Оглавление
Введение
Заключение
Список использованных источников
Введение
В процессе реализации функционального статуса государственные органы взаимодействуют с другими государственными и муниципальными органами, а при необходимости и с институтами гражданского общества, гражданами, различными организациями.
Взаимодействие осуществляется в различных формах. Согласованное взаимодействие носит форму сотрудничества в целях достижения общих целей и задач. Если в ходе сотрудничества устанавливаются обязанности по выработке и применению единых мер, по распределению сил и средств, а главное выделяется специальный субъект, имеющий полномочия по организации взаимных действий, в данном случае речь идет о координации деятельности по определенному направлению. Координация[1] как форма сотрудничества носит более упорядоченный и регламентированный характер.
В юридической литературе под координацией обычно понимается взаимосогласованная деятельность различных органов (участников) по достижению общей цели. Суть координации заключается в деятельности под руководством координатора по оперативному управлению деятельностью нескольких субъектов координации для достижения единой цели наиболее эффективным образом.
Защита экономической безопасности государства, борьба с контрабандой, незаконным перемещением наркотиков, оружия, культурных ценностей - важнейшие задачи таможенной службы, поэтому правоохранительная составляющая является неотъемлемой частью таможенной системы любого государства.
Цель контрольной работы – изучить роль прокуратуры РФ и таможенных органов РФ в координационной деятельности по борьбе с преступностью.
Задачи:
Борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений:
Общая организация борьбы с преступностью включает в себя составляющие, рассмотренные ниже.
Программирование борьбы с преступностью увязывается с программированием экономического, социального и политического развития общества и государства. Сейчас можно сказать и иначе: борьба с преступностью должна быть органической частью политики в обществе – как государственной, так и политической деятельности различных негосударственных структур, институтов гражданского общества.
Наиболее важными задачами по борьбе с преступностью являются:
Индивидуальное предупреждение преступления – это, прежде всего воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.
В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения являются:
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является одной из важнейших функций органов прокуратуры, которая, наряду с иными функциями осуществляется «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Согласно ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.
Координационная деятельность основывается на следующих принципах:
- соблюдение законности, включающее в себя безусловное и точное исполнение всеми участниками действующего законодательства, обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление, защиту прав и законных интересов каждого гражданина;
- равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий. Принцип равенства субъектов координации означает, что несмотря на организаторскую роль прокурора в этой деятельности и выполнения им надзорных функций, он при осуществлении координационных полномочий не имеет каких-либо преимуществ перед другими участниками и обладает одинаковыми с ними правами, особенно при принятии совместных решений, а также несет равную ответственность за результаты согласованной деятельности по выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности и иных коррупционных правонарушений. На практике данный принцип означает равенство в постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий и принятии решений;
- гласность, информированность органов власти и населения о деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Кроме перечисленных принципов координации, необходимо учитывать и следующие правила: проведение этой деятельности непрерывно и постоянно, по наиболее важным и значимым направлениям; подчинение частных (ведомственных) интересов общим; персональная ответственность за обеспечение результативности выполняемых мероприятий; гарантированность обеспечения конспирации в проведении совместных специальных операций[2].
Предметом координации прокурором деятельности правоохранительных и иных органов по борьбе с преступностью является:
- обеспечение согласованности и объединение усилий и возможностей по разработке и реализации мер, форм и средств, используемых ими по борьбе с преступностью;
- выявление причин и условий (обстоятельств), способствующих совершению преступлений или препятствующих повышению эффективности деятельности по борьбе с преступностью, подготовка и реализация мер по их устранению и профилактике;
- оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности; согласование предложений по правовому регулированию деятельности по борьбе с преступностью в соответствии с потребностями развития общественных отношений;
- обеспечение согласованных криминологических исследований в целях выявления опасностей и угроз в структуре и динамике преступности, тенденций ее развития, рассматриваемых особенностей преступных проявлений[3].
Основными задачами координационной деятельности органов прокуратуры и таможенных органов в сфере противодействия коррупции являются:
- разработка и осуществление органами правоохранительной системы согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению коррупционных преступлений и иных коррупционных правонарушений, принятию необходимых мер по устранению причин и условий, способствующих их совершению;
- объединение усилий и активизация работы правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции;
- устранение дублирования и параллелизма в деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции.
Координационная деятельность осуществляется по следующим направлениям:
- совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития;
- подготовка и направление в необходимых случаях информации о состоянии законности и преступности в таможенных органах;
- изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;
- участие в реализации федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;
- участие в разработке совместно с территориальными правоохранительными органами и органами государственной власти и управления, таможенными научными и учебными учреждениями предложений по предупреждению криминальных правонарушений;
- изучение, обобщение и анализ практики выполнения международных договоров и соглашений по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью в таможенных органах.
Заключение
В процессе исследования был сделан вывод, что борьба с преступностью представляет собой единство трех направлений: общей организации борьбы; предупреждения преступности; правоохранительной деятельности.
На данный момент организация таможенного дела максимально приближена к мировым стандартам, выявление и пресечение контрабанды, нарушений таможенного законодательства должно быть выверенным и точным, не ущемляющим прав, честно работающих на рынке участников ВЭД. Важность решения этой проблемы с точки зрения формирования цивилизованного рынка и жесткого противостояния международной преступности и наркобизнесу, сложно переоценить.
Не секрет, что криминальные структуры, действующие в сфере внешней торговли, все более приобретают международный характер. Как показывает практика, значительная часть криминальных схем, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей и контрабанду, проходит свои подготовительные этапы за пределами нашей страны. Поэтому так важно взаимодействие таможенных служб мира в противодействии международной преступности. Сегодня акцент международных контактов переносится на получение своевременной оперативной информации, проведение многосторонних специальных международных операций, целью которых является выявление всей схемы криминального бизнеса, в том числе и источников финансирования экстремистских организаций различной направленности.
В контрольной был сделан вывод, что координационная деятельность осуществляется по следующим направлениям: совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития; подготовка и направление в необходимых случаях информации о состоянии законности и преступности в таможенных органах; изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; участие в реализации федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; участие в разработке совместно с территориальными правоохранительными органами и органами государственной власти и управления, таможенными научными и учебными учреждениями предложений по предупреждению криминальных правонарушений; изучение, обобщение и анализ практики выполнения международных договоров и соглашений по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью в таможенных органах.
Список использованных источников
[1] Координация - слово латинского происхождения, означает «согласование, упорядочение, приведение в порядок, в соответствие».
[2] Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. – М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2010. С.8.
[3] Рябцев В.П. Прокуратура в системе координации правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 6. С. 95.