Билет №67


67. Приватизация и национализация в рыночной экономике.

Приватизация и национализация как инструменты государственного регулирования экономических отношений в современной России.

Этапы, формы и методы приватизации.

Итоги приватизации в России.

  1. Национализация собственности

Национализация – переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную.

Происходит на условиях выкупа имущества у его владельцев.

Национализация служит инструментом глобального укрепления и стабилизации системы рыночной экономики в критические периоды её развития.

Разновидностью национализации является деприватизация, т.е. обращение в государственную собственность приватизированного ранее имущества.

Цели национализации

  1. Сохранение предприятий производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения государственной безопасности страны ил необходимых обществу (оборона);
  2. Обеспечение экологической безопасности;
  3. Защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий;
  4. Осуществление структурной перестройки народного хозяйства;
  5. Пресечение незаконного перевода прибыли за границу.

Основания для национализации

  • Угроза экономической и государственной безопасности страны;
  • Банкротство предприятий и других необходимых обществу объектов производственной и социальной сферы;
  • Изменение профиля приватизированных предприятий;
  • Занижение стоимости приватизированного имущества или продажа государственных пакетов акций частным собственникам по ценам ниже их реальной стоимости;
  • Нарушение законодательства страны.

Варианты национализации

  1. Принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством страны (ст. 239-243, 306 ГК РФ), либо без возмещения в качестве карательной меры.
  2. Добровольный, по инициативе граждан и юридических лиц, являющихся собственниками имущества.
  3. Приватизация собственности.

Основой экономической реформы, в процессе которой происходит смена одного типа социально экономической системы на другой тип, является разгосударствление и приватизация.

Основными характеристиками смешанной экономики является многообразие форм собственности, рыночный механизм самоорганизации, свободное предпринимательство, государственное регулирование рынка и распределение по собственности и труду.

Разгосударствление – это процесс демонополизации экономической системы, персонификации всех форм и видов собственности, уход от огосударствления, бюрократизации владения, пользования, распоряжения средствами производства и созданными продуктами во всех формах собственности и хозяйствования, доведение до оптимального удельного веса государственной собственности за счёт резкого повышения частной собственности.

Приватизация – процесс передачи государственной и муниципальной собственности в частную.

Процесс разгосударствления и приватизации во всех странах мира регулируется государством по определённым программам. Единого опыта и единых программ приватизации в мире нет.

Приватизация в России



Что Вы посещаете?

До настоящего времени программ приватизации в нашей стране 2.

  1. Программа приватизации, разработанная согласно Закону «О приватизации», которая была рассчитана на 3 года и состояла из конкретных заданий на 1992 год, а также прогноза на последующие два года, фактически до 01.07.1994 г. – «ваучерная приватизация».
  2. Программа, составленная согласно Указу Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1585. Это программа постваучерной финансовой приватизации.

ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ОБЕИХ ПРОГРАММ:

  • Повышение эффективности экономики в целом и отдельных предприятий в частности
  • Формирование широкого слоя собственников и конкурентной среды
  • Социальная защита населения
  • Привлечение в производство инвестиций, в т.ч. иностранных

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

  • Жёсткое административное централизованное регулирование.
  • Преимущественно технологический, а не экономический характер приватизации.
  • Широкое привлечение население и персонала предприятий к процессу приватизации.
  • Условная, заниженная оценка стоимости активов предприятий.
  • Отсутствие экономической ответственности Гскомимущества РФ и комитетов по управлению имуществом за результаты приватизации.
  • Сжатые директивные сроки проведения широкомасштабных программ приватизации по всей России без учёта специфики регионов, стадии их готовности к приватизации, особенностей каждого предприятия.

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

  • Приватизация а развитых странах происходила в условиях, когда экономика находится на подъёме. В России приватизация проходила в условиях экономического спада.
  • Одной из основных целей приватизации является повышение эффективности экономики в целом и частного сектора в частности. В России в результате приватизации эффективность производства резко не выросла.
  • Приватизация должна вести к росту уровня социальной защиты населения. В России – к резкому социальному расслоению общества.
  • Приватизация должна создать условия для эффективного мотивационного механизма производительного труда. В России мотивация к производству в результате приватизации снизилась.
  • Приватизация должна создать условия для привлечения эффективного иностранного инвестора, а он не всегда идёт с желанием на частные российские предприятия.

СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

  • Безвозмездная раздача акций АО
  • Продажа акций АО
  • Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных аукционах
  • Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных конкурсах
  • Выкупы арендуемых предприятий
  • Реорганизация колхозов и совхозов путём создания фермерских хозяйств, их ассоциаций, производственных кооперативов и других формирований
  • Преобразование государственных и муниципальных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной собственности
  • Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал компании
  • Отчуждение находящегося в государственной и муниципальной собственности пакета акций, созданных в процессе приватизации ОАО, владельцами государственных, муниципальных ценных бумаг.

ВАРИАНТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

  • 20% уставного капитала АО предлагается работникам предприятия в форме привилегированных акций, 10% акций – им же со скидкой; 30% - в форме обыкновенных акций; 5% - администрации предприятия; остальное – на свободную продажу
  • 51% уставного капитала предлагался персоналу предприятия в форме обыкновенных акций по установленной цене без скидок. Остальные акции поступали в свободную продажу.
  • 20% уставного капитала предлагалось персоналу предприятия в форме обыкновенных акций с 30% скидкой с их нормативной цены. 30% уставного капитала – группе работников предприятия, взявших на себя ответственность за выполнение плана приватизации, недопущения банкротства предприятия в течение года при согласии общего собрания коллектива предприятия.

Самым распространённым способом разгосударствления крупных предприятий стало акционирование. При этом 75% предприятий акционировалось по 2 варианту, т.е. контрольный пакет акций оставался в руках персонала предприятий.

ИТОГИ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

  1. Ваучерная приватизация носила политический характер и не имела формы эффективного социально – экономического процесса. Она привела к сосредоточению ваучеров в руках узкого слоя населения, которому собственность фактически досталась бесплатно. При этом перепродажа ваучеров усилила инфляцию
  2. Не был решён вопрос с трансформацией приватизированных предприятий в форму хозяйств предпринимательского типа. Но было потеряно управление государственными предприятиями, т.е. произошло ослабление государственности в РФ.
  3. В условиях, когда контрольный пакет акций в большинстве случаев передан в руки работников, мог быть потерян реальный собственник, умеющий управлять.
  4. Слабая ориентация на своеобразие регионов, отраслей, местных условий, специфику предприятий приводит к целому ряду экономических и социальных противоречий между регионами и центром, между отраслями и предприятиями.
  5. Приватизация не связана с другими элементами реформы, т.е. созданием рыночной инфраструктуры, формированием экономического механизма и свободы предпринимательства.

Приватизация в постсоциалистических странах и республиках.

Белоруссия

Для обеспечения независимости и суверенитета, решения других общенациональных социально-экономических задач в государственной собственности в результате приватизации должно оставаться примерно 1/3 государственного имущества. Это объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей (производство взрывчатых, взрывоопасных, химических и других веществ), имеющие особый режим управления, являющиеся монополией государства, затрагивающие интересы его обороноспособности, безопасности и т. д. Перечень таких объектов утверждается Верховным Советом Республики Беларусь.

Подлежит приватизации 2/3 государственного имущества, из них 50% платно и 50 - безвозмездно.

Приватизация в Республике Беларусь приобрела необратимый характер. В настоящее время уже нет смысла спорить о её целесообразности. Путь к полноценной рыночной экономике без разгосударствления и приватизации невозможен. Формы и методы приватизации могут быть различными в зависимости от особенностей объекта и состояния субъекта приватизации. При этом определяющим должен быть вопрос об эффективности принимаемых решений в вопросе преобразований госсобственности. Добиваясь желаемого эффекта, не надо забывать о том, что приватизация лишь тогда даст результат, когда затронет всю глубину производственных отношений, а не только их внешние, находящиеся на поверхности, проявления.

Польша

Что Вы посещаете?

Приватизация в Польше началась с принятия "Акта о Приватизации Государственных Предприятий" в июле 1990 года. В Акте устанавливалась правовая и институциональная структура процесса. В 1997 году вместо закона 1990 года был введен новый правовой акт - Закон о Коммерциализации и Приватизации Государственных Предприятий.

Методы приватизации были основательно продуманы и разработаны в 1990 году. Ниже приведено их краткое описание. Приватизация может быть инициирована руководством предприятия и профсоюзом, министром, ответственным за предприятие по соглашению с профсоюзом или по требованию премьер-министра на основании рекомендации министра приватизации.

Приватизация может быть проведена одним из двух способов:

Опосредованная приватизация (т.е. трансформация или "денежная" приватизация).

Этот способ представляет собой процесс, состоящий из двух этапов. Сначала предприятие трансформируется в акционерное общество, акции которого целиком принадлежат Казначейству. Затем наступает реализация акций одним из указанных способов: на аукционе, путем подписки, в свободной продаже.

Непосредственная приватизация (т.е. приватизация способом ликвидации).

Этот способ также проходит в два этапа. На первом этапе предприятие ликвидируется. Второй этап предусматривает способов, перечисленных выше (аукцион, подписка, свободная продажа), либо передачу в безвозмездное пользование, лизинг или аренду.

Всеобщая приватизация проводилась в Польше в три этапа.

На первом этапе несколько сот предприятий были коммерциализированы и превращены в компании, принадлежащие Казначейству. Оценка имущества участвовавших в программе приватизации предприятий не проводилась. Условием участия предприятия в программе всеобщей приватизации являлся годовой оборот эквивалентный 10 млн. долларов и наличие положительной прибыли.

На втором этапе было создано 20 государственных инвестиционных фондов. Акции приватизированных предприятий были распределены следующим образом: 60% акций переданы в НИФы, причем 33% выделено “ведущему” НИФу, управляющему компанией, а оставшиеся 27% были распределены среди остальных фондов в качестве миноритарных участий; 25-30% остались у Министерства приватизации; 10-15% - бесплатно распределены среди работников предприятия.

Акции, принадлежавшие государству, были переданы пенсионным фондам Объединения социального страхования.

В ходе третьего этапа началась собственно приватизация. Все взрослые граждане по внесению регистрационной оплаты (около 20 долларов, что ровно 10% среднемесячной зарплаты) получили акции национальных инвестиционных фондов (НИФов).

Венгрия

Важнейшим направлением реализации программы перехода экономики Венгрии к рынку являлась широкая приватизация государственной собственности. В сравнении с другими странами Восточной Европы. Венгрия осуществляла приватизацию в целом в более благоприятных экономических, политических и социальных условиях.

Важным фактором, создавшим предпосылки для довольно быстрого и успешного старта приватизации в Венгрии, явилась достаточно высокая степень готовности экономики и общества к радикальным преобразованиям, заложенным реформаторскими традициями.

В 1987 году венгерское руководство пошло на быструю деидеологизацию экономических преобразований, что позволило подготовить правовую базу коренной хозяйственной реформы. В 1988 году был принят Закон об экономических ассоциациях - по существу, новая экономическая конституция. Затем были приняты Закон о преобразовании государственных предприятий, Закон об иностранных инвестициях, Закон о ценных бумагах и фондовой бирже. Начали формироваться рынки труда, капитала, достаточно развитым к концу 80-х годов оказался рынок товаров и услуг.

Благодаря хорошей экономической базе, введению соответствующих законов Венгрии удалось пройти за сравнительно небольшой срок (1987-1995) три этапа приватизации: 1-й этап - “спонтанная приватизация”; 2-й этап - “централизованная приватизация”; 3-й этап - снятие многих ограничений в целях ускорения приватизации любой ценой, преобладание тенденции к “самоприватизации” приватизации.

Так же в Венгрии придерживались двух основных принципа проведения приватизации:

1) Строго соблюдается закрепленный законодательным порядком принцип проведения приватизации только на основе платности.

2) Вторым принципом приватизации в Венгрии является ее подчиненность задачам повышения экономической эффективности.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?