Билет №65


65. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики

Объекты государственного регулирования. Субъекты государственного регулирования: носители хозяйственных интересов; выразители хозяйственных интересов; исполнители экономической государственной политики.

 Как и в любой управленческой системе, в государственном регулировании экономики необходимо выделять объекты управления, т. е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т. е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия.
На большинстве уровней управления можно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования. Такое деление носит условный характер.
Первый блок - это макроэкономические объекты ГРЭ:
- экономический цикл;
- структура национального хозяйства (прежде всего секторальная или отраслевая);
- региональная политика;
- инвестиционный климат;
- цены и ценообразование;
- антиинфляционная политика;
- научно-техническая и инновационная политика;
- государственный сектор;
- предпринимательство;
- антимонопольная политика;
- теневая экономика.
Второй блок включает денежно-финансовые объекты:
- денежно-финансовое обращение;
- условия сохранения и накопления капитала;
- налоги и налогообложение;
- государственный внешний и внутренний долг;
- платежно-торговый баланс страны;
- экспортно-импортные операции.
Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:
- занятость, безработица, миграционные процессы;
- социальная защита и социальное обеспечение;
- образование, в том числе для государственной службы;
- здравоохранение;
- охрана окружающей среды.
При переходе к рынку в России остро стояла и сейчас стоит задача создания класса эффективных собственников, поэтому такие объекты государственного регулирования, как структура собственности, разгосударствление, демонополизация, должны находиться под пристальным вниманием государства.
Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. В Российской Федерации к ним относятся:
- Президент РФ;
- Федеральное Собрание - парламент;
- Правительство РФ;
- Конституционный суд РФ;
- Региональные органы власти.
Изменение функций и объектов государственного регулирования в смешанной экономике сопровождалось возникновением новых субъектов.

В современном мире, когда произошел переход передовых стран к информационному укладу, выделился самостоятельный и не зависящий от национальных государств транснациональный капитал. Он стал играть не менее важную роль в государственном регулировании, чем само государство.

Носителями хозяйственных интересов являются социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имуще­ственному, по уровню доходов, видам деятельности, профессиям, отраслевым и региональным интересам.

В число носителей хозяйственных интересов входят такие группы населения, как: наемные рабочие, хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предпри­ниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, работники военно-промышленного комплекса и т.д.

У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные со­циально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному виду деятельности. Представители этих групп выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и т.д., обращаются с просьбами, протестами, пожелани­ями в государственные учреждения, ответственные за экономи­ческую и социальную политику.

Выразителями хозяйственных интересов являются специали­зированные организации, объединяющие носителей экономичес­ких интересов, которые выражают и отстаивают экономические интересы данной группы населения региона. К числу таких орга­низаций относятся: профессиональные союзы, союзы предприни­мателей, фермеров, маклеров и т.п.



Что Вы посещаете?

Самые могущественные выразители хозяйственных интере­сов — это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они могут ока­зать реальное воздействие не только на региональную, но и на об­щегосударственную экономическую политику.

Политические партии являются выразителями более широко­го круга интересов населения: политических, социально-эконо­мических, религиозных, культурных, экологических. В отличие от выразителей экономических интересов, которые заявляют, от чье­го имени они выступают, политические партии часто действуют от имени общенациональных интересов, но вместе с тем они тес­но связаны с выразителями и носителями экономических инте­ресов. Например, во всем мире социал-демократические партии тесно связаны с профсоюзами, а союзы предпринимателей под­держивают консервативные христианско-демократические, либе­ральные партии.

Исполнители хозяйственных интересов призваны осуществ­лять государственную экономическую политику региона. Испол­нителями хозяйственных интересов являются органы трех ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная), построен­ные по иерархическому принципу (федеральный, региональный и муниципальный уровень).

Существуют разнообразные каналы воздействия носителей и выразителей хозяйственных интересов на государственную эконо­мическую политику: через органы массовой информации, демон­страции и манифестации, сбор подписей, обращения в суды — от местных до международных, кампании гражданского неповино­вения и т.д.

Обратная связь между государственным регулированием экономики и носителями хозяйственных интересов.

Существует несколько направлений обратной связи между го­сударственным регулированием экономики и носителями хозяй­ственных интересов. Во-первых, успех государственного регули­рования экономики проявляется в темпах роста, увеличении занятости, улучшении структуры хозяйства, положительном пла­тежном балансе региона, снижении темпов инфляции, повыше­нии жизненного уровня. Во-вторых, успехи государственного ре­гулирования экономики отражаются в показателях, не всегда под­дающихся точному количественному измерению: уровень социальной напряженности, оценка государственного регулиро­вания экономики средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах. В-третьих, носи­тели хозяйственных интересов непосредственно или через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей и профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в свя­зи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами.

Проблемы взаимодействия власти и бизнеса.

одной из актуальных проблем в настоящее время является состояние конкурентной среды бизнеса. Нередко доступ на рынки, на которых малый бизнес мог бы работать, в существенной степени осложнен действиями крупных компаний или компаний-монополистов, наличием связанных с данными рынками бизнес-интересов администраций, правоохранительных органов, активностью криминальных группировок или иными внеэкономическими обстоятельствами.

Наиболее проблемным аспектом взаимодействия бизнеса с государством выступает нежелание бизнеса финансировать долгосрочные проекты.

Подходы к государственному регулированию промышленной сферы: зоны прямого и косвенного регулирования.

Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"

промышленная политика – это комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции;

  1. Стимулирование деятельности в сфере промышленности осуществляется путем предоставления ее субъектам финансовой, информационно-консультационной поддержки, поддержки осуществляемой ими научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности, поддержки развития их кадрового потенциала, осуществляемой ими внешнеэкономической деятельности, предоставления государственных и муниципальных преференций, иных мер поддержки, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
  2. Отдельными федеральными законами могут устанавливаться особенности применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, учитывающие состояние отдельных отраслей промышленности.

Государство воздействует на протекание инновационных процессов в стране, регионе или отрасли с целью их ускорения и повышения спроса на инновационные разработки со стороны промышленного сектора. Для достижения поставленной цели органы государственной власти используют различные методы регулирующего воздействия, которые можно подразделить на прямые и косвенные.

Что Вы посещаете?

Методы прямого воздействия основаны на силе государственных органов власти и не связаны с дополнительным финансовым стимулом или риском понести ущерб.

Применительно к развитию инновационных процессов прямые методы можно подразделить на административные и программно-целевые. Административные методы основаны на предоставлении прямого дотационного финансирования, осуществляемого в рамках принятых законов и нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование инновационных процессов. Программно-целевые методы предполагают разработку и утверждение различных стратегий и целевых программ, осуществляющих развитие инновационных процессов, а также их финансирование.

Примерами прямых методов государственного регулирования могут послужить определение стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; юридические правила в области амортизационных отчислений; нормативные требования к качеству и сертификации продукции и технологии; бюджетные процедуры по государственным инвестициям; правовые и административные ограничения, запреты по выпуску определенных видов продукции и т. п.

Прямые методы имеют высокую эффективность из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток — создание реальных помех рыночному процессу.

В основе методов косвенного государственного регулирования лежит принцип того, что государство не влияет непосредственно на принимаемые субъектами экономические решения, а использует налоговые и кредитно-денежные механизмы, выстраивает определенные «правила игры», создавая тем самым, предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

В качестве примеров косвенных методов можно привести различные налоговые льготы и системы налогообложения, регулирование уровней цен и ставок по кредитам, таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Преимущества косвенных методов перед прямыми заключаются в том, что их использование позволяет частному сектору функционировать автономно и самостоятельно принимать решения при проведении исследований и разработок во всех отраслях экономики.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?