avtor@help-stud.ru

Курсовая работа по экономической теории "Рынок труда в России"


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

1.1 Понятие и сущность рынка труда

1.2 Структура населения на российском рынке труда

2 ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 Динамика безработицы в России

2.2 Особенности государственной политики по регулированию уровня безработицы в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда – важнейший элемент рыночной экономики. Это обуславливает важность изучения основных закономерностей его формирования и функционирования. Ситуация в сфере труда в значительной степени определяет социальный климат в обществе. Недаром проблемы занятости и безработицы, развития человеческих ресурсов, трудовых отношений выделяются в развитых странах в качестве государственных приоритетов. Конечно, на состояние сферы труда и занятости влияет не только государство, сколько экономическая коньюнктура, научно – технический прогресс, демографические и миграционные процессы, степень вовлеченности страны в мировое хозяйство.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что на рубеже 21 века действие этих факторов породило в РФ принципиально новые тенденции на рынке труда и занятости.

Объект данной курсовой работы – рынок труда в России.

Предмет – проблемы занятости населения в России.

Цель работы – выяснить особенности рынка труда в России и государственное регулирование проблем занятости населения.

Задачи:

  1. Изучить понятие и сущность рынка труда.
  2. Рассмотреть структуру населения на российском рынке труда.
  3. Выяснить динамику безработицы в России.
  4. Проанализировать методы государственного регулирования проблем занятости населения.

1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

1.1 Понятие и сущность рынка труда

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещения экономически активного населения относительно рабочих мест по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально– квалификационном разрезах. Он является социально – экономической категорией, включающей в себя исторически сложившейся специфический общественный механизм, реализующий социально – трудовые отношения, которые способствуют соблюдению баланса интересов между трудящимися, предпринимателями и государством.

Современный рынок труда в России формируется в беспрецедентно сложной обстановке – после длительного периода командно- административных методов в экономике и иждивенческого настроя общества, в условиях накапливающихся экономических проблем переходного периода на состояние российского рынка труда влияют социально- экономические процессы, приходящие в стране в последние десятилетие. Просчеты в ходе экономических реформ необратимым образом отразились на демографической ситуации и трудовом потенциале страны. Одной из его составляющих является категория «трудовые ресурсы», к которой относится население страны, находящееся в трудоспособном возрасте, обладающее способностью к трудовой деятельности. В России в соответствии с законодательством к нему относятся мужчины 15-59 лет и женщины 15-54 лет, за исключением неработающих инвалидов детства, труда и войны. К трудовым ресурсам относятся также работающие пенсионеры и работающие подростки от 14 лет. [9, c.329]

Доля трудоспособного населения напрямую зависит от ее пополнения населением моложе трудоспособного возраста, т.е. в значительной степени от демографического процесса, происходящего в стране. За период с 1992 по 2000г население России уменьшилось более чем на 4млн. чел., сократилось и доля молодого населения в общей численности населения страны с 35,2млн. чел. в 1992г. до 29,1 в 2000г. Это чревато неблагоприятными тенденциями в сторону увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население. Определенно положительную роль в смягчении ситуации в сфере труда сыграл приток мигрантов в Россию. В конце 90-х гг. миграционное сальдо было положительным и составило около 130 тысяч чел., причем из стран СНГ – 2/3.

За последнее десятилетие 20в в возрастной структуре населения России произошел рост доли трудоспособного населения с 83,9 до 87,6 млн. чел. в основном за счет его пополнения молодежным населением, родившемся в середине 80-х гг., когда проводилась активная демографическая политика. Однако, учитывая неутешительную динамику в поведение рождаемости и росте смертности, можно ожидать сокращения пополнения группы населения в трудоспособном возрасте. Если в ближайшие 5 лет количество трудоспособных будет еще увеличиваться, то произойдет резкое снижение занятых в экономике. [9, c. 321]

Неблагоприятной тенденцией в структуре населения по возрастным группам является также рост доли населения в старшем возрасте, а именно с 27,6 до 29,9 млн. человек, что свидетельствует о «старении» населения России. По прогнозу Минтруда к 2034г. при сокращении этих негативных тенденций численность занятого населения может быть равна численности пенсионеров, что будет непосильным бременем для экономики страны. Таким образом, набирающая темпы депопуляция в России непосредственно влияет на ухудшение состояния сферы труда и структуры занятости населения.

Анализ региональной структуры населения по возрастным группам показывает что в среднем по РФ доля старших возрастов превышает долю молодых возрастов, однако в 6 районах (Северном, Северо-Кавказском, Уральском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском и Дальневосточном) доля населения моложе трудоспособного возраста сохраняется высокой по сравнению с долей населения старших возрастов. Противоположный процесс характерен для 5 экономических районов (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный и Поволжский) и Калининградская область.

Самая высокая доля трудоспособного населения (64,1%) на Дальнем Востоке, а самая низкая (56,6%) в Центрально-Черноземном и Северо-Кавказском районах. Самая высокая доля молодых возрастов в Восточной Сибири (29,9%) и на Северном Кавказе (29,8%).

Лидеры по доле лиц старших возрастов также 2 района –Центрально-Черноземный (24,8%) и Центральный (24,3%). Таким образом, определенный резерв пополнения трудовых ресурсов в России имеется, их формирование будет зависеть от проводимой социально-экономической политики и будущих законодательных решений.

1.2 Структура населения на российском рынке труда

Для того, что бы оценить современное состояние российского рынка труда, следует рассмотреть его основную категорию - экономически активное население.

Это часть населения, включающая в себя занятых общественно – полезной деятельностью, приносящий доход, и безработных, активно ищущих работу и готовых приступить к ней. Общепринятый в экономической и юридической литературе термин был введен Международной организацией труда (МОТ) и в России стал использоваться с 1993г.

Экономически активное население в РФ в 2000г. составило 71464тыс. чел. (49,1% от общей численности населения страны). За 90-е гг. оно сократилось на 4,5%, что связано с кризисной демографической ситуацией в стране, уменьшением доли лиц в возрасте от 30 до 40 лет. В общей численности экономически активного населения преобладают -37154 тыс. человек.

Характеристику рынка труда дополняют производные показатели экономически активного населения уровень его активности и уровень занятости населения.

Уровень экономической активности населения в определенных возрастных группах представляет собой отношение численности экономически активного населения к общей численности населения соответствующей возрастной группы. За период с 1992 по 2000г. он снизился в группе всего трудоспособного населения на 6,2% и составил 78%. Причем уровень экономической активности мужского населения снизился на 5,9% , а женского - на 6,4%. Однако за последние годы происходит рост уровня экономической активности населения, что напрямую связано с положительной динамикой развития производства и перераспределение зачатого населения по отраслям хозяйства в сторону возрастания доли занятых в сфере услуг. 


Анализ изменений на российском рынке труда опирается на оценку перемещения населения между тремя альтернативами состояниями рынка труда (или категориями занятостями): занятости, безработицей и экономической неактивности. В качестве исходной в отечественной статистики используется классификация, занятого и безработного населения, основанная методологии МОТ. [5, c. 26]

К категории занятых относится трудоспособное население в от 16 лет и старше, которые имеют работу, находятся в оплачиваемом или неоплачиваемом отпуске, включая работающих студентов и пенсионеров. В 2000г. занятое в экономике население составило 64465тысяч человек или 90,2% от экономически активной части.

К категории безработных относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям :

- не имели работы (доходного занятия);

- занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявление в печати, не посредственно обращались к администрации предприятий или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела ;

- были готовы приступить к работе ;

- учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

К категории экономически неактивного населения относится все остальное население в возрасте 16лет и старше.

Существенные изменения претерпела полу возрастная структура населения. Возраст оказывает существенное влияние на динамику и интенсивность движения населения по секторам по экономики и категориям занятости. С возрастом отчетливо проявляется тенденция к снижению вероятности оказаться в составе безработных. Для представителей старших возрастных групп характерно наиболее низкая вероятность потере работы по всем формам занятости. Однако им присущи не только относительно стабильная занятость, но и довольно длительные периоды безработицы. После потере работы такими лицами шанс ее найти у них значительно ниже, чем у представителей более молодого поколения.

Наиболее высокая вероятность выбытия из состава экономически активного населения наблюдается среди представителей крайних возрастных групп: для людей старшее 55 лет это связано с выходом на пенсию, а для молодых людей от 16 до 24 лет – с инвестициями в образовании.

По данным исследований Госкомстата РФ уровень занятости пожилых людей в возрасте 60-72 года-3,6%. При этом уровень занятости как среди женщин, так и среди мужчин в возрасте 55-59лет за 90-е гг.снизился на 1%.

Довольно сильная текучесть занятости в самой молодой категории рабочей силы 16-24лет. С одной стороны, у молодых людей наиболее высока вероятность быть уволенными, с другой - они имеют неплохие шансы найти работу. Это свидетельствует о частой смене мест работы, что приводит к более высокому среднему уровню безработицы.

Преимущественно «женскими» отраслями в России традиционно считаются: здравоохранение и социальное обеспечение (81% занятых -женщины); образование (79%);культура и искусство (69%);торговля и общественное питание (62%);наука и научные обслуживания (50%). Большинство отраслей с высокой долей женской занятости, хотя и относится к сфере высококвалифицированного труда, и характеризуется низким уровнем его оплаты. Несколько выше оплата женского труда в торговле и в финансово-кредитной сфере. Однако из названных отраслей женщины стали активно вытесняться мужчинами.

Еще один важный фактор, оказывающий влияние на динамику российского рынка труда – уровень образования. С одной стороны, по всем секторам экономике с повышением уровня образования снижается риск потеря работы, с другой стороны в случае ее потери образование может как помочь индивиду найти работу, так и препятствовать быстрому трудоустройству. С повышением уровня образования возрастают требования работников к условиям труда и его оплаты, более высоко ценится духовный уровень отдачи затраченного труда и в результате период поисков подходящей работы становится более продолжительным.

В общей структуре занятых в экономике по уровню образования за 90-е гг. наиболее существенно выросла доля лиц с высшим образованием – на 4,6%.

Если рассматривать структуру занятых в экономике по уровню образования, то можно отметить следующие тенденции: максимальная доля лиц с высшим образованием приходится на науку и научное обслуживание (58,3%), затем на образование, культуру и искусство (41,8%) и сферу финансирования, кредитования, страхования (40,6%). Однако эта категория граждан составляет 10,8% от всех занятых в экономике и уступает группе занятых, имеющих среднее (полное)- 42,0% и средне профессиональное образование 27%. Доля занятых имеющих среднее общее образование лидирует в сельском и лесном хозяйстве (45%), на транспорте и связи (40,9%), в ЖКХ (40,2%), промышленности (39,2%) и строительстве (38,8%). Занятые со средним профессиональным образованием лидирует в отраслях здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения (47,4%), а также в торговле (38,6%) и банковской сфере и страховании (38,4%). Наибольшее количество занятых, не имеющих основного общего образования (6,5%) приходится на сельское и лесное хозяйство.

Одной из особенностей рынка труда в России является связь между уровнем безработицы и отраслевой структурой занятости в промышленности. В целом официально регистрируемая безработица имеет тяготение к ареалам сосредоточения легкой промышленности, а также машиностроение и металлообработки, ее уровень ниже в регионах с развитой черной и цветной металлургией.

Было подмечено уменьшение занятости в сфере материального производства. Это обусловлено следующими причинами: сокращением объемов производства в связи с кризисом российской экономике 1998 года, общемировой тенденцией к увеличению удельного веса непроизводственной сферы, в первую очередь сферы услуг.

Таким образом, процесс структурных преобразований в занятости экономически активного населения в России еще не закончен, однако число работающих в материальном производстве уже заметно меньше, чем в непроизводственной сфере.

Важные макроэкономические изменения произошли в структуре безработицы. При выработке государственной политике занятости в России основным ориентиром служит показатель регистрируемой, или официальной, безработицы, существенно преуменьшающей ее реальные масштабы.

К началу 21 века он составил 1,4% от экономически активного населения.

Численность не имеющих работу, но активно ищущих ее, в соответствии с методологией МОТ классифицируемых как безработные, уменьшилось за 2003 год с 8,7 до 7,4 миллион человек . В течении 2003 года численность безработных, зарегистрированных в органах службой занятости, сократилось с 1,2 до 1,0 миллион человек.

Таким образом, можно констатировать наметившиеся положительные тенденции в решении проблемы занятости. Однако с другой стороны, происходит обострение проблемы безработицы в современной России, которое выражается в:

- усилении ее региональной дифференциации;

- углублении очаговой безработицы;

- увеличении продолжительности безработицы;

-расширении масштабов скрытой безработицы и снижении эффективности системы государственной помощи безработным.

2 ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 Динамика безработицы в России

Современная ситуация на рынке труда России существенно отличается от той, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время, по данным Госкомстата, которые не отражают реального положения дел, более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут; почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в каче­стве безработных.

В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей про­мышленности, особенно в машиностроении и легкой промышлен­ности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.

Региональная дифференциация остроты безработицы с первых же месяцев регистрации оказалась весьма значительной. К концу 2001 г. самый высокий и самый низкий региональные уровни безра­ботицы отличались более чем в 10 раз, но за прошедший период указанное различие возросло еще почти в 5 раз. В середине 2005 г. самый высокий уровень безработицы был зарегистрирован в Ингу­шетии (20,2 %), а самый низкий в Москве (0,4%).

Аналогичная картина наблюдалась и по напряженности на рынке труда. Самая высокая напряженность в середине 2005 г. отме­чалась в Ингушетии (321 человек на одно вакантное место), а самая низкая в Москве, где на двух безработных приходилось три вакант­ных рабочих места.

Самый большой прирост количества безработных (и уровня безработицы) за первое полугодие 2005 г. наблюдалось также в Ин­гушетии - 2,5 раза. При этом в некоторых регионах отмечено не­которое снижение количества безработных (и уровня безработицы): Орловская, Курская, Магаданская области, Республика Адыгея. В Москве за первое полугодие 2005 года численность безработицы и уровень безработицы практически не изменились.

Вынужденная неполная занятость наиболее остра во Влади­мирской, Ульяновской, Ивановской областях - более 15% (т.е. в два раза больше среднероссийского показателя по данным Госкомстата) занятых находились в первом полугодии 2005 г. в административных отпусках или вынужденно работали неполное рабочее время. Мини­мальна вынужденная неполная занятость в некоторых северных ре­сурсодобывающих регионах: Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. В этих регионах ею охвачено менее 0,7% занятых (т.е. в 10 раз меньше чем в среднем по России).

Интересна также дифференциация регионов страны по со­ставу безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех ре­гионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля моло­дежи.

Таким образом, по составу безработных можно судить о про­двинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины пред­пенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах как правило невелики (например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами (например, в Татарии). В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране

В общем случае все регионы Российской Федерации по ост­роте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.

Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО. В эту же группу, по всей видимости, входит и Чеченская республика, данные по которой Федеральной службой занятости не собираются. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой на­пряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более 10% - максимальный показатель по России).

Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднероссийские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европей­ской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области, где доля находящихся в административных от­пусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 15% соответственно.

Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безра­ботицы выше среднероссийских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.

Четвертая группа - регионы с наименее острой безрабо­тицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. В данной группе много северных регионов с до­бывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Не­нецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За послед­ние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со среднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Кали­нинградская область. С вязано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятель­ность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим де­фицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, из Белоруссии, Закавказья.

Итак, в России острая безработица имеется в регионах двух типов.

Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно вы­ходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев ( Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отли­чающиеся наибольшим сокращением объемов производства по срав­нению с концом 80-х. К этому типу относятся Ивановская, Влади­мирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Уд­муртия, Мордовия, Марий-Эл.

Важен также вопрос сельской безработицы в России. В про­гнозах начала 90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала промышленности, сформировавшейся за со­ветский период (гигантские предприятия, которые работали в основ­ном на оборону, оказались неспособны адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефи­цитной, способной отвлечь большое количество безработных из го­родских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сель­ском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с вы­соким естественным приростом и в северных несельскохозяйствен­ных регионах. Так, в Ханты-Мансийском АО, в Томской области и др. уровень сельской безработицы в 2 раза превышает городской по­казатель (на конец 2005 г.). Повышенной сельской безработицей от­личаются также депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городские поселения (Ивановская, Владимирская и др. области).

Итак, развитие безработицы в России на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем в 2 раза) уро­вень безработицы с учетом незарегистрированных безработных не превышает 10%. При этом уровень безработицы в сельской мест­ности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Сущест­венными оказались и социальные причины (потоки беженцев и вы­нужденных переселенцев, высокий естественный прирост, значи­тельный миграционный отток), и экономические (резкий спад про­изводства в одних отраслях, незначительный - в других).

Наблюдается рост длительности безработицы. [7, c. 249]

Как уже говорилось выше, сегодняшняя информация о мас­штабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает под­линный уровень безработицы приблизительно в 5 раз. Некоторые российские экономисты-аналитики видят в сознательном занижении уровня официальной безработицы причины финансового характера, так как Государственный фонд занятости способен сегодня обеспе­чить финансирование региональных программ занятости только при уровне безработицы не более 3%.

В отчете Госкомстата за 2006 г. сообщается, что офици­альный статус безработного имеют 2,5 млн. человек, то есть 3,4% экономически активного населения. Такие цифры явно не соответст­вуют картине спада производства, а только подтверждают, что фак­тическую ситуацию на рынке труда определяет скрытая безработица.

Международная организация труда (МОТ) провела исследо­вание, показавшее, что уровень безработных в РФ значительно выше официально признанного. Директор МОТ Гай Стандинг, составляв­ший отчет по результатам исследования, заявил, что российские ис­точники “самым бесчеловечным образом” скрывают истинное поло­жение вещей. По данным МОТ безработица в России в 2006 г. со­ставила 9,5% (16,72 млн. чел.). Причина такого расхождения данных Госкомстата и МОТ в том, что людям не выгодно регистрироваться в качестве безработных (с уходом с номинальной работы человек ли­шается льгот), а предприятия стараются держать “мертвые души” чтобы сократить налоги.

В отчете МОТ также отмечается неуклонное снижение общего количества рабочих мест с 1980 г. при том, что трудоспособное на­селение выросло. С 2000 по 2005 гг. количество рабочих мест уменьшилось на 8,2 млн.

Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня на­циональный доход, не могут сформировать мощного спроса на пред­меты массового потребления отечественного производства, что спо­собствует его стагнации и, как следствие, безработице.

В 2004 - 2005 гг. дифференциация доходов продолжала расти. При сохранении этой тенденции мы уже через два года догоним ла­тиноамериканские страны по глубине расслоения общества по до­ходам.

Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в России проходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономической сфере демографи­ческие являются самыми точными в силу того, что демография как наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полную информацию. Так, Центр экономической конъюнктуры пра­вительства РФ и Госкомстат подготовили прогноз численности на­селения нашей страны. Население России будет продолжать умень­шаться несмотря на ощутимый миграционный прирост, уровень ко­торого зависит от экономико-политической ситуации в СНГ и обеспечения прав русскоязычного населения. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 25,1 млн. человек в 2003 году до 21,4 млн. че­ловек в 2005 году (с 23,7% до 15,4%).

Это приводит к необратимым измерениям в профессиональ­ном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенден­цию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.

2.2 Особенности государственной политики по регулированию уровня безработицы в России

Одним из самых эффективных направлений в активной политике на рынке труда является целенаправленное воздействие на развитие важ­нейшего института рынка труда - специализированной общенациональ­ной службы занятости. Ее основная задача состоит в повышении эф­фективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда, во-первых, обеспечивающей сокращение времени поиска вакансий безработными и работников предпринимателями, а во-вторых, способствующей найму работодателями работников, наибо­лее соответствующих их требованиям, и позволяющей работникам най­ти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы.

Кроме того, к задачам службы занятости относится: профессиональное консультирование ищущих работу и обучение безработных новым специальностям; квотирование рабочих мест для инвалидов, молодежи, демобилизованных военнослужащих и других групп безработ­ных граждан, нуждающихся в социальной защите; территориальное перераспределение рабочей силы; поддержка рабочих мест для содействия занятости граждан, которые не могут быть трудоустроены обычным путем (многодетных и одиноких родителей, беженцев и т.д.); содействие предпринимательству и самозанятости безработных; поддержание дохо­дов безработных граждан и членов их семей; осуществление компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений.

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости соответству­ют международной практике. Так, по Закону о занятости населения в РФ «государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в под­боре подходящей работы и трудоустройстве» (ст. 12 п. 1), безработным предостставляется возможность бесплатного обучения (при необходимос­ти) новой профессии с выплатой стипендии, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, осуществляется политика поддержа­ния доходов безработных граждан. Служба занятости информирует обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требо­ваниях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывает содействие гражданам в выборе подходящей ра­боты, а работодателям в подборе необходимых работников (ст. 9 п. 1, ст. 15 пл. 1, ст. 26 п. 3). Служба занятости гарантирует работодателям под­держку у программ по сохранению и созданию рабочих мест для молоде­жи, инвалидов, одиноких и многодетных родителей и т.п. Как и бюро по трудоустройству в промышленно развитых странах, российские органы службы у занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства. [2, c. 112]

В настоящее время в России функционируют около 2,5 тысяч цент­ров занятости, и есть в каждом городе и районе, подготовлены квалифицированные кадры (около 40 тыс. человек), отработана технология обслуживания клиентов, определены тенденции развития и потребности Рынка труда, налажено информирование безработных граждан и работо­дателей и о деятельности службы занятости. В 1991—2005 гг. при содейст­вии службы занятости нашли работу 6 млн россиян.

Любой человек, безработный или желающий сменить свое рабочее место, может обратиться в службу занятости, заполнив регистрационный лист, и далее работники службы проводят первоначальный отбор сравнивaя запросы работодателя и регистрационные листы. Служба занятости предоставляет также ряд других услуг, которые помогают безработным быстрее находить рабочие места. Это, к примеру, клубы ищущих работу, курсы «Новый старт», ярмарки вакансий, специальные молодежные и женские биржи труда. Эти направления работы оказались самыми эффективными и популярными видами услуг российской службы занятости. Это организационные формы, которые позволяют безра­ботным обрести уверенность в себе, научиться определять возможность трудоустройства, готовить документы, требуемые работодателям, и в це­лом повысить свою привлекательность для работодателей.

Общенациональные службы занятости регулируют определенный сег­мент рынка труда. Обобщение практики развитых стран показывает, что относительно небольшая часть вакансий заполняется с их помощью, причем это преимущественно рабочие места низкой и средней квалифи­кации. К примеру, в Швеции около 35% ищущих работу вступают в кон­такт со службой занятости, во Франции — около 15%, а в США — около 5%. Подсчитано, что большинство ищущих работу (более 50%) получают информацию о рабочих местах от друзей или родных.

Профессиональная подготовка и переподготовка считается главным направлением в активной политике на рынке труда, так как перспектива быть занятым в современном мире, характеризующемся быстрыми пере­менами и структурными преобразованиями, жестко связана с вложения­ми в человеческий капитал — получением высококачественного образо­вания и современной профессии, которые выступают гарантией от без­работицы. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что уровень безработицы, характерный для работников высокой квалификации, в 4—7 раз меньше, чем у неквалифицированных работников.

Поэтому практически во всех странах мира практикуется разработка разнообразных программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения. При этом они ориентированы в первую очередь, на тех, чья прежняя профес­сия не отвечает структурным преобразованиям в экономике и новой про­фессиональной структуре рабочих мест, а также на слабозащищенные группы населения (молодежь, не имеющую пока необходимой профес­сиональной подготовки; женщин, решивших вернуться на рынок рабо­чей силы; инвалидов, нуждающихся в профессиональной ориентации и др.). Чаще всего кандидатов для прохождения обучения выявляет госу­дарственная служба занятости.

Программы профессиональной подготовки и переподготовки раз­рабатываются и осуществляются при участии государства, предприни­мателей, профсоюзов. Непосредственным организатором этих программ чаще всего является государственная служба занятости, которая орга­низует учебный процесс в специально развернутой сети центров и учеб­ных курсов, а также по договорам с учебными заведениями или пред­приятиями; предоставляет стипендии обучающимся. Например, в 2005 г. в целях увеличения конкурентоспособности незанятых граждан России служба занятости направила на обучение 317 тыс. человек, в том числе 307 тыс. безработных.

Служба занятости, представляя интересы государства, стимулирует обучение и переобучение безработных через выплату им пособий в фор­ме вложения средств в ту профессиональную подготовку, которую они выберут. Государство стимулирует и предпринимателя через снятие на­логов на средства предприятий, направляемые на обучение персонала.

Самостоятельная занятость и система поддержки малого бизнеса. В настоящее время в рамках деятельности по реализации активной поли­тики на рынке труда все более важное значение приобретают програм­мы содействия развитию самостоятельной занятости, обучению пред­принимательским навыкам и созданию малого бизнеса. Это направле­ние политики на рынке труда призвано решать важнейшую социальную задачу для России — формирование нового трудового мировоззрения, нового типа трудовой социализации.

Безработные, желающие открыть собственное дело, подают заявле­ние в службу занятости об участии в конкурсе проектов с необходимым обоснованием (бизнес-планом), где его рассматривают специалисты и готовят свое заключение. Если просьба удовлетворяется, то в качестве стартового капитала для нового предпринимателя служит вся сумма по­собия по безработице, причитающаяся ему за определенный срок и вы­плачивающаяся единовременно.

Известно, что только 3—5% людей имеют склонности и способнос­ти к открытию и ведению своего дела. Исходя из этого, функцией службы занятости является отбор из числа обратившихся в нее тех, кто может создать свою фирму. Другой важнейшей задачей службы занятости яв­ляется обучение желающих заниматься самостоятельной трудовой дея­тельностью с целью приобретения ими основных деловых навыков (ос­новы ценообразования, бухгалтерского учета, планирования и т.д.). За­дача службы занятости — разъяснить предпринимателю, что означает самостоятельная занятость (например, значительное сокращение соци­альных благ, увеличение продолжительности рабочего времени, высо­кая степень риска, вероятность разорения, несовершенство российско­го законодательства и т.д.).

Поддержка нового предпринимателя включает в себя также: предо­ставление консультационных услуг, льготных кредитов, помощь в обес­печении производственными помещениями, сырьем, налаживание свя­зей с поставщиками и сбыт готовой продукции. [8, c. 312]

В России формирование мелкого производства на основе самозаня­тости и предпринимательской инициативы имеет широкие перспекти­вы. В настоящее время уже около 15% занятых работают на малых пред­приятиях всех форм собственности. Такие явления, как приватизация, сокращение размеров предприятий в связи с обострением конкуренции и переходом от массового производства к гибкой специализации, а так­же начинающийся в России процесс структурной перестройки, могут привести, как считают специалисты, к тому, что в России, как и в других странах с переходной экономикой, доля новых рабочих мест, создавае­мых на крупных фирмах, будет меньше, чем на малых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из данной курсовой работы можно сделать вывод, что рынок труда – это совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение экономически активного населения относительно рабочих мест по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально – квалификационном разрезах.

Современный рынок труда в России формируется в беспрецедентно сложной обстановки, что сказывается на сфере занятости населения и экономике в целом.

Основные направления государственной политики на рынке труда в среднесрочной перспективе будут реализовываться в рамках Федеральной целевой программы содействия занятости населения РФ, которая, в частности, предусматривает:

- осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождений работников, широкого информирования о потребности работодателя в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки;

- дальнейшее развитие повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения;

- создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложение, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;

- проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных и повышение адресности предоставления пособий по безработицы;

- стимулирование создания благоприятных условий для малого и индивидуального предпринимательства, развитие системы микрокредитования малых предприятий и др.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономике: учебник для вузов \ А.Г.Гранберг; Гос. Ун -т - Высшая школа экономике – М. ГУВШЭ, 2004 – 495 с.
  2. Демография / Под ред. Д.И.Валентея. - М.: ИНФО, 2005. – 347с.
  3. Дорнбуш Р., Фишер С., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 2003. – 324с.
  4. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: учебник – М: финансы и статистика, 2005 – 584 с.
  5. Лескин В., Шевцов А. Становление института социальных стандартов: федеральный, региональный и муниципальный аспекты // Российский экономический журнал. 2004. № 3. – с. 17-26
  6. Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. - М.: Маркетинг, 2003. – 451с.
  7. Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М., 2006. – 389с.
  8. Региональная экономика. осн. Курс: учебник \ под ред.В.И. Видяпина, М.В.Степанова - М.: Инфра – М., 2005 - 686 с.
  9. Регионы России. Информационно-статистический сборник. М., 2005. – 651с.
  10. Социальная политика России на современном этапе / Учебное пособие / Пол ред. В.Г.Попова, Е.И. Холостовой. М.: ИНФО, 2005. – 523с.