1 вариант
Задача
Нормативные правовые акты и учебная литература
Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговое право в целом призвано стабилизировать конфликт частных и публичных интересов в финансовой сфере. В качестве универсального инструмента управления налогообложением право способно не только реагировать на соответствующие изменения, упорядочивая их, но и обеспечить развитие общественных отношений в нужном для общества направлении [5].
Налоговые правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами налогового права, носящие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.
Будучи урегулированными нормами права, налоговые отношения систематизируются, приобретают устойчивость и начинают развиваться в векторе, заданном государством. Опосредуя процесс налогообложения нормами права, государство получает возможность контролировать финансово-хозяйственную деятельность частных собственников и при необходимости управлять ею. Под воздействием правовых норм участники налоговых правоотношений наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями в налоговой сфере.
Таким образом, налоговые правоотношения — это центральное звено механизма налогово-правового регулирования, основной канал реализации налогового права.
Важно обратить внимание, что налоговые отношения сами по себе в обществе не складываются, они не возникают в качестве фактических. Напротив, отчисление части своего дохода в пользу государства противоречит природе предпринимательской деятельности и не свойственно человеческой природе. Однако без этих отчислений государство не сможет функционировать. Поэтому изъятие части дохода с частной собственности возможно только через правовые предписания, обеспеченные государственным принуждением. С этих позиций правовое регулирование налогообложения является социально необходимым. Налоговые правоотношения возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут.
Налоговые правоотношения наряду с уголовными, процессуальными, административными представляют собой классический пример общественных отношений, вызванных к жизни нормой права. Вместе с тем норма налогового права сама по себе, «в одиночку», не может вызвать к жизни налоговое правоотношение. Наряду с ней предпосылками возникновения налоговых правоотношений являются юридические факты и налоговая правосубъектность.
Признаки налоговых правоотношений
Налоговые правоотношения являются разновидностью финансовых правоотношений, поэтому им присущи все признаки последних, но они имеют и характерные черты.
Общеправовые признаки [6]:
Характерные черты налоговых правоотношений:
Вышеперечисленные признаки не являются исчерпывающими, но позволяют отграничить налоговые правоотношения от иных общественных отношений, более четко определить их место и роль в финансовой деятельности государства и правовой системе общества.
Структура налоговых правоотношений
Существуют разнообразные типы (виды, подвиды) налоговых правоотношений (по установлению и введению налогов, контрольные, обеспечительные, по применению налоговых льгот и т.д.), каждый из которых обладает не только общими, но и специфическими признаками, элементами структуры, содержания, формы, составом участников и т.д.
Налоговое правоотношение имеет свою структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов [8]:
Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется определенная правовая связь.
Содержанием налогового правоотношения выступают права и обязанности его участников. Содержание налогового правоотношения формируется в результате действия юридических норм, волеизъявления его участников, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов.
Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется определенная правовая связь.
Предмет налогового правоотношения охватывает совокупность денежных налоговых поступлений в бюджет и ассоциируется с материально-вещественным значением объекта налогового правоотношения. Объект же налогового правоотношения будет включать в себя весь комплекс явлений, деятельности и действий, регулируемых налоговым правоотношением и связанных с предметом правоотношения. В этой ситуации предмет налогового правоотношения будет представлять собой как бы материальную начинку, содержание объекта правоотношения. Тогда как объект налогового правоотношения, помимо этого материального содержания, будет обязательно включать соответственное процессуальное его обеспечение, гарантирующее поступление налоговых платежей в бюджет, облекающее в правовую форму связанную с этим деятельность всех субъектов налоговых правоотношений [7].
Таким образом, учитывая сложный характер налогового правоотношения, содержащего в себе как материальную, так и процессуальную составляющую, с учетом анализа высказанных в литературе мнений, представляется возможным сделать вывод о множестве объектов налогового правоотношения, а именно, в качестве объекта может выступать:
а) налог (сумма денежных средств, подлежащая внесению в бюджет);
б) действия, поведение субъектов налогового правоотношения;
в) результаты действий (бездействий) субъектов налоговых правоотношений.
Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются [5]:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налоговыми агентами;
3) Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения (налоговые органы);
4) Федеральная таможенная служба и ее подразделения;
5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);
6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы -- при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Кодексом;
7) органы государственных внебюджетных фондов;
8) органы внутренних дел.
Как видим, налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными группами субъектов являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Следовательно, налогоплательщиками могут быть физические лица и организации.
Постановка на учет в налоговом органе нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 85 НК РФ.
Постановка на учет в налоговом органе нотариуса, адвоката осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 85 Кодекса, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) нотариусу, адвокату уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (далее - уведомление о постановке на учет в налоговом органе) и свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (далее - Свидетельство) (если оно не выдавалось ранее) по формам, установленным ФНС России [4].
Датой постановки на учет в налоговом органе нотариуса (адвоката) по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, является следующая дата, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 85 НК РФ: дата назначения на должность нотариуса; дата приобретения статуса адвоката.
Конституция РФ в статье 45 гарантирует право каждого «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом», а в статье 35 устанавливает охрану законом права частной собственности. Разумеется, права и гарантии, установленные Основным законом, относятся также и к сфере налоговых правоотношений.
Статья 8 НК РФ определяет понятие налога следующим образом:
«1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или муниципальных образований».
Одной из гарантий исполнения обязанности по уплате налогов, наряду с правосознанием и гражданской позицией, являются меры государственного принуждения, установленные статьями 45, 46, 48 НК РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что налогоплательщик, являясь собственником своих денежных средств, или владея ими на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имеет законное право защищать свою частную собственность, если налоговый орган претендует на большую сумму, чем та, которая с точки зрения налогоплательщика предназначена для уплаты налогов.
Вообще, причин защищать свои интересы от «посягательств» налоговых органов у налогоплательщика довольно много. Вот примерный перечень:
— признании недействительным решения налогового органа, не соответствующего законодательству и нарушающего права и законные интересы организаций и граждан;
— признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
— возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговым органом в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований законодательства;
— признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа;
— признании недействительным нормативного акта налогового органа;
— возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.
Необходимо отметить, что данный перечень нельзя считать абсолютно исчерпывающим.
Возможность защищать свои права предусмотрена для налогоплательщика, в частности, статьей 137 НК РФ:
«Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия и бездействия их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права».
Но, необходимо отметить, что законодательство, предусматривающее право налогоплательщика защищать свои права и законные интересы, Налоговым кодексом не исчерпывается, что и будет рассмотрено ниже.
Существует несколько способов защиты налогоплательщиком своих прав.
Среди них следует выделить [6]:
— административный способ;
— судебный способ;
— способ прокурорского реагирования;
— президентский способ;
— обращение в Конституционный суд;
— защита прав в международных судах;
— самозащита прав.
Административный способ представляет собой возможность обжаловать ненормативный акт налогового органа, а также его действие или бездействие в вышестоящий налоговый орган, в соответствии с правилами, установленными статьей 138 НК РФ.
Порядок и сроки обращения в вышестоящую инстанцию нашли свое отражение в статьях 139 и 101.2 Налогового кодекса.
Обратиться в вышестоящую налоговую фирма можно по средствам письменной жалобы (пункт 1, 3 стать 139 НК РФ). Этот документ может быть «простым» и апелляционным.
Апелляционный порядок обжалования регулируется статьями 101.2 и 139 НК РФ. На решение налоговой о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, до того момента, как это решение вступит в силу, то есть в течение 10 дней, может быть подана апелляционная жалоба. Обращаться с ней надо в тот же орган, который принял решение. И он в течение трех дней должен направить ее в вышестоящую инспекцию со всеми документами.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящая налоговая или вышестоящий чиновник могут, согласно статье 140 НК РФ:
— оставить решение нижестоящей налоговой без изменений, а жалобу – без удовлетворения;
— отменить или изменить решение нижестоящей инспекции полностью или в части и принять новое решение по существу вопроса
— отменить решение и прекратить производство по делу.
«Простой» порядок
После вступления решения налоговой в силу, то есть по истечение 10 дней с даты его принятия, жалоба преобразуется в простую, и может быть подана в вышестоящий налоговый орган в течение года (пункт 2 статьи 139 Налогового кодекса).
Срок подачи такой жалобы составляет три месяца с момента, «когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав» (пункт 2 статьи 139 Налогового кодекса). Разумеется, это не исключает использования указанных выше сроков. То есть если фирма узнала, что ее права нарушены, то в течение трех месяцев она может обратится с жалобой, но только в том случае, если эти три месяца и сам факт обнаружения укладываются в рамки одного года с даты вынесения решения.
Пункт 2 статьи 140 НК РФ посвящен итогам рассмотрения жалобы и вариантам принятия по ней решения. Итак, по «простой» жалобе вышестоящая налоговая (вышестоящий чиновник) может:
— оставить жалобу без удовлетворения;
— отменить акт налогового органа;
— отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
— изменить решение или вынести новое решение;
— если речь идет о бездействии налоговой целом или одного из чиновников, то вышестоящая налоговая или вышестоящий чиновник могут принять решение по существу, то есть поработать за того, кто бездействует.
На то, чтобы определиться с выводами по жалобе у вышестоящей инстанции есть один месяц со дня ее получения. Конечно, в случае необходимости этот срок может быть продлен. По правилам пункта 3 статьи 140 Налогового кодекса, «необходимость» может быть только одна – нужны документы от нижестоящей налоговой. И время, которое можно потратить на запрос этих бумаг, тоже определено – не более 15 дней. Так что для того, что бы разобраться в жалобе, у вышестоящего налогового органа есть по - максимому 45 дней. О том, какое решение принято, фирме должны сообщить в течение трех дней в письменной форме. То есть выдают ответ «под роспись» или направляют по почте заказным письмом.
Здесь необходимо отметить, что в последнее время именно административный порядок защиты прав налогоплательщиков стал одной из ключевых тем обсуждения среди специалистов в области налогообложения. Дело в том, что с 1 января 2009 года в силу вступают поправки к НК РФ. А именно п. 5 ст. 101.2 НК РФ:
«Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу».
Ранее в отношении досудебного обжалования действовала норма п. 1 ст. 138 НК РФ, которая не исключала одновременного обжалования решения в налоговый орган и в суд. Следовательно, налогоплательщик мог пренебречь жалобой в вышестоящий налоговый орган, если считал его неэффективным.
Необходимо обратить внимание, что указанные изменения в НК РФ относятся только к обжалованию решений налоговых органов, к действиям или бездействию они отношений не имеют. Следовательно, у налогоплательщика по прежнему есть шанс сразу обратиться в суд, не тратя время на жалобу. Например, налоговым органом принято решение об отказе в налоговых вычетах. Можно обжаловать само решение. А можно попробовать оспорить действия налоговой по невозврату или незачету.
Судебный способ
После того как досудебная стадия пройдена, или если налоговый спор имеет своим предметом действие или бездействие чиновников, налогоплательщик может переходить к следующей стадии – судебному спору. Данное право предоставлено ему статьями 137 и 138 НК РФ. Выбор «вида» суда в данном случае зависит от «личности» налогоплательщика. Если он юридическое лицо, то обращаться надо в арбитражный суд, если физическое – то в суд общей юрисдикции.
Итак, начинать применение судебного способа защиты надо с написания заявления в суд.
Глава 24 АПК посвящена рассмотрению дел «об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц».
В статье 199 АПК изложены требования «к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными».
Во первых, такое заявление должно соответствовать правилам, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2, 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК. То есть оно должно быть [6]:
— подано в арбитражный суд в письменной форме;
— должно быть подписано истцом или его представителем;
— в нем должно быть указано название арбитражного суда, в который подается иск;
— в нем должны быть указаны наименование истца, его местонахождение;
— перечень прилагаемых документов;
— истец обязан направить заказным письмом с уведомлением о вручении копии искового заявления всем лицам, участвующим в деле, а также копии прилагаемых документов, в случае их отсутствия.
Во - вторых, это заявление должно содержать следующие сведения:
— наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемое действие (бездействие);
— название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действия;
— права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением или действием (бездействием);
— законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
— требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;
— к заявлению необходимо приложить документы, указанные в статье 126 АПК. А именно: уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, отсутствуют. То есть надо приложить документ с почты о том, что все эти бумаги вы действительно направляли по всем нужным адресам. Кстати, время отправке ограничено только тем, что оно должно предшествовать или совпадать с временем направления искового заявления в суд; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении государственной пошлины; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. В данном случае это во первых сам оспариваемый акт, а во вторых, например, документы, подтверждающие ваше право на зачет или возврат, то есть те, которые вы налоговой уже показывали, но действия они не возымели; копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления (например, выписка из приказа о назначении генерального директора); копии Определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска (если оно, конечно, есть);
документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором.
Пункт 4 статьи 198 АПК предусматривает трехмесячный срок для обращения с заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными в арбитражный суд. Этот срок является процессуальным, соответственно, если он пропущен по уважительной причине, то может быть продлен в соответствии со статьей 117 АПК. Для этого необходимо подать вместе с исковым заявлением ходатайство о восстановлении срока.
Заявление, в соответствии со статьей 200 АПК, рассматривается судьей единолично, в срок не превышающий двух месяца с момента поступления этого документа в суд, включая время затраченное на подготовку.
По итогам рассмотрения дела арбитражный суд в соответствии со статьей 201 АПК может [4]:
— признать оспариваемый акт недействительным или решение незаконным полностью или в части и установить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца;
— признать оспариваемые действия (бездействие) незаконными и установить обязанность соответствующих должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или каким либо иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца в установленный судом срок;
— отказать в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
Но, кроме того, что действия (бездействие) или ненормативный акт налоговой надо обжаловать. Для этого надо обратиться в суд с дополнительным заявлением. Для того, чтобы разобраться, что это за заявление, обратимся к главе 8 Арбитражного процессуального кодекса (АПК) «Обеспечительные меры арбитражного суда».
Законодателем в ст. 102 НК РФ дается определение налоговой тайны, однако оно настолько не четко определено, что дискуссии о содержании данного понятия ведутся до сих пор. Однако, дискуссионным положением в юридической науке, говоря о налоговой тайне, является не только понятие, но и многие другие ее аспекты правового регулирования.
В научной литературе при исследовании налоговой тайны как института права, иногда поднимается вопрос об отраслевой принадлежности.
Так, большинство авторов относит данный институт к налоговому праву, с чем сложно поспорить. При этом, некоторые авторы институт налоговой тайны относят к информационному праву, что не представляется состоятельным, так как на данном этапе развития науки сложно говорить вообще о существовании информационного права как отрасли (определяется как подотрасль гражданского либо административного права). Вместе с тем, нельзя отрицать, что налоговая тайна так же относится и к финансовому праву.
Согласно, ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений [5]:
Практически все существующие в научной литературе понятия налоговой тайны отражают ключевые положения ст. 102 НК РФ — область информации, которая охраняется законом и субъектов, которые данной информацией распоряжаются.
Федеральное закoнодательство предусматривает ограниченный режим доступа к информации составляющей налоговую тайну, путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну (ч. 2. ст. 102 НК РФ). Такие конкретные перечни субъектов, а так же порядок и форма предоставления сведений, составляющих налоговую тайну, закрепляются в приказах государственных органов власти.
Рассматривая институт налоговой тайны, необходимо разграничивать понятия «налоговая тайна» и «коммерческая тайна».
Со времени введения в действие НК РФ, в литературе и у правоприменителей иногда происходит подмена понятия «налоговая тайна» на «коммерческая тайна». Данная ситуация, возможно, обусловлена тем, что согласно ст. 16 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» на налоговых органах и их сотрудниках лежала обязанность сохранять коммерческую тайну, а так же тайну данных по банковским вкладам физических лиц. Сегодня действует ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне», в котором дано понятие коммерческой тайны и четко определено, какая информация к ней относится, в отличие от положений НК РФ о налоговой тайне.
Закон о коммерческой тайне под коммерческой тайной понимает конфиденциальность информации, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить свои доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду [4].
Различие понятий «налоговой тайны» от «коммерческой тайны» необходимо осуществлять на основании определений данных в законодательстве РФ. Часто встречающаяся подмена данных понятий законодателем и правопримителем, несмотря на четкое их разграничение в двух правовых источниках (НК РФ и ФЗ «О коммерческой тайне»), способствует увеличению судебных разбирательств. Для разграничения понятий «налоговая тайна» и «служебная тайна» необходимо исходить от того кто из субъектов данную информацию использует и в каких целях. Такое разграничение необходимо использовать до закрепления в законе (возможно отдельном законе) понятия «служебная тайна», определения информации, которая относится к служебной тайне, а так же режима ее использования.
Иванов и Нестеров являются гражданами Российской Федерации, оба работают в консульстве США в г. Иванов был назначен на должность помощника консула; Нестеров служит в консульстве охранником. Обязаны ли Иванов и Нестеров платить, какие – либо налоги в связи с получением вознаграждения за свой труд в консульстве?
Обязано ли консульство США сообщать сведения о выплаченных Иванову и Нестерову доходах? Имеют ли право налоговые органы осуществлять контрольные мероприятия в отношении Иванова, Нестерова и консульства?
Решение
Статья 215 НК РФ определяет особенности определения доходов отдельных категорий иностранных граждан. Не подлежат налогообложению доходы:
1) глав, а также персонала представительств иностранного государства,
имеющих дипломатический и консульский ранг, членов их семей,
проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Российской
Федерации, за исключением доходов от источников в Российской
Федерации, не связанных с дипломатической и консульской службой этих
физических лиц;
2) административно-технического персонала представительств
иностранного государства и членов их семей, проживающих вместе с ними,
если они не являются гражданами Российской Федерации или не проживают
в Российской Федерации постоянно, за исключением доходов от источников
в Российской Федерации, не связанных с работой указанных физических лиц
в этих представительствах;
3) обслуживающего персонала представительств иностранного
государства, которые не являются гражданами Российской Федерации или
не проживают в Российской Федерации постоянно, полученные ими по
своей службе в представительстве иностранного государства;
4) сотрудников международных организаций - в соответствии с
уставами этих организаций.
Таким образом, Семенов и Петров, которые являются гражданами РФ, должны платить налоги, но консульство должно представлять сведения только в отношении указанных лиц.
Нормативные правовые акты и учебная литература