Оглавление
Список использованных источников
Московская область расположена в центре европейской части России в бассейнах рек Волги, Оки, Клязьмы, Москвы.
Площадь территории 45,8 тысячи квадратных километров. Численность населения 7,08 миллиона человек (в том числе городское население – 5,67 миллиона человек).
Московская область занимает выгодное географическое положение. На севере и северо-западе она граничит с Тверской областью, на западе – со Смоленской областью, на северо-востоке – с Ярославской областью, на востоке – с Владимирской областью, на юго-востоке – с Рязанской областью, на юге – с Тульской областью, на юго-западе – с Калужской областью. Отличительной особенностью Московской области является наличие в границах ее территории города Москвы – столицы Российской Федерации.
Через Московскую область проходят и обслуживаются ею практически все основные транспортные перевозки России, обеспечивающие связь субъектов Российской Федерации со столицей России, а также с ближним и дальним зарубежьем.
Московская область - один из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации.
По численности проживающего на его территории населения Московская область занимает второе место среди регионов России.
В 90-е годы Московская область столкнулась с теми же проблемами, что и Российская Федерация в целом: падение объемов производства во всех отраслях экономики и значительное снижение уровня жизни населения.
Благодаря совместным и целенаправленным действиям законодательных и исполнительных органов государственной власти Московской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области удалось консолидировать усилия государственных и негосударственных структур по выведению Московской области из кризисного состояния, стимулировать рост экономики и вывести Московскую область на ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации.
С 2000 года начался устойчивый рост показателей социально-экономического развития Московской области.
По объему валового регионального продукта (далее - ВРП) Московская область занимает 2 место в Центральном федеральном округе и 3 место в Российской Федерации, уступая лишь г. Москве и Тюменской области.
По производству ВРП на душу населения Московская область поднялась среди регионов России с 24 места в 2008 году на 15 место в 2013 году.
В настоящее время наиболее значимое влияние на рост ВРП оказывают обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, транспорт и связь, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Вместе с тем, факторами, тормозящими развитие экономики Московской области в 2009-2013 годах, являлись:
- рост количества убыточных организаций;
- дисбаланс оплаты труда по видам экономической деятельности;
- недостаточная восприимчивость организаций к использованию передовых технологий.
За 2009-2013 годы доля убыточных крупных и средних организаций Московской области выросла с 23,6 процента в 2009 году до 24,8 процента в 2013 году.
Фактором, сдерживающим инвестиции инновационного и трудозамещающего характера, а также ограничивающим возможности личного потребления и, как следствие, стабильного роста совокупного спроса в региональной экономике является резкая дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности, в особенности по видам экономической деятельности, имеющими значительную долю в экономике региона.
Так, разница в оплате труда по видам экономической деятельности при средней заработной плате работников в декабре 2013 года в Московской области – 32 175,6 тысячи рублей, составила от 16 712,9 тысячи рублей в текстильном и швейном производстве до 75 159,4 тысячи рублей в финансовой деятельности.
Наибольший удельный вес в поступлении платежей в бюджетную систему в общем объеме поступлений занимают:
- обрабатывающие производства (24,7 процента), в первую очередь производство пищевых продуктов, включая напитки (9,9 процента);
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (17,9 процента);
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (14,3 процента);
- транспорт и связь (10,3 процента);
- строительство (6,1 процента);
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды (6,0 процента).
Указанные виды деятельности также имеют наибольшие значения поступивших налоговых платежей в бюджетную систему на одного работающего и являются значимыми источниками доходной части бюджета Московской области.
В обрабатывающих производствах за период 2009-2013 годов положительную динамику в росте оборота и поступлений платежей в бюджетную систему Российской Федерации сохранили: производство пищевых продуктов, включая напитки; производство машин и оборудования; целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность; химическое производство; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.
Планируется реализация на территории Московской области крупных инвестиционных проектов по созданию промышленных округов, логистических парков, кластеров различного типа в сферах транспорта и связи, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, строительства, химического производства, розничной торговли, гостиничного и туристического бизнеса.
Значимость для региональной экономики таких видов деятельности, как обрабатывающие производства; оптовая и розничная торговля; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; транспорт и связь; строительство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды в последующие годы сохранится.
Перспективными направлениями развития экономики Московской области являются такие виды деятельности, как производство машин и оборудования; производство пищевых продуктов; научные исследования и разработки, а также развитие въездного и внутреннего туризма в Московской области.
Использование природно-климатических ресурсов и исторических достопримечательностей для развития въездного и внутреннего туризма позволит дополнительно получить валовую добавленную стоимость по видам деятельности связанным с туристическим обслуживанием, таких как: гостиницы и рестораны, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, транспорт и связь, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, розничная торговля, деятельность туристических агентств, деятельность по организации отдыха и развлечений.
Вместе с тем, необходимым для экономики Московской области является развитие видов экономической деятельности, снизивших в настоящее время темпы развития, но при этом имеющих значительную долю поступлений платежей в бюджетную систему Российской Федерации, таких как: производство прочих неметаллических минеральных продуктов (6,5 процента в общем объеме поступлений в обрабатывающие производства) и электрооборудования, электронного и оптического оборудования (6,4 процента).
Реструктуризация хозяйственного комплекса области позволит уменьшить его зависимость от меняющейся конъюнктуры рынка, снизить долю убыточных организаций и дифференциацию оплаты труда по отдельным видам экономической деятельности, увеличить долю инновационно-ориентированных организаций.
Основой экономики Московской области является промышленное производство.
В структуре ВРП основной вклад в создание валовой добавленной стоимости принадлежит реальному сектору экономики, в том числе промышленности – почти треть.
В Московской области действуют десятки предприятий общероссийского значения, выпускающих конкурентоспособную продукцию. При этом их промышленный потенциал уникально сочетается с мощным научно-техническим комплексом.
Таким образом, в Московской области сосредоточен мощный экономический, финансовый и социальный потенциал, который сформировался благодаря выгодному экономико-географическому положению вблизи столицы Российской Федерации, хорошо развитой транспортной сети, наличию высококвалифицированных трудовых ресурсов и эффективной экономической политике, проводимой Правительством Московской области.
Основные факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность Московской области:
- выгодное географическое положение (через Московскую область проходят и обслуживаются практически все основные транзитные линии России);
- развитая транспортная инфраструктура;
- значительный промышленный, сельскохозяйственный и научно-технический потенциал;
- наличие федерального и областного законодательства, поддерживающего инвестиционную деятельность;
- наличие квалифицированных трудовых ресурсов (высокий профессионализм научно-промышленных кадров и уровень образованности населения);
- благоприятные природно-климатические условия, наличие рекреационных ресурсов.
Инвестиционный климат Московской области в последние годы характеризуется высоким потенциалом и умеренным риском.
По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России за 2012-2013 годы, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА», Московская область занимает 3 место после Москвы и Санк-Петербурга (по итогам предыдущего рейтинга – 2 место после Москвы). Московской области удалось добиться существенного снижения рисков, переместившись с 31 на 26 место.
По объемам вложенных в экономику инвестиций Московская область занимает в Российской Федерации 5 место и 2 место в Центральном федеральном округе.
Московская область занимает первое место в Российской Федерации по вводу жилья, что подтверждает инвестиционную привлекательность Московской области в сфере недвижимости.
В 2012 г. была принята «Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2025 года».
Стратегия социально-экономического развития Московской области (далее – Стратегия) – комплексная система целей развития Московской области как субъекта Российской Федерации с указанием задач и средств их реализации.
Цель разработки Стратегии – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан Московской области, динамичного развития экономики Московской области в долгосрочной перспективе.
Для достижения этой цели в Стратегии решаются следующие задачи:
- оценка достигнутого уровня развития Московской области;
- характеристика целей долгосрочного социально-экономического развития, с учетом основных вызовов предстоящего периода;
- определение целей, целевых индикаторов, приоритетов и основных задач долгосрочной экономической политики в отдельных сферах экономики;
- определение параметров пространственного развития экономики Московской области, целей и задач территориального развития в долгосрочной перспективе.
Стратегией предусмотрено в 2025 г. Московская область будет следующей.
Достижение стратегической цели означает формирование качественно нового «образа будущего» Московской области к концу 2025 года:
- Московская область занимает лидирующие позиции по уровню экономического и социального развития среди субъектов Российской Федерации. Экономическая политика Московской области сфокусирована на развитии высокотехнологичных секторов экономики посредством технологической модернизации производств в целях создания инновационной продукции, производства конкурентоспособной импортозамещающей продукции;
- научно-производственный и образовательный комплекс обеспечивает не только значительный вклад в экономику Московской области, но и подготовку высококвалифицированных кадров, высокий уровень инновационной активности организаций;
- сформирован цивилизованный рынок труда, предусматривающий наличие институционных структур защиты коллективных интересов обеих сторон и государственное посредничество в вопросах социального партнерства, а также участие специальных государственных органов в отношении субъектов рынка работы, призванное обеспечивать паритетность отношений, организацию и регулирование политики занятости с помощью экономических инструментов и правовых норм;
- создана эффективная многоуровневая система социального партнерства в сфере труда;
- Московская область является одной из наиболее привлекательных среди субъектов Российской Федерации территорий для внешних и внутренних инвесторов. Создан мощный региональный сегмент фондового рынка, интегрированный в общероссийскую инфраструктуру фондового рынка;
- Московская область – регион с высокоразвитым агропромышленным комплексом, обеспечивающим потребности жителей Московской области в продовольствии, а также наращивающий вывоз сельскохозяйственной продукции, продуктов питания в прилегающие субъекты Российской Федерации;
- полностью реализована транзитная функция Московской области, созданы современные высококлассные логистические центры, грузообрабатывающие терминалы, обеспечивающие эффективную транспортировку товаров;
- уровень жизни населения – один из самых высоких в Российской Федерации, что делает Московскую область наиболее привлекательным регионом для квалифицированных трудовых ресурсов, как из других субъектов Российской Федерации, так и из стран СНГ и дальнего зарубежья;
- создана мощная социальная инфраструктура, обеспечивающая население доступными и качественными социальными услугами;
- население Московской области ориентируется на сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни;
- у жителей Московской области в сознании сформировались социально-позитивные потребности, интересы и ценностные ориентиры, направленные на духовное и интеллектуальное обогащение;
- созданы условия для самореализации и становления личности молодого человека, его интеграции в общество и формирования как гражданина и патриота;
- преодолена дифференциация муниципальных образований Московской области по уровню обеспеченности населения Московской области объектами социальной инфраструктуры.
Плюсы Стратегии:
Минусы Стратегии:
Выбор эффективной стратегии развития региона обусловлен сочетанием сильных и слабых сторон, характеризующих социально-экономическое положение области.
Эффективная стратегия развития Московской области - это стратегия, реализация которой преумножает внутренний потенциал области и укрепляет его положение на межрегиональном и международном рынке.
В таблице 1 приведены результаты анализа, где определяются сильные и слабые стороны Московской области (внутренние факторы), а также угрозы и возможности, определяемые внешними факторами.
Таблица 1
Сильные и слабые стороны Московской области
Сильные стороны |
Слабые стороны |
выгодное географическое положение; высокоразвитое промышленное производство; близость к ключевым железнодорожному и автомобильному узлам, соединяющим магистральные направления Запад-Восток и Север-Юг, а также наличие на территории области крупных международных аэропортов; высокий инвестиционный потенциал и умеренные риски; наличие валифицированной рабочей силы; развитый научно-производственный комплекс; наличие культурно-исторического наследия. |
относительная зависимость от решений, принимаемых на федеральном уровне (изменения бюджетного, налогового законодательства, отсутствие четкой региональной политики федеральной власти); высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население; сложная демографическая ситуация (естественная убыль населения, старение населения); Преобладание импортных товаров на внутреннем рынке Московской области; высокая степень износа основных производственных фондов; несоответствие темпов развития структуры производства и поддерживающей инфраструктуры; отсутствие сырьевых источников; высокая степень дифференциации муниципальных образований по уровню экономического и социального развития |
Возможности развития |
Возможные угрозы |
высокая инвестиционная привлекательность; наличие инновационного потенциала развития; наличие возможностей для развития туристского бизнеса; наличие свободных рыночных ниш для организации и ведения бизнеса (финансовый рынок (включая рынок потребительских кредитов), фондовый рынок, логистика, торговля, рынок услуг, рекреация и др.); наличие возможностей для реализации частно-государственного партнерства. |
неблагоприятные структурные сдвиги в возрастном составе населения Московской области, ведущие к снижению числа рождений; возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне (изменения налогового законодательства, приводящие к уменьшению доходов бюджета); снижение мотивации к труду в экономике Московской области для жителей региона (отставание средней заработной платы в Московской области от средней заработной платы в Москве: средняя заработная плата в Москве превышает в 1,5 раза среднюю заработную плату в Московской области, рост социальной нагрузки на бюджет и, как следствие, снижение инвестиционных возможностей бюджета; недостаток квалифицированных кадров рабочих профессий; возрастание различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований. |
Таким образом, основными проблемами в развитии региона являются:
- снижение количества трудоспособного населения и уменьшение рождаемости;
- отток рабочих кадров в г.Москву из-за дифференциации заработной платы;
- недостаток квалифицированных кадров рабочих профессий;
- различия в социально-экономическом развитии муниципальных образований.
Приоритетными направлениями демографического развития Московской области являются:
- в области улучшения здоровья и роста продолжительности жизни населения: улучшение медицинского обслуживания населения разных возрастных групп, снижение заболеваемости населения, травматизма на производстве, предупреждение преждевременной и предотвратимой смерти в первую очередь в трудоспособном и детском возрастах, формирование у населения Московской области установок и моделей поведения, способствующих здоровому образу жизни и ужесточение мер, ограничивающих распространение алкоголя и табака, укрепление репродуктивного здоровья;
- в области повышения рождаемости и создания благоприятных условий для жизни населения: формирование идеологии ценности семьи, брака и многодетности; совершенствование системы материальной поддержки семей с детьми; расширение сферы социальных услуг для семей с детьми.
Приоритетные направления развития сферы культуры:
- обеспечение максимальной доступности культурных благ и духовных ценностей для жителей Московской области: создание условий для развития передвижных и нестационарных форм обслуживания населения в сельской местности (библиобусы, автоклубы передвижные киноустановки, открытие библиотечных пунктов, передвижные выставки и так далее), поддержка гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности, формирование единого библиотечно-информационного пространства Московской области путем внедрения современных информационных технологий и развития сети публичных центров доступа к правовой и социально значимой информации на базе муниципальных общедоступных библиотек, формирование единого межмузейного пространства Московской области путем внедрения современных информационных технологий и создания единого банка данных о музейных коллекциях Московской области, внедрение новых форм и методов предоставления услуг в сфере культуры (использование коммуникационных возможностей Интернет, создание сайтов, формирование и предоставление доступа к сводным электронным каталогам, виртуальные выставки и экспозиции, система удаленного доступа документов, единая электронная система продажи кино- и театральных билетов, электронный читательский билет), укрепление материально-технической базы учреждений культуры (капитальный ремонт, техническое переоснащение, комплектование современным компьютерным оборудованием);
- создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала жителей Московской области: создание условий для стимулирования населения Московской области к творческой самореализации путем развития самодеятельных и профессиональных творческих коллективов, любительских объединений по интересам, совершенствование системы дополнительного и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, поддержка одаренных детей и талантливой молодежи, в том числе путем организации участия в общероссийских и международных творческих проектах;
- реализация мероприятий, направленных на сохранение и государственную охрану объектов культурного наследия Московской области: сохранение, реставрация и пополнение библиотечного, музейного и фильмофонда, составление и публикация свода объектов историко-культурного наследия Московской области, в том числе Реестра объектов культурного наследия и Реестра книжных памятников Подмосковья, реализация мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия на территории Московской области, проведение реставрационных работ на объектах культурного наследия на территории Московской области;
Приоритетные направления развития в области социальной защиты населения, повышения уровня жизни и доходов населения Московской области:
- повышение эффективности социальной поддержки малоимущих и социально уязвимых категорий населения, ветеранов, пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан на основе совершенствования механизмов проверки нуждаемости граждан в социальной поддержке;
- совершенствование социальной поддержки малоимущих и многодетных семей, семей, состоящих из пенсионеров, и семей, воспитывающих детей-инвалидов;
- развитие сети государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепление их материально-технической базы;
- повышение доступности и качества социальных услуг на основе внедрения государственных стандартов социального обслуживания и государственного заказа государственным учреждениям социального обслуживания на предоставление социальных услуг;
- совершенствование профилактики семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних;
- повышение качества работы по реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- развитие «безбарьерной среды» для инвалидов и доступности для них объектов социальной инфраструктуры;
- оказание социальной поддержки семьям, предоставляющим родственный уход на дому одиноким пожилым людям и инвалидам;
- проведение мероприятий по социальной реабилитации граждан, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
- развитие платных форм социального обслуживания населения, внедрение новых видов социального обслуживания.
Приоритетные направления развития жилищного строительства:
- обеспечение доступности жилья для средне- и низкодоходных групп населения, формирование сегмента жилья экономического класса, существенное сокращение доли семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- содействие обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
- комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства, предусматривающее их нормативное обеспечение объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
- развитие малоэтажного жилищного строительства, отвечающего требованиям энерго- и ресурсосбережения, а также экологической эффективности;
- содействие развитию строительства в «точках роста»;
- содействие в ликвидации аварийного, ветхого, морально и физически устаревшего жилищного фонда;
- содействие повышению качества и конкурентоспособности, надежности и безопасности жилищного строительства;
- создание условий для развития финансовых механизмов, стимулирующих жилищное строительство, в том числе ипотечного жилищного кредитования;
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства в строительстве, государственно-частного и муниципально-частного партнерства;
- содействие развитию производства строительных материалов, изделий и конструкций с повышенными характеристиками энергосбережения, надежности, экологичности и модернизации базы промышленности строительных материалов.
Приоритетные направления деятельности в области улучшения экологической обстановки:
- снижение вредного влияния техногенных и природных факторов на окружающую среду, обеспечение экологической безопасности в Московской области;
- формирование и обеспечение функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды, атмосферного воздуха, а также государственного мониторинга водных объектов и земель;
- обеспечение рационального использования и развития минерально-сырьевой базы Московской области для удовлетворения текущих и перспективных потребностей промышленного и сельскохозяйственного производства, социального развития и экологической безопасности Московской области;
- сохранение природных комплексов, особо охраняемых природных территорий и природного биологического разнообразия на территории Московской области;
- развитие системы экологического образования населения Московской области, улучшение информированности населения Московской области по вопросам экологии;
- разработка и реализация на территории Московской области экологических проектов, основанных на новейших ресурсосберегающих и экологически чистых технологиях (при условии создания экологического фонда Московской области).
Список использованных источников