Билет №8


8. Сущность законов социального управления.

Понятие «закон социального управления». К законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Закон социального управления – это зависимость управляющего воздействия от состояния системы и внешней среды.

Специфика законов социального управления.

Законы управления выражают важные внутренние устойчивые чер­ты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позво­ляет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

Систематизация законов социального управления: общие и частные законы.

Общие законы: закон соответствия управляющей системы разнообразию управляющего объекта; закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении; закон устойчивого равновесия между субъектом управления и объектом управления; закон доминирования глобальной цели; закона развития самодеятельной активности по управлению общественными делами и развертывания сил саморегуляции.

Частные законы: закон изменения функций управления; закон сокращения числа ступеней управления; закон самовозрастания бюрократизма (закон С.Паркинсона); закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала (закон Л.Питера) и другие.



Что Вы посещаете?

Характеристика общих законов социального управления: закон соответствия управляющей системы разнообразию управляющего объекта; закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении; закон устойчивого равновесия между субъектом управления и объектом управления; закон доминирования глобальной цели; закона развития самодеятельной активности по управлению общественными делами и развертывания сил саморегуляции.

закон соответствия управляющей системы разнообразию управляющего объектаразнообразие (неопределённость) в поведении управляемой системы (объекта) может быть уменьшена за счёт соответствующего увеличения разнообразия управляющей системы (органов управления).

Этот закон вытекает из того факта, что природные, социальные и социально-экономические организации обладают очень большим разнообразием, обусловленным их различиями в масштабах, числе элементов, уровней и связей между ними, каналов связи с внешней средой и т.д. Подобное разнообразие приводит соответственно к большому количеству путей развития и особенностей функционирования организаций. Очевидно, что субъективно созданные управляющие системы, а в социальных и социально-экономических организациях они, как правило, созданы субъективно, всегда отстают по степени разнообразия от разнообразия объективно существующих управляемых систем. Поэтому, если повышать разнообразие управляющих систем, то в целом организация от этого выигрывает. Например, если совершенствовать технические системы сбора, передачи, обработки и хранения информации в организации (охват большего объёма и более разнообразной информации), то управляющая система (аппарат управления) будет принимать более эффективные управленческие решения.

закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная – объективно-субъективная.

закон устойчивого равновесия между субъектом управления и объектом управления - наличие устойчивого равновесия между субъектом иобъектом управления ... являются одной из основополагающих закономерностей управления, обусловливающей все остальные его общие законы и принципы . Глубокое нарушение равновесия между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления

закон доминирования глобальной цели Уровень субъективности в управлении во многом зависит от выбора, обоснования генеральной цели общества. Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заключается в том, что каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности возможно только при доминировании генеральной цели над целями каждой подсистемы.

закон развития самодеятельной активности по управлению общественными делами и развертывания сил саморегуляции - Одним из важнейших законов современного социального управления является передача функций управления (прав, полномочий, ресурсов) народным органам самоуправления, развитие их самодеятельной активности по управлению общественными делами, всемерное развертывание сил саморегулирования и саморазвития.

Частные законы как законы, касающиеся управляющей подсистемы. Частными законами принято считать законы управления, присущие его отдельным сторонам, подсистемам и их элементам. 

Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.

Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.

Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала.

Согласно закону распространения и контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

Закон синергии гласит, что для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы входящих в нее элементов, либо существенно меньше указанной суммы.

Согласно данному закону задача руководителя любой организации в первую очередь заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный набор ее элементов.

Сущность закона самосохранения состоит в том, что любая материальная система стремится сохранить себя и использует для этого весь свой потенциал. Общая сумма созидательных ресурсов организации должна превышать суммарное воздействие внешних и внутренних разрушающих факторов.

В противном случае организация просто прекратит свое существование.

Закон развития: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала.

Характеристика частных законов: закон изменения функций управления; закон сокращения числа ступеней управления; закон самовозрастания бюрократизма (закон С.Паркинсона); закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала (закон Л.Питера) и другие.

Закон изменения функций управлениягласит, что повы­шение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.

Что Вы посещаете?

Сущность закона сокращения числа ступеней управле­ниязаключается в том, что чем меньше уровней управле­ния в структуре организации, тем при прочих равных усло­виях управление эффективнее и оперативнее.

закон самовозрастания бюрократизма (закон С.Паркинсона) Сущность закона самовозрастания бюрократизма управленческих организаций можно сформулировать следующим образом:бюрократизм государственных и иных структур возрастает прямо пропорционально росту закрытости и времени существования этих структур.

Т.е. чем дольше существует такая организация, тем больше в ней накапливается бюрократических элементов и она не способна решать проблемы окружающей среды.

Закон Паркинсонаможно сформулировать так: численность персонала любой управляющей подсистемы ежегодно растет независимо от состояния управляемой подсистемы.

закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала (закон Л.Питера)

первые был открыт американским ученым Л. Д. Питером (1919—1989)

Питеру пришлось выполнить огромный объем научных исследований, прежде чем удалось сформулировать содержание данного закона.Возможности для продвижения по служебной лестнице у разных служащих различны. И наука, а также кадровые работники должны помочь каждому управленцу достаточно четко определиться в своих карьерных возможностях.

На самом деле если времени и ступеней в управляющей подсистеме окажется достаточно, то каждый служащий — государственный, муниципальный и др. — сможет подняться до того уровня, который предшествует уровню некомпетентности, и остаться на нем.

В развитии каждой управляющей подсистемы общая тенденция такова, что со временем каждая должность может быть замещена работником, недостаточно компетентным для выполнения своих обязанностей.

Закон концентрации функций управления устанавлива­ет, что управление объективно стремится к большей кон­центрации функций на каждой ступени управления, а следо­вательно, к росту численности управленческого персонала.

Согласно закону распространения и контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и воз­можностями контроля их действий со стороны руководите­ля.

Закон синергии гласит, что для любой организации су­ществует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы вхо­дящих в нее элементов, либо существенно меньше указан­ной суммы.

Согласно данному закону задача руководителя любой орга­низации в первую очередь заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный набор ее элементов.

 

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?