой, материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности страны; принимает меры по охране государственной границы; руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики; обеспечивает представительство страны в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы страны, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сферах внешнеэкономич. Деятельности и т.д.

Структура федеральных органов исполнительной власти РФ: Министерства, Федеральные службы, Федеральные агентства и их подчиненность.

Что Вы посещаете?

Министерства,

· Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД)

· Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)

· Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД)

o Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)

· Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны)

o Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС)

o Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК)

o Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой)

· Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст)

o Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН)

o Федеральная служба судебных приставов (ФССП)

· Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав)

o Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор)

o Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА)

· Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры)

o Федеральное архивное агентство (Росархив)

o Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)

· Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки)

o Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

o Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь)

· Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды)

o Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)

o Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

o Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)

o Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

o Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)

· Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг)

o Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

· Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития)

· Министерство Российской Федерации по делам Крыма

· Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа

· Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь)

o Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

o Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

o Федеральное агентство связи (Россвязь)

· Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз)

o Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)

o Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)

· Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт)

· Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой)

· Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс)

o Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)

o Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

o Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)

o Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор)

o Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)

· Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд)

o Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)

· Министерство финансов Российской Федерации (Минфин)

o Федеральная налоговая служба (ФНС)

o Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)

o Федеральное казначейство (Казначейство)

· Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития)

o Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация)

o Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)

o Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент)

o Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв)

o Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)

· Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго)

Федеральные службы и агентства

· Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР)

· Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ)

· Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН)

· Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО)

· Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

· Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП)

· Управление делами Президента Российской Федерации (Управление делами)

· Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

· Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

· Федеральная миграционная служба (ФМС)

· Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

· Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование)

· Федеральная таможенная служба (ФТС)

· Федеральная служба по тарифам (ФСТ)

· Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

· Федеральное космическое агентство (Роскосмос)

· Федеральное агентство научных организаций (ФАНО)

· Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница)

· Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС)

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?