СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ
1.1 Понятие и сущность рынка труда
1.2 Структура населения на российском рынке труда
2 ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Динамика безработицы в России
2.2 Особенности государственной политики по регулированию уровня безработицы в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Рынок труда – важнейший элемент рыночной экономики. Это обуславливает важность изучения основных закономерностей его формирования и функционирования. Ситуация в сфере труда в значительной степени определяет социальный климат в обществе. Недаром проблемы занятости и безработицы, развития человеческих ресурсов, трудовых отношений выделяются в развитых странах в качестве государственных приоритетов. Конечно, на состояние сферы труда и занятости влияет не только государство, сколько экономическая коньюнктура, научно – технический прогресс, демографические и миграционные процессы, степень вовлеченности страны в мировое хозяйство.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что на рубеже 21 века действие этих факторов породило в РФ принципиально новые тенденции на рынке труда и занятости.
Объект данной курсовой работы – рынок труда в России.
Предмет – проблемы занятости населения в России.
Цель работы – выяснить особенности рынка труда в России и государственное регулирование проблем занятости населения.
Задачи:
Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещения экономически активного населения относительно рабочих мест по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально– квалификационном разрезах. Он является социально – экономической категорией, включающей в себя исторически сложившейся специфический общественный механизм, реализующий социально – трудовые отношения, которые способствуют соблюдению баланса интересов между трудящимися, предпринимателями и государством.
Современный рынок труда в России формируется в беспрецедентно сложной обстановке – после длительного периода командно- административных методов в экономике и иждивенческого настроя общества, в условиях накапливающихся экономических проблем переходного периода на состояние российского рынка труда влияют социально- экономические процессы, приходящие в стране в последние десятилетие. Просчеты в ходе экономических реформ необратимым образом отразились на демографической ситуации и трудовом потенциале страны. Одной из его составляющих является категория «трудовые ресурсы», к которой относится население страны, находящееся в трудоспособном возрасте, обладающее способностью к трудовой деятельности. В России в соответствии с законодательством к нему относятся мужчины 15-59 лет и женщины 15-54 лет, за исключением неработающих инвалидов детства, труда и войны. К трудовым ресурсам относятся также работающие пенсионеры и работающие подростки от 14 лет. [9, c.329]
Доля трудоспособного населения напрямую зависит от ее пополнения населением моложе трудоспособного возраста, т.е. в значительной степени от демографического процесса, происходящего в стране. За период с 1992 по 2000г население России уменьшилось более чем на 4млн. чел., сократилось и доля молодого населения в общей численности населения страны с 35,2млн. чел. в 1992г. до 29,1 в 2000г. Это чревато неблагоприятными тенденциями в сторону увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население. Определенно положительную роль в смягчении ситуации в сфере труда сыграл приток мигрантов в Россию. В конце 90-х гг. миграционное сальдо было положительным и составило около 130 тысяч чел., причем из стран СНГ – 2/3.
За последнее десятилетие 20в в возрастной структуре населения России произошел рост доли трудоспособного населения с 83,9 до 87,6 млн. чел. в основном за счет его пополнения молодежным населением, родившемся в середине 80-х гг., когда проводилась активная демографическая политика. Однако, учитывая неутешительную динамику в поведение рождаемости и росте смертности, можно ожидать сокращения пополнения группы населения в трудоспособном возрасте. Если в ближайшие 5 лет количество трудоспособных будет еще увеличиваться, то произойдет резкое снижение занятых в экономике. [9, c. 321]
Неблагоприятной тенденцией в структуре населения по возрастным группам является также рост доли населения в старшем возрасте, а именно с 27,6 до 29,9 млн. человек, что свидетельствует о «старении» населения России. По прогнозу Минтруда к 2034г. при сокращении этих негативных тенденций численность занятого населения может быть равна численности пенсионеров, что будет непосильным бременем для экономики страны. Таким образом, набирающая темпы депопуляция в России непосредственно влияет на ухудшение состояния сферы труда и структуры занятости населения.
Анализ региональной структуры населения по возрастным группам показывает что в среднем по РФ доля старших возрастов превышает долю молодых возрастов, однако в 6 районах (Северном, Северо-Кавказском, Уральском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском и Дальневосточном) доля населения моложе трудоспособного возраста сохраняется высокой по сравнению с долей населения старших возрастов. Противоположный процесс характерен для 5 экономических районов (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный и Поволжский) и Калининградская область.
Самая высокая доля трудоспособного населения (64,1%) на Дальнем Востоке, а самая низкая (56,6%) в Центрально-Черноземном и Северо-Кавказском районах. Самая высокая доля молодых возрастов в Восточной Сибири (29,9%) и на Северном Кавказе (29,8%).
Лидеры по доле лиц старших возрастов также 2 района –Центрально-Черноземный (24,8%) и Центральный (24,3%). Таким образом, определенный резерв пополнения трудовых ресурсов в России имеется, их формирование будет зависеть от проводимой социально-экономической политики и будущих законодательных решений.
Для того, что бы оценить современное состояние российского рынка труда, следует рассмотреть его основную категорию - экономически активное население.
Это часть населения, включающая в себя занятых общественно – полезной деятельностью, приносящий доход, и безработных, активно ищущих работу и готовых приступить к ней. Общепринятый в экономической и юридической литературе термин был введен Международной организацией труда (МОТ) и в России стал использоваться с 1993г.
Экономически активное население в РФ в 2000г. составило 71464тыс. чел. (49,1% от общей численности населения страны). За 90-е гг. оно сократилось на 4,5%, что связано с кризисной демографической ситуацией в стране, уменьшением доли лиц в возрасте от 30 до 40 лет. В общей численности экономически активного населения преобладают -37154 тыс. человек.
Характеристику рынка труда дополняют производные показатели экономически активного населения уровень его активности и уровень занятости населения.
Уровень экономической активности населения в определенных возрастных группах представляет собой отношение численности экономически активного населения к общей численности населения соответствующей возрастной группы. За период с 1992 по 2000г. он снизился в группе всего трудоспособного населения на 6,2% и составил 78%. Причем уровень экономической активности мужского населения снизился на 5,9% , а женского - на 6,4%. Однако за последние годы происходит рост уровня экономической активности населения, что напрямую связано с положительной динамикой развития производства и перераспределение зачатого населения по отраслям хозяйства в сторону возрастания доли занятых в сфере услуг.
Анализ изменений на российском рынке труда опирается на оценку перемещения населения между тремя альтернативами состояниями рынка труда (или категориями занятостями): занятости, безработицей и экономической неактивности. В качестве исходной в отечественной статистики используется классификация, занятого и безработного населения, основанная методологии МОТ. [5, c. 26]
К категории занятых относится трудоспособное население в от 16 лет и старше, которые имеют работу, находятся в оплачиваемом или неоплачиваемом отпуске, включая работающих студентов и пенсионеров. В 2000г. занятое в экономике население составило 64465тысяч человек или 90,2% от экономически активной части.
К категории безработных относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям :
- не имели работы (доходного занятия);
- занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявление в печати, не посредственно обращались к администрации предприятий или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела ;
- были готовы приступить к работе ;
- учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
К категории экономически неактивного населения относится все остальное население в возрасте 16лет и старше.
Существенные изменения претерпела полу возрастная структура населения. Возраст оказывает существенное влияние на динамику и интенсивность движения населения по секторам по экономики и категориям занятости. С возрастом отчетливо проявляется тенденция к снижению вероятности оказаться в составе безработных. Для представителей старших возрастных групп характерно наиболее низкая вероятность потере работы по всем формам занятости. Однако им присущи не только относительно стабильная занятость, но и довольно длительные периоды безработицы. После потере работы такими лицами шанс ее найти у них значительно ниже, чем у представителей более молодого поколения.
Наиболее высокая вероятность выбытия из состава экономически активного населения наблюдается среди представителей крайних возрастных групп: для людей старшее 55 лет это связано с выходом на пенсию, а для молодых людей от 16 до 24 лет – с инвестициями в образовании.
По данным исследований Госкомстата РФ уровень занятости пожилых людей в возрасте 60-72 года-3,6%. При этом уровень занятости как среди женщин, так и среди мужчин в возрасте 55-59лет за 90-е гг.снизился на 1%.
Довольно сильная текучесть занятости в самой молодой категории рабочей силы 16-24лет. С одной стороны, у молодых людей наиболее высока вероятность быть уволенными, с другой - они имеют неплохие шансы найти работу. Это свидетельствует о частой смене мест работы, что приводит к более высокому среднему уровню безработицы.
Преимущественно «женскими» отраслями в России традиционно считаются: здравоохранение и социальное обеспечение (81% занятых -женщины); образование (79%);культура и искусство (69%);торговля и общественное питание (62%);наука и научные обслуживания (50%). Большинство отраслей с высокой долей женской занятости, хотя и относится к сфере высококвалифицированного труда, и характеризуется низким уровнем его оплаты. Несколько выше оплата женского труда в торговле и в финансово-кредитной сфере. Однако из названных отраслей женщины стали активно вытесняться мужчинами.
Еще один важный фактор, оказывающий влияние на динамику российского рынка труда – уровень образования. С одной стороны, по всем секторам экономике с повышением уровня образования снижается риск потеря работы, с другой стороны в случае ее потери образование может как помочь индивиду найти работу, так и препятствовать быстрому трудоустройству. С повышением уровня образования возрастают требования работников к условиям труда и его оплаты, более высоко ценится духовный уровень отдачи затраченного труда и в результате период поисков подходящей работы становится более продолжительным.
В общей структуре занятых в экономике по уровню образования за 90-е гг. наиболее существенно выросла доля лиц с высшим образованием – на 4,6%.
Если рассматривать структуру занятых в экономике по уровню образования, то можно отметить следующие тенденции: максимальная доля лиц с высшим образованием приходится на науку и научное обслуживание (58,3%), затем на образование, культуру и искусство (41,8%) и сферу финансирования, кредитования, страхования (40,6%). Однако эта категория граждан составляет 10,8% от всех занятых в экономике и уступает группе занятых, имеющих среднее (полное)- 42,0% и средне профессиональное образование 27%. Доля занятых имеющих среднее общее образование лидирует в сельском и лесном хозяйстве (45%), на транспорте и связи (40,9%), в ЖКХ (40,2%), промышленности (39,2%) и строительстве (38,8%). Занятые со средним профессиональным образованием лидирует в отраслях здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения (47,4%), а также в торговле (38,6%) и банковской сфере и страховании (38,4%). Наибольшее количество занятых, не имеющих основного общего образования (6,5%) приходится на сельское и лесное хозяйство.
Одной из особенностей рынка труда в России является связь между уровнем безработицы и отраслевой структурой занятости в промышленности. В целом официально регистрируемая безработица имеет тяготение к ареалам сосредоточения легкой промышленности, а также машиностроение и металлообработки, ее уровень ниже в регионах с развитой черной и цветной металлургией.
Было подмечено уменьшение занятости в сфере материального производства. Это обусловлено следующими причинами: сокращением объемов производства в связи с кризисом российской экономике 1998 года, общемировой тенденцией к увеличению удельного веса непроизводственной сферы, в первую очередь сферы услуг.
Таким образом, процесс структурных преобразований в занятости экономически активного населения в России еще не закончен, однако число работающих в материальном производстве уже заметно меньше, чем в непроизводственной сфере.
Важные макроэкономические изменения произошли в структуре безработицы. При выработке государственной политике занятости в России основным ориентиром служит показатель регистрируемой, или официальной, безработицы, существенно преуменьшающей ее реальные масштабы.
К началу 21 века он составил 1,4% от экономически активного населения.
Численность не имеющих работу, но активно ищущих ее, в соответствии с методологией МОТ классифицируемых как безработные, уменьшилось за 2003 год с 8,7 до 7,4 миллион человек . В течении 2003 года численность безработных, зарегистрированных в органах службой занятости, сократилось с 1,2 до 1,0 миллион человек.
Таким образом, можно констатировать наметившиеся положительные тенденции в решении проблемы занятости. Однако с другой стороны, происходит обострение проблемы безработицы в современной России, которое выражается в:
- усилении ее региональной дифференциации;
- углублении очаговой безработицы;
- увеличении продолжительности безработицы;
-расширении масштабов скрытой безработицы и снижении эффективности системы государственной помощи безработным.
Современная ситуация на рынке труда России существенно отличается от той, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время, по данным Госкомстата, которые не отражают реального положения дел, более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут; почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных.
В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.
Региональная дифференциация остроты безработицы с первых же месяцев регистрации оказалась весьма значительной. К концу 2001 г. самый высокий и самый низкий региональные уровни безработицы отличались более чем в 10 раз, но за прошедший период указанное различие возросло еще почти в 5 раз. В середине 2005 г. самый высокий уровень безработицы был зарегистрирован в Ингушетии (20,2 %), а самый низкий в Москве (0,4%).
Аналогичная картина наблюдалась и по напряженности на рынке труда. Самая высокая напряженность в середине 2005 г. отмечалась в Ингушетии (321 человек на одно вакантное место), а самая низкая в Москве, где на двух безработных приходилось три вакантных рабочих места.
Самый большой прирост количества безработных (и уровня безработицы) за первое полугодие 2005 г. наблюдалось также в Ингушетии - 2,5 раза. При этом в некоторых регионах отмечено некоторое снижение количества безработных (и уровня безработицы): Орловская, Курская, Магаданская области, Республика Адыгея. В Москве за первое полугодие 2005 года численность безработицы и уровень безработицы практически не изменились.
Вынужденная неполная занятость наиболее остра во Владимирской, Ульяновской, Ивановской областях - более 15% (т.е. в два раза больше среднероссийского показателя по данным Госкомстата) занятых находились в первом полугодии 2005 г. в административных отпусках или вынужденно работали неполное рабочее время. Минимальна вынужденная неполная занятость в некоторых северных ресурсодобывающих регионах: Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. В этих регионах ею охвачено менее 0,7% занятых (т.е. в 10 раз меньше чем в среднем по России).
Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.
Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах как правило невелики (например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами (например, в Татарии). В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране
В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.
Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО. В эту же группу, по всей видимости, входит и Чеченская республика, данные по которой Федеральной службой занятости не собираются. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более 10% - максимальный показатель по России).
Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднероссийские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области, где доля находящихся в административных отпусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 15% соответственно.
Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.
Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со среднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. С вязано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, из Белоруссии, Закавказья.
Итак, в России острая безработица имеется в регионах двух типов.
Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев ( Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.
Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х. К этому типу относятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл.
Важен также вопрос сельской безработицы в России. В прогнозах начала 90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала промышленности, сформировавшейся за советский период (гигантские предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах. Так, в Ханты-Мансийском АО, в Томской области и др. уровень сельской безработицы в 2 раза превышает городской показатель (на конец 2005 г.). Повышенной сельской безработицей отличаются также депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городские поселения (Ивановская, Владимирская и др. области).
Итак, развитие безработицы в России на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем в 2 раза) уровень безработицы с учетом незарегистрированных безработных не превышает 10%. При этом уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Существенными оказались и социальные причины (потоки беженцев и вынужденных переселенцев, высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях, незначительный - в других).
Наблюдается рост длительности безработицы. [7, c. 249]
Как уже говорилось выше, сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5 раз. Некоторые российские экономисты-аналитики видят в сознательном занижении уровня официальной безработицы причины финансового характера, так как Государственный фонд занятости способен сегодня обеспечить финансирование региональных программ занятости только при уровне безработицы не более 3%.
В отчете Госкомстата за 2006 г. сообщается, что официальный статус безработного имеют 2,5 млн. человек, то есть 3,4% экономически активного населения. Такие цифры явно не соответствуют картине спада производства, а только подтверждают, что фактическую ситуацию на рынке труда определяет скрытая безработица.
Международная организация труда (МОТ) провела исследование, показавшее, что уровень безработных в РФ значительно выше официально признанного. Директор МОТ Гай Стандинг, составлявший отчет по результатам исследования, заявил, что российские источники “самым бесчеловечным образом” скрывают истинное положение вещей. По данным МОТ безработица в России в 2006 г. составила 9,5% (16,72 млн. чел.). Причина такого расхождения данных Госкомстата и МОТ в том, что людям не выгодно регистрироваться в качестве безработных (с уходом с номинальной работы человек лишается льгот), а предприятия стараются держать “мертвые души” чтобы сократить налоги.
В отчете МОТ также отмечается неуклонное снижение общего количества рабочих мест с 1980 г. при том, что трудоспособное население выросло. С 2000 по 2005 гг. количество рабочих мест уменьшилось на 8,2 млн.
Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его стагнации и, как следствие, безработице.
В 2004 - 2005 гг. дифференциация доходов продолжала расти. При сохранении этой тенденции мы уже через два года догоним латиноамериканские страны по глубине расслоения общества по доходам.
Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в России проходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономической сфере демографические являются самыми точными в силу того, что демография как наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полную информацию. Так, Центр экономической конъюнктуры правительства РФ и Госкомстат подготовили прогноз численности населения нашей страны. Население России будет продолжать уменьшаться несмотря на ощутимый миграционный прирост, уровень которого зависит от экономико-политической ситуации в СНГ и обеспечения прав русскоязычного населения. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 25,1 млн. человек в 2003 году до 21,4 млн. человек в 2005 году (с 23,7% до 15,4%).
Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.
Одним из самых эффективных направлений в активной политике на рынке труда является целенаправленное воздействие на развитие важнейшего института рынка труда - специализированной общенациональной службы занятости. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда, во-первых, обеспечивающей сокращение времени поиска вакансий безработными и работников предпринимателями, а во-вторых, способствующей найму работодателями работников, наиболее соответствующих их требованиям, и позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы.
Кроме того, к задачам службы занятости относится: профессиональное консультирование ищущих работу и обучение безработных новым специальностям; квотирование рабочих мест для инвалидов, молодежи, демобилизованных военнослужащих и других групп безработных граждан, нуждающихся в социальной защите; территориальное перераспределение рабочей силы; поддержка рабочих мест для содействия занятости граждан, которые не могут быть трудоустроены обычным путем (многодетных и одиноких родителей, беженцев и т.д.); содействие предпринимательству и самозанятости безработных; поддержание доходов безработных граждан и членов их семей; осуществление компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений.
Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости соответствуют международной практике. Так, по Закону о занятости населения в РФ «государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве» (ст. 12 п. 1), безработным предостставляется возможность бесплатного обучения (при необходимости) новой профессии с выплатой стипендии, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, осуществляется политика поддержания доходов безработных граждан. Служба занятости информирует обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывает содействие гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников (ст. 9 п. 1, ст. 15 пл. 1, ст. 26 п. 3). Служба занятости гарантирует работодателям поддержку у программ по сохранению и созданию рабочих мест для молодежи, инвалидов, одиноких и многодетных родителей и т.п. Как и бюро по трудоустройству в промышленно развитых странах, российские органы службы у занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства. [2, c. 112]
В настоящее время в России функционируют около 2,5 тысяч центров занятости, и есть в каждом городе и районе, подготовлены квалифицированные кадры (около 40 тыс. человек), отработана технология обслуживания клиентов, определены тенденции развития и потребности Рынка труда, налажено информирование безработных граждан и работодателей и о деятельности службы занятости. В 1991—2005 гг. при содействии службы занятости нашли работу 6 млн россиян.
Любой человек, безработный или желающий сменить свое рабочее место, может обратиться в службу занятости, заполнив регистрационный лист, и далее работники службы проводят первоначальный отбор сравнивaя запросы работодателя и регистрационные листы. Служба занятости предоставляет также ряд других услуг, которые помогают безработным быстрее находить рабочие места. Это, к примеру, клубы ищущих работу, курсы «Новый старт», ярмарки вакансий, специальные молодежные и женские биржи труда. Эти направления работы оказались самыми эффективными и популярными видами услуг российской службы занятости. Это организационные формы, которые позволяют безработным обрести уверенность в себе, научиться определять возможность трудоустройства, готовить документы, требуемые работодателям, и в целом повысить свою привлекательность для работодателей.
Общенациональные службы занятости регулируют определенный сегмент рынка труда. Обобщение практики развитых стран показывает, что относительно небольшая часть вакансий заполняется с их помощью, причем это преимущественно рабочие места низкой и средней квалификации. К примеру, в Швеции около 35% ищущих работу вступают в контакт со службой занятости, во Франции — около 15%, а в США — около 5%. Подсчитано, что большинство ищущих работу (более 50%) получают информацию о рабочих местах от друзей или родных.
Профессиональная подготовка и переподготовка считается главным направлением в активной политике на рынке труда, так как перспектива быть занятым в современном мире, характеризующемся быстрыми переменами и структурными преобразованиями, жестко связана с вложениями в человеческий капитал — получением высококачественного образования и современной профессии, которые выступают гарантией от безработицы. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что уровень безработицы, характерный для работников высокой квалификации, в 4—7 раз меньше, чем у неквалифицированных работников.
Поэтому практически во всех странах мира практикуется разработка разнообразных программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения. При этом они ориентированы в первую очередь, на тех, чья прежняя профессия не отвечает структурным преобразованиям в экономике и новой профессиональной структуре рабочих мест, а также на слабозащищенные группы населения (молодежь, не имеющую пока необходимой профессиональной подготовки; женщин, решивших вернуться на рынок рабочей силы; инвалидов, нуждающихся в профессиональной ориентации и др.). Чаще всего кандидатов для прохождения обучения выявляет государственная служба занятости.
Программы профессиональной подготовки и переподготовки разрабатываются и осуществляются при участии государства, предпринимателей, профсоюзов. Непосредственным организатором этих программ чаще всего является государственная служба занятости, которая организует учебный процесс в специально развернутой сети центров и учебных курсов, а также по договорам с учебными заведениями или предприятиями; предоставляет стипендии обучающимся. Например, в 2005 г. в целях увеличения конкурентоспособности незанятых граждан России служба занятости направила на обучение 317 тыс. человек, в том числе 307 тыс. безработных.
Служба занятости, представляя интересы государства, стимулирует обучение и переобучение безработных через выплату им пособий в форме вложения средств в ту профессиональную подготовку, которую они выберут. Государство стимулирует и предпринимателя через снятие налогов на средства предприятий, направляемые на обучение персонала.
Самостоятельная занятость и система поддержки малого бизнеса. В настоящее время в рамках деятельности по реализации активной политики на рынке труда все более важное значение приобретают программы содействия развитию самостоятельной занятости, обучению предпринимательским навыкам и созданию малого бизнеса. Это направление политики на рынке труда призвано решать важнейшую социальную задачу для России — формирование нового трудового мировоззрения, нового типа трудовой социализации.
Безработные, желающие открыть собственное дело, подают заявление в службу занятости об участии в конкурсе проектов с необходимым обоснованием (бизнес-планом), где его рассматривают специалисты и готовят свое заключение. Если просьба удовлетворяется, то в качестве стартового капитала для нового предпринимателя служит вся сумма пособия по безработице, причитающаяся ему за определенный срок и выплачивающаяся единовременно.
Известно, что только 3—5% людей имеют склонности и способности к открытию и ведению своего дела. Исходя из этого, функцией службы занятости является отбор из числа обратившихся в нее тех, кто может создать свою фирму. Другой важнейшей задачей службы занятости является обучение желающих заниматься самостоятельной трудовой деятельностью с целью приобретения ими основных деловых навыков (основы ценообразования, бухгалтерского учета, планирования и т.д.). Задача службы занятости — разъяснить предпринимателю, что означает самостоятельная занятость (например, значительное сокращение социальных благ, увеличение продолжительности рабочего времени, высокая степень риска, вероятность разорения, несовершенство российского законодательства и т.д.).
Поддержка нового предпринимателя включает в себя также: предоставление консультационных услуг, льготных кредитов, помощь в обеспечении производственными помещениями, сырьем, налаживание связей с поставщиками и сбыт готовой продукции. [8, c. 312]
В России формирование мелкого производства на основе самозанятости и предпринимательской инициативы имеет широкие перспективы. В настоящее время уже около 15% занятых работают на малых предприятиях всех форм собственности. Такие явления, как приватизация, сокращение размеров предприятий в связи с обострением конкуренции и переходом от массового производства к гибкой специализации, а также начинающийся в России процесс структурной перестройки, могут привести, как считают специалисты, к тому, что в России, как и в других странах с переходной экономикой, доля новых рабочих мест, создаваемых на крупных фирмах, будет меньше, чем на малых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из данной курсовой работы можно сделать вывод, что рынок труда – это совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение экономически активного населения относительно рабочих мест по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально – квалификационном разрезах.
Современный рынок труда в России формируется в беспрецедентно сложной обстановки, что сказывается на сфере занятости населения и экономике в целом.
Основные направления государственной политики на рынке труда в среднесрочной перспективе будут реализовываться в рамках Федеральной целевой программы содействия занятости населения РФ, которая, в частности, предусматривает:
- осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождений работников, широкого информирования о потребности работодателя в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки;
- дальнейшее развитие повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения;
- создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложение, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;
- проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных и повышение адресности предоставления пособий по безработицы;
- стимулирование создания благоприятных условий для малого и индивидуального предпринимательства, развитие системы микрокредитования малых предприятий и др.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК