Этапы, формы и методы приватизации.
Итоги приватизации в России.
Национализация – переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную.
Происходит на условиях выкупа имущества у его владельцев.
Национализация служит инструментом глобального укрепления и стабилизации системы рыночной экономики в критические периоды её развития.
Разновидностью национализации является деприватизация, т.е. обращение в государственную собственность приватизированного ранее имущества.
Цели национализации
Основания для национализации
Варианты национализации
Основой экономической реформы, в процессе которой происходит смена одного типа социально экономической системы на другой тип, является разгосударствление и приватизация.
Основными характеристиками смешанной экономики является многообразие форм собственности, рыночный механизм самоорганизации, свободное предпринимательство, государственное регулирование рынка и распределение по собственности и труду.
Разгосударствление – это процесс демонополизации экономической системы, персонификации всех форм и видов собственности, уход от огосударствления, бюрократизации владения, пользования, распоряжения средствами производства и созданными продуктами во всех формах собственности и хозяйствования, доведение до оптимального удельного веса государственной собственности за счёт резкого повышения частной собственности.
Приватизация – процесс передачи государственной и муниципальной собственности в частную.
Процесс разгосударствления и приватизации во всех странах мира регулируется государством по определённым программам. Единого опыта и единых программ приватизации в мире нет.
Приватизация в России
До настоящего времени программ приватизации в нашей стране 2.
ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ОБЕИХ ПРОГРАММ:
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ
СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
ВАРИАНТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
Самым распространённым способом разгосударствления крупных предприятий стало акционирование. При этом 75% предприятий акционировалось по 2 варианту, т.е. контрольный пакет акций оставался в руках персонала предприятий.
ИТОГИ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ
Белоруссия
Для обеспечения независимости и суверенитета, решения других общенациональных социально-экономических задач в государственной собственности в результате приватизации должно оставаться примерно 1/3 государственного имущества. Это объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей (производство взрывчатых, взрывоопасных, химических и других веществ), имеющие особый режим управления, являющиеся монополией государства, затрагивающие интересы его обороноспособности, безопасности и т. д. Перечень таких объектов утверждается Верховным Советом Республики Беларусь.
Подлежит приватизации 2/3 государственного имущества, из них 50% платно и 50 - безвозмездно.
Приватизация в Республике Беларусь приобрела необратимый характер. В настоящее время уже нет смысла спорить о её целесообразности. Путь к полноценной рыночной экономике без разгосударствления и приватизации невозможен. Формы и методы приватизации могут быть различными в зависимости от особенностей объекта и состояния субъекта приватизации. При этом определяющим должен быть вопрос об эффективности принимаемых решений в вопросе преобразований госсобственности. Добиваясь желаемого эффекта, не надо забывать о том, что приватизация лишь тогда даст результат, когда затронет всю глубину производственных отношений, а не только их внешние, находящиеся на поверхности, проявления.
Польша
Приватизация в Польше началась с принятия "Акта о Приватизации Государственных Предприятий" в июле 1990 года. В Акте устанавливалась правовая и институциональная структура процесса. В 1997 году вместо закона 1990 года был введен новый правовой акт - Закон о Коммерциализации и Приватизации Государственных Предприятий.
Методы приватизации были основательно продуманы и разработаны в 1990 году. Ниже приведено их краткое описание. Приватизация может быть инициирована руководством предприятия и профсоюзом, министром, ответственным за предприятие по соглашению с профсоюзом или по требованию премьер-министра на основании рекомендации министра приватизации.
Приватизация может быть проведена одним из двух способов:
Опосредованная приватизация (т.е. трансформация или "денежная" приватизация).
Этот способ представляет собой процесс, состоящий из двух этапов. Сначала предприятие трансформируется в акционерное общество, акции которого целиком принадлежат Казначейству. Затем наступает реализация акций одним из указанных способов: на аукционе, путем подписки, в свободной продаже.
Непосредственная приватизация (т.е. приватизация способом ликвидации).
Этот способ также проходит в два этапа. На первом этапе предприятие ликвидируется. Второй этап предусматривает способов, перечисленных выше (аукцион, подписка, свободная продажа), либо передачу в безвозмездное пользование, лизинг или аренду.
Всеобщая приватизация проводилась в Польше в три этапа.
На первом этапе несколько сот предприятий были коммерциализированы и превращены в компании, принадлежащие Казначейству. Оценка имущества участвовавших в программе приватизации предприятий не проводилась. Условием участия предприятия в программе всеобщей приватизации являлся годовой оборот эквивалентный 10 млн. долларов и наличие положительной прибыли.
На втором этапе было создано 20 государственных инвестиционных фондов. Акции приватизированных предприятий были распределены следующим образом: 60% акций переданы в НИФы, причем 33% выделено “ведущему” НИФу, управляющему компанией, а оставшиеся 27% были распределены среди остальных фондов в качестве миноритарных участий; 25-30% остались у Министерства приватизации; 10-15% - бесплатно распределены среди работников предприятия.
Акции, принадлежавшие государству, были переданы пенсионным фондам Объединения социального страхования.
В ходе третьего этапа началась собственно приватизация. Все взрослые граждане по внесению регистрационной оплаты (около 20 долларов, что ровно 10% среднемесячной зарплаты) получили акции национальных инвестиционных фондов (НИФов).
Венгрия
Важнейшим направлением реализации программы перехода экономики Венгрии к рынку являлась широкая приватизация государственной собственности. В сравнении с другими странами Восточной Европы. Венгрия осуществляла приватизацию в целом в более благоприятных экономических, политических и социальных условиях.
Важным фактором, создавшим предпосылки для довольно быстрого и успешного старта приватизации в Венгрии, явилась достаточно высокая степень готовности экономики и общества к радикальным преобразованиям, заложенным реформаторскими традициями.
В 1987 году венгерское руководство пошло на быструю деидеологизацию экономических преобразований, что позволило подготовить правовую базу коренной хозяйственной реформы. В 1988 году был принят Закон об экономических ассоциациях - по существу, новая экономическая конституция. Затем были приняты Закон о преобразовании государственных предприятий, Закон об иностранных инвестициях, Закон о ценных бумагах и фондовой бирже. Начали формироваться рынки труда, капитала, достаточно развитым к концу 80-х годов оказался рынок товаров и услуг.
Благодаря хорошей экономической базе, введению соответствующих законов Венгрии удалось пройти за сравнительно небольшой срок (1987-1995) три этапа приватизации: 1-й этап - “спонтанная приватизация”; 2-й этап - “централизованная приватизация”; 3-й этап - снятие многих ограничений в целях ускорения приватизации любой ценой, преобладание тенденции к “самоприватизации” приватизации.
Так же в Венгрии придерживались двух основных принципа проведения приватизации:
1) Строго соблюдается закрепленный законодательным порядком принцип проведения приватизации только на основе платности.
2) Вторым принципом приватизации в Венгрии является ее подчиненность задачам повышения экономической эффективности.