Билет №50


50. Демографическая политика на современном этапе. Прогнозирование демографических процессов

Демографическая политика — сущность и содержание, соотношение с экономической, социальной и семейной политикой. Цели и методы демографичес­кой политики.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения. Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно - это составная часть политики народонаселения.

Все три вида политики различаются сферами регулирования.

Социально-экономическая политика направлена на регулирование всей совокупности внутренних условий, процессов и сторон жизнедеятельности общества.

Политика народонаселения, являясь направлением социально-экономической политики, имеет целью управление развитием народонаселения как широким процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности.

Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

В соответствии с целью по основным направлениям демографического развития формулируются задачи и обосновываются приоритеты. Эта работа в основном опирается на данные анализа демографической ситуации. Формулировки задач по всем ее направлениям, выбор приоритетов в рамках этих направлений (рождаемость и семья, здоровье и продолжительность жизни, миграция населения) – все это в существенной мере обусловлено целью демографического развития. Реально оценивая демографическую ситуацию в России и в преобладающем большинстве её регионов, к числу наиболее общих задач могут быть отнесены: повышение рождаемости и укрепление института семьи; улучшение здоровья населения и рост его продолжительности жизни; приведение миграционного баланса в соответствие с целями демографического развития.

Основными компонентами структуры демографической политики являются: политико-демографические отношения; политико-демографическое сознание; политико-демографическая деятельность; политико-демографические институты; политико-демографические интересы; политико-демографические и правовые нормы.

Она охватывает:

  • воздействие на воспроизводство населения;
  • воздействие на процесс социализации подрастающих поколений (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное воспитание, общеобразовательная и специальная подготовка, профессиональная ориентация, нравственное воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры и т.д.);
  • регулирование комплекса условий труда (установление границ и общих масштабов занятости, регулирование продолжительности рабочего дня и периодов труда и отдыха, охрана труда, регулирование профессионально - квалификационного роста и переподготовки рабочей силы и т.д.);
  • регулирование миграций и территориальной структуры населения и осуществление других мер, от которых зависит весь комплекс труда и отдыха;
  • воздействие на общие условия жизни всех слоев населения (жилищное законодательство, политика в области здравоохранения и медицинского обслуживания, регулирование масштабов, структуры и направленности свободного времени и т.д.).

Демографическая политика является органичной составной частью политики народонаселения.

Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения (то есть достижения демографического оптимума).

Основные направления демографической политики включают: создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения страны, государственная помощь семьям с детьми, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.п.

Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, социальное обеспечение.



Что Вы посещаете?

Меры демографической политики можно объединить в три большие группы:

  • экономические меры: оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.
  • административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;
  • воспитательные и пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

Кроме того, выделяют меры прямого и косвенного действия.

  • меры прямого действия – это прямые юридические запреты, ограничения, нормы, штрафы и санкции за их нарушение, правовое регулирование семейных отношений и т.п.
  • меры косвенного действия направлены на создание благоприятных или неблагоприятных экономических и социальных условий для создания семьи, рождения и воспитания детей, пропаганду тех или иных норм семейного поведения и т.п.

Косвенные меры носят более щадящий характер, поэтому более предпочтительны в составе демографической политики. Как правило, набор и строгость мер, глубина воздействия на население зависят от конкретной ситуации в данной стране, ее возможностей и остроты решаемой проблемы. В целом демографическая политика должна носить гуманный характер, т.к. касается личной жизни людей, которые справедливо считают вопросы создания семьи, рождения детей и их числа, браков и разводов своим неотъемлемым правом.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных и семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных я долгосрочных.

Региональные аспекты демографической политики.

В субъектах РФ разрабатываются региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции)и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства. Первоочередное внимание уделяется наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для конкретного региона. Программы обеспечиваются необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.

Миграционная политика в современной России.

Россия, согласно докладу ООН, в 2013 г. заняла 2-е место в мире после США по числу мигрантов. В стране проживает 11 млн мигрантов, что составляет 8 % всего населении и около 16 % трудоспособного населения. Мнения экспертов по поводу такого числа приезжих существенно расходятся. Одни считают, что рост миграционных потоков -это объективная, общемировая тенденция и только миграция способна разрешить экономические и демографические проблемы современной России. Другие авторы уверены, что риски, связанные с миграционными процессами, не адекватны тем ожиданиям, которые вызваны притоком мигрантов.
Эти подходы отражают сложность и противоречивость миграционных процессов и вместе с тем мотивируют поиск эффективных способов решения насущных задач для страны:
- привлечение дешевой рабочей силы и решение демографических проблем;
- реагирование на социальный запрос, связанный с растущими антимигрантскими настроениями в обществе, и преодоление деструктивных практик взаимодействия с трудовыми мигрантами в этом принимающем обществе.
Сегодня миграционная политика является одним из приоритетных направлений в политической и экономической деятельности нашего государства. Осуществляется она в рамках «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», где в первую очередь предусмотрена разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, оптимизация процессов адаптации и интеграции мигрантов, привлечение соотечественников из других регионов.
Достаточно либеральное в недавнем прошлом миграционное законодательство сделало Россию привлекательной принимающей страной, особенно для населения стран СНГ. Однако анализ миграционной ситуации за последние годы говорит о том, что проблема нелегальной миграции не решена.

Механизм реализации любого из направлений миграционной политики может быть как стимулирующим, так и сдерживающим, так и нейтральным.
Большинство принимающих стран мира используют приоритетно-протекционистский подход при регулировании миграции. Государства приема не только не препятствуют, но и поощряют въезд тех категорий мигрантов, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.
Поскольку реальность далека от данного идеала, необходимо, хотя бы отчасти, снизить миграционные риски. Для этого наряду с правовым ужесточением необходимо максимально реализовать важнейшее направление Концепции - содействие адаптации и интеграции мигрантов.
В июле 2010 г. было создано Управление содействия интеграции ФМС России, цель которого - осуществление содействия интеграции иммигрантов в Российское общество на основе уважения к российской культуре, жизненному укладу россиян, формирование терпимости во взаимоотношениях, предотвращение этноконфессиональных конфликтов.

Роль демографических прогнозов в планировании развития. Современные методы демографического прогнозирования.

Демографический прогноз опирается на знание теории и общих закономерностей развития народонаселения, на учет главных тенденций воспроизводства населения в ближайшей исторической перспективе: дальнейшее развитие урбанизации, рост образовательного и культурного уровня населения, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни, постепенное отмирание традиций многодетности, изменение функций семьи, повышение социальной и территориальной мобильности населения, сохранение определенной дифференциации демографического развития различных регионов, обусловленного экономическими, социально-культурными и этническими факторами и др.

Демографические прогнозы составляют основу всех видов планирования и футурологических исследований и вне человека и общества, т.е. вне населения, не могут быть востребованы.

Цели демографического прогнозирования:

  • оценка вероятного характера демографического развития;
  • обеспечение статистической базы для планирования всего народного хозяйства: производства товаров и услуг, жилищного и коммунального строительства, трудовых ресурсов, подготовки кадров специалистов, школ и детских дошкольных учреждений, дорог и средств транспорта, военно-призывного контингента и проч.

Задачи демографического прогнозирования:

  1. прогноз изменения численности населения;
  2. расчет нормативов и поколений, связанных с обеспечением прогнозируемой численности населения благами;
  3. использование прогнозируемой численности населения для размещения и развития социальной сферы (школы, больницы);
  4. использование данных демографического прогноза для социального обеспечения населения (прогноз численности пенсионеров, нетрудоспособного населения, детей в неполных семьях);
  5. прогноз заболеваемости населения;
  6. прогноз семейного состава населения;
  7. прогноз изменений национального и языкового состава страны.

Демографическое прогнозирование следует рассматривать как научно обоснованное предвидение демографической ситуации и ее составляющих на перспективу. Являясь неотъемлемой частью обшей системы планирования, оно может выступать в качестве самостоятельной формы управления процессом воспроизводства населения.

Главный методологический принцип, заложенный в основу демографического прогнозирования, состоит в том, что применяемые для предвидения будущего методы должны адекватно отражать сущность и природу анализируемых социальных явлений. Поэтому исходным этапом любого прогнозирования является прогнозный сценарий.

Прогнозный сценарий строится на разработке серии гипотез, предполагающих и обосновывающих наиболее вероятные изменения существующих демографических процессов и явлений.

Избранная гипотеза обычно обусловливает использование конкретного прогнозного метода.

Выделяют следующее виды демографических прогнозов:

  1. По срокам прогнозирования:

Краткосрочное прогнозирование - до 5-10 лет

Среднесрочное прогнозирование - на 5 – 30 лет

Долгосрочное прогнозирование - на 30 - 60 лет

Сверхдолгосрочное прогнозирование - на 60 - 100 лет

Краткосрочный прогноз предполагает сохранение и развитие тех тенденций демографических процессов, которые наблюдались в годы, непосредственно предшествующие прогнозному периоду.

Гипотезы краткосрочного прогноза нацеливают его на экстраполяцию ранее наблюдавшихся тенденций демографических процессов. Однако нередки случаи, когда краткосрочный экстраполяционный прогноз невозможен. Это происходит из-за нарушения плавности и динамики демографических процессов, например вследствие войн, экономических и экологических кризисов, в первую очередь на их пике.

Что Вы посещаете?

Среднесрочный прогноз используется при разработке целевых комплексных программ отраслевого или регионального развития и содержит важные для будущего экономического развития выкладки и параметры народонаселения, включая определение ожидаемой численности экономически активного населения, миграционной подвижности и др. Этот прогноз готовится вариантно по нескольким возможным направлениям социально-экономического развития. Ему присущи концептуально-аналитический подход и соответствующий набор нормативных методов.

Долгосрочный прогноз носит поисково-аналитический характер. Его основная задача заключается в формулировании целей и горизонтов будущей социальной, экономической и экологической политики, учитывающей демографический фактор. Он несет в себе элемент управления демографическим и смежными с ним процессами за счет их встраивания, например, в разрабатываемые концепции государственной социально-экономической региональной политики.

Так, прогноз численности населения российского Дальнего Востока на дальнюю перспективу в идеале должен не просто пассивно зависеть от складывающейся геополитики России в этом регионе и реформирования местной экономики и социальной сферы, а задавать темпы и условия такой политики на уровне государства и частного предпринимательства. Вопрос состоит в том, хотим ли мы иметь увеличение численности населения Дальнего Востока, в каких пределах и какими средствами. Если да, то мы должны определиться в конкретных демографических параметрах района на перспективу и выстраивать под них необходимые хозяйственные и социальные мероприятия, включая реструктуризацию экономики и ее интеграцию в экономическое сообщество стран Азиатско-Тихоокеанского региона, новую иммиграционную политику.

Сверхдолгосрочные прогнозы, охватывающие столетнюю перспективу, осуществляются, как правило, в рамках глобальных футурологических исследований и составляются по принципу: «что произойдет, если, к примеру, высокими темпами будут развиваться глобализация и все связанные с ней процессы». Такие прогнозы не отличаются высокой достоверностью, но нужны для самоидентификации человеческих цивилизационных сообществ на пороге их перемен, осмысления их места и вектора развития в истории. Их задача: так препарировать быстро меняющийся мир и его население, чтоб заранее выявлять в нем зарождающиеся центры новой демографической, политической и экономической консолидации.

  1. По охвату территории:
  • глобальные - для мира и его крупных регионов;
  • национальные – для отдельных стран;
  • местные – для территорий в границах отдельных стран.

Методы глобального прогнозирования опираются на реконструкцию численности и динамики народонаселения мира и его частей, начиная с далекого прошлого, наводя «мосты» от него к настоящему и будущему.

Прогнозирование по странам и их внутренним территориям - административным районам обычно осуществляется в кратко- и среднесрочном режиме, а прогнозирование по группам стран, континентам и миру в целом чаще всего имеет долгосрочный характер.

  1. По охвату населения:
  • общиеохватывают все население в целом и используются для решения общесоциальных проблем;
  • специальные – охватывают специально выделенные по тем или иным признакам группы населения, например, дошкольников, допризывников, трудоспособных, пенсионеров и т.п., необходимые для выяснения отдельных, особо актуальных проблем динамики народонаселения.

Прогнозирование будущего, так или иначе, неизбежно влияет на сознание и поведение людей в настоящем. В зависимости от содержащегося в демографических прогнозах описания будущего они побуждают человека либо активно стремиться к нему, либо противодействовать его наступлению, либо пассивно ожидать его. Поэтому любой демографический прогноз сочетает в себе как научно-познавательное содержание, так и определенное идеологическое назначение.

И в этом сплаве двух функций - познавательной и идеологической - может преобладать как первая, так и вторая. Исходя из содержания и назначения различных прогнозов, можно выделить еще четыре типа (вида).

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?