Билет №8
90. Информационные системы и технологии в муниципальном управлении. Электронный муниципалитет.
Муниципальное образование с точки зрения информационного подхода.
Территориальная информационная система (ТИС) представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления.
С точки зрения информационного подхода, местное самоуправление необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях за счет предоставления более достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муниципальных образований, решениях, принимаемых местными органами власти.
С точки зрения системного подхода можно выделить несколько уровней информационных систем, содержащих в соответствии с уровнями управления информацию в разной степени обобщенную:
- отраслевые информационные системы – муниципального предприятия, организации, структурного подразделения администрации (наименьшая степень обобщения);
- интегрированные системы, содержащие проблемно ориентированную информацию из отраслевых подсистем (например, карта городской территории, БД по населению МО и др.);
- экспертные системы поддержки принятия решений — уровень главы администрации и его заместителей (наивысшая степень агрегации информации).
Общие принципы создания информационной системы муниципального образования.
Система информационного обеспечения органов местного само-управления, должна обеспечивать эффективную информационную поддерж-ку решения политических, социальных, экономических и экологических задач развития и учитывать следующие принципиальные особенности системы регионального и муниципального управления:
- функциональную и информационную взаимосвязанность задач управления;
- необходимость объединения или согласования деятельности раз-личных подразделений и служб органов управления при решении большинства задач;
- необходимость использования при принятии решений по функцио-нальным задачам управления информационной базы, основанной на первичных информационных ресурсах.
Система информационных ресурсов для региональных и муниципаль-ных органов управления должна строиться как иерархическая, территори-ально-распределенная система, содержащая информацию, интегрированную по предметным областям, по функциональным направлениям использования и по уровням административно - территориального деления субъекта Рос-сийской Федерации на основе общих методологических, технологических и организационных принципов, согласованных информационно-лингвистических и программно-технических средств обеспечения совмести-мости и взаимодействия информационных ресурсов.
Создание и функционирование системы информационных ресурсов города для органов регионального и муниципального управления осуществ-ляется в соответствии со следующими основными принципами:
- единство методологических, технологических и организационных требований по построению системы;
- вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и создавае-мых систем баз данных;
- открытость системы, обеспечивающая возможность ее структурного и функционального наращивания, расширения состава пользователей и набора предлагаемых им информационных услуг;
- сочетание интересов территориальных и отраслевых органов управ-ления при создании и функционировании системы;
- создание и функционирование первичных информационных ресурсов в организациях, осуществляющих регистрацию соответствующих объектов, и юридическое закрепление за ними обязанностей по ве-дению и предоставлению информации;
- непрерывность, достоверность, полнота и объективность информа-ции об объектах;
- информационно-лингвистическая совместимость данных, согласова-ние формата данных;
- организация и обеспечение многоуровневой защиты информации;
- максимальное использование готовых программно-технических ре-шений и функционирующих систем, соблюдение международных стандартов в области информационно-вычислительных систем и средств связи.
Формирование информационных ресурсов должно быть основано на следующих положениях:
- Информационные массивы и базы данных, представляющие город в целом как комплексный структурированный объект, становятся необходимым ресурсом управления, не менее важным, чем другие ресурсы, которыми он располагает.
- Информационные ресурсы должны быть структурированы по пред-метным областям, функциональным сферам использования и зарегистриро-ваны в Реестре информационных ресурсов. Необходима правовая регла-ментация прав собственности на региональные и муниципальные информа-ционные ресурсы, а также установление порядка создания и использования этих ресурсов.
- Ключевыми структурными комплексами информационных ресурсов являются базовые кадастры, регистры, реестры как важнейшие ресурсы общего пользования, служащие основой для интеграции информационных ресурсов. Необходимо разграничение и административное закрепление за конкретными организациями ответственности за ведение базовых информа-ционных ресурсов и обеспечение приоритетного порядка их создания.
- Совокупность необходимых для целей управления сведений об объектах и субъектах социально-экономических и юридических отношений формируется в виде систем объектно-ориентированных баз первичных данных на муниципальном уровне в местах возникновения информации и используется как информационные ресурсы коллективного пользования ор-ганами регионального и муниципального управления и другими заинтересо-ванными юридическими и физическими лицами.
- Аналитическая, статистическая и иная обобщенная информация, необходимая для решения функциональных задач управления, формируется на основе обработки первичных информационных ресурсов. а для органов управления всех уровней должна быть обеспечена возможность получения любой необходимой информации через центр (кадастровый, информацион-но-аналитический, кадастрово-информационный и др.), создаваемых при администрации города, а также в рамках функциональных комплексов и в отдельных ведомственных структурах.
- Для повышения эффективности использования информационных ресурсов необходима система целенаправленного управления их создани-ем, обработкой и доставкой потребителю.
Интеграция информационных ресурсов представляет собой процесс объединения в систему отдельных видов информационных ресурсов на ос-нове согласованных информационно - лингвистических средств и в соответ-ствии с определенными технологическими и правовыми нормами.
Интеграция информационных ресурсов должна обеспечить:
- эффективную информационную поддержку решения комплексных це-левых задач социально-экономического и экологического развития го-рода;
- полноту, точность, достоверность, актуальность информации, предос-тавляемой юридическим и физическим лицам, независимо от их тер-риториального размещения;
- реализацию доступа к информационным ресурсам различных сфер деятельности государства и общества ;
- совместимость и взаимодействие информационных систем на базе международных и отечественных стандартов, общероссийской систе-мы классификации и кодирования информации, согласованных фор-матов представления информационных ресурсов;
- применение типовых средств и методов обеспечения безопасности информации в едином информационном пространстве региона, кото-рые обеспечат защиту прав юридических и физических лиц в условиях территориально-распределенного сбора, обработки, хранения и выда-чи информации.
Понятие муниципальной информационной системы.
Муниципальная информационная система представляет собой целостную технологическую, программную и информационную среду создания, хранения, анализа и распространения информации в интересах муниципальных органов власти, предприятий и граждан. МИС является средством информационной поддержки муниципального управления, и ее необходимо рассматривать как - объединение всех принятых в организации технологий обработки информации.
Можно выделить следующие направления использования современных информационных технологий в деятельности органов муниципального управления:
- информационное взаимодействие субъектов муниципального управления;
- информационно-аналитическая поддержка управленческих решений;
- обеспечение безбумажной технологии обработки и хранения информации.
Работа муниципальных органов власти должна обеспечиваться своевременной информационной поддержкой.
Основные направления применения информационных технологий в деятельности муниципалитета.
Обобщенная структура муниципальной информационной системы состоит из следующих компонентов:
ИСЦАА информационная система центрального аппарата администрации;
ИСГД - информационная система городской Думы;
ИСТОМУ - информационная подсистема территориальных органов муниципального управления;
ИСООМУ - информационная подсистема отраслевых органов муниципального управления;
ИСФОМУ - информационная подсистема функциональных органов муниципального управления;
МИП - муниципальный Интернет-портал;
ЦБД - центральная база данных;
КПП - единое информационное пространство города.
Если учитывать частные и основные задачи МИС, то структуру системы, можно дополнить следующими функционально обособленными комплексами и подсистемами:
- подсистема бюджетного процесса;
- подсистема нормативно-правового обеспечения органов МО-го самоуправления;
- локальная вычислительная сеть мэрии;
- подсистема документооборота и делопроизводства;
- комплекс учета муниципальной собственности:
- информационная подсистема «Население
- мониторинговая подсистема социально-экономического развития города;
- информационно-аналитическая система;
- геоинформационная система города;
- государственная автоматизированная система «Выборы»;
- комплекс взаимодействия с глобальной сетью Интернет;
- подсистема регистрации юридических лиц и предпринимателей;
- автоматизированная информационная система городского хозяйства;
- муниципальная телекоммуникационная сеть.
«Электронный муниципалитет». – это информационная система, обеспечивающая администрацию муниципального образования актуальной комплексной информацией для своевременного и качественного решения вопросов местного значения и предоставления муниципальных услуг.
Использование системы позволяет значительно повысить эффективность работы органа МСУ в рамках реализации его основных полномочий, включая формирование и исполнение бюджета, администрирование местных налогов и сборов, управление муниципальным имуществом, муниципальный жилищный контроль.
Функциональные возможности системы обеспечивают:
- учет сведений о гражданах, проживающих на территории муниципального образования (ФИО, адрес, ИНН, сведения о пребывании, пенсии, образовании, трудовой деятельности, иждивенцах) и формирование перечней различных социальных групп населения;
Орган МСУ получает необходимую информацию для принятия решений в рамках поддержки многодетных семей, малоимущих граждан, инвалидов, а также участия в реализации федеральных целевых программ (например, ФЦП "Жилище" на 2011 – 2015 годы).
- учет объектов недвижимости (земельных участков и объектов капитального строительства), находящихся как в частной, так и в муниципальной собственности;
- интеграция сведений о земельных участках с публичной кадастровой картой Росреестра для сопоставления сведений муниципального учета с данными государственного кадастра недвижимости;
Орган МСУ получает необходимую информацию для управления налогооблагаемой базой муниципалитета и базой неналоговых доходов местного бюджета от сдачи в аренду муниципального имущества.
- учет реквизитов документов, а также копий самих документов (решений, разрешений), возникающих в результате повседневного исполнения администрацией муниципального образования своих функций и предоставления муниципальных услуг.
Электронные услуги.
«Портал государственных услуг Российской Федерации» («Электронное правительство») — справочно-информационный Интернет-портал (сайт). Обеспечивает доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах в Российской Федерации, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг.
Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом Российской Федерации: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления. Функционирование портала Gosuslugi.ru как государственного веб-сайта осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Постановления Правительства России от 24 октября 2011 года № 861 было утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»
Для физических лиц
- Гражданство, регистрация, визы
- Семья
- Социальное обеспечение
- Земельно-имущественные отношения
- Налоги и сборы
- Правоохранительная деятельность
- Труд и занятость
- Природопользование и экология
- Сельское хозяйство и ветеринария
- Культура, искусство
- Образование и наука
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Предпринимательская деятельность
- Здравоохранение
- Страхование
- Информационные технологии и связь
- Транспорт и дорожное хозяйство
- Таможенное дело
- Экономика, финансы, статистика
- Энергетика
Для юридических лиц
Помимо перечисленных выше разделов, здесь присутствуют дополнительные подразделы:
- Некоммерческие организации
- Производство, строительство и торговля
Имеется также возможность группировать данные по ведомствам, предоставляющим ту или иную услугу, а также по жизненным ситуациям. На сайте размещены текущие новости и справочный раздел «Вопросы и ответы».