Содержание:
Вопрос №1. Cущность государственного финансового контроля и его особенности
Список используемой литературы
Вопрос №2. Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям
Список используемой литературы
Задача
ВВЕДЕНИЕ.
Государственный финансовый контроль является функцией управления производительными силами и производственными отношениями. Он состоит из двух этапов: описательного, связанного со сбором фактов и их первоначальной группировкой, и логико-аналитического, представляющего качественный анализ фактов и сочетающий качественные и количественные методы познания. Следовательно, финансовый контроль включает в себя, с одной стороны, факты и данные опыта, а с другой определенную систему знаний - теорию.
Факты составляют реальную основу выводов и заключений финансового контроля, но без систематизации и обобщений, логического осмысления контроль существовать не может, так как в нем не будет общественной потребности. Факты становятся составной частью научных и практических знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности. Законы и факты в финансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат базой для управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории.
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
Одной из функций управления любого экономического субъекта является финансовый контроль, который подразумевает обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов. Особое место в системе финансового контроля занимает государственный финансовый контроль. Он имеет более узкий спектр действия и должен распространяться, во-первых, на сферу формирования доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств государственного бюджета, т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета и государственной собственности. В этой связи государственный финансовый контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.). Кроме того, государство должно следить и за финансовой, кредитной и эмиссионной деятельностью государственного банка.
Говоря о сущности и месте государственного финансового контроля, нельзя не отметить тот факт, что в процессе его осуществления приходится опускаться до уровня предприятий, организаций, банков, акционерных обществ и т.п., т.е. до уровня хозяйствующих субъектов. И на этом уровне государственный финансовый контроль приобретает черты финансово-хозяйственного контроля, т.е. он распространяется не только на чисто финансовую деятельность, но в определенных случаях и на хозяйственную с тем, чтобы определить правильность исчисления налогов, эффективность производства и эффективность использования бюджетных средств.
ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.
В соответствии с этим основными его задачами являются:
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет.
Сущность финансового контроля и его развитие в рыночных условиях.
Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов.
Он включает:
Виды, формы и методы проведения финансового контроля.
Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:
1. Времени проведения;
2.Субьектам контроля;
3.Сфере финансовой деятельности;
4.Форме проведения;
5. Методам проведения.
Виды, формы и методы проведения финансового контроля приведены на рис.1.
Рис.1
Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результата ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Государственный финансовый контроль раскрывает новые явления в экономической деятельности различных звеньев экономики, определяет их закономерность с целью совершенствования этой деятельности на научной основе. Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности. Объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования с целью выполнения государством своих функций. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет. Таким образом, можно сделать вывод, что государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью государственного устройства.
Список используемой литературы.
Введение.
Развитие рыночных отношений, сопровождающееся ее интеграцией в мировое сообщество, вызывает необходимость пересмотра существующих и разработки новых методов управления и контроля. Стабильность, конкурентные преимущества субъектов хозяйствования в условиях рынка во многом зависят от степени оперативного представления и достоверности информации, на основе которой проводится экономический анализ, формируются и реализуются управленческие решения.
Обеспечение надежности информационных ресурсов и наличие риска их искажения – это основные проблемы, с которыми постоянно сталкиваются пользователи, заинтересованные в максимальной объективности получаемой информации (инвесторы, банки, различные государственные органы). Именно для решения подобного рода проблем и был в свое время создан институт независимого аудита, который является на сегодняшний день атрибутом инфраструктуры рыночной экономики. Главной целью аудита является обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.
Аудит бывает обязательный, инициативный и по специальным аудиторским заданиям. Форма аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию приводится в МСА 800. Для обязательного и инициативного аудита используют единую форму аудиторского заключения. Рекомендации в отношении формы и содержания аудиторского заключения приводятся в МСА 700 R и МСА 701. МСА 701 – это новый документ, содержащий рекомендации по формулировке аудиторского заключения в ситуации, когда факторы не влияют на аудиторское мнение (привлечь внимание к фактору), и когда факторы влияют на аудиторское мнение. В МСА 701 перечисляются обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения, отличного от безоговорочно положительного. Аудитор определяет, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности или национальными.
К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 6 предусматривает 7 видов аудиторского заключения: с выражением безоговорочно положительного мнения; С выражением мнения с заключительной частью, привлекающей внимание; Заключение, содержащее мнение с оговоркой; заключение с отказом от выражения мнения из-за ограничения объема; заключение с оговоркой из-за разногласий по учетной политике и ненадлежащего метода учета; заключение с оговоркой из-за разногласий относительно раскрытия информации и заключение, содержащее отрицательное мнение из-за разногласий по учетной политике.
Безоговорочно положительное мнение выражается, если аудитор уверен, что финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении аудируемого лица. Все виды аудиторских заключений, кроме безоговорочно положительного относятся к модифицированному аудиторскому заключению. Автор приводит примеры формулировок в аудиторском заключении по разным его видам.
В аудиторском заключении в сжатом виде приводится информация о действиях аудитора в ходе проверки и о выводах, к которым он пришел в результате проведенного аудита.
Российские аудиторы кроме заключения представляют еще объемный отчет по результатам аудиторской проверки (или аналитическая часть аудиторского заключения).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МСА 800 «АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ ПО АУДИТОРСКИМ ЗАДАНИЯМ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ»
МСА 800 - правило (стандарт) "Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию" - значительное внимание уделяется проверкам, проводимым по заданию государственных органов. Хотя и сделана попытка "исправить" Временные правила, но квалифицируют такие проверки как "специальный" аудит, а не как "обязательный". Форма отчета приведена в соответствие с требованиями Временных правил (с вводной, аналитической и итоговой частями) и тем самым отличается от описанной в МСА.
Отчет аудитора по специальным аудиторским заданиям
. МСА 800 “Отчет аудитора по специальному заданию” определяет требования и рекомендации при составлении отчетов аудитора по специальным аудиторским заданиям. Стандарт включает следующие параграфы: введение, общие требования, правила составления отчетов о финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от международных стандартов финансовой отчетности или национальных стандартов, требования к отчетам по компонентам финансовой отчетности, отчетам о соответствии условиям договора и отчетам об обобщенной финансовой отчетности, а также приложения.
К специальным аудиторским заданиям относятся проверки:
1) финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от международных стандартов финансовой отчетности или национальных стандартов;
2) определенных счетов, элементов счетов или деталей финансовой отчетности (именуемых в стандарте компонентами финансовой отчетности);
3) на соответствие условиям договора;
4) обобщенной финансовой отчетности.
Данный стандарт не применяется в рамках заданий, предусматривающих оказание сопутствующих аудиту услуг:
Отчет по специальному аудиторскому заданию составляется в письменной форме и должен содержать ясно выраженное мнение аудитора. В качестве базы для выражения мнения аудитор должен рассмотреть и оценить выводы, сделанные на основе аудиторских доказательств, полученных в ходе выполнения специального аудиторского задания.
Перед началом проверки по специальному аудиторскому заданию аудитор согласовывает с клиентом следующие параметры задания:
Чтобы избежать использования аудиторского отчета в непредусмотренных целях, аудитор может указать в отчете, для какой цели он подготовлен, а также изложить любые ограничения относительно его распространения и использования. Прежде чем представить отчет в отношении информации, оговоренной в соглашении, аудитор должен определить, не внесло ли руководство существенные из мнения в толкование соглашения при подготовке информации. Толкования считаются существенными, когда принятие другого обоснованного толкования вызывает существенные различия в финансовой информации.
МСА 800 устанавливает структуру отчета по специальному аудиторскому заданию (кроме отчета об обобщенной финансовой отчетности, для которого предусмотрена своя форма). Общая структура отчета (по основным элементам) приведена на рис. .1. Стандарт рекомендует соблюдать единообразие формы и содержания аудиторского отчета, поскольку это способствует лучшему пониманию его пользователем. После общих положений в МСА 800 изложены требования к подготовке отчетов по каждому виду специальных аудиторских заданий.
Правила составления отчетов о финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от международных стандартов финансовой отчетности или национальных стандартов. Основы бухгалтерского учета, отличные от международных стандартов финансовой отчетности или соответствующих национальных стандартов, называются другими основами бухгалтерского учета. К ним, например, относят:
Основой бухгалтерского учета не является совокупность условий, разработанных для удовлетворения индивидуальных предпочтений. Отчет о финансовой отчетности, подготовленной по другим основам бухгалтерского учета, должен соответствовать следующим требованиям:
1) содержать указание на применяемые основы бухгалтерского учета или ссылку на пояснения к финансовой отчетности, содержащие такую информацию;
2) во мнении должно быть указано, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с указанными основами бухгалтерского учета;
3) если финансовая отчетность не имеет соответствующего названия, отражающего ее подготовку в соответствии с другими основами, или основы неадекватно указаны, аудитор должен дать соответствующий модифицированный отчет.
Правила к отчетам по компонентам финансовой отчетности.
Аудитор может выразить мнение по поводу одного или нескольких компонентов финансовой отчетности, например по дебиторской задолженности, товарно-материальным запасам, начислению премий работникам, резервам и т.д. Такое задание может выполняться как самостоятельное или как часть аудиторской проверки финансовой отчетности субъекта. Однако по окончании такой проверки аудиторское заключение по финансовой отчетности в целом не выдается. Аудитор должен выразить мнение только о соответствии во всех существенных аспектах проверенного компонента определенным основам бухгалтерского учета. Многие статьи финансовой отчетности взаимосвязаны, например денежные средства и дебиторская задолженность. В связи с этим при подготовке аудиторского отчета о компоненте финансовой отчетности аудитор не всегда способен изолировано анализировать предмет аудита, и ему необходимо также проверить другую финансовую информацию. При подготовке отчета по компонентам финансовой отчетности должны соблюдаться следующие требования:
Рис. 1. Структура отчета по специальному аудиторскому заданию (кроме отчета об обобщенной финансовой отчетности)
Требования к отчетам о соответствии условиям договора. От аудитора может потребоваться составить заключение об исполнении субъектом отдельных аспектов определенных договоров (например, договоров о выпуске облигаций или кредитных договоров). Данные договоры обычно требуют от субъекта соответствия определенным условиям, таким как выплата процентов, обеспечение определенных финансовых коэффициентов, ограничения на выплату дивидендов и использование доходов от продажи имущества.
При подготовке отчета о соответствии условиям договора должны соблюдаться следующие требования:
Требования к отчетам об обобщенной финансовой отчетности.
Субъект может подготовить финансовую отчетность, обобщающую его проверенную аудитором годовую финансовую отчетность. Это производится с целью информирования групп пользователей, заинтересованных только в базовой информации о финансовом положении субъекта и результатах его деятельности.
МСА 800 устанавливает следующие требования к подготовке отчета об обобщенной финансовой отчетности:
Форма отчета об обобщенной финансовой отчетности отличается от форм отчетов по другим специальным аудиторским заданиям и должна включать следующие базовые элементы:
Заключение.
При составлении аудиторского заключения по специальным заданиям стандарты рекомендуют аудиторам использовать МСА 800 «Аудиторский отчет по аудиторским заданиям для специальных целей». Цель МСА 800 — установление стандартов и предоставление руководства в связи со следующими аудиторскими заданиями для специальных целей: составление финансовой отчетности, которая готовится на принципах отчетности, отличных от МСФО и национальных стандартов; определение счета, элементов счета или статей финансовой отчетности по компонентам; проверки контрактов на соответствие; обобщение финансовой отчетности. Аудитор должен определить четкую цель, сроки, характер и объем для выполнения аудиторского задания по специальным целям. Отчет по аудиторскому заданию для специальных целей, кроме общих разделов, должен включать основные элементы, которые приводятся в МСА 700. К принципам составления финансовой отчетности, отличным от МСФО и национальных стандартов, относятся те, которые используются: при подготовке декларации о налоге на доход; при ведении учета кассовым методом; при ведении учета на основе положений, принятых государственными органами. В отчете обязательно должен содержаться абзац, в котором должно быть выражено соответствующее мнение. При составлении отчета по компонентам финансовой отчетности должны быть учтены взаимосвязанные статьи, оказывающие сильное влияние на финансовую отчетность. В отчете о соответствии условиям контракта (соглашение о займе, облигационный договор и т.д.) должны содержаться сведения, предполагающие выполнение условий таких договоров, выплату процентов, своевременный возврат долга, ограничение на выплату дивидендов и т.д. В отчете должно быть указано, выполняет ли субъект все необходимые конкретные условия данного соглашения (контракта). При составлении отчета по обобщенной финансовой отчетности аудитор должен предварительно выразить свое мнение о финансовой отчетности, на основании которой составлена обобщенная финансовая отчетность. Поскольку обобщенная финансовая отчетность менее подробна и детальна, она должна сопровождаться четким указанием на ее обобщающий характер и рекомендации обратиться к более подробному источнику. Поскольку обобщающая финансовая отчетность не содержит всей информации, которая требуется в соответствии с основными принципами финансовой отчетности, то не должны использоваться такие формулировки, как «достоверный и справедливый» или «представлено справедливо во всех существенных аспектах».
Список используемой литературы.
стандартах// Бухгалтерское приложение. 2006. № 3.
2.Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие. – М., 2005.
3.Дивинский Б.Д. Правовое регулирование аудиторской деятельности: Учебное пособие, 13. Жарылгасова Б. Т., Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2006. – М., 2004.
4.Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (2001) – М., 2002.
5.Правила (стандарты) аудиторской деятельности / Составитель и автор введения Н.А. Ремизов. – М., 2006.
6.Ремизов Н.А. Из истории российского аудита // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2000. – №9 (58).
8.Ситнов А.А. Международные стандарты аудита: Учебно-практическое пособие. – М., 2004.
9.Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит: Теория и практика применения международных стандартов: Учебное пособие. – М., 2003.
Задача.
На стадии планирования аудиторской проверки аудиторами был определен единый уровень существенности в сумме 1200 тыс. руб.
Задание.
Единый показатель уровня существенности распределите между статьями баланса (составляющими свыше 1% от итога баланса) организации пропорционально его структуре, используя данные таблицы:
Тыс. руб.
Актив баланса |
Сумма |
Пассив баланса |
Сумма |
Основные средства |
10421 |
Уставный капитал |
6700 |
Финансовые вложения |
740 |
Резервный капитал |
335 |
Запасы |
1115 |
Нераспределенная прибыль |
1205 |
Дебиторская задолженность |
6450 |
Кредиты и займы |
1286 |
Денежные средства |
540 |
Кредиторская задолженность |
9740 |
ИТОГО |
19266 |
ИТОГО |
19266 |
Решение.
Таблица 1.
Актив баланса |
Сумма тыс.руб. |
Доля статьи в валюте баланса,% |
Уровень существенности,тыс.руб. |
Основные средства |
10421 |
54,1 |
324,6 |
Финансовые вложения |
740 |
3,8 |
22,8 |
Запасы |
1115 |
5,8 |
34,8 |
Дебиторская задолженность |
6450 |
33,5 |
201 |
Денежные средства |
540 |
2,8 |
16,8 |
ИТОГО |
19266 |
100 |
600 |
Пассив баланса |
|||
Уставный капитал |
6700 |
34,8 |
208,8 |
Резервный капитал |
335 |
1,7 |
10,2 |
Нераспределенная прибыль |
1205 |
6,2 |
37,2 |
Кредиты и займы |
1286 |
6,7 |
40,2 |
Кредиторская задолженность |
9740 |
50,6 |
303,6 |
ИТОГО |
19266 |
100 |
600 |