Контрольная работа
"Типология характеров"


Таблица 1

Классификация типологий характера

Автор

1

2

3

Гиппократ, Гален

меланхолик

флегматик

холерик

сангвиник

И.П. Павлов

Слабый

Сильный, уравновешенный, инертный

Сильный, неуравновешенный

Сильный, уравновешенный, подвижный

К.Хорни

От людей

Против людей

К людям

Л.Собчик

интровертированный

сенситивный

тревожный

ригидный

агрессивный

спонтанный

экстравертный

эмотивный

Н.Мак-Вильямс, К.Наранхо, Ю.Попов, В.Вид

шизоидный

нарциссический

параноидный

обсесивно-компульсивный

психопатический

истерический

маниакально-депрессивный

мазохистский

А.Кроник, Р.Ахмеров

Аскетизм, минимизация потребностей, самоограничение

Созерцание, минимизация сложностей, познание мира

Деятельность, максимизация способностей, самосовершенствование

Гедонизм, максимизация полезности, пользование миром



Что Вы посещаете?

В качестве одной из моделей характера и его диагностики можно использовать теорию, предложенную Н. Мак-Вильямс.

Сущность структуры характера Мак-Вильямс определяет на основе использования двух измерений: 1) оценки уровня развития личностной организации (фиксации, по Фрейду), которая отражает уровень индивидуации личности или степень патологии. Мак-Вильямс рассматривает развитие на четырех уровнях: психотическом, пограничном, невротическом и нормальном; и 2) диагностики защитного стиля личности или типа характера (например, параноидный, шизоидный, депрессивный и проч.). Модель Мак-Вильямс возникла уже после того, как обыденная психология перестала смотреть на проблему характера крайне упрощенно. Но это произошло не сразу, а до этого момента в обыденном сознании и даже в науке бытовало мнение, согласно которому люди делятся на две большие категории: больные ("психи") и здоровые ("не психи"). В строгом смысле слова такой подход практически вообще не нуждался в проведении дифференциального диагноза.

В связи с этим, в диагностике долгое время использовалась стандартная схема оценки состояния пациента, которая вполне удовлетворяла психиатров и психотерапевтов. Согласно этой схеме, людей, которые более или менее согласны с другими относительно того, что представляет собой реальность, можно отнести к группе здоровых, или нормальных. Тех же, кто уклоняются от ответа на этот вопрос, либо дает разрозненные противоречивые сведения о реальности, следует отнести к группе больных. Обычно люди с истерическими состояниями, фобиями, обсессиями, компульсиями, маниакальными или депрессивными тенденциями рассматривались как пациенты, имеющие определенные психологические трудности. Люди с галлюцинациями, иллюзиями и нарушениями мышления считались больными. Асоциальные пациенты квалифицировались как морально безумные.

До появления в середине ХХ в. категории "пограничный", аналитики проводили различия между невротическим и психотическим уровнями патологии, не используя промежуточных форм нарушения личности. Невротик характеризовался полным пониманием реальности, считая, что проблемы, которые он имеет, во многом являются его собственными трудностями. Его базовой особенностью являются чересчур механические и негибкие психологические защиты. Н. Мак-Вильямс метафорически сравнивает невротика с кипящим горшком с плотно закрытой крышкой. Психотик характеризуется потерей контакта с реальностью и слишком слабыми защитами. Если невротик полагает, что проблема кроется в нем самом, то психотик не сомневается в том, что что-то произошло с миром, и угроза идет от него. Продолжив метафорическое сравнение, можно сказать, что психотик подобен бурлящему горшку с плохо закрытой крышкой, поэтому, чтобы облегчить его мучения, нужно прикрыть крышку и убавить огонь.

Мак-Вильямс утверждает, что психотический, пограничный и невротический - это уровни развития личности, которые соотносятся со стадиями развития по Э. Эриксону. Так, психотики - это люди, имеющие проблемы первой стадии развития по Эриксону, т.е. проблему доверия или недоверия, пограничные личности фиксированы на проблеме сепарации/индивидуации, а невротики - на более глубоких уровнях идентификации, связанных с переживанием чувства вины или инициативы. Различия между тремя уровнями развития личности можно провести, используя определенную стандартизованную процедуру опроса пациентов.

Что Вы посещаете?

Она состоит в выяснении следующих вопросов:

  1. предпочитаемые защиты;
  2. уровень интеграции идентичности;
  3. адекватность тестирования реальности и способность наблюдать свою патологию;
  4. природа основных конфликтов;
  5. особенности переноса и контрпереноса.
Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?