Билет №74


74. Региональная социально-экономическая политика и её особенности в современной России.

Особенности социально-экономической ситуации в регионах России.

Кризисные процессы в экономике России охватили все регионы - субъекты Российской Федерации. На социально-экономическое положение регионов Российской Федерации решающее негативное воздействие оказывают макроэкономические факторы: сужение внутреннего рынка, инфляция, кризис неплатежей, обострившаяся внешняя конкуренция. Вместе с тем кризисные явления имеют значительные региональные особенности.

Наибольший спад производства характерен для регионов с высокой концентрацией отраслей промышленности, спрос на которые сокращается (особенно оборонной промышленности, инвестиционного машиностроения), испытывающих недостаток сырья или не выдерживающих конкуренцию импортной продукции рынка (например, "текстильные" регионы), удаленных от основных поставщиков и потребителей (регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока). По мере развития открытой рыночной экономики преимущества имеют регионы с развивающейся рыночной инфраструктурой и экспортирующие продукцию с высокой валютной эффективностью.

Увеличивается дифференциация регионов по уровню жизни. Существенно различается покупательная способность номинальных денежных доходов с учетом региональной дифференциации прожиточного минимума. Покупательная способность доходов в Северном, Центральном и Западно-Сибирском районах выше среднероссийской. Значительно ниже средней покупательная способность населения Дальневосточного, Восточно-Сибирского и Северо-Кавказского районов.

Ход реформ в России также затрудняется объективными особенностями регионального развития:

- специализацией ряда регионов на узком наборе видов хозяйственной деятельности, усугубляемой неразвитостью сферы услуг;

- преобладанием предприятий с собственным жилым фондом и объектами социальной инфраструктуры, ставящих многие города в зависимость от убыточности или прибыльности предприятия - гиганта;

- обилием образований типа "закрытых" городов, изолированных от окружающих населенных пунктов, с особым сложившимся укладом жизни, население которых менее подготовлено к рыночным условиям;

- существованием удаленных регионов с неразвитой транспортной инфраструктурой.

Цели и средства реализации региональной интеграции.



Что Вы посещаете?

Цели региональной экономической политики Правительства имеют долговременный характер и связаны со стратегическими направлениями социально-экономического развития России.

Главная цель предстоящего десятилетия в области РЭП — это стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом регионе России, повышение на этой основе уровня и каче­ства жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций РФ в мире.

Более частными по сравнению с главной целью являются:

- укрепление экономического единства страны на основе принци­пов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;

- обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах России;

- всемерное использование региональных факторов для формиро­вания в регионах эффективной социально-ориентированной экономики.

Для достижения этих целей необходимо решение определенного круга задач. В предстоящие годы в качестве основных задач РЭП могут быть названы:

- повышение работоспособности основных систем жизнеобеспе­чения и научно-производственного потенциала, преодоление спада производства прежде всего в наиболее развитых опорных регионах, сведение к минимуму социального и экономического ущерба от свер­тывания неконкурентоспособных производств;

- оказание содействия по созданию в каждом регионе — субъекте федерации ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития;

- оказание содействия восстановлению нарушенных межгосударст­венных и межрайонных экономических связей, остающихся рациональ­ными в новых условиях;

- развитие общероссийского рынка как интегрированной системы региональных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

- развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транс-порт, связь, информатика и др.);

- решение острых социально-экономических проблем регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока с учетом специфических интере­сов проживающих здесь малочисленных народов;

- удержание в социально безопасных рамках безработицы в крупных центрах и индустриальных районах;

- принятие мер к урегулированию миграции населения, обеспе­чение расселения переселенцев и беженцев в регионах, имеющих необходимые предпосылки.

В практическом осуществлении задач региональной экономиче­ской политики используются разнообразные формы и методы государ­ственного воздействия. В качестве основных форм государственного регулирования регионального развития предусматривается:

- использование федерального бюджета для перераспределения финансовых ресурсов между регионами;

- осуществление федеральных программ развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием, участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с исполь­зованием конкурсной и контрактной систем их реализации;

- размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.

В составе каждой федеральной целевой программы должен разрабатываться территориальный блок.

Основная часть мероприятий Правительства, оказывающих воздей­ствие на региональное развитие, будет осуществляться в рамках общей макроэкономической, структурно-инвестиционной, внешнеэко­номической, социальной политики, проведения институциональных преобразований. При их разработке и реализации должны учитываться интеграционный (агломерационный) региональный эффект и соответст­вие интересам комплексного социально-экономического развития территорий Российской Федерации.

По мере расширения инвестиционных возможностей государства будет формироваться фонд регионального развития, средства кото­рого будут направляться на финансирование эффективных проектов регионального и межрегионального значения.

Для успешной реализации государственной РЭП предусматривается продолжить создание системы правовых и организационно-экономических норм, научно-технических и проектных работ, совершенствование механизмов государственного регулирования регионального развития.

В этих намечается:

Что Вы посещаете?

- подготовить нормативно-правовые документы о разграничении и делегировании полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, а также об общих принципах организации местного самоуправления;

- разработать и принять Закон о субъекте Российской Федерации;

- законодательно-нормативно закрепить процедуру оказания мер государственной поддержки регионам;

- пересмотреть структуру и размещение подразделений федераль­ных служб в регионах;

- шире использовать возможности новых организационных форм экономического сотрудничества (региональные и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия;

- обеспечить единство нормативно-правового пространства для всех субъектов хозяйствования на всей территории Российской Федерации;

- разработать систему мониторинга и научных прогнозов финансово-экономического и социального развития регионов России.

Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов.

Объектами особого внимания со стороны государства являются проблемные регионы, которые выделяются в зависимости от уровня развития, глубины кризисных процессов, значения в решении обще­государственных социально-экономических задач. Основными типами проблемных регионов в современной ситуации являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.

Сохраняют свою остроту вопросы подтягивания отстающих в эко­номическом отношении регионов, характеризующихся чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалами. На усиление экономической базы отстающих регионов требуются значительное время и активная поддержка госу­дарства, прежде всего в вопросах привлечения сюда инвестиций и создания новых рабочих мест, в том числе и за счет средств феде­рального бюджета. Населению этих регионов оказывается социальная помощь из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Феде­рации.

Депрессивные районы — территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные в результате структур­ного кризиса устойчивым снижением производства и реальных дохо­дов населения и растущей безработицей. К этой категории террито­рий следует относить не только субъекты Федерации, но и конкрет­ные части областей, краев или республик в составе России, что позволяет оказывать целевую помощь депрессивным местностям, не распространяя ее на развитые центры субъектов Федерации. Предусматривается разработка специальной

Основной формой поддержки депрессивных регионов является концентрация уже предусмотренных нормативно-законодательными актами методов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, со­действия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров и т.д. В связи с этим предусмотрено:

- обеспечить для предприятий депрессивных регионов перво­очередное рассмотрение заявок на получение средств, выделяемых на проведение структурной реконструкции и санации производства, разработать механизм оказания им технической помощи при подго­товке таких заявок;

- пересмотреть порядок рассмотрения заявок на получение государственных кредитов (в том числе конверсионных) предприятиями депрессивных регионов;

- предоставлять предприятиям депрессивных регионов налоговый кредит в первоочередном порядке (в случаях его отмены — сохра­нить данную форму поддержки предприятий исключительно для депрес­сивных регионов);

Обеспечить приоритет депрессивных регионов при распределении инвестиций, проходящих по федеральным программам развития произ­водственной инфраструктуры:

- создать условия для дополнительного привлечения средств фондов занятости, используемых для переподготовки кадров, финан­сирования общественных работ и т.п., в депрессивные регионы;

- предоставлять высвобождаемым работникам промышленных пред­приятий целевые кредиты на жилищное строительство (с выделением в собственность земельных участков).

Проблемы кризисных регионов, отличающихся экстремальным характером экономических, социально-политических и экоприродных процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов), будут решаться с помощью федеральных целевых программ. На кри­зисные регионы будут распространяться меры, предпринимаемые в отношении депрессивных регионов.

Народное хозяйство России не может нормально развиваться без природных ресурсов Крайнего Севера. Сохраняется приоритетное значение государственной поддержки топливно-энергетического и горнопромышленного комплексов. Будут решаться проблемы структурной перестройки промышленности Севера в направлении ликвидации непрофильных, убыточных и экологически "грязных" предприятий, развития транспортной инфраструктуры, включая совершенствование трансарктической навигации.

Особое геополитическое положение Дальнего Востока и Калинин­градской области предопределяет необходимость принятия специаль­ных целевых федеральных программ социально-экономического разви­тия этих регионов, укрепления их транспортных связей с централь­ной Россией, усиления их роли во внешнеэкономических отношениях.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?