Реферат "Гадания"


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Роль гадания в сфере оккультных наук
  2. Связь оккультизм и гадания с массовыми коммуникациями
  3. Астрология

Заключение

Список используемых источников

Введение

В современном обществе растёт интерес к разновидностям оккультизма: магии, астрологии, колдовству, различным эзотерическим вероучениям.
Смысл исследуемого вопроса: на что ориентирован оккультизм, представляется весьма важным, поскольку его ориентиры непосредственно связаны с запросами современного общества, направленными на удовлетворение прежде всего личностных эгоистических потребностей. Оккультизм как нельзя лучше отвечает этим запросам.

Место, занимаемое в обществе этой проблемой, весьма обширно, тогда как сами жизненные ориентиры оккультизма представляются недостаточно изученными, во всяком случае, в научной литературе.
В своем исследовании мы, прежде всего, обратились к словарям, чтобы дать точные определения понятиям, к которым прибегаем. Источники, используемые в исследовании, это Библия, святоотеческое предание, опыт Отцов Церкви. Основные исследования – работа известного этнографа прошлого столетия Фрэзера Дж. Дж. «Золотая ветвь», о. Александра Меня «Магизм и единобожие» и исследования в области психологии доктора К.Е. Коха. Также были задействованы материалы по истории религии.
История изучения проблемы жизненных ориентиров оккультизма уходит корнями в глубокое прошлое.

Практически везде, где существовали человеческие сообщества, наблюдаются следы оккультных обрядов, направленных на удовлетворение различных потребностей данных сообществ с целью привлечения потусторонних сил.

Работа проводилась также со СМИ, поскольку они наиболее ярко отражают отношение современного общества к оккультизму. Были проанализированы статьи и объявления оккультного содержания, сопоставлены различные точки зрения и сделаны краткие выводы, озвученные в конце глав и в заключении.

1. Роль гадания в сфере оккультных наук



Что Вы посещаете?

Среди множества определений оккультизма мы в своей работе опираемся на классическое, где «оккультизм (от лат. оccultus – тайный, сокровенный), общее название мистических учений, утверждающих, будто в природе существуют таинственные, сверхъестественные силы, с которыми избранные якобы могут вступать в общение при помощи магических действий заклинаний и т. п.». Как видно из данного определения оккультизм вобрал в себя множество разных учений, непременным компонентом которых является вера в сверхъестественные силы. К таким псевдонаучным дисциплинам относятся астрология, магия (белая и чёрная), спиритизм, парапсихология, теософия и прочие.

В данном исследовании мы рассмотрим только некоторые из них, получившие наибольшее распространение, а именно: магию, астрологию и гадание, как самые популярные виды оккультной деятельности, составляющие её основу.

Между древним и современным оккультизмом практически нет разницы. Всё оккультное основано на одних и тех же принципах, хотя термины существенно различаются, и то, что раньше именовалось, например, демоны или бесы, теперь (например, в учении «Нью Эйдж») именуется наставниками или духовными поводырями.

Так же и оккультисты именуют себя по-разному: экстрасенсами, парапсихологами, целителями, колдунами. Этими названиями они создают вокруг себя ореол некоей таинственности, который неизбежно сопровождает всё, связанное с оккультизмом. Это объясняется тем, что оккультные явления непознаваемы привычными для человека пятью органами чувств. Само слово «парапсихология» состоит из трёх греческих слов: «пара» - переводится, как «около» или «вне», «психе» - «душа» и «логос», что означает «слово» или «учение». Парапсихология изучает, таким образом, явления расположенные вне человеческой психики.

«Астрология (от «астро» и «логия») как форма гадания - учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил в данный момент времени»[7]. Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и др.) и была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы – на рубеже 2-1 вв. до н. э.). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология достигла значительного развития в 9-10 вв., а с 12 века проникла в Европу, где пользовалась влиянием до середины 17 в. и затем была вытеснена в связи с распространением естественнонаучной картины мира. Возрождение интереса к астрологии произошло после первой мировой войны. Феномены астрологии связываются с тонкими космическими и биокосмическими ритмами и т. п. С середины 20 в. астрология вновь приобрела популярность.

Толковый словарь Ожегова говорит об астрологии следующее:
«Астрология – учение о возможной связи, существующей между расположением небесных светил и судьбами людей и народов, о возможности предсказания будущего по положению звёзд». Данное определение астрологии наиболее применимо к современности, именно на нём основаны все астрологические прогнозы, публикуемые в СМИ, и гороскопы.

Гадание - это предсказание будущего. Гаданию сродни ясновидение. Согласно Ожёгову «гадание – традиционно сложившиеся в народе приёмы узнавания чего-нибудь (будущего, вообще того, что неизвестно) по картам, разным предметам, по приметам. Гадания под Новый год, под Рождество, в крещенский сочельник. Святочные гадания о суженном. Девичьи гадания. Гадания при луне, при месяце. Гадание по руке, на картах, на воске. Гадание на бобах (на девяти кучках из сорока одного боба, разложенных на столе и перекладываемых по сложным правилам гадания). Сбывшиеся, несбывшиеся гадания. Гадания на кофейной гуще – о чём-нибудь сомнительном, совершенно неопределённом».

Здесь гадание рассматривается по способу, с помощью чего оно осуществляется, и по датам и времени.

Не наблюдается полной ясности в определении понятий магии и оккультизма. Так, например, Фрэзер полагает, что в первобытном обществе присутствуют элементы именно магии. Действительно, впервые речь об оккультизме заходит в эпоху поздней античности, когда в I-IV веках нашей эры в Александрии была создана обширная оккультная литература, получившая название герметической. Но в основе оккультизма лежат “принципы” и “законы” первобытной магии. Оккультисты лишь систематизировали древнейшие магические представления, основанные на принципе: подобное вызывает подобное (симпатическая магия), часть заменяет целое (контагиозная магия).

В современном обществе магия всё же является составным элементом оккультизма, вобравшего в себя также и другие элементы, к «чистой магии» не относящиеся, например, такие как вышеуказанные астрология и гадание (прорицательство, предвидение будущего).

2. Связь оккультизм и гадания с массовыми коммуникациями

Современное общество потребления ориентировано на массовую культуру, которая в целом и движет областью интересов этого общества.
«Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века». В понятии «Массовая культура» отразились существенные перемены в буржуазной культуре: развитие средств массовой коммуникации, индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи. Использование средств массовой коммуникации преобразует культуру в отрасль экономики, превращая её в «массовую культуру. Через систему массовой коммуникации массовая культура охватывает большинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологической ориентации до форм интимных отношений; претендует на охват и подчинение культуры всего мира, его культурную «колонизацию». На распространение массовой культуры существенно влияет массовая коммуникация.

«Массовая коммуникация (англ. mass communication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей».
Таким образом, массовая коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: печать (газеты, журналы, брошюры, книги и т. п.), радио и телевидение, кино, звукозапись, видеозапись.

В популяризации оккультизма и насаждении в массовом сознании страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве так называемые фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются: природные катастрофы (землетрясения, цунами, бермудский треугольник с его неразгаданными тайнами); просто катастрофы (кораблекрушения, авиакатастрофы, пожары); монстры (к ним относятся гигантские гориллы, агрессивные акулы, жуткие пауки, крокодилы-людоеды и т. д.); сверхъестественные силы (речь идет о дьяволах, антихристах, духах, явлениях переселения души, телекинеза. Особо выделяется в этом ряду жанр “трупомании”); инопланетяне.

Достаточно привести названия сериалов, в которых показываются красивые преуспевающие люди, занимающиеся оккультизмом, и при этом выступающие «за добро»: «Зачарованные», «Сабрина – маленькая ведьма», «Томми-оборотень», «Люди Икс». В литературе прочно утвердился положительный образ мальчика-колдуна Гарри Поттера, который тоже во всю борется со злом, хотя это «зло» ничего общего с традиционно-христианским понятием зла не имеет, а скорее наоборот. Неудивительно если в недалёком будущем понятия добра и зла, святости и нечестия поменяются местами. А общество расплачивается «демонизированными» душами детей.

Статистика показывает, что в последнее время значительно увеличилось число преступников и самоубийц среди молодёжи, а также психических заболеваний.

В современном обществе оккультизм проник в массовую культуру, и повсеместно распространился, благодаря средствам коммуникации, так что вполне можно говорить о том, что оккультизм является неотъемлемой частью общества потребления. Но если общество массовой культуры ориентировано на удовлетворение физических и душевных потребностей весьма невысокого уровня, в сравнении с так называемой элитарной культурой, то собственно оккультизм, как явление, стремится занять место религии, и веру человека в Бога, как своего Творца и Благодетеля, заменить обращением к «сверхъестественным силам», что отнюдь не ново и многократно наблюдалось в истории человечества.

Рассмотрим известный пример из книги Чисел о завоевании земли Ханаанской. Когда Израильский народ вошел в «землю обетованную», моавитяне, жители той земли, забеспокоились. И царь моавитян Валак нанял прорицателя Валаака с тем, чтобы тот проклял Израильский народ: «И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы» (Числа 22, 7).

Здесь наблюдается ещё одна особенность, побуждающая адептов оккультизма заниматься своим ремеслом: помимо сверхъестественных знаний и магической силы колдун (экстрасенс, целитель) имеет за свои волхования определённую плату. Это было действенно в древности так же, как и сейчас. Апостол Павел в своих посланиях упрекал Валаама, «прельстившегося за неправедную мзду», за то, что тот ввел народ израильский в искушение, и погибло в то время несколько тысяч человек.
Но и самому Павлу не раз пришлось сталкиваться с людьми, зарабатывавшими деньги «сверхъестественным» образом.
«Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим». (Деяния 16, 16).

Написано, что эта женщина кричала таким образом много дней, пока апостол Павел не выгнал из неё «нечистого духа», и тогда «господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» (Деяния 16, 19).

На этих библейских примерах мы видим, что как в древности, так и в настоящее время за всеми оккультными занятиями, как правило, скрывается жажда обогащения, что объясняет наличие в современном обществе огромного количества разного рода салонов, предоставляющих услуги магов, астрологов и гадателей.

Но эта работа будет неполной, если не упомянуть о последствиях, к которым приводят занятия оккультизмом. И хотя понятие «оккультизм» не поддаётся научному анализу, будучи по сути явлением «надъестественным» и эмпирически непостижимым, последствия его хорошо известны, изучены и описаны учёными, богословами, врачами, психиатрами.

3. Астрология

Что Вы посещаете?

Наибольшее распространение в массовой культуре получила такая псевдонаука, как астрология. Астрологические прогнозы прочно вошли в жизнь современного общества и уже не воспринимаются им, как область оккультизма, но скорее как средство «ежедневного прослушивания» наряду и метеорологическими прогнозами погоды. Так, казалось бы, незаметно, но верно оккультизм вторгается в повседневную жизнь обывателя.
Астрология учит, что человеку, рожденному в определенный год и под определенным знаком, якобы предписаны определенные характер и судьба, и, следовательно, определенные воля, логика, интуиция, слабости и силы. И только в сочетании с определенными людьми он будет счастлив в браке.

Библия же учит, что каждый человек в глазах Бога грешник, безразлично под каким знаком он рожден. И Бог хочет спасти каждого человека, переделать его грешную натуру и изменить характер. Бог может также и брак, совершенно, с астрологической точки зрения, не подходящих друг к другу людей, сделать счастливым и благословенным. Астрология - это не что иное, как массовая манипуляция людьми, и манипулятором являются не звезды и не какая-то энергия космоса, а сам сатана. Он говорит устами астрологов, он хочет завладеть волей людей.

Немецкий доктор теологии Курт Е. Кох, посвятивший несколько десятилетий душепопечительской работе с оккультнообременёнными людьми, пишет об одной женщине, которая усиленно читала гороскопы. Она настраивала себя на них и на то, что они обязательно исполнятся, и со временем обнаружила, что многое действительно сбывается. У нее возникла сильная вера в гороскопы. Перед одним важным шагом в личной жизни по ее заказу был даже сделан подробный гороскоп. Она начала ходить на собеседования к астрологу. Ее зависимость от предсказаний становилась все сильней. Когда же она наконец решилась побеседовать с пастором о своей проблеме, то она уже страдала от сильных страхов, меланхолии, неспособности принимать решения.

Характерно, что временам больших катастроф, падения культуры, политических переворотов всегда предшествует волна увлечения оккультизмом и особенно астрологией. Так было и в древнем Вавилоне. Почему разрушилась культура и цивилизация древних ацтеков? Распространение оккультизма было предвестником падения Рима. А какую роль играл оккультист Распутин в истории дореволюционной России? Оккультизм, завладев обществом, разрушает его. И астрология является одним из его средств.

Как было сказано выше, СМИ реагируют на примеры оккультизма в основном положительно. Астрологи, экстрасенсы, колдуны представлены едва ли ни как благодетели человечества. Их превозносят и описывают оккультизм как что-то нормальное, и вполне соответствующее нашему просвещенному времени. Общество не желает видеть смертельной опасности, скрытой за мнимой доброжелательностью и набожностью. Ведь и Кашпировский, и Чумак говорят, что верят в Бога и действуют по Его повелению.

Есть еще один фактор, который редко упоминается в научных исследованиях оккультизма, однако исключительно важный, который обнаруживает подлинную богоборческую природу оккультных духов: это то необъяснимое отвращение к Богу и всему священному, которое испытывает человек после того, как получил от них помощь или «биоэнергию». Верующему человеку особенно ощутимо резкое изменение в духовном настроении. Как только он получит какую-то помощь от экстрасенса или оккультиста, в нем пропадает всякое желание молиться, читать Священное Писание, идти в церковь и т.д. Причем это отвращение прямо пропорционально силе, полученной оккультным путем. Повторное обращение к оккультному делают человека богоборчески настроенным.
Курт Е. Кох рассказывает следующий случай. В одной из деревень Таиланда жил туземец-крестьянин, который был активным членом своей христианской церкви. Однажды он чем-то повредил свою руку, от чего на ней образовалась гнойная рана. В тропическом климате воспаление стало быстро распространяться, и вскоре часть руки покрылась большим темно-красным, почти черным пятном. Однако так как было довольно далеко до ближайшего врача, этот крестьянин старался вылечить руку домашними средствами. Наконец, когда гангрена почти достигла плеча, он поехал к врачу. Врач заявил ему, что необходимо срочно ампутировать руку, иначе он вскоре умрет от гангрены. Таиландец в панике воскликнул: "Но что же я буду делать с одной рукой? Кто будет за меня сажать и собирать рис?" Таиландцем овладело сильное смятение. Тут он вспомнил об одном старом индусе, который лечил людей какой-то таинственной силой. Хотя он знал, что христиане не должны обращаться к колдунам, однако его отчаянное положение толкнуло его все же обратиться к индусу за помощью. Оказалось, что этот индус был далеко не шарлатаном, и его магические силы делали невозможное. Гнойное воспаление было остановлено, и рука была спасена. Но в скором времени после получения помощи от колдуна таиландец перестал ходить в церковь и вернулся к языческой вере своих предков. Так за спасение руки он заплатил своей душой.

Немного дальше доктор Кох рассказывает, что самым сильным колдуном, которого он когда-либо встретил, был эскимосский шаман Алуалук. Его оккультные силы были настолько велики, что он даже воскресил нескольких умерших язычников. Один из них после своего воскрешения прожил еще десять лет. Однако этот шаман, будучи просвещен каким-то проповедником, поверил в Христа и крестился. После этого он потерял всю свою магическую силу. Когда Кох поинтересовался, какой силой он совершал свои чудеса, то бывший шаман категорически заявил: "Конечно, бесовской!" При этом он добавил, что его сила никогда не распространялась на убежденных христиан.

Таким образом, можно прийти к выводу, что занятия оккультизмом вовсе не так безобидны, как может показаться на первый взгляд, поскольку человек за временные жизненные удовольствия вынужден расплачиваться своим здоровьем как психическим, так и физическим, и нарушением естественных, общественных и родственных связей.

Заключение

Полной противоположностью здоровой религиозности, основанной на вере в Бога, является нездоровая, "духовность" оккультизма. Здесь тоже есть элемент сверхъестественного и искание помощи,- но ищется не у Творца, а у каких-то сомнительных духов или у таинственных нефизических сил. Если здоровая вера в Бога облагораживает человека, то нездоровая оккультная вера духовно калечит его. Она всецело устремлена к земному, тривиальному и греховному. Цель оккультных занятий часто вполне соответствует потребностям современного общества, интересы которого ориентированы исключительно на удовлетворение потребительских инстинктов и чужды всему по настоящему духовному, направленному на постижение истинного, прекрасного и Божественного. Современное общество потребления стремится узнать тайны, добиться житейского успеха, покорить чью-то любовь, укрепить здоровье, почерпнуть биоэнергию, расширить свой потенциал, отомстить врагу или просто «поиграть» с таинственным. Многих прельщает то, что все это достижимо без всякого физического труда и без нарушения гражданских законов.

Если обращение к Богу пробуждает совесть в человеке и побуждает его каяться и исправляться, то оккультное занятие, напротив, не связывает его никакими нравственными обязательствами: «Бери и наслаждайся»! В этой кажущейся свободе от моральных обязательств заключается, по-видимому, главная привлекательность оккультизма.

Даже традиционные журналы, которые в принципе не интересуются этой областью, печатают статьи об оккультных приемах, астрологических приметах, лечении кристаллами и т.д. Увлечение оккультным принимает поистине эпидемические размеры.

Список используемой литературы

  1. История религии. В 2 т. Т. Учебник/ под общей редакцией И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 2004. – 464с.
  2. Мень, А. Магизм и единобожие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 – 704 с.
  3. Фрэзер, Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003 – 781с.
Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?