СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Цель работы состоит в изучении ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации.
Как известно, одним из наиболее важных участков учета и контроля на предприятии является ревизия финансово-хозяйственной деятельности.
Ревизия охватывает все направления финансово - хозяйственной деятельности организации. Основными вопросами, решаемыми в ходе ревизии, являются вопросы соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей, вопросы, которые являются непременными условиями и факторами выполнения требований законодательства при совершении организацией хозяйственных и финансовых операций.
В ходе ревизии документально и фактически устанавливается обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов сметных назначений, исполнения смет доходов и расходов, полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. В бюджетных организациях особое значение имеет установление соответствия использования бюджетных средств по целевому назначению, правильность образования и целесообразность расходования государственных внебюджетных средств.
Важными разделами исследования в ходе ревизии являются соблюдение законодательства и правил бухгалтерского учета при осуществлении операций с основными средствами и нематериальными активами, инвестиций, затрат на текущую деятельность, расчетов по оплате труда и других расчетов с физическими лицами; формирование финансовых результатов и их распределение.
Ревизия - это инструмент финансово-экономического контроля, позволяющий наиболее полно и глубоко исследовать и оценить содержание управления хозяйственными процессами, законность и целесообразность их осуществления, обеспечивающий сохранность имущества собственников и права участников финансово - экономических взаимоотношений.
Ревизия - это форма последующего контроля, в ходе которого проводится сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период. При ревизии проверяются все операции хозяйствующего субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов - от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. Проведение ревизии дает практическую и техническую возможность не пропустить никаких нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Основы, порядок и принципы подготовки, планирования и проведения ревизий и проверок являются универсальными для всех видов и форм контрольной деятельности, включая аудиторский контроль. Для обеспечения высокого качества и эффективности при осуществлении финансово - экономического контроля, независимо от того какими органами и в какой форме он проводится, необходимо соблюдать определенные общие требования и последовательность.
До начала проведения мероприятий по осуществлению внешнего финансово-экономического контроля в виде проверки или ревизии проверяющие должны ознакомиться с деятельностью проверяемой организации. Чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции и используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на соблюдение правил бухгалтерского учета и достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения мероприятий по контролю или на выводы, содержащиеся в итоговом документе, при проведении проверки необходимо понимать деятельность проверяемой организации.
Для понимания деятельности проверяемой организации необходимо собрать и изучить первоначальную информацию об особенностях отрасли, права собственности, управления и операций организации, подлежащей проверке, и оценить их достаточность для проведения проверки.
Ревизии и проверки подразделяют на плановые и внеплановые. Плановые ревизии проводятся в соответствии с утвержденными планами на год. Внеплановые ревизии проводятся по поручению государственных правоохранительных органов и в связи с возникшей необходимостью. Годовой план проведения ревизий (Табл.1) утверждается руководителем контрольного органа и должен содержать сведения: наименование проверяемой организации; должность руководителя подразделения, ответственного за проведение ревизии; период за который проводится ревизия; даты начала и окончания ревизии; отметку о проведении ревизии.
Тщательное планирование мероприятий по осуществлению контроля является залогом его высокого качества. Контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций всех форм собственности осуществляется посредничеством проведения и проверок (в т.ч. ревизий). Осуществление качественного контроля как и любого другого вида деятельности требует тщательной подготовки и планирования.
Планирование, является начальным этапом осуществления мероприятий по проведению ревизии (проверки) и состоит в разработке общего плана (Табл. 2) с указанием: ожидаемого объема, графиков и сроков их проведения, а также в разработке программы; (Табл. 3), определяющей объем, виды и последовательность осуществления контрольных процедур, необходимых для формирования объективных и обоснованных выводов об объекте ревизии.
В процессе планирования мероприятий по проведению ревизии проверяющие обязаны пополнять и учитывать полученные знания о деятельности проверяемой организации при отборе необходимых аналитических процедур, составлении плана и программы проверки.
Планирование ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций должно осуществляться с соблюдением общих принципов: комплексности непрерывности и оптимальности.
Принцип комплексности планирования предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования
мероприятий по осуществлению контроля – от предварительного планирования до составления общего плана и программы проверки.
Принцип непрерывности планирования выражается в установлении сопряженных заданий лицам, участвующим в проведении проверки, и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).
Принцип оптимальности планирования проверки заключается в том, что в процессе планирования должна быть обеспечена возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы проверки на основании критериев, определенных самим контролирующим органом.
Таблица 1
Утверждаю
Руководитель контрольного органа
«__»__________________200_г.
Календарный план проведения ревизий на 2004 год
№ п/п |
Наименование организации |
Ответственный за проведение |
Регламент |
Отметка о выполнении |
Прим. |
||
Авизируемый период |
Дата начала |
Дата оконч. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Государственный педагогический институт |
Нач. отдела ревизий бюджетных учреждений |
01 01 2003- 31.06.2004 |
01.07.2004 |
29.07.2004 |
Выполнено |
|
2. |
ГУЛ "Орион" |
Нач. отдела ревизий ГУЛ |
01.07.2002-31.06.2004 |
01.07.2002-31.06.2004 |
30.08.2004 |
Выполнено |
|
3. |
Областной драматический театр |
Нач. отдела ревизий учреждений культуры |
01.08.2003-31.07.2004 |
01.09.2004 |
30.10.2004 |
Сроки проведения подлежат уточнению |
|
4. |
и т. д. |
Таблица 2
Утверждаю
Руководитель контрольного органа
«__»__________________200_г.
Общий план
проведения ревизии Государственного педагогического института за период с 01.01.2003-31.08.2004
№ п/п |
Проверяемый участок (раздел) |
Срок исполнения |
Срок представления материала |
Объем проверки |
Исполнитель |
|
начало |
окончание |
|||||
1. |
Проверка организации бюджетного учета |
01.07.2004 |
06.07.2004 |
09.07.2004 |
Выборочная |
Макаров Ю. Ф. |
2. |
Ревизия нефинансовых активов |
01.07.2004 |
09.07.2004 |
12.07.2004 |
Сплошная |
Сидоров А. В. |
3. |
Ревизия финансовых активов |
13.07.2004 |
24.07.2004 |
26.072004 |
Сплошная |
Петров В. А. |
4. |
Ревизия обязательств |
01.07.2004 |
12.07.2004 |
15.07.2004 |
Выборочная |
Иванов Д. П |
5. |
Ревизия финансовых результатов |
1007.2004 |
23.07.2004 |
25.07.2004 |
Сплошная |
Денисов С. А. |
6. |
Ревизия санкциониро вания расходов бюджета |
10.07.2004 |
20.07.2004 |
22.07.2004 |
Выборочная |
Артемов А. Б. |
7. |
Ревизия операций по забалансовым счетам |
10.07.2004 |
22.07.2004 |
25.07.2004 |
Выборочная |
Динов Ф. А. |
8. |
Обощение результатов |
25.07.2004 |
30.07.2004 |
31.07.2004 |
Макаров Ю. Ф. |
|
9. |
и т. д. |
Таблица 3 Утверждаю
Руководитель ревизии
" "______________ 200__ г.
Программа
ревизии финансовых активов Государственного педагогического института за период с 01.01.2003 - 31.08.2004
№ п/п |
Объект проверки |
Предмет проверки |
Вопросы проверки |
Результат проверки |
|
прав |
неправ. |
||||
Нефинансовые активы |
|||||
1. |
Основные средства |
||||
Жилые помещения |
Правильность отнесения по классификации ОКОФ |
Да |
|||
Правильность определения первоначальной стоимости для принятия к учету |
Да |
||||
Правильность отражения в учете переоценки |
Нет |
||||
Правильность определения инвентарного объекта |
Да |
||||
Правильность оформления инвентарных карточек |
Да |
||||
Правильность оформления первичных документов поступления, внутр. помещения и выбытия (актов, требований накладных, ведомостей выдачи МЦ) |
Да |
||||
Правильность оформления Журнала операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов |
Нет |
||||
И т. д. |
Планирование мероприятий по осуществлению контроля включает следующие три основных этапа:
а) подготовительный этап;
б) составление общего плана,
в) составление программы.
На подготовительном этапе необходимо:
а) определить цели и задачи проверки;
б) получить представление об особенностях, видах и объемах финансово- хозяйственной деятельности, организационной структуре, документообороте и основных показателях проверяемой организации.
Исходя из поставленных целей проверки, определяются форма, способы и методические приемы осуществления контроля, качественный и профессиональный состав участников проверки.
Программа проверки является развитием общего плана и представляет собой детальный перечень проверяемых вопросов и контрольных процедур, необходимых для практической реализации плана и достижения цели и задач проверки. Одновременно программа служит подробной инструкцией для лиц, осуществляющих проверку и средством контроля качества проведенной проверки.
Программа проверки должна быть оформлена в форме документа, подписана составителями и утверждена соответствующим
должностным лицом проверяющей организации. Документально оформленные материалы по каждому разделу программы проверки являются фактическим материалом для составления итогового документа по результатам проверки.
В ходе ревизии (проверки) необходимо разобраться в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые применяются в проверяемой организации, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых возможно определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых контрольных процедур.
Масштаб и особенности системы внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам организации и особенностям его деятельности. В ходе проверки необходимо убедиться в том, что система бухгалтерского учета достоверно либо не достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемой организации. Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать формированию такого убеждения.
Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского учета, изучение и оценка системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться в ходе проверим. При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать:
а) специально разработанные тестовые процедуры,
б) перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;
в) специальные бланки и проверочные листы;
г) блок-схемы и графики;
д) перечни замечаний, протоколы или акты.
Контролирующие органы разрабатывают методики и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют контрольные процедуры в зависимости от результатов такого изучения и оценки. Уровень организации системы бухгалтерского учета и эффективности системы внутреннего контроля является основанием для планирования степени детальности и выборочности проведения контрольных процедур.
Существенные недостатки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, отмеченные в ходе проверки, а также рекомендации по их устранению следует отражать в итоговом документе.
Проведение мероприятий по финансово-экономическому контролю, в том числе ревизии и проверки представляет собой процесс получения доказательств для оценки и обоснования результатов и выводов на основе выполненных, предусмотренных программой, контрольных процедур. К контрольным процедурам, позволяющим получить такие доказательства относятся:
а) детальная проверка правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;
б) аналитические процедуры;
в) оценка системы внутреннего контроля.
Контролирующие органы самостоятельно определяют количество и качество информации, необходимой для составления итогового документа по результатам проверки. При этом следует иметь в виду, что полученная от должностных лиц проверяемой организации финансово-экономическая информация может быть существенно искажена.
Доказательства, подтверждающие итоги мероприятий контроля могут быть внутренними, внешними и смешанными. Внутренние доказательства включают в себя информацию, полученную от должностных лиц проверяемой организации в письменном или устном виде.
Внешние доказательства включают в себя информацию, полученную от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу контролирующего органа).
Смешанные доказательства включают в себя информацию, полученную от контролируемой организации в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.
Аналитические процедуры, представляя собой один из видов процедур контроля по существу, состоят в выявлении, анализе и оценке соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого организации.
Применение аналитических процедур основано на существовании явной причинно-следственной связи между анализируемыми показателями. Основной целью применения аналитических процедур является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, определяющих области потенциального риска и требующих особого внимания при осуществлении контрольной деятельности.
Целями аналитических процедур также являются:
а) изучение деятельности организации;
б) оценка финансового положения организации и перспектив непрерывности его деятельности;
в) выявление фактов искажения бухгалтерской отчетности;
г) сокращение числа детальных контрольных процедур;
д) обеспечение тестирования в целях получения ответов на возникшие вопросы.
Аналитические процедуры могут выполняться на протяжении всего процесса проверки. Применение аналитических процедур
позволяет повысить качество проверки и сократить затраты времени на его проведение.
На этапе планирования проверки выполнение аналитических процедур способствует пониманию деятельности проверяемого организации, выявлению областей потенциальных рисков. При формировании общего плана и программы проверки применение аналитических процедур способствует сокращению количества и объема других контрольных процедур.
На этапе непосредственного проведения проверки аналитические процедуры могут выполняться в сочетании другими контрольными процедурами при исследовании необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности организации.
На этапе завершения проверки аналитические процедуры играют роль окончательной проверки наличия в отчетности существенных искажений или других финансовых проблем. В результате они могут выявить области проверки, требующие дополнительных контрольных процедур.
В процессе осуществления финансово-экономического контроля может возникнуть необходимость в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств проверяемой организации.
Инвентаризации в ходе осуществления финансово-экономического контроля может быть подвергнуто любое имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств, а также производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким - либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу. Выделяют 5 основных этапов проведения инвентаризации (Табл. 4.).
Таблица 4
Этапы проведения инвентаризации
Этап |
Оформляемые документы |
Функции бухгалтерской службы |
Подготовительный |
Приказы руководителя о проведении инвентаризации и составе инвентаризационной комиссии, внутренне инструкции, расписки материально - ответственных лиц |
Участие в разработке первичных и нормативных документов, определение остатков имущества и обязательств по учетным данным |
Натуральная и документальная, проверка |
Акты инвентаризации, инвентаризационные описи |
Участие в работе инвентаризационной комиссии |
Таксировочный |
Акты инвентаризации, инвентаризационные описи |
Предоставление комиссиям данных о существующих оценках имущества и обязательств |
Сравнительно -аналитический |
Акты инвентаризации, сличительные ведомости |
Проверка данных, содержащихся в актах и описях; выяснение причин отклонений учетных оценок от текущих, подготовка предложений по отражению в учете результатов инвентаризации |
Заключительный |
Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. Приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации |
Внесение бухгалтерских записей в учетные регистры, хранение документов по учету результатов инвентаризации |
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств.
Для проведения инвентаризации в ходе проверки (ревизии) финансово - хозяйственной деятельности должна быть создана инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых Обязательств могут быть созданы несколько инвентаризационных комиссий.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (в дальнейшем - описи), которые составляются не менее чем в двух экземплярах по утвержденным формам.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Инвентаризация основных средств и нематериальных активов
До начала инвентаризации основных средств рекомендуется проверить:
а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации, а также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Инвентаризация финансовых сложений
При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:
- сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
- своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.
Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы. При этом реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.
Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк-депозитарий – специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.
Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.
Инвентаризация товарно –материальных ценностей
Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов
При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:
- определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
- определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);
- выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.
Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.
Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименований заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно- монтажным работам - с указанием объема работ; по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.
Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях. Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.
По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.
Инвентаризация животных и молодняка животных
Взрослый продуктивный и рабочий скот заносится в описи, в которых указываются: номер животного (бирка, тавро), кличка животного, год рождения, порода, упитанность, живая масса (вес) животного (кроме лошадей, верблюдов, мулов, оленей, по которым масса (вес) не указывается) и первоначальная стоимость. Порода указывается на основании данных бонитировки скота. Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) и особо ценные экземпляры овец и других животных (племенное ядро) включаются в описи индивидуально. Прочие животные основного стада, учитываемые групповым порядком, включаются в описи по возрастным и половым группам с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.
Молодняк крупного рогатого скота, племенных лошадей и рабочего скота включается в описи индивидуально с указанием инвентарных номеров, кличек, пола, масти, породы и т. д.
Животные на откорме, молодняк свиней, овец и коз, птица и другие виды животных, учитываемые в групповом порядке, включаются в описи согласно номенклатуре, принятой в учетных регистрах, и указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе. Описи составляются по видам животных отдельно по фермам, цехам, отделениям, бригадам в разрезе учетных групп и материально ответственных лиц .
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности
Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 40 и сообщенным письмом Банка России от4 октября 1993 г. N 18.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризаций денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т. п.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.
Инвентаризация расчетов
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами;
Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного 8 установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм; недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.
В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и парчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно -материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.
Документирование ревизии (проверки)
Проведение проверки должно сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражением полученной информации в рабочей документации проверяющих. В качестве рабочих документов могут быть использованы:
а) планы и программы проверки;
б) описания контрольных процедур использованных в ходе проверки и их результатов;
в) объяснения, пояснения и заявления должностных лиц проверяемой организации;
г) копии, в том числе фотокопии, документов проверяемой организации;
д) описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета проверяемой организации;
е) аналитические расчеты и документы;
ж) другие документы.
Рабочие документы могут быть созданы проверяющими лицами либо получены от должностных лиц проверяемой организации или организации, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц и являются доказательством выполнения соответствующих пунктов общего плана, программы и результатов проверки.
Состав, количество и содержание необходимых рабочих документов определяются аудиторской организацией исходя из характера проводимой проверки; характера и сложности деятельности проверяемого объекта; состояния бухгалтерского учета и надежности системы его внутреннего контроля; необходимого уровня руководства и контроля за работой проверяющих лиц.
Формы, порядок создания, получения, проверки, обработки, передачи в архив, хранения рабочей документации устанавливается контролирующей организацией или органом, назначающим проведение проверки, если иное не установлено законодательством.
Рабочие документы, созданные или полученные в ходе проверки, должны содержать все сведения, необходимые и достаточные для:
а) планирования проверки;
б) подтверждения того, что проверка проведена в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность объекта и вопросов проверки;
в) осуществления контроля за организацией и ходом проверки;
г) составления итогового документа по результатам проверки.
Рабочие документы, созданные и полученные входе проверки, должны содержать:
а) информацию о планировании проверки;
б) информацию о характере, времени проведения и объеме выполненных контрольных процедур;
в) выводы, сделанные на основе полученных в ходе проверки сведений.
Все существенные моменты, отмеченные в ходе проверки, вместе с выводами по ним, подлежат отражению в рабочих документах. Рабочие документы должны быть оформлены аккуратно, содержать полную и подробную информацию, с тем чтобы после ознакомления с ними можно получить общее представление о проведенной проверке, а сведения, включенные в рабочие документы, должны быть изложены ясно и выражены однозначно.
Составление итогового документа по результатам ревизии (проверки)
Итоговый документ о результатах проведенной проверки или ревизии (акт), должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений, законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, выявленных в процессе ревизии (проверки), или указание на отсутствие таковых, а также выводы, рекомендации и предложения, проверяющих по устранению выявленных нарушений законодательства, порядка и правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, других недостатков и замечаний ревизионной комиссии.
В акте ревизии (проверки), составленном на бумажном носителе и имеющем сквозную нумерацию страниц, подлежат отражению все выявленные в процессе ревизии (проверки) факты нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; финансовое состояние организации; факторы, условия и финансово - хозяйственные операции (сделки), оказавшие отрицательное воздействие на результаты деятельности либо нанесшие ущерб организации или государству и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам ревизии (проверки).
В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание должно приводиться полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту.
Подлинник акта ревизии (проверки) должен составляться не менее чем в двух экземплярах, один из которых остается у контролирующей организации, другой - передается руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) исполнительного органа проверяемой организации. Акт ревизии (проверки) должен состоять из трех частей; вводной, описательной и итоговой.
Заключение
Одним из наиболее важных участков учета и контроля на предприятии является ревизия финансово-хозяйственной деятельности.
Обычно ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия за год (осуществляемая ревизионной комиссией) имеет основной целью либо подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общему собранию участников предприятия, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, либо выявление нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации.
Ревизии исследуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий и предпринимателей с целью выявления отрицательных явлений, их ликвидации и избежания в будущем. Ревизии активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушений законодательства и нормативных актов, оказывают содействие возмещению причиненных конкретными лицами убытков. Это определяет актуальность темы.
Задачи ревизии - установить законность, достоверность, экономическую целесообразность совершенных финансово-хозяйственных операций.
Для ревизии важно выявить и установить: контроль за соблюдением государственной дисциплины; правильность использования государственных средств; сохранность денежных средств и материальных ценностей; правильность ведения бухгалтерского учета; выявить факты бесхозяйственности, расточительства, хищений; установить виновных для возмещения вреда государству.
Контрольная работа была выполнена, основываясь на конкретных примерах, с изучением принципов и методов ревизии. В данной контрольной работе были рассмотрены вопросы:
- подготовка к проведению ревизии (проверки);
- планирование ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации;
- оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации в ходе ревизии;
- порядок проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации.
Список использованной литературы