Почти половина экономики США находится за пределами США, т.е. производство вынесено за пределы Америки и находится в различных странах мира. США не товары экспортируют, а филиалы предприятий. При этом США имеют огромный внутренний рынок. Велика экспортность хозяйства в основном прибрежных и приграничных штатов США. Треть всего экспорта дают четыре из них: Калифорния, Техас, Вашингтон и Нью-Йорк.
США являются первым торговым партнёром для многих государств мира (в т. ч. для Канады и Японии). Во внешней торговле США велика роль соседей: Канады и Мексики, а на тройку главных партнёров (включая Японию) приходится 40% внешнеторгового оборота. Из других важнейших партнёров можно отметить западноевропейских страны и «новые индустриальные» страны Юго-Восточной Азии. Очень вырос импорт товаров из Китая.
Во внешних экономических связях США большую роль, чем торговля, играет вывоз капитала. Прямые иностранные инвестиции из страны очень большие (1/3 из них – в Канаду и Великобританию). Капитал США вкладывают в основном в развитые страны, а в развивающихся – в основном в добывающие отрасли или в сборочные предприятия (используется дешёвая рабочая сила, местное сырьё).
2.1. для Беларуси, малой открытой экономики – как изменится соотношение между отраслями внутри страны, как изменятся мировые цены
Так как у Беларуси малая открытая экономика, то ей будет выгодно производить трудоемкую мебель для экспорта, а для импорта приобретать капиталоемкую электронику. А все потому, что Беларусь – не капиталоизбыточная страна, а трудоизбыточная. Экспорт в Беларуси оплачивается выше, чем внутренний рынок, т.к. платежеспособность населения не велика. Мировые цены на Белорусскую мебель будут низкими, соответственно спрос станет выше, и у Беларуси возрастет доход с экспорта, при этом им нужно будет импортировать электронику, которую они не могут экспортировать и создавать за счет невозможности больших инвестиций.
2.2. для России, большой открытой экономики – как изменятся мировые цены, спрос и предложение?
В России же, с большой открытой экономикой и большой трудовой силой, все по-другому. Этой стране не выгодно будет экспортировать мебель, на создание которой уходит больше трудовых сил, чем капитала, а импортировать электронику. В открытом рынке будет постоянный поиск и подключение в оборот новых покупателей. В силу этого объем производства будет увеличен, а цена упадет. При этом трудовых ресурсов будет затрачено в разы больше.
А так как в России ощутима нехватка производственных специалистов, это приведет к утечке кадров из сферы создания электроники, которую придется импортировать. Либо к увеличению числа мигрантов.
2.3. Проследите динамику мировых цен на нефть за последний год, используя данные периодической печати и Интернета. На основе изучения данных печати определите состояние общемировой экономической конъюнктуры в период подготовки к занятию.
Ухудшение прогнозов роста мировой экономики и спроса, неопределенность в отношении развития мировой экономической конъюнктуры при значительных мировых запасах на ряд сырьевых товаров привели к снижению цен в первом полугодии 2013 года. Поддержку ценам сырьевых товаров оказывало сохранение мягкой монетарной политики в ряде стран. Нестабильная геополитическая обстановка также способствовала сохранению достаточно высокого уровня цен на отдельные товары.
Тенденцию к снижению цен на мировом рынке нефти в первом полугодии 2013 года определяли следующие факторы: данные о худшей, чем ожидалось, динамике ВВП США и еврозоны в IV квартале 2012 года, продолжающееся увеличение мировых запасов нефти, ухудшение прогнозов роста ее потребления в США и снижение спроса в странах ЕС, замедление роста экономики Китая — второго по величине потребителя нефти в мире, сохранение странами — членами ОПЕК квот на добычу нефти. Более существенному снижению цен на нефть препятствовало проведение рядом стран мягкой денежно‑кредитной политики, способствующей росту инвестиций в товарные активы. Напряженная обстановка в странах Ближнего Востока и Северной Африки также оказывала поддержку ценам на нефть на мировом рынке.
Рост цен в начале 2013 года, в результате которого российская нефть сорта “Юралс” на мировом рынке в середине февраля подорожала до 117 долларов США за баррель, сменился снижением ее цены до 97 долларов США за баррель в середине апреля. В мае—июне цены восстановились до 100—105 долларов США за баррель. В результате в среднем за январь—июнь 2013 года цена на нефть сорта “Юралс” составила 106,8 доллара США за баррель, что на 4,8% ниже, чем в аналогичный период 2012 года.
Динамика цен на нефтепродукты в основном соответствовала изменениям цен на нефть. По сравнению с первым полугодием 2012 года цены на нефтепродукты в рассматриваемый период понизились в среднем на 6%. Бензин автомобильный подешевел на 6%, дизельное топливо — на 4%, мазут — на 8%.
Крупнейшие страны-экспортеры в 2012 г.[2]
Номер |
Страны экспортеры |
Объем |
Доля |
Изменение |
1 |
China |
2049 |
11,1 |
8 |
2 |
United States |
1546 |
8,4 |
4 |
3 |
Germany |
1407 |
7,6 |
-5 |
4 |
Japan |
799 |
4,3 |
-3 |
5 |
Netherlands |
656 |
3,6 |
-2 |
6 |
France |
569 |
3,1 |
-5 |
7 |
Korea, Republic of |
548 |
3,0 |
-1 |
8 |
Russian Federation |
529 |
2,9 |
1 |
9 |
Italy |
501 |
2,7 |
-4 |
10 |
Hong Kong, China |
493 |
2,7 |
8 |
domestic exports |
22 |
0,1 |
33 |
|
re-exports |
471 |
2,6 |
7 |
|
11 |
United Kingdom |
474 |
2,6 |
-6 |
12 |
Canada |
455 |
2,5 |
1 |
13 |
Belgium |
447 |
2,4 |
-6 |
14 |
Singapore |
408 |
2,2 |
0 |
domestic exports |
228 |
1,2 |
2 |
|
re-exports |
180 |
1,0 |
-3 |
|
15 |
Saudi Arabia, Kingdom of |
388 |
2,1 |
6 |
16 |
Mexico |
371 |
2,0 |
6 |
17 |
United Arab Emirates |
350 |
1,9 |
16 |
18 |
Chinese Taipei |
301 |
1,6 |
-2 |
19 |
India |
294 |
1,6 |
-3 |
20 |
Spain |
294 |
1,6 |
-4 |
21 |
Australia |
257 |
1,4 |
-5 |
22 |
Brazil |
243 |
1,3 |
-5 |
23 |
Thailand |
230 |
1,2 |
3 |
24 |
Malaysia |
227 |
1,2 |
0 |
25 |
Switzerland |
226 |
1,2 |
-4 |
26 |
Indonesia |
188 |
1,0 |
-6 |
27 |
Poland |
183 |
1,0 |
-3 |
28 |
Sweden |
172 |
0,9 |
-8 |
29 |
Austria |
166 |
0,9 |
-6 |
30 |
Norway |
161 |
0,9 |
0 |
31 |
Czech Republic |
157 |
0,9 |
-4 |
32 |
Turkey |
152 |
0,8 |
13 |
33 |
Qatar |
133 |
0,7 |
16 |
34 |
Kuwait |
119 |
0,6 |
16 |
35 |
Ireland |
117 |
0,6 |
-7 |
36 |
Nigeria |
116 |
0,6 |
1 |
37 |
Viet Nam |
115 |
0,6 |
18 |
38 |
Denmark |
106 |
0,6 |
-6 |
39 |
Iran b |
104 |
0,6 |
-21 |
40 |
Hungary |
104 |
0,6 |
-7 |
41 |
Venezuela, Bolivarian Rep. of |
97 |
0,5 |
5 |
42 |
Iraq b |
94 |
0,5 |
13 |
43 |
Kazakhstan |
92 |
0,5 |
5 |
44 |
South Africa |
87 |
0,5 |
-11 |
45 |
Slovak Republic |
81 |
0,4 |
2 |
46 |
Argentina |
81 |
0,4 |
-4 |
47 |
Chile |
78 |
0,4 |
-4 |
48 |
Angola b |
74 |
0,4 |
10 |
49 |
Finland |
73 |
0,4 |
-8 |
50 |
Algeria |
72 |
0,4 |
-2 |
Total of above |
16985 |
92,3 |
- |
|
World |
18401 |
100,0 |
0 |
На протяжении длительного исторического периода внешнеторговая политика мира носила главным образом протекционистский характер. Под протекционизмом понимается политика, направленная на защиту национальных производителей от конкуренции извне с помощью применения торговых барьеров. Ее цель − создание наиболее благоприятных условий для деятельности отечественных компаний на национальном и зарубежном рынках по сравнению с иностранными конкурентами. Она осуществляется путем, как защиты внутреннего рынка, так и содействия повышению конкурентных преимуществ отечественных компаний на зарубежных рынках.
Инструментами протекционистской политики государства являются тарифные и нетарифные методы регулирования экспортно-импортных операций. Вторая половина ХХ в. характеризуется значительным снижением тарифных барьеров, но вместо них начинают применяться нетрадиционные методы, которые все равно возрождают протекционистские тенденции. Расширение протекционистских форм и методов осуществляется в результате использования нетарифных торговых ограничений, которые особенно активно используются индустриально развитыми странами, хотя сами они являются демонстративными сторонниками свободной торговли. По общему числу применения имеющихся в международной практике методов нетарифного ограничения первенство принадлежит США, затем следуют Япония и западноевропейские страны.
Неопротекционизм (от гр. neos − молодой, новый + лат. protection − прикрытие) − ограничения на международную торговлю, вводимые странами в дополнение к традиционным формам ограничения нежелательного импорта товаров. В современных условиях в арсенале торгово-политической борьбы набирают силу эффективные средства регулирования внешней торговли: административные, финансовые, кредитные, технические и другие, которые серьезно затрудняют свободное перемещение товаров через границы государств. К ним относятся такие меры, как участие государства во внешнеторговых мероприятиях, стандарты и требования, связанные с защитой жизни и здоровья населения, количественные ограничения и т.д. Объем и методы применения средств неопротекционизма в значительной мере регулируются национальными правилами, что серьезно затрудняет противодействие им со стороны экспортера.
Количественные ограничения импорта могут нанести стране даже больший ущерб, чем тарифы, путем завоевания иностранными экспортерами монопольной власти. Именно такой странный результат может быть получен от использования «добровольных» ограничений экспорта. Сущность системы «добровольных» ограничений экспорта состоит в принуждении торговых партнеров принимать на себя обязательства по ограничению экспорта тех или иных товаров в ту или иную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений. С 1970-х гг. эта специфическая форма количественного ограничения стала распространяться. «Добровольные» ограничения экспорта применяются в основном в отношении металлопродукции, автомобилей, текстильной продукции. Применение «добровольных» ограничений экспорта является одним из наиболее дискриминационных видов импортных ограничений. Наибольшие проблемы для участников международной торговли создает закрытость механизма «добровольных» ограничений, которые практически представляют собой неформальную договоренность между правительствами импортирующей и экспортирующих стран.
Применение «добровольных» ограничений экспорта практически всегда осуждалось большинством стран. Основными аргументами против них с точки зрения принципов торговой политики является фактическое применение количественных ограничений (причем совместно с тарифными и другими ограничениями), дискриминационный характер применения, закрытость процесса согласования и применения. Последнее обстоятельство имеет особенно существенное значение. «Добровольные» ограничения экспорта редко облекаются в законодательную форму. Обычно это двусторонние соглашения, которые могут иметь полуконфиденциальный характер. В некоторых случаях их можно проследить по мерам ограничения экспорта, например, экспортным квотам, но уже в стране, против которой они были применены. «Добровольные» ограничения экспорта особенно трудно поддаются международному контролю и входят в противоречие с принципом транспарентности.
Разнообразные национальные технические, административные и другие нормы или правила их применения также могут создавать протекционистский барьер на пути движения импортного товара. Они включают государственные меры контроля качества, безопасности или характеристик товаров. Они или вообще закрывают дорогу иностранному товару на внутренний рынок данной страны, или значительно поднимают его цену в результате необходимости существенной переработки или доработки. В отличие от других средств внешнеторговой политики эта группа барьеров возникла в значительной своей части не как ее инструмент, а как объективная необходимость, вызванная потребностями массового производства, соображениями безопасности или здравоохранения. Тем не менее, в результате интернационализации хозяйственной жизни эти нормы объективно превращаются в важный инструмент внешнеторговой политики, наполняются явным протекционистским содержанием.
В числе наиболее распространенных видов технических барьеров, используемых в протекционистских целях, следует назвать технические условия, т.е. фактически сложившиеся технические параметры, которым должна соответствовать продукция. Их возникновение обусловлено тем, что в течение продолжительного исторического периода на базе национальных хозяйственных комплексов сформировались национальные системы стандартов, обусловливающих несовпадение определенных требований по одним и тем же параметрам. На определенном этапе различия в национальных и фирменных стандартах объективно превратились в протекционистский барьер.
Стандарты качества не повышают тарифов или поступлений от налогов для импортирующей страны. Наоборот, вводя правила, требующие ужесточения контроля на границе, правительство затрачивает дополнительные средства. С точки зрения мира в целом требования к повышению производственных стандартов качества могут принести выигрыш только тогда, когда они действительно преследуют цель защиты здоровья и обеспечения безопасности. Однако часто они всего лишь маскируют протекционизм государства. Если правительство полно решимости защитить местного производителя, у него всегда есть возможность изобрести условия, соответствовать которым могут только местные производители.
По мере снижения ставок таможенных пошлин и связанного с этим падения фискальных таможенных доходов государства стремятся использовать иные источники для пополнения своих финансовых поступлений. В их числе так называемые паратарифные меры. Это платежи и сборы, взимаемые с товара, пересекающего таможенную границу, которые увеличивают стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара). В отличие от таможенных пошлин паратарифные меры воздействуют на импорт косвенным образом. Не являясь предметом международного регулирования, они находятся целиком в компетенции национальных органов власти, подчас даже местных.
К средствам неопротекционизма следует отнести и различного рода прямое и косвенное субсидирование экспорта, направленное на повышение конкурентоспособности национальных товаров на внешних рынках. Основным видом прямого субсидирования выступают экспортные премии, выдаваемые экспортерам государственными учреждениями в виде денежных сумм, пропорционально количеству экспортируемого товара. Экспортные премии представляют собой разницу между низкими мировыми ценами и высокими ценами внутреннего рынка. Прямое субсидирование означает не что иное, как осуществление в широких масштабах демпинга промышленных товаров за счет государственного бюджета. Сдерживают эту практику антидемпинговые конвенции. Поэтому подписавшие их страны ищут другие способы. Многие страны уходят от прямого субсидирования экспортных поставок и переносят стимулирование в сферу производства с высокой экспортной ориентацией, обеспечивая развитие научных исследований и их использование в промышленных отраслях.
Важной формой косвенного субсидирования является предоставление налоговых льгот предприятиям-экспортерам. Субсидированием является также перевод для экспортеров иностранной валюты в национальную валюту по более высокому по сравнению с официальным курсу. Эта мера широко используется развивающимися странами. Они используют такие скрытые формы субсидирования, как возврат пошлин на ввезенное из-за границы сырье или условно-беспошлинный ввоз сырья для производства экспортируемого товара.
Средства прямого экспортного кредитования и финансирования негативно расцениваются мировым сообществом, прежде всего в связи с тем, что они нарушают принцип свободной конкуренции.
Наряду с субсидированием в современный период особое значение приобретают такие формы неопротекционизма, как предоставление государственных экспортных кредитов и государственное страхование частных экспортных кредитов. Экспортное кредитование касается, прежде всего, поставки значительных по стоимости товаров и охватывает около 12−20% всего объема экспорта развитых стран. Наблюдается постепенное расширение практики страхования экспортных поставок. Новые правила допускают страхование до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политического, военного и другого риска. Удлиняется срок страхования, облегчаются условия выплаты страховки и т.д.
Еще одна форма поддержки экспорта − помощь тем государственным представительствам за границей, которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т.д. Это обычно принимает форму помощи в открытии заграничных контор, финансирования исследований иностранных рынков и т.д.
Следует отметить, что новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта заключаются в большей ориентации на менее заметные невооруженному глазу меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования.
Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности.
Требование о содержании местных компонентов также является скрытым методом торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.
Эффективность многих традиционных средств протекционизма, особенно тех, которые непосредственно воздействуют на цены импортных товаров, тесно связана с механизмом валютных курсов. Маневрируя валютным курсом, правительство страны может в значительных пределах воздействовать на экспортные и импортные цены товаров, следовательно, усиливать или ослаблять действие протекционистских барьеров. Снижение курса валюты ведет к повышению конкурентоспособности товаров страны, девальвировавшей свою валюту, и одновременно затрудняет реализацию иностранных товаров на внутреннем рынке страны. Девальвация валюты, т.е. официальное занижение курса национальной валюты, как бы создает дополнительный импортный барьер, затрудняющий реализацию иностранных товаров, и одновременно приводит к появлению своеобразной экспортной субсидии на все вывозимые товары и понижению экспортных цен. Экономический эффект ревальвации, т.е. официального повышения курса валюты, в этом плане противоположен действию девальвации. Ревальвация национальной валюты может привести к снижению цен импортных товаров и в результате − к ослаблению действия национальных торгово-политических барьеров и увеличению импорта иностранных товаров. Девальвация и ревальвация являются наиболее распространенными способами использования валютного курса для регулирования внешнеторгового оборота.
Большинство стран мира в настоящее время имеют обширный арсенал различных инструментов внешнеторговой политики, который позволяет оказывать активное воздействие как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнеторговую политику других государств и их группировок. В наибольшей степени преуспели в этой области США, стремящиеся как через собственную внешнеторговую политику, так и через деятельность международных организаций (например, ВТО) путем принятия решений по либерализации внешней торговли оказывать активное воздействие на внешнеторговую политику практически всех стран мира.
Итак, современная практика располагает богатым опытом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В связи с либерализацией мировой торговли значение тарифных инструментов в регулировании государством внешней торговли снижается, но одновременно с конца XX века начинают активно использоваться многочисленные нетарифные инструменты. При этом если первый процесс поддается регулированию на наднациональном уровне, то второй − нет. В современных условиях нетарифные инструменты являются более эффективным средством регулирования внешнеторгового оборота.
Международная торговля, несмотря на процессы либерализации, становится все более регулируемой на национальном уровне, в первую очередь, за счет использования нетарифных методов. В одних случаях это регулирование ограничивает свободное движение товаров и услуг, в других – способствует ему или определенным образом организует, упорядочивает его. Но регулируемая свободная торговля, как и протекционизм, представляет собой вмешательство в механизм свободного рынка, свободной конкуренции и в этом отношении противостоит свободной торговле в классическом понимании. Поэтому мы считаем, что на современном этапе правильнее говорить не о свободной, а о регулируемой (управляемой) свободной торговле, что более соответствует реальным формам международных экономических связей, так как в современном мировом хозяйстве внешняя торговля посредством таможенно-тарифного и в особенности нетарифного регулирования относится к одной из самых регулируемых областей хозяйственной жизни.
Развитые страны Запада, имеющие прочные позиции на мировых рынках, заинтересованы в том, чтобы внешнеторговая политика России проводилась в духе фритредерства, поскольку это создает для них безусловные односторонние преимущества. Признавая определенные позитивные стороны свободы торговли, следует заметить, что такая политика должна быть прагматичной, а протекционизм − стимулирующим национального предпринимателя. Примером может служить путь развития, который прошли развитые страны.
США, являющиеся на сегодняшний день лидером мировой экономики, активно демонстрируют приверженность либеральным подходам и свободе торговли, при этом активно способствуют развитию национальной американской промышленности, в том числе используя открыто или скрытно протекционистские методы. Каждой стране необходимо найти правильное соотношение между свободой торговли и протекционизмом, соблюдая национальные интересы. Несмотря на провозглашаемые многими странами мира декларации о необходимости устранения, каких бы то ни было ограничений в международной торговле, протекционизм был и остается важным элементом национальной экономической политики всех без исключения стран мирового общества.
Методы государственного регулирования |
Черты сходства по последствиям применения |
Черты различия по последствиям применения |
Таможенные пошлины |
Экономическая роль таможенных пошлин - создание стоимостного барьера, повышающего цену импортного товара. Целенаправленным применением пошлин государство может стимулировать развитие определенных отраслей. |
Эффект от применения импортных таможенных пошлин: 1.повышение цены импортируемого товара, реализуемого на внутреннем рынке 2.влияние на доходы местных потребителей, производителей, государства |
Количественные квоты |
Количественное ограничение, устанавливает max объем (стоимость) разрешенного к ввозу (вывозу) товара в течение определенного времени |
|
Государственные субсидии экспортерам |
Субсидии производителям обеспечивают ограничение импорта, сравнимое с таможенной пошлиной и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. |
|
Список использованных источников
[1] Источник: Вестник Банка России № 49 (1445). М., 2013. – С.9 // http://www.cbr.ru/publ/Vestnik/ves130911049.pdf
[2] Статистика ВТО за 2012 год // http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2013_e/its13_world_trade_dev_e.htm