Оглавление
Введение
Заключение
Список использованных источников
Введение
Внешняя торговля как элемент межгосударственных экономических отношений предусматривает перемещение товаров через таможенные границы государства-импортера и государства-экспортера. Перемещаемые товары облагаются таможенными пошлинами и налогами, размер которых, а также возможность применение запретов и ограничений в отношении товаров определяется в соответствии с их классификацией по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Таможенные органы государств - членов Таможенного союза (ТС) при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля осуществляют комплекс мер, направленных на обеспечение соблюдения таможенного законодательства ТС и законодательства государств - членов ТС. Эти меры включают в себя, в том числе, контроль достоверности классификации по ТН ВЭД ТС и заявленной таможенной стоимости товара при его помещении под определенную таможенную процедуру. Выполнение указанных контрольных мероприятий возможно только в случае идентификации товара и определения его характеристик, которые являются определяющими для его таможенной классификации. В некоторых случаях должностные лица таможенных органов не в состоянии самостоятельно установить конкретные характеристики и свойства товара. Неоценимую помощь в решении этой проблемы оказывают таможенные эксперты - должностные лица Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России).
Таможенная экспертиза товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и средств таможенной идентификации позволяет получить доказательную информацию, необходимую для принятия должностным лицом таможенного органа обоснованного решения в отношении перемещаемого товара. Таможенные эксперты в отличие от должностных лиц таможенных органов не наделены властными полномочиями и не принимают каких-либо решений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, и лиц, обладающих полномочиями в отношении этих товаров. Их функция иная - исследовать товары, документы и установить фактические обстоятельства, позволяющие принять обоснованное и законное решение. Эти решения могут приниматься как при совершении таможенных операций участниками внешнеэкономической деятельности (выборе таможенной процедуры, классификации товара, его декларировании), так и при проведении таможенными органами таможенного контроля. Кроме того, по результатам таможенной экспертизы часто выявляют факты нарушения таможенного законодательства ТС и законодательства Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Таможенного союза.
Основная задача таможенной экспертизы заключается в том, чтобы, применяя современные достижения науки и техники, обеспечить должностных лиц таможенных органов информацией, которую они не могут получить иным путем, кроме как по результатам экспертных исследований.
В настоящее время экспертные подразделения ФТС России проводят исследования, охватывающие практически все востребованные таможенными органами классы, роды и виды таможенных экспертиз.
Целью контрольной работы является исследование экспертного обеспечения таможенного контроля.
Задачи:
В настоящее время система экспертно-криминалистических подразделения ФТС России представляет собой трехуровневую структуру и включает в себя:
Процедуры назначения и проведения таможенных экспертиз на единой таможенной территории таможенного союза установлены недостаточно четко. Так, с одной стороны, ст. 138 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) предусматривает назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами.
В положении решения Комиссии таможенного союза от 20 мая2010 г. N 258, утвердившем Порядок проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля, говорится:
Следовательно, чтобы обеспечить сходимость результатов экспертиз на единой таможенной территории, необходимо иметь единую правовую и методическую базу. При рассмотрении поступивших материалов для таможенной экспертизы руководитель таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, изучает решение о назначении таможенной экспертизы, объем предстоящего исследования и на этом основании определяет порядок привлечения к проведению таможенной экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений. Что касается негосударственных экспертных учреждений, выполняющих экспертизы для таможенных целей, то практика показывает, что со стороны негосударственных экспертных организаций к экспертизам в таможенных целях имеется огромный интерес.
Экспертные заключения, выданные иными экспертными организациями, судами принимаются во внимание наравне с заключениями, выданными подразделениями Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС России.
Специфика таможенных экспертиз предполагает владение таможенным экспертом базовым набором знаний, касающихся вопросов исключительно таможенной сферы (ТН ВЭД, таможенная стоимость, страна происхождения и пр.). Этими знаниями не обладают товароведы и эксперты иных экспертных организаций, в том числе и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Работа по подготовке таможенных экспертов в функциональном таможенном управлении, координирующем вопросы таможенной экспертизы (ЦЭКТУ ФТС России), проводится постоянно.
Система подготовки предусматривает повышение квалификации в Российской таможенной академии, отраслевых ВУЗах и НИИ. Существующий порядок аттестации экспертов ФТС России утвержден зарегистрированным в Минюсте России Приказом ФТС России от 05.08.2010 N 1457 об утверждении Положения об аттестации экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления на право самостоятельного производства судебных экспертиз и Положения о главной экспертно-квалификационной комиссии Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления.
Обязательным требованием для приобретения экспертом ФТС права самостоятельного производства экспертиз, наряду с наличием профильного высшего образования, является специальная подготовка по программам подготовки экспертов, определяющих объем специальных познаний таможенного эксперта и перечень необходимого научно-методического и инструментального обеспечения производства экспертиз определенного вида.
Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые 5 лет.
Такая подготовка предусмотрена для экспертов, состоящих на государственной службе в ФТС России. Подготовка и аттестация иных экспертов и аккредитация иных экспертных организаций в ЦЭКТУ в настоящее время не производится, поскольку данные положения не прописаны в Положении о ЦЭКТУ, следовательно, и отсутствуют полномочия по организации такого вида деятельности.
Руководители экспертно-криминалистических подразделений ЦЭКТУ ФТС (уполномоченные для проведения таможенной экспертизы) наравне с руководителями таможен наделяются полномочиями по согласованию назначения таможенных экспертиз в иные экспертные организации в порядке, который должен быть утвержден ФТС России. Такая функция по согласованию предполагает проверку соответствия уполномочиваемых экспертных организаций со стороны ФТС России. Очевидно, что требования к компетентности экспертов и методическому обеспечению экспертных организаций не могут быть ниже, чем требования, предъявляемые к таможенным экспертам ЦЭКТУ.
Но, как отмечалось выше в действующем Положении о ЦЭКТУ, утвержденном Приказом ФТС России от 14.05.2005 N 445, в компетенцию данного Управления не входят вопросы аккредитации иных экспертных организаций при ФТС России.
Вопросы необходимости специальной подготовки таможенных экспертов и аккредитации иных экспертных организаций неоднократно поднимались авторами в научных публикациях. В них авторы прогнозировали данные проблемы и предлагались меры по их минимизации, в частности предлагалось проводить подготовку таможенных экспертов на базе Российской таможенной академии по программам дополнительного профессионального образования.
Что касается разработки положения по аккредитации экспертных организаций ЦЭКТУ, то было бы явно недостаточно при его разработке опираться лишь на требования Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю".
В данном Постановлении в качестве критериев аккредитации предусмотрено следующее:
Как видно из приведенного перечня, Правила аккредитации, утвержденные Постановлением, не предусматривают механизмов проверки компетентности экспертов уполномочиваемой организации.
Документ не предъявляет требований и к профильности образования. И даже наличие высшего образования не является обязательным. Разработанное положение не должно также противоречить основным положениям Федеральных законов N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Вместе с тем, учитывая международный статус действующего таможенного законодательства таможенного союза, а также прямое указание на приоритет международного права, закрепленный в п. 5 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, представляется целесообразным изучить возможность создания при ФТС России системы подтверждения компетентности уполномочиваемых экспертных организаций. Необходимо отметить также, что проблема привлечения "негосударственных" экспертов не является специфической особенностью таможенного контроля.
Так, в целях всестороннего обеспечения потребности судебных и следственных органов в экспертном обеспечении, повышения качества и сокращения сроков производства экспертиз государственным учреждением "Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России" была создана и зарегистрирована в Ростехрегулировании (Госстандарте) России Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы РОСС RU.В175.04ОЭ00 от 02.03.2005, разработанная на основе утвержденных Минюстом России программ подготовки судебных экспертов и других нормативных правовых актов.
Данная Система обеспечивает подтверждение соответствия методического обеспечения, инструментальной базы и компетентности экспертов требованиям, предъявляемым к судебной экспертизе. Учитывая, что таможенная экспертиза является инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности, большое значение имеет легитимность заключений российских экспертов, работающих в области таможенного дела.
Зарубежный опыт свидетельствует, что зарубежные и международные суды придают особую значимость подтверждения компетентности экспертных организаций путем аккредитации последних по международному стандарту ISO 17025 "Всеобщие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" и ILAC-G19:2002 "Руководство для криминалистических лабораторий" или его российского аналога ГОСТ Р 52960-2008 "Аккредитация судебно-экспертных лабораторий. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025".
Учитывая все вышеизложенное целесообразно:
Реализация указанных положений в Федеральной таможенной службе:
Очевидно, что необходимость реализации указанных положений обусловливает необходимость исследований причин возникновения проблем правового регулирования экспертной деятельности в таможенных целях. Следует справедливо отметить, что проблемы разработки теоретических аспектов таможенной экспертизы как самостоятельного направления были ранее изложены в различных публикациях В силу исключительно высокой востребованности, а также крупномасштабности экспертной деятельности на единой таможенной территории проблемы таможенной экспертизы сегодня приобретают особую актуальность.
Это связано с тем, что социально-экономические изменения в стране и научно-технический прогресс кроме планируемого повышения благосостояния населения страны несут и негативные последствия в различные сферы человеческой деятельности. В частности, в таможенных технологиях это появление новых видов административных правонарушений с использованием изощренных способов их совершения и сокрытия. Недобросовестными участниками ВЭД применяются самые современные технические средства и технологии, приспособленные для достижения преступных целей.
Потребуется разработка оптимальной модели функционирования таможни, Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС, иных экспертных учреждений и арбитражных судов на основе действующего законодательства.
К изложенной проблеме потребуется системный подход, включающий в себя как разработку понятийного аппарата для осуществления экспертных технологий для таможенных целей, так и регламентирование порядка назначения и проведения таможенных экспертиз.
Рассмотрим комплекс задач, которые потребуется решить для совершенствования деятельности таможенных органов по экспертно-криминалистическому обеспечению:
Объективные трудности в систематизации теоретических вопросов экспертных технологий по таможенным вопросам закономерно приведут к необходимости формирования концепции общего характера, логично представляя ее в виде обобщенной модели, в которую входят научные основы экспертных технологий, составляющие ее базисные элементы, а также наиболее важные ее прикладные аспекты. Формирование экспертных технологий будет способствовать созданию единого экспертного пространства для выполнения экспертиз и исследований в таможенных целях как государственных, так и коммерческих экспертных организаций.
Это позволит систематизировать накопленный опыт, ощутить эффект при реализации фискальной функции таможенной службы, повысить имидж таможенной службы.
Структура концепции должна включать в себя следующие основные элементы:
Необходимость разработки концепции института экспертиз и исследований в таможенных целях продиктована сложившейся негативной судебной практикой. В результате которой при оценке доказательств, одним из которых является экспертиза, предпочтение судами отдается экспертизе, проведенной негосударственными коммерческими организациями. Статус и значение государственной экспертизы, полученной в государственном судебно-экспертном органе ЦЭКТУ ФТС, уравнивается с доказательством, полученным в частной организации, основной деятельностью которой является получение прибыли (что для осуществления правосудия недопустимо), и зачастую ставится под сомнение.
Заключение
Разработка общих и частных экспертных технологий в таможенном деле обусловлено массовым производством экспертиз в таможенных целях, которое сравнимо с конвейерным способом производства продукции, предполагающим существование специально разработанной технологии. Где участники данного технологического процесса должны быть подготовлены должным образом.
Программа профессиональной подготовки экспертных кадров для таможенных целей, на наш взгляд, должна содержать некоторый минимум, в которой должны быть предусмотрены следующие базовые вопросы:
- прикладные аспекты экспертной технологии (нормативно-
правовое регулирование судебно-экспертных технологии, автоматизация и
компьютеризация судебно-экспертной деятельности и др.).
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что частным экспертным технологиям должен быть присущ инновационный характер, связанный с постоянным поиском более совершенных, более эффективных и рациональных способов использования имеющихся ресурсов в отдельно взятой области профессиональной деятельности, в том числе и таможенной сфере.
Список использованных источников