Демографическая политика — сущность и содержание, соотношение с экономической, социальной и семейной политикой. Цели и методы демографической политики.
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения. Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно - это составная часть политики народонаселения.
Все три вида политики различаются сферами регулирования.
Социально-экономическая политика направлена на регулирование всей совокупности внутренних условий, процессов и сторон жизнедеятельности общества.
Политика народонаселения, являясь направлением социально-экономической политики, имеет целью управление развитием народонаселения как широким процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности.
Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.
В соответствии с целью по основным направлениям демографического развития формулируются задачи и обосновываются приоритеты. Эта работа в основном опирается на данные анализа демографической ситуации. Формулировки задач по всем ее направлениям, выбор приоритетов в рамках этих направлений (рождаемость и семья, здоровье и продолжительность жизни, миграция населения) – все это в существенной мере обусловлено целью демографического развития. Реально оценивая демографическую ситуацию в России и в преобладающем большинстве её регионов, к числу наиболее общих задач могут быть отнесены: повышение рождаемости и укрепление института семьи; улучшение здоровья населения и рост его продолжительности жизни; приведение миграционного баланса в соответствие с целями демографического развития.
Основными компонентами структуры демографической политики являются: политико-демографические отношения; политико-демографическое сознание; политико-демографическая деятельность; политико-демографические институты; политико-демографические интересы; политико-демографические и правовые нормы.
Она охватывает:
Демографическая политика является органичной составной частью политики народонаселения.
Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.
В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения (то есть достижения демографического оптимума).
Основные направления демографической политики включают: создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения страны, государственная помощь семьям с детьми, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.п.
Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, социальное обеспечение.
Меры демографической политики можно объединить в три большие группы:
Кроме того, выделяют меры прямого и косвенного действия.
Косвенные меры носят более щадящий характер, поэтому более предпочтительны в составе демографической политики. Как правило, набор и строгость мер, глубина воздействия на население зависят от конкретной ситуации в данной стране, ее возможностей и остроты решаемой проблемы. В целом демографическая политика должна носить гуманный характер, т.к. касается личной жизни людей, которые справедливо считают вопросы создания семьи, рождения детей и их числа, браков и разводов своим неотъемлемым правом.
Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных и семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных я долгосрочных.
В субъектах РФ разрабатываются региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции)и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства. Первоочередное внимание уделяется наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для конкретного региона. Программы обеспечиваются необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.
Россия, согласно докладу ООН, в 2013 г. заняла 2-е место в мире после США по числу мигрантов. В стране проживает 11 млн мигрантов, что составляет 8 % всего населении и около 16 % трудоспособного населения. Мнения экспертов по поводу такого числа приезжих существенно расходятся. Одни считают, что рост миграционных потоков -это объективная, общемировая тенденция и только миграция способна разрешить экономические и демографические проблемы современной России. Другие авторы уверены, что риски, связанные с миграционными процессами, не адекватны тем ожиданиям, которые вызваны притоком мигрантов.
Эти подходы отражают сложность и противоречивость миграционных процессов и вместе с тем мотивируют поиск эффективных способов решения насущных задач для страны:
- привлечение дешевой рабочей силы и решение демографических проблем;
- реагирование на социальный запрос, связанный с растущими антимигрантскими настроениями в обществе, и преодоление деструктивных практик взаимодействия с трудовыми мигрантами в этом принимающем обществе.
Сегодня миграционная политика является одним из приоритетных направлений в политической и экономической деятельности нашего государства. Осуществляется она в рамках «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», где в первую очередь предусмотрена разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, оптимизация процессов адаптации и интеграции мигрантов, привлечение соотечественников из других регионов.
Достаточно либеральное в недавнем прошлом миграционное законодательство сделало Россию привлекательной принимающей страной, особенно для населения стран СНГ. Однако анализ миграционной ситуации за последние годы говорит о том, что проблема нелегальной миграции не решена.
Механизм реализации любого из направлений миграционной политики может быть как стимулирующим, так и сдерживающим, так и нейтральным.
Большинство принимающих стран мира используют приоритетно-протекционистский подход при регулировании миграции. Государства приема не только не препятствуют, но и поощряют въезд тех категорий мигрантов, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.
Поскольку реальность далека от данного идеала, необходимо, хотя бы отчасти, снизить миграционные риски. Для этого наряду с правовым ужесточением необходимо максимально реализовать важнейшее направление Концепции - содействие адаптации и интеграции мигрантов.
В июле 2010 г. было создано Управление содействия интеграции ФМС России, цель которого - осуществление содействия интеграции иммигрантов в Российское общество на основе уважения к российской культуре, жизненному укладу россиян, формирование терпимости во взаимоотношениях, предотвращение этноконфессиональных конфликтов.
Роль демографических прогнозов в планировании развития. Современные методы демографического прогнозирования.
Демографический прогноз опирается на знание теории и общих закономерностей развития народонаселения, на учет главных тенденций воспроизводства населения в ближайшей исторической перспективе: дальнейшее развитие урбанизации, рост образовательного и культурного уровня населения, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни, постепенное отмирание традиций многодетности, изменение функций семьи, повышение социальной и территориальной мобильности населения, сохранение определенной дифференциации демографического развития различных регионов, обусловленного экономическими, социально-культурными и этническими факторами и др.
Демографические прогнозы составляют основу всех видов планирования и футурологических исследований и вне человека и общества, т.е. вне населения, не могут быть востребованы.
Цели демографического прогнозирования:
Задачи демографического прогнозирования:
Демографическое прогнозирование следует рассматривать как научно обоснованное предвидение демографической ситуации и ее составляющих на перспективу. Являясь неотъемлемой частью обшей системы планирования, оно может выступать в качестве самостоятельной формы управления процессом воспроизводства населения.
Главный методологический принцип, заложенный в основу демографического прогнозирования, состоит в том, что применяемые для предвидения будущего методы должны адекватно отражать сущность и природу анализируемых социальных явлений. Поэтому исходным этапом любого прогнозирования является прогнозный сценарий.
Прогнозный сценарий строится на разработке серии гипотез, предполагающих и обосновывающих наиболее вероятные изменения существующих демографических процессов и явлений.
Избранная гипотеза обычно обусловливает использование конкретного прогнозного метода.
Выделяют следующее виды демографических прогнозов:
Краткосрочное прогнозирование - до 5-10 лет
Среднесрочное прогнозирование - на 5 – 30 лет
Долгосрочное прогнозирование - на 30 - 60 лет
Сверхдолгосрочное прогнозирование - на 60 - 100 лет
Краткосрочный прогноз предполагает сохранение и развитие тех тенденций демографических процессов, которые наблюдались в годы, непосредственно предшествующие прогнозному периоду.
Гипотезы краткосрочного прогноза нацеливают его на экстраполяцию ранее наблюдавшихся тенденций демографических процессов. Однако нередки случаи, когда краткосрочный экстраполяционный прогноз невозможен. Это происходит из-за нарушения плавности и динамики демографических процессов, например вследствие войн, экономических и экологических кризисов, в первую очередь на их пике.
Среднесрочный прогноз используется при разработке целевых комплексных программ отраслевого или регионального развития и содержит важные для будущего экономического развития выкладки и параметры народонаселения, включая определение ожидаемой численности экономически активного населения, миграционной подвижности и др. Этот прогноз готовится вариантно по нескольким возможным направлениям социально-экономического развития. Ему присущи концептуально-аналитический подход и соответствующий набор нормативных методов.
Долгосрочный прогноз носит поисково-аналитический характер. Его основная задача заключается в формулировании целей и горизонтов будущей социальной, экономической и экологической политики, учитывающей демографический фактор. Он несет в себе элемент управления демографическим и смежными с ним процессами за счет их встраивания, например, в разрабатываемые концепции государственной социально-экономической региональной политики.
Так, прогноз численности населения российского Дальнего Востока на дальнюю перспективу в идеале должен не просто пассивно зависеть от складывающейся геополитики России в этом регионе и реформирования местной экономики и социальной сферы, а задавать темпы и условия такой политики на уровне государства и частного предпринимательства. Вопрос состоит в том, хотим ли мы иметь увеличение численности населения Дальнего Востока, в каких пределах и какими средствами. Если да, то мы должны определиться в конкретных демографических параметрах района на перспективу и выстраивать под них необходимые хозяйственные и социальные мероприятия, включая реструктуризацию экономики и ее интеграцию в экономическое сообщество стран Азиатско-Тихоокеанского региона, новую иммиграционную политику.
Сверхдолгосрочные прогнозы, охватывающие столетнюю перспективу, осуществляются, как правило, в рамках глобальных футурологических исследований и составляются по принципу: «что произойдет, если, к примеру, высокими темпами будут развиваться глобализация и все связанные с ней процессы». Такие прогнозы не отличаются высокой достоверностью, но нужны для самоидентификации человеческих цивилизационных сообществ на пороге их перемен, осмысления их места и вектора развития в истории. Их задача: так препарировать быстро меняющийся мир и его население, чтоб заранее выявлять в нем зарождающиеся центры новой демографической, политической и экономической консолидации.
Методы глобального прогнозирования опираются на реконструкцию численности и динамики народонаселения мира и его частей, начиная с далекого прошлого, наводя «мосты» от него к настоящему и будущему.
Прогнозирование по странам и их внутренним территориям - административным районам обычно осуществляется в кратко- и среднесрочном режиме, а прогнозирование по группам стран, континентам и миру в целом чаще всего имеет долгосрочный характер.
Прогнозирование будущего, так или иначе, неизбежно влияет на сознание и поведение людей в настоящем. В зависимости от содержащегося в демографических прогнозах описания будущего они побуждают человека либо активно стремиться к нему, либо противодействовать его наступлению, либо пассивно ожидать его. Поэтому любой демографический прогноз сочетает в себе как научно-познавательное содержание, так и определенное идеологическое назначение.
И в этом сплаве двух функций - познавательной и идеологической - может преобладать как первая, так и вторая. Исходя из содержания и назначения различных прогнозов, можно выделить еще четыре типа (вида).