Билет №48


48. Организационные основы местного самоуправления.

Органы и должностные лица местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственны­ми полномочиями по решению вопросов местного значения.

Классификация органов местного самоуправления.

Содержательная классификацияорганов местного самоуправления сводится к их делению на пред­ставительные, исполнительные и иные.

Представительные органы по характеру своей деятельности являются органами, осуществляющими учредительные и нормотворческие функции, которые заключаются в выявлении и формировании интересов населения му­ниципального образования, т.е. в выработке на основе обсуждения и согласия большин­ства депутатов решений, определяющих пути развития муниципального образования.

Эти стратегические решения требуют, в свою очередь, решений и действий, направлен­ных на претворение намеченного в жизнь. Этим занимаются исполнительные органы, которые могут быть выборными и невыборными (назначаемыми).

Поскольку органы местного самоуправления являются органами народовластия, а народ осуществляет свою власть непосредственно (путем выборов и референдума) или через представителей, формиро­вание невыборных органов местного самоуправления должно быть, хотя бы косвенно, связано с волеизъявлением граждан. В связи с этим невыборными ор­ганами местного самоуправления могут считаться не любые структуры муниципальной власти, участвующие в решении вопросов местного значения, а лишь те из них, которые сформированы органами (должностными лицами), получившими свои полномочия в хо­де непосредственного волеизъявления граждан (представительный орган, глава муници­пального образования).

Следует иметь в виду, что выборность и невыборность органов местного само­управления является лишь признаком их разграничения по порядку образования и не дает полного представления о функциональном их назначении.

По назначению или компетенции органы местного самоуправления подразделяются на орга­ны общей и специальнойкомпетенции. Общей компетенцией обладают представительные орга­ны, глав муниципальных образований, местные администрации. Специальной компе­тенцией обладают контрольные органы, избирательные комиссии, отделы, управления, комитеты, службы местной администрации.

Компетенция — это круг постоянных и устойчивых полномочий, отраженных в нормативных правовых актах местного самоуправления.

По способу принятия решенийколлегиальные иединоличные.

Представительный орган интегрирует интересы различных групп населения, представленных депутатами. Ни один из депутатов не может претендовать на выражение мнения всего населения. Поэто­му свои решения от имени всего населения представительный орган принимает в коллегиальном порядке. В муниципальном образовании могут формироваться наряду с представительным органом иные коллегиальные органы для выполнения отдельных функций местного са­моуправления. Однако по закону они не могут выполнять те функции, которыми наде­лены представительные органы.

Вопросы в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно и целесообразно решать на основе единоначалия, когда конкретными участниками деятельности руководят профес­сионалы, и они же несут персональную ответственность за результаты своей деятельно­сти.

Основные модели организации местного самоуправления.

В соответствии с новой редакцией Федерального закона от №131-ФЗ определено 5 основных моделей структуры органов местного самоуправления. Различие в моделях связано:

во-первых, с разделением муниципальных образований на разные типы (поселение, муниципальный район, городской округ);

во-вторых, с установлением различного порядка формирования и статуса органов и должностных лиц, т.е. с различным распределением их полномочий внутри муниципального образования.

 Первая модель структуры, предусмотренная частью 3 статьи 36 Федерального закона для сельских поселений, отличается тем, что лицо, имеющее статус главы поселения, возглавляет одновременно представительный и исполнительный органы поселения, исполняя полномочия:

- главы муниципального образования (поселения),

-руководителя представительного органа,

- главы местной администрации (исполнительно-распорядительного органа).

Достоинство модели состоит в экономии бюджетных средств на заработной плате двух должностных лиц местного самоуправления, в сглаживании возможных конфликтов и противоречий между исполнительной и представительной властью в поселении, а также в учете дефицита квалифицированных кадров.

 Модель реализуется следующим образом: жители поселения на муниципальных выборах избирают представительный орган поселения» а глава поселения избирается:

а) либо всеми жителями поселения на муниципальных выборах.

б) либо депутатами из своего состава.

Не все сельские поселения обязаны иметь такую структуру органов. Но если жители и (или) представительный орган поселения посчитают ей приемлемой для своего поселения, в уставе сельского поселения должны появиться нормы, реализующую описанную модель, а значит предусматривающие тройное совмещение полномочий одним должностным лицом.

Такая модель организации муниципальной власти очевидно предпочтительна для небольших поселений.

Для крупных сельских поселений может быть выбрана любая другая из основных моделей, за исключением пятой.

Вторая модель структуры органов местного самоуправления, названа традиционной, т.к. она была достаточно распространенной до недавнего времени. Её суть стоит в том, что жители избирают на муниципальных выборах:

- представительный орган поселения (или муниципального образования другого типа);

- главу поселения.

Лицо, получившее полномочия главы поселения, становится и главой местного администрации, совмещая, таким образом, статус высшего должностного лица (политическая должность) и статус руководителя исполнительно-распорядительного органа (хозяйственная должность).

Третья модель структуры органов местного самоуправления не запрещалась прежним законодательством, но была мало распространена. Особенность этой модели состоит в том, что избранный всем населением глава муниципального образования занимается в основном политическими задачами, исполняя полномочия председателя представительного органа, в то время как хозяйственными задачами поселения занимается лицо, назначенное по контракту. Реализация этой модели состоит в том, что на муниципальных выборах жителями избирается:

- представительный орган;

- глава муниципального образования, который затем возглавляет представительный орган.

При этом руководитель местной администрацией будет профессиональный управляющий - менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса. Согласно части 5 статьи 37 ФЗ № 131, в муниципальных образованиях любого типа число членов конкурсной комиссии и порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган местного самоуправления. При этом в поселениях все члены конкурсной комиссии назначаются представительным органом местного самоуправления этого поселения, а в муниципальных районах и городских округах при формировании конкурсной комиссии участвуют органы государственной власти субъектов РФ.

Четвертая модель структуры органов местного самоуправления является новшеством Федерального закона № 131-ФЗ. Представительный орган, как обычно, избирается жителями на муниципальных выборах, но статус главы муниципального образования получает избранный из состава депутатов председатель этого органа. Всё, что связано с исполнительной властью в системе муниципального управления, не отличается от предыдущего варианта, т.е. главой местной администрацией является

профессиональный управляющий-менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса.

Пятая модель структуры органов местного самоуправления предлагается Федеральным законом № 131-ФЗ только для муниципальных районов. Для того чтобы она была принята и зафиксирована в уставе муниципального района, её должны поддержать представительные органы двух третей поселений, входящих в состав муниципального района в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы.

Для реализации этой модели представительный орган района не избирается непосредственно жителями района на муниципальных выборах, а формируется путем делегирования глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав этого района.

Глава муниципального района избирается из состава сформированного представительного органа и исполняет полномочия председателя представительного органа. Главой местной администрации является профессиональный управляющий менеджер, нанятый по контракту, который заключается по результатам конкурса. Анализ представленных моделей структуры органов местного самоуправления позволяет сделать следующие выводы:

Формирование представительного органа традиционным способом путем избрания всеми жителями может осуществляться в муниципальном образовании любого типа. Но для муниципальных районов допустим теперь и иной способ - путем делегирования представителей поселений, входящих в состав муниципального района (глав и депутатов представительных органов указанных поселений).

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.



Что Вы посещаете?

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

  1. Основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  2. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством

  1. В случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.
  2. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.
  3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае:

1) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

  1. Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.
  2. Глава муниципального образования или глава местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

Правовой статус представительного органа местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления - это орган, избранный непосредственно населением и представляющий интересы населения соответствующей территории.

Основная функция представительного органа - представлять и реализовывать коллективные (публичные) интересы первичных субъектов местного самоуправления-населения (местного сообщества). Представительный орган - обязательный орган в структуре органов муниципального образования любого типа. Именно представительному органу дано право формировать иные органы муниципальной власти в данном муниципальном образовании.

Статус представительного органа позволяет ему в рамках своей компетенции принимать от имени жителей муниципального образования решения, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории этого муниципального образования, включая граждан, которые не участвовали в голосовании на выборах этого органа, органов или подразделений государственной власти, действующих на территории муниципального образования.

Статьи 35 Федерального закона устанавливает исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования любого типа:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  5. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  6. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества:
  7. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  8. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В отличие от прежней редакции федерального закона о местном самоуправлении, когда компетенция представительного органа находилась исключительно в ведении муниципального образования и могла устанавливать его уставом, теперь это совместное ведение Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. В частности, полномочия представительных органов (кроме исключительных) определяются федеральными законами, принимаемыми в соответствии с иными конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами

муниципальных образований (часть 11 статьи 35).

Формирование представительного органа поселения может происходить только на муниципальных выборах Формирование представительного органа муниципального района имеет следующие особенности:

— в случае прямых муниципальных выборов число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района;

— в случае делегирования глав и депутатов представительного органа поселений устанавливается равная независимо от численности населения поселения норма представительства, определяемая в порядке, установленном статьей 35 Федерального закона №131-ФЗ.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа поселения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Представительный орган поселения избирателей менее 100 человек вообще не формируется. Его полномочия исполняет сход граждан.

Если представительные органы местного самоуправления поселений принимают решение о формировании представительного органа района путем делегирования представителей поселения, что можно использовать несколько способов, повышающих представительство населения и легитимность данного органа.

Во-первых, при проведении избирательной кампании по выборам депутатов представительного органа поселения гражданам необходимо разъяснить, что избраний ими депутат может одновременно стать и их представителем в районном органе местного самоуправления. Это повысит требования граждан к своему избраннику и позволит делать более обоснованный выбор.

Во-вторых, желательно в этом случае использовать на выборах в поселении пропорциональную избирательную систему, или как минимум систему многомандатных округов. В случае использования последней желательно избирать делегатов в районный представительный орган от каждого из многомандатных округов.

В-третьих, процедура избрания народных депутатов из состава представительного органа поселений должна быть установлена в уставе поселения. Эта процедура должна предусматривать возможность участия населения в обсуждении данного вопроса (например, на публичных слушаниях, на собраниях, конференциях, в СМИ, на открытых заседаниях представительного органа по данным вопросам с предоставлением права гражданам выступать на таких заседаниях). Возможны и иные способы участия населения в обсуждении вопросов формирования представительного органа района.

Срок полномочий представительных органов различен: в большинстве субъектов РФ - 4 года, а в некоторых поселениях - 2 года (Приморский край, Владимирская, Иркутская, Камчатская области).

Наименования представительного органа местного самоуправления также устанавливается уставом муниципального образования. Наиболее распространенными являются: в городах - городские дума, в районах, улусах, волостях и иных муниципальных образованиях - собрания представителей, собрания депутатов, советы депутатов, комитеты самоуправления, земские собрания, волостные управления, муниципальные советы, советы, и др.

Решения представительного органа местного самоуправления принимаются в коллегиальном порядке, однако разнообразие вопросов решаемых данным органом обычно создает необходимость выделения в его составе специализированных структурных подразделений. Среди получивших наибольшее распространение структурных единиц представительного органа можно назвать комиссии по направлениям деятельности, территориальные группы депутатов, фракции. Их роль и место внутри представительного органа определяются уже их наименованиями.

Принято считать, что структурные подразделения представительного органа осуществляют подготовку решений, принимаемых окончательно представительным органом в полном составе. На самом деле, комиссиям, группам, фракциям может передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов, отнесенных к компетенции представительного органа.

Комитеты формируются для работы по долгосрочным направлениям деятельности представительного органа местного самоуправления и имеют постоянный административный аппарат. Направления работы комитетов обычно не зависят от социально-политической конъюнктуры и остаются неизменными на протяжении длительного времени. В качестве примера можно привести бюджетный комитет, налоговый комитет, комитет по земельным отношениям и т.п. Комиссии обычно формируются на временной основе для решения определенных вопросов (например, для подготовки законопроекта, выработки стратегии, проведения согласительных процедур). Постоянный штат служащих в комиссиях не создается. После выполнения задач поставленных перед комиссией она расформировывается.

Территориальные группы создаются для согласованного выражения интересов населения отдельных территорий внутри муниципального образования. Фракции представляют интересы политических объединений, от которых были избраны соответствующие депутаты.

Глава муниципального образования.

Глава муниципального образования, является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 36 Закона 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Законом установлен запрет на одновременное исполнение главой муниципального образования полномочий председателя представительного органа муниципального образования и полномочий главы местной администрации. Но из этого правила есть исключение.

Глава муниципального образования - это обязательный орган в структуре органов местного самоуправления в муниципальных образованиях любого типа, включая малые поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В части 4 указанной статьи установлены полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования:

  • Представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  • подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  • издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  • вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Перечень этих полномочий закрыт, т.е. Федеральный законодатель не предусматривает возможности расширять круг полномочий высшего должностного лица другими законами или нормативными правовыми актами.

Глава муниципального образования под контролем и подотчетен:

- населению;

- представительному органу муниципального образования.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования, в соответствии с часть 6 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ, возможно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) отрешения от должности согласно мерам ответственности главы муниципального образования перед государством, предусмотренным в статье 74 Федерального закона №131 -ФЗ;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

9) отзыва избирателями;

10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

11) досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

Срок полномочий главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Вместе с тем, Федеральным законом РФ от 12 августа 2004 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в статью 82 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» и в статью 84 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что допускается не более чем на один год продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования.

Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.

Статус выборного должностного лица муниципального образования определяется Законом 2003 г. № 131-ФЗ. Глава муниципального образования не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы (ч. 6 ст. 40).

Глава муниципального образования, замещающий свои полномочия на постоянной основе не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью;

2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Глава муниципального образования обладают сферой исключительных полномочий:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в ч. 6 ст. 43 Закона 2003 г. № 131-ФЗ, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.

В сфере нормотворчества, глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Глава муниципального образования обладает полномочиями в сфере непосредственного осуществления местного самоуправления населением муниципального образования. Он имеет право:

1) созывать сход граждан в муниципальных образованиях с числом жителей менее 100 человек, обладающих избирательным правом и председательствовать на сходе;

2) назначать по своей инициативе и проводить публичные слушания по проектам муниципальных правовых актов;

3) назначать по своей инициативе и проводить собрания граждан для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления;

4) выступить с инициативой о проведении опроса граждан – по вопросам местного самоуправления, а также иными полномочиями.

Глава местной администрации. Местная администрация.

Главой местной администрации является:

— либо глава муниципального образования,

— либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Статус лиц, назначенного по контракту, отличается от статуса главы местной администрации, являющегося одновременно главой муниципального образования (поселения).

Контрактом с главой местной администрации является договор, заключенный от имени муниципального образования с физическим лицом на осуществление полномочий по руководству администрацией муниципального образования.

Условия контракта для главы местной администрации утверждаются представительным органом муниципального образования (часть 3 статьи 37), При этом уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации (часть 4 той же статьи). Часто условия контракта включают определенные квалификационные требования к главе администрации, необходимые для реализации им своих полномочий. Это могут быть требования к образовательному уровню кандидата, опыту его работы, в том числе на руководящих должностях, возможны также определенные ограничения по возрасту. Срок полномочий главы местной администрации, назначаемого по контракту, определяется уставом муниципального образования и обычно совпадает со сроком полномочий представительного органа.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом с учетом требований Федерального закона №131-ФЗ (опубликование информации о конкурсе не менее чем за 20 дней до даты проведения конкурса). Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании также устанавливается представительным органом муниципального образования.

Члены конкурсной комиссии назначаются представительным органом поселения. Таким образом, на принятие решения о выборе конкретного претендента напрямую не могут оказывать влияние представители региональной власти, в отличие от порядка формирования конкурсной комиссии при назначении главы местной администрации муниципального района или городского округа

В соответствии с частью 6 статьи 37, лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результантам конкурса, но контракт с главой администрации заключает глава муниципального образования.

Что Вы посещаете?

Глава местной администрации вне зависимости от способа получения этой должности (по контракту или путем избрания главой муниципального образованиях частью 9 статьи 37, не вправе заниматься предпринимательской

деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельностью.

Согласно части 1 1 статьи 37 контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

2) высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и

законами субъектов РФ;

3) главы местной администрации- в связи с нарушением контракта органами

местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта РФ.

Кроме того, полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, могут прекратиться досрочно в случаях, перечисленных в части 10 статьи 37 Федерального закона №1 13 1-ФЗ. Эта случая не отличаются от тех, которые предусмотрены для любого должностного лица местного самоуправления, но включают перечисленные случаи расторжения контракта по соглашению сторон или в судебном порядке.

 Местная администрация в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ должна входить в структуру органов местного самоуправления в муниципальных образованиях любого типа, включая малые поселения с численностью избирателей менее 100 человек. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Порядок формирования и конкретные полномочия местной администрации, система ее взаимодействия с другими органами, входящими в структуру органов местного самоуправления, подотчетность и подконтрольность, а также иные вопросы организации и деятельности администрации определяются уставом муниципального образования.

Согласно части 8 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ, структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы (подразделения) местной администрации. В сельских поселениях функции этих подразделений выполняют, как правило, отдельные должностные лица, входящие в штат местной администрации или работающие по договору.

Функционально местная администрация представляет собой исполнительно-распорядительный орган и наделяется уставом муниципального образования компетенцией по решению вопросов местного значения. Основные полномочия местной администрации в рамках этой компетенции связаны:

- с исполнением решений представительного органа и главы муниципального образования;

- формированием и исполнением местного бюджета;

- управлением муниципальной собственностью;

-решением хозяйственных и оперативных задач на территории муниципального образования.

Местная администрация является, как правило, главным распорядителем бюджетных средств в малых поселениях.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона №131-ФЗ, местная администрация может наделяться полномочиями не только по решению вопросов местного значения, но и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

На настоящий момент, можно выделить шесть групп вопросов входящих в компетенцию местной администрации:

  1. Вопрос социально-экономического развития территории;
  2. Вопросы муниципального хозяйства;
  3. Финансовые вопросы;
  4. Социальные вопросы;
  5. Административно-организационные вопросы;
  6. Исполнение переданных государственных полномочий.

Пять первых групп вопросов присуши всем муниципальным образованиям независимо от типа. Последняя шестая группа вопросов не относится к поселениям, которым не делегированы отдельные государственные полномочия.

Структура задач (вопросов) местной администрации, сгруппированных в два блока, образующих компетенцию местной администрации может быть представлена следующим образом.

 Подходы к формированию структуры местной администрации.

Реальные системы муниципального управления отличаются большим разнообразием организационных структур администраций. Но при этом существуют общие подходы к построению организационных структур. Самый перспективный - системно-целевой подход с ориентацией на конечные результаты деятельности системы.

Определение системы целей ("дерева целей") и задач конкретного муниципального образования является главным ориентиром формирования его организационной структуры. При формировании организационной структуры на основе "дерева целей" требуется декомпозиция целей и задач муниципального управления до конкретных управленческих функций.

Таким образом, при системно-целевом подходе создаются реальные условия для индивидуализации процесса формирования организационной структуры применительно к особенностям конкретного муниципального образования.

Системно-целевой подход в данном случае заключается в том, чтобы исходя из конечных целей управления муниципальным образованием: - не упустить из виду ни одну из управленческих задач, без решения которой реализация целей окажется неполной; - выявить и увязать применительно к этим задачам систему функций, прав и ответственности по вертикали управления; - исследовать и организационно оформить связи и отношения по горизонтали управления, т.е. по осуществлению координации деятельности разных звеньев и организационных единиц при выполнении общих задач; - обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления, найти оптимальное для данных условий соотношение централизации и децентрализации в принятии решений.

При построении организационной структуры на основе "дерева целей" важно дать качественную и количественную характеристику целей и задач. Качественная служит обоснованием для выделения функций управления, количественная - для определения вида организационной единицы (отдел, управление, департамент и т.д.).

Распределение задач между подразделениями местной администрации может осуществляться по нескольким признакам: - по группам объектов управления (отраслям муниципальной деятельности), обеспечивающим предоставление муниципальных услуг определенного типа: образование, здравоохранение, строительство, молодежная политика и т.д.; - по функциональному признаку, определяемому характером, функциями и стадиями управленческой деятельности и управленческого цикла: анализ и планирование, контроль, управление имуществом, финансами, правовое, информационное обеспечение и т.д.; - по территориальному признаку только для крупных городов.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?