Содержание
Введение
РАЗДЕЛ 1. Основные положения теории Дж.М.Кейнса. Роль государства в регулировании экономики
РАЗДЕЛ 2. Основные положения неолиберализма. Западногерманский неолиберализм и его отношение к роли государства в регулировании экономики
Заключение
Литература
Введение
Современный этап развития экономической теории характеризуется наличием многих направлений и школ. Среди них существуют альтернативные направления и концепции, отличающиеся, взглядами на необходимость регулирования рыночных отношений и вмешательства государства в экономику. К числу таких теорий относятся кейнсианство и неолиберализм.
В данной контрольной работе нам необходимо рассмотреть и провести сравнительный анализ подходов к государственному регулированию экономики с позиций двух экономических теорий: кейнсианства и западногерманского неолиберализма.
Кейнсианство, как экономическое учение, возникло с выходом в свет книги выдающегося английского ученого-экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946гг.) под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).
Историческими условиями и предпосылками возникновения учения Дж.М.Кейнса явилось своеобразное осмысление им последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929—1933 гг., охватившего многие страны мира и в особенности США. Кризисное падение производства сопровождалось массовой безработицей. Это был самый глубокий и продолжительный кризис, названный в истории «великой депрессией»[4,216]. В сложившихся условиях вопрос о том, как остановить спад в экономике приобрел первостепенное значение. Большинство экономистов того периода считали, что безработица вызвана недостаточным потреблением и низким уровнем спроса. При этом предлагалось использовать общественные работы (строительстве дорог и т.п.), что должно было, помимо прямого воздействия на уровень занятости, послужить созданию других рабочих мест, связанных с производством товаров и услуг для тех, кто уже получил работу. Считалось, что таким способом экономика сама «вытянет себя» из застоя. Но эти предложения, однако, не получили поддержки государства. Именно в таких условиях и появилось вышеназванное произведение Дж.М.Кейнса, давшее наиболее исчерпывающий ответ на вопрос, что же произошло с экономикой?
Дж.М.Кейнс в своих исследованиях проанализировал вопросы: склонности к потреблению, побуждения к инвестициям, предельной эффективности капитала, нормы процента, свойства процента и денег, заработной платы, теории цен и др., и на основе проведенного анализа, пришел к выводу, что для преодоления кризиса необходимо увеличивать потребление и инвестиции.
«Достаточно широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости» [1,176].
Государство должно «оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно другими способами»[1,175], что способствовало бы процессу стабилизации экономики и предотвращении в кризисов в будущем.
При этом Дж.М.Кейнс, в противоположность классической теории, отрицал не только эффективное функционирование, но и само существование стабилизирующих механизмов, обеспечивающих плавное развитие экономики.
Не все положения работы Кейнса выдержали проверку временем, однако в целом его подходы к данной проблеме сохранили свое значение вплоть до настоящего времени.
Теория неолиберализма своими корнями уходит в экономические воззрения А.Смита. Именно его принцип «невидимой руки», уверенность, что реализация своекорыстного интереса человека в области экономической деятельности приведет к общественному благосостоянию и вытекающее из данной точки зрения требование невмешательства государства в экономику легли в основу концепций представителей неолиберализма.
Попытки разработать общую неолиберальную доктрину были предприняты, в 1938 г. в Париже на международной конференции, которую позже стали называть «коллоквиумом Липпмана» (по имени американского экономиста Липмана, опубликовавшего в том же 1938 г. книгу «Свободный город», где излагались неолиберальные идеи [6, 188]).
Неолиберализм складывался одновременно с кейнсианством, но в отличие от него, видел непосредственный источник всех бед капитализма в подрыве совершенной конкуренции, в монополизации хозяйственных процессов, нарушающей действие рыночных регуляторов.
Уже в 30-е гг. ХХ века для противодействия кейнсианским идеям государственного регулирования экономики, ограничивающим систему свободной конкуренции, в ряде стран были созданы неолиберальные центры по выработке альтернативных мер государственного вмешательства в экономику. Наиболее крупные центры неолиберализма сформировались в Германии, США, Англии и получили соответственно названия: Фрайбургская школа (ее лидеры — В.Ойкен, В.Репке, А.Рюстов, Л.Эрхард и др.), Чикагская школа, которую также называют «монетарной школой» (ее лидеры — Л.Мизес, М.Фридмен, А.Шварц и др.), Лондонская школы (ее лидеры — Ф.Хайек, Л.Роббинс и др.).
Концепция западногерманского неолиберализма, получившая, благодаря издававшемуся Фрайбургской школой (г. Фрайбург, Германия) журналу «Ордо» (строй, порядок), название «ордолиберализм», активно разрабатывалась еще с 30-х гг. ХХ века представителями этой школы во главе с известным немецким экономистом В. Ойкеном.
Суть концепции заключена уже в ее названии, которое можно было бы перевести как «свобода в рамках порядка». Эта идея получила широкое признание и популярность в ФРГ после Второй мировой войны и даже стала основой системы хозяйствования в этой стране. Использование идей данной концепции позволило в кратчайшие сроки восстановить послевоенную экономику Германии и вывести ее в число лидеров.
Рассмотрим основные положения теории Дж.М.Кейнса и неолиберализма (в нашем примере западногерманского) и их отношение к вопросу участия государства в регулировании экономики.
В «Общей теории» Дж.М.Кейнс показал, что в рыночной экономике нет механизма, автоматически приводящего к полной занятости. Экономика может долго оставаться в состоянии депрессии и бедности. Государство должно увеличить расходы, чтобы увеличить производство и занятость, проводить активную инвестиционную политику. По сути «Общая теория» подводила теоретическую базу под рекомендации тех экономистов, которые для преодоления «великой депрессии» предлагали широко использовать общественные работы, усилить воздействие государства на уровень занятости, стимулирование спроса. Изучая вопрос склонности к потреблению, Дж.М.Кейнс разработал теорию эффективного спроса. Его идея состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) происходит воздействие на производство и предложение товаров и услуг. Главным фактором стимулирования совокупного спроса Дж.М.Кейнс считал инвестиции. Они должны компенсировать недостаточность потребительского спроса. Рост инвестиций призван стимулировать рост спроса, а рост платежеспособного спроса приведет к повышению занятости и увеличению национального дохода. «Общие черты нашей теории могут быть сформулированы следующим образом. Когда занятость возрастает, увеличивается совокупный доход,…а значит, увеличивается совокупное потребление»[1,14]. В дальнейшем ДЖ.М.Кейнс разработал теорию определяющую использование инвестиций и их роль экономике, согласно которой, чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства.
В частности, поэтому Дж.М.Кейнс утверждает, что «воспитание... государственных деятелей на принципах классической политической экономии» не позволит им «выбрать какой-либо лучший путь», стимулирующий увеличение богатства, кроме как надежда на «сооружение пирамид, землетрясения, даже войны»[1,174] Отсюда, по его мнению, «ecли только психологические склонности участников экономического процесса действительно оказываются примерно такими, какими мы их здесь предполагали, то можно считать, что существует закон, согласно которому, расширение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, неизбежно должно оказать стимулирующее влияние на те отрасли, которые производят потребительские блага, и, таким образом, повести к увеличению совокупной занятости, причем такое увеличение превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями»[1,174].
Проблема роста инвестиций особенно волновала Дж.М.Кейнса, поэтому он вводит важные изменения и в представления о норме процента, от которой зависит величина инвестиций. Росту инвестиций препятствует снижение нормы ожидаемой прибыли. Падение этой нормы происходит в силу закона убывающей производительности капитала. Ввиду возрастающих размеров ранее накопленного капитала перспективы инвестиционных вложений в производство становятся менее благоприятными. Если к тому же процентная ставка сохраняется на относительно высоком уровне, денежные средства вкладываются не в оборудование, станки, прирост запасов, а в ценные бумаги. Деньги накапливаются, а не направляются в отрасли, обеспечивающие экономический рост. Дальнейшая проблема, которую стремился решить Кейнс, состояла в том, чтобы уяснить, с какими факторами связаны колебания производства и занятости. Для этого, на основе анализа подхода классиков к вопросу возникновение безработицы, которая связывалась у них с изменением уровня оплаты труда, Кейнс пришел к заключению, что подобная трактовка ошибочна. По его мнению, «понижение заработной платы не является лекарством от безработицы»[1,44]. Рабочие, оказавшись за воротами фабрик, согласны трудиться и при пониженной оплате, но не могут найти работу. Профсоюзы выступают против снижения заработков. В условиях ухудшения конъюнктуры предприниматели сокращают производство, увольняют часть рабочих. Картина, складывающаяся в обществе на макроуровне, оказывается в явном противоречии с рецептами классиков, исходивших из того, что «безработицы не должно быть, потому что ее быть не может». Традиционное утверждение относительно того, что изменения в уровне заработной платы обусловливают сдвиги в уровне занятости, оказывается несостоятельным. Дж.М.Кейнс приходит к выводу, что размеры общественного производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса. В центре внимания должны находиться спрос и его составляющие факторы. Кейнс отвергает доктрину laissez faire и считает, что государство должно воздействовать на совокупный спрос, если его объем недостаточен. В качестве инструментов регулирования величины спроса он рассматривает кредитно-денежную и бюджетную политики. Кредитно-денежная политика воздействует на увеличение спроса через понижение процентной ставки, облегчая этим инвестиции. Это требует роста денежной массы, но не вызывает инфляцию, если величина спроса недостаточна (и, следовательно, если велика безработица), потому что инфляция и высокий уровень безработицы несовместимы между собой. Тем не менее, кредитно-денежная политика имеет ограниченное значение с точки зрения стимулирования увеличения спроса. Дело в том, что стремление к инвестированию определяется, не только величиной процентной ставки, но и оценкой выгодности от будущих капиталовложений. Однако в условиях экономической депрессии эта оценка крайне низка и вообще подвержена резким колебаниям, которые не сможет сгладить никакая кредитно-денежная политика. Если к тому же процентная ставка сохраняется на относительно высоком уровне, то денежные средства вкладываются не в реальный сектор, а в ценные бумаги, деньги накапливаются, а не направляются в отрасли, обеспечивающие экономический рост. В связи с этим Дж.М.Кейнс несколько скептически относился к возможности успеха чисто денежной политики, направленной на регулирование нормы процента. Но считал, что государство, будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций» [1,145]. Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент). Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода.
Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора, означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций»[1,56]. В специфичной разгадке механизма этого «эффекта» заключается ответ на вопрос, почему в научных изысканиях Дж.М.Кейнса столь много внимания уделено концепции мультипликатора, которую, по его словам, ввел в экономическую теорию еще в 1931 г. Р.Ф. Кан.
Рекомендуемый собственный коэффициент Дж.М.Кейнс назвал «мультипликатором инвестиций», который характеризует положение о том, что «когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций»[1,56]. Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой»[1,59].
Первоначально эффект мультипликации был показан на примере увеличения занятости при организации общественных работ. При расширении общественных работ рост числа занятых оказывался более значительным, чем увеличение числа работников, непосредственно привлекаемых к общественным работам. К примеру, рабочие, нанятые для сооружения шоссейных дорог, увеличивая спрос на потребительские товары, «вызывают» тем самым дополнительную занятость в отраслях, специализирующихся на выпуске этих товаров во «вторичном» секторе. В свою очередь рост доходов и потребления этой группы рабочих потребует расширения производства предметов потребления в смежных отраслях – «третичном» секторе. Образующаяся таким образом цепная связь распространяется (по убывающей) и на другие сектора. Эффект мультипликации будет зависеть от величины «начального» импульса. Дж.М.Кейнс использовал мультипликатор, трансформировав его в показатель, выражающий взаимосвязь между приростом инвестиций и увеличением дохода. Кейнсианский мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска (и дохода). Прирост доходов под влиянием увеличения инвестиций порождает цепочку межотраслевых взаимосвязей, которая в итоге вызывает рост производства, а значит, и дохода. Во-вторых, прирост дохода, возникший от увеличения объема инвестиций, делится на личное потребление и сбережение. Чем выше доля потребления, тем сильнее действует мультипликатор. На основе проведенного анализа Дж.М.Кейнс определил роль государства в регулировании рыночной экономики. Он был решительным противником государственной собственности, убивающей рынок. «Не собственность на орудия производства существенна для государства. Если бы государство могло определять общий объем ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства и основных ставок вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто все, что необходимо»[1,77]. Достаточно, чтобы государство осуществляло правильную (с учетом будущих изменений) инвестиционную и социальную политику, не вступая в непосредственное владение средствами производства, т. е. не нарушая принципа частной собственности и свободного ценообразования. Дж.М.Кейнс мечтал о государстве всеобщего благосостояния, когда имеет место полная занятость, и социальные трансферты поддерживают жилищное строительство, сельское хозяйство, здравоохранение и образование. Для этого не нужны ни государственная собственность, ни государственное управление экономикой; необходимы лишь значительные размеры государственных расходов (и налогов, соответственно). Частичное перераспределение доходов в пользу бедных могут стимулировать инвестиции благодаря росту потребления. Они играют также роль экономического стабилизатора. Научный труд Дж.М.Кейнса имеет теоретический характер. Однако его обоснования и выводы представляют основу для формирования важнейших принципов экономической политики. В своей «Общей теории» он в целях обеспечения эффективного спроса, как определяющего фактора роста и повышения уровня занятости, выдвигает следующие пути регулирования экономики: 1) Бюджетная политика. Чтобы стимулировать эффективный спрос, Дж.М.Кейнс предлагал увеличить государственные расходы, увеличить государственные инвестиции и государственные закупки товаров. Рекомендовалось также уменьшить налоги. Но все же главным Дж.М.Кейнс считал наращивание расходов. В дальнейшем увеличение расходной части госбюджета будет компенсировано новыми налоговыми поступлениями, образуемыми за счет увеличения производства и расширения занятости. Расчет делался на то, что государство «будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций». Предполагалось, что расширение инвестиционной деятельности государства будет направлено прежде всего на организацию общественных работ – строительство дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий. 2) Перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика была призвана увеличить «спрос» этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться. 3) Политика полной занятости, направленная на недопущение значительной безработицы, на расширение системы социального обеспечения. Предлагался комплекс мер социального характера, включая выплату пособий, развитие системы долгосрочного кредита и т. д.
Неолиберализм – это направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации. В основе неолиберальной концепции положен принцип невмешательства государства в экономику. Сторонники этого направления считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением.
В основе неолиберальной теории представлений лежит политическая философия либерализма, кредо которой — знаменитый принцип «laissez faire», который можно трактовать как право людей делать то, что они хотят, предоставить им право быть самими собой в экономической деятельности и вероисповедании, культуре, повседневной жизни и мыслях.
Вместе с тем, либеральная идея в послевоенные годы претерпела некоторую трансформацию и нашла свое развитие в новых условиях в идеях неолиберальных авторов. С традиционным либерализмом неолиберализм роднит прежде всего идея индивидуальной свободы на основе всемерного укрепления и поощрения частной собственности на средства производства. Вместе с тем неолибералы, и отличие от своих предшественников, оценивали процессы хозяйственной жизни с макроэкономических позиций, а не микроэкономических.
Кроме того, неолиберализм отличается от «старого» либерализма эпохи капитализма свободной конкуренции тем, что он признал возможность и необходимость государственного вмешательства в экономику. Правда, масштабы и формы такого вмешательства разные школы неолиберализма трактовали по-разному (от почти полного неприятия представителями неоавстрийской школы, до признания ограниченных его функций американским монетаризмом и до концепции «социального рыночного хозяйства» западногерманского ордолиберализма). Объединяет позиции этих школ то, что объектом государственного вмешательства признается не сам процесс воспроизводства, а институциональные основы функционирования рыночной экономики.
Западногерманский неолиберализм, создал собственное учение о народном хозяйстве на базе синтеза идей «новой» и «юной» исторической школы, неоклассики и традиционного либерализма. Методологически неолиберализм наиболее близок к новой исторической школе, для которой характерна трактовка процесса общественного развития как медленной, постепенной эволюции и выделение при этом различных порядков, ступеней и стилей организации хозяйственной жизни.
Западногерманский неолиберализм как важнейшее звено европейской и мировой экономической мысли и теоретическая основа социального рыночного хозяйства окончательно сформировался в первое десятилетие после второй мировой войны. Практическое осуществление его основного принципа «либерального порядка в экономике» сыграло положительную роль в быстром восстановлении разрушенного войной хозяйства и дальнейшем развитии Германии.
Наиболее видными представителями западногерманского неолиберализма на разных этапах его развития являются В.Ойкен (1891-1950гг.), а также Л.Эрхард (1897-1977гг.), А. Мюллер-Армак(1901-1978гг.), В. Репке(1899-1966гг.), А.Рюстов(1885-1963гг.)
Основные работы:
- В.Ойкен «Основы национальной экономии», «Основные принципы экономической политики»(1955г.);
- Л.Эрхард «Благосостояние для всех»(1964г.);
- А. Мюллер-Армак «Регулирование экономики и рыночное хозяйство»(1947г.);
Для научной методологии западногерманского неолиберализма было характерно следующее.
Во-первых, подход к явлениям хозяйственной жизни преимущественно с макроэкономических позиций, а не с точки зрения интересов отдельных предпринимательских структур.
Во-вторых, обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику, причем объектом этого вмешательства считались преимущественно институциональные основы конкуренции, ценообразования и распределения доходов.
В-третьих, в отличие от либералов-неоклассиков, занимавшихся проблемами количественных аспектов общественного воспроизводства, неолибералы поставили во главу угла исследование качественных параметров. Их разработка считалась достаточной предпосылкой для устранения присущих рыночной (смешанной) экономике количественных диспропорций.
Представители западногерманского неолиберализма сделали серьезные выводы из мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., показавшего, что без активного регулирования государством институциональных основ хозяйственной деятельности, направленного на создание благоприятных общих условий и вместе с тем жестких рамок для развития конкуренции и предпринимательства, рыночная экономика нежизнеспособна. Эта идея после Второй мировой войны в той или иной мере получила признание в странах Запада и нашла преломление в их экономической политике.
Главная заслуга в разработке неолиберальной теории принадлежит Вальтеру Ойкену, создателю концепции о типах экономического строя (порядка), а также его сторонникам Ф. Бёму, X. Гестриху, Ф. Лутцу, Ф. Майеру, А. Рюстову, В. Рёпке и др.
По мысли В.Ойкена, экономический строй есть «совокупность реализованных на практике хозяйственных форм, в которых протекает повседневный конкретный хозяйственный процесс» [2,22]. С его точки зрения, ключом к анализу всех известных в истории экономических систем является выделение двух основных типов экономического строя:
1) «Центрально-управляемое хозяйство», подтипами которого являются «индивидуальное» хозяйство и «центрально-администрируемое» хозяйство,
2) «Хозяйство общения», которое чаще всего фигурировало в неолиберальной литературе как рыночное хозяйство.
Под монополизацией В. Ойкен понимал любое отклонение от модели совершенной конкуренции, при которой множеству продавцов противостоит множество покупателей и рыночная цена выступает в качестве главного регулятора производства. При пассивной роли государства конкуренция подрывается олигополиями и монополиями, так как число производителей-продавцов в этих условиях сведено к минимуму. Именно из этого немецкий ученый выводил социальные издержки капитализма, которые, по его мнению, могут быть устранены только с помощью государственного вмешательства в экономику.
В. Ойкен сформулировал и основополагающие принципы «строя конкуренции», которые должны обеспечить его реальное осуществление. Это:
1) неприкосновенность частной собственности (во всех ее видах);
2) стабильность денежного обращения и национальной валюты;
3) открытость всех рынков;
4) свобода всех сделок и договоров (кроме тех, что ведут к монополии);
5) возложение материальной ответственности на тех, кто отвечает за действия хозяйственных единиц;
6) постоянство и предсказуемость экономической политики государства.
При этом сторонники ордолиберализма считали институциональное регулирование (через традиции и законодательство) лучшим средством борьбы с цикличностью хозяйственных процессов. Допускали государственное воздействие на экономику лишь спорадически, в исключительных случаях, когда эти случаи порождались действием внешних факторов (политика, стихийные бедствия и т.п.). В планы ордолибералов не входило ни огосударствление монополий, ни их разукрупнение, ни любое другое посягательство на крупную капиталистическую собственность [2,123].
Роль же государства в экономике должна быть сведена к минимуму, главную и, по сути, единственную задачу государственных структур они видят в создании и поддержании условий, необходимых для благоприятного развития свободной конкуренции, под которой понимается создание равных возможностей для всех.
На основе идей В.Ойкена была разработана и модель социального рыночного хозяйства, одним из основных авторов которой является Людвиг Эрхард. Сам термин «социальное рыночное хозяйство» впервые был введен А. Мюллером-Армаком в работе «Регулирование экономики и рыночное хозяйство» (1947г.).
Концептуально социальное рыночное хозяйство определялось как своеобразный третий путь, пролегающий между центрально-администрируемым и рыночным хозяйством (между социализмом и капитализмом) и лишенный недостатков обоих идеальных типов.
Согласно Л.Эрхарду, современный либерализм не может не допустить заметной роли государства в экономических процессах:
-во-первых, необходимо ограничение деятельности монополий;
-во-вторых, «безгосударственная» рыночная экономика порождает чрезмерный разрыв в доходах, необеспеченность положения отдельных социальных групп, что ведет к политической и социальной нестабильности. Поэтому государство должно осуществлять частичное перераспределение доходов в пользу малоимущих и финансировать ряд социальных программ.
В исключительных случаях государство может даже регулировать цены на критически важные товары и услуги (продовольствие, энергия, транспорт).
Эту концепцию Л.Эрхард практически использовал для послевоенного экономического обновления Германии. В разрушенной войной Германии царила гиперинфляция. В 1948 году была проведена денежная реформа (в том числе и банковская реформа). В результате объем номинальной денежной массы (наличных денег и депозитов) сократился в четырнадцать раз. Структурные преобразования позволили эффективно использовать значительную по размерам иностранную помощь. У государства нашлись средства для инвестиционных налоговых льгот, для поддержания угольной и металлургической промышленности, а также электроэнергетики. В итоге рост цен быстро прекратился, а к началу 1950 года был превзойден довоенный уровень производства.
Эффективная экономическая политика Л.Эрхарда, обеспечившая высокие темпы роста, имела следующие черты:
Таким образом, теория социального рыночного хозяйства предусматривает сознательное конструирование конкурентного механизма путем введения четкого законодательства, трудовых и социальных гарантий, проведения разумной внешней экономической политики.
По мнению Л.Эрхарда, социальной (общественной) рыночной экономикой является попросту свободная экономика - благодаря тому, что является более производительной, чем любая другая, а значит, при постоянном росте "сама из себя" обеспечивает людям все более высокое благосостояние. Эта система, таким образом, приводит к росту рабочих мест, укрепляя позицию работников по отношению к работодателям. И тогда нет потребности во вторичном распределении национального дохода, за исключением слабых и больных, которые не могут участвовать в рыночном производстве".
Единственные ограничения со стороны государства, по его мнению, должны относится к созданию картелей и попыткам ограничения конкуренции.
Заключение
Подведем итог проведенному анализу отношения кейнсианства и западногерманского неолиберализма к вопросу вмешательства государства в экономику.
Кейнсианство и неолиберализм принципиально различаются в своих подходах к роли государственного вмешательства в экономические процессы.
Если кейнсианство изначальным считает осуществление мер активного государственного вмешательства в экономику, то неолиберализм — относительно пассивного государственного регулирования.
По кейнсианским моделям предпочтение отдается совокупности государственных мер по инвестированию различных сфер экономики, расширению объемов правительственных заказов, закупок, ужесточению налоговой политики.
Неолиберальная концепция и в теоретических разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.
Дж.М.Кейнс теоретически обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Он считал экономику и рынок несаморегулирующимися системами. Поэтому его теория опирается на вмешательство государства, которое регулирует возникающие во время деловых циклов спады и подъемы, прежде всего с помощью фискальной политики Теория Дж.М.Кейнса «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном представлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами»[1,175].
Неолиберализм сохраняет приверженность принципам экономической свободы и конкуренции, берущим начало от А. Смита, но допускает помощь со стороны государства в регулировании рыночной экономики, что идет от Дж. Кейнса. Однако в неолиберализме в большей мере, чем в кейнсианстве, государственное регулирование сочетается с естественным рыночным механизмом.
Идеи и положения западногерманского неолиберализма сформировались в условиях «сильного государства», склонного к тоталитарному устройству, и «властных частных структур», разрушающих конкуренцию.
Западногерманский неолиберализм искал и во многом нашел ответ на вопрос: как обеспечить такой хозяйственный и общественный порядок, в котором высшим приоритетом была бы свобода индивида, любая власть была бы ограничена, рынок был бы действительно конкурентным и эффективным, социальные проблемы были бы принципиально решены, а правила хозяйствования и регулирования соблюдались бы всеми.
Либералам взгляды Дж.М.Кейнса не близки, но со временем и взгляды либералов тоже изменялись. От первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства в экономику либералы, а затем и неолибералы начали переходить к признанию допустимости, даже необходимости вмешательства государства в социально- экономическую сферу. Но неолибералы в отличие от кейнсианцев признают государственное регулирование не в форме госзаказов, регулирования цен, государственного инвестирования и т.д., а в форме мягкого регулирования экономических процессов. Они поддерживают вмешательство правительства в экономику в целях содействия экономической стабильности, сдерживания инфляции, уменьшения безработицы, поддержки национального курса валюты, но они отдают предпочтение избирательному и прагматичному вмешательству.
Неолибералы пришли к выводу, что стихийные рыночные силы не всегда в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и наступает необходимость стабилизирующего вмешательства извне.
Представители неолиберальной концепции государственного регулирования экономики, памятуя напутствие Л.Эрхарда — «конкуренция везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо», - доказали правомерность ограниченного государственного участия в экономических процессах и большего его содействия свободному и стабильному функционированию предпринимателей как условие устранения неравновесия в экономике.
Социально-рыночная экономика, возникшая из неолиберальных теорий, показала на примере послевоенной Германии свою жизнестойкость и эффективность.
Экономические идеи неолиберализма получили признание и дальнейшее развитие у представителей монетаризма и сторонников теории рациональных ожиданий.
В то же время, на базе кейнсианских концепций и моделей не удалось решить проблемы реализации и бескризисного развития. Все это вызвало критику кейнсианства как со стороны его противников и потребовало его пересмотра в направлении развитии со стороны последователей.
Литература