Билет №64


64. Экономические функции государства. Объективная необходимость государственного вмешательства в экономику.

Укрепление законности институтов государственной власти в экономической сфере. Демонополизация экономики и развитие конкурентной среды хозяйствования.

Укрепление законности и правопорядка во взаимоотношениях хозяйственных партнеров, а также основных институтов государственной власти в сфере экономики - главный фронт институциональных преобразований.

В ближайшие годы, в сущности, будет решаться вопрос, какой станет в России рыночная экономика: эффективной, как в развитых странах, или же ее развитие пойдет по пути преобладающего влияния групповых интересов, недоступных силе закона и препятствующих развитию страны.

Рыночная экономика может продемонстрировать свою эффективность, обеспечить благосостояние граждан и укрепление позиций страны в мире только при том условии, что в ней существуют и действуют стабильные "правила игры", соблюдаемые всеми и благоприятствующие деловой активности.

Демонополизация - политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих равные условия для различных форм собственности, увеличение количества производителей, устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

Демонополизация предполагает: предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке, запрещение соглашений о разделе рынков, запрещение переплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующей фирмой.

Демонополизация экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Положения Государственной программы использовались при формировании других федеральных программ, в том числе программ структурной перестройки и развития экономики в целом и отдельных ее секторов, а также программ социально-экономического развития регионов.



Что Вы посещаете?

Процесс демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации предусматривал учет следующих общих требований:

  • ориентацию на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;
  • комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;
  • дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;
  • взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;
  • учет факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;
  • мониторинг изменения структуры рынка и соответствия программно-реализационного механизма демонополизации и развития конкуренции его структуре;
  • обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.

Не подлежали демонополизации в течение пяти лет временные монополии, возникшие в результате использования изобретений, внедрения патентов, лицензионного оборудования, считая с момента приобретения лицензии, патента или регистрации изобретения.

Политикой демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации определены следующие приоритетные направления:

  • создание нормативно-правовой и организационной базы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополий;
  • осуществление первоочередных мероприятий по демонополизации хозяйственных комплексов: торгового, строительного, связи, транспортно-дорожного (за исключением железнодорожного), машиностроительного;
  • осуществление государственного контроля за ходом приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях соблюдения антимонопольных требований и предупреждения создания новых монопольных структур, не относящихся к естественной монополии;
  • устранение экономических и административных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов на рынках Российской Федерации;
  • снижение финансово-экономических, организационных и правовых барьеров для входа на рынок новых конкурирующих структур Под финансово-экономическими, организационными и правовыми барьерами понимаются обычно безвозвратные издержки при организации и осуществлении производства, разного рода ограничения при инвестировании проектов и предоставлении кредитов, аренде помещений, землепользовании, доступе к источникам сырья, технологиям, рынкам сбыта, коммерческой информации;
  • пропаганда политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и подготовка кадров для реализации антимонопольного законодательства и демонополизации различных сфер экономики.

Управление естественными монополиями и государственной собственностью.

К числу государственных предприятий или предприятий со смешанным капиталом в условиях рыночной экономики относятся, наряду с другими типами предприятий, и естественные монополии. Наличие естественных монополий - это один из «провалов» рынка, который обусловливает необходимость либо формирования государственной собственности, либо государственное регулирование этого сектора экономики. Поэтому внимание государства к естественным монополиям вполне естественно.

Что Вы посещаете?

Естественными монополиями являются организации (ком­мерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые эффективно при отсутствии конкуренции ввиду технологических особенно­стей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены из-за невозможности полной замены их другими товарами. Создание конкурентной среды на рынке в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития науки и техники. В естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задается технологией, а обо­рудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать. Таковыми являются энерге­тика, ряд видов транспорта, связь, водоснабжение и др.

Предприятия естественной монополии при отсутствии регу­лирования превращаются в олигополии, сокращают объемы производства, устанавливают монопольные цены, что вызывает рост цен и в смежных отраслях. Поэтому в естественных моно­полиях методы регулирования выходят за пределы традицион­ного антимонопольного законодательства.

Естественные монополии обязаны обслуживать всех клиен­тов без дискриминации, представлять в органы исполнительной власти сведения, которые для других предприятий являются коммерческой тайной. Тарифы на продукцию (услуги) регули­руются государством и допускается субсидирование из бюджета. Предприятия естественных монополий не могут ликвидировать­ся без разрешения государственных органов. Исполнительная власть отвечает за функционирование отраслей естественных монополий перед представительной властью.

Наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий является передача предприятий в государственную собственность, создание для управления естественными моно­полиями специальных государственных органов, осуществляю­щих прямой контроль для обеспечения баланса интересов про­изводителей и потребителей.

С участием заинтересованных федеральных органов испол­нительной власти антимонопольные органы анализируют эко­номические результаты деятельности субъектов естественных монополий и представляют в Правительство РФ предложения о мерах по ограничению роста цен (тарифов) на их продукцию (услуги). Он не должен превышать индекс цен на промышлен­ную продукцию.

Организации, нарушающие правовые нормы государствен­ного регулирования цен (тарифов), несут ответственность: с них взыскивается вся сумма излишне полученной выручки и штраф в том же размере, а при повторном нарушении — штраф в двой­ном размере.

Другим направлением государственного .регулирования естественных монополий является проведение их структурной перестройки. Она предусматривает, в частности, разделение регули­руемых и нерегулируемых видов деятельности. В каждой моно­полии имеются сопутствующие производства, которые по суще­ству монополиями не являются. Например, транспортировка газа является монопольным видом деятельности, а его добычу можно организовать на конкурентных началах.

Межведомственная комиссия по подготовке планов струк­турной реформы естественных монополий изучает функциони­рование федерального и региональных рынков продукции (ус­луг) предприятий (взаимодействие субъектов рынка, формиро­вание тарифов и цен для различных потребителей, особенности контрактных отношений). Комиссия получает необходимые данные от федеральных органов исполнительной власти и орга­низаций независимо от формы собственности и подчиненности. Предложения Комиссии по реформированию, требующие реше­ний Правительства РФ, вносятся в установленном порядке.

В комплекс мер регулирования входят определение состава потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию тем или иным субъектом естественной монополии, контроль за выполнением инвестиционных программ, использованием стабилизационных фондов, заключением некоторых видов сделок, стимулирование с помощью цен (тарифов) качества производимой продукции и оказываемых услуг, а также удов­летворения спроса на них, учет затрат раздельно по моно­польной и конкурентной деятельности. Субъекты естествен­ных монополий осуществляют закупки продукции (услуг) для собственного потребления в соответствии с порядком, преду­смотренным для размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд.

Орган регулирования имеет полномочия направлять субъекту естественной монополии обязательные для исполнения предпи­сания о заключении договоров с потребителями, внесении в них изменений. Эффективное регулирование естественных монопо­лий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти.

Создание условий для предпринимательской деятельности; распределение и перераспределение ресурсов, стандартизация, защита окружающей среды.

Нестабильность российской экономики, характеризующаяся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе, во многом обусловлена слабым, а порой и некомпетентным, вмешательством государства в происходящие экономические процессы; тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются. На государство возлагаются следующие основные функции: Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом, не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Стабилизация экономики, т.е. устойчивое развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы посредством проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы. Так, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны.

Механизм государственного воздействия на деятельность организаций Механизм государственного регулирования деятельности организаций должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления. В свою очередь механизм регулирования деятельностью хозяйствующих субъектов представляет собой составное звено механизма управления экономикой в целом. Вследствие этого необходимо согласование методов государственного регулирования предпринимательской деятельностью и методов управления социально-экономическим развитием отраслей, регионов и страны в целом. В целом эффективный механизм государственного регулирования деятельности организаций должен опираться на административно-контрольные и экономические инструменты. В то же время необходимо учитывать социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие факторы развития общества. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.

Практика хозяйствования показывает, что наибольший эффект от государственного регулирования предпринимательской деятельностью достигается при комплексном использовании всех механизмов и методов. Административные (прямые) инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности включают:

- комплекс законов о регулировании предпринимательской деятельности;

- совокупность соответствующих стандартов и нормативов;

- систему лицензирования хозяйственной деятельности;

- аудит;

- систему сертификации (маркировки) продукции;

- добровольные согласования между государственными органами власти и предпринимателями;

- методы и инструменты прогнозирования, планирования и программирования предпринимательской деятельности.

Как показала мировая практика, административные методы наиболее эффективно используются в следующих областях:

- естественная государственная монополия (железнодорожный транспорт, связь, фундаментальная наука);

- охрана окружающей среды и использование ресурсов;

- сертификация, стандартизация, метрология;

- социальная политика (прежде всего — определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения: гарантированный минимум заработной платы, пособий по безработице и т.д.).

Экономические рычаги, используемые государством для регулирования предпринимательской деятельности, разнообразны. Основные из них:

- налоги;

- перераспределение доходов и ресурсов;

- ценообразование;

 - государственная предпринимательская деятельность;

- кредитно-финансовые механизмы и др. Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, кредитно-денежной и других видов политики, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так и административные методы.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?