Личность и группа


Содержание

Введение

  1. Социальная природа личности
  2. Влияние группы на поведение личности

Заключение

Список литературы

Введение

Основанием качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения человека с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия его существования и развития. Человек является компонентом социальной системы. Его принадлежность к этой системе определяетсоциальные качества человека. Эти качества выражают его родовую сущность. Проявления этих качеств многообразны. Это многообразие выявляется в психологических особенностях индивидов, групп, социально-психологических феноменах. Социальные качества человека существуют как целостная система.

Особое внимание к проблемам межличностного взаимодействия обусловлено их ролью в формировании личности, развитии общественных отношений. В силу специфики своего воздействия на личность, общение является важнейшим фактором духовного развития общества. Личность существует в пространстве разнообразных характерных для общества отношений. Имея сознание, человек ориентируется в сложной системе взаимоотношений, вступает вo взаимодействия, осознает себя, сравнивая с другими, переживает ситуации успеха и неудач. В каждом обществе откладывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между людьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на общение.

В социальной психологии существует множество теорий, описывающих поведение личности в процессе межличностное взаимодействия. К ним относятся: бихевиоризм, теория обмена (справедливости), символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория, теория игр.

Бихевиоризм отказывается от непосредственного изучения сознания. Его представители изучают человеческое поведение по схеме «стимул - реакция». На первый план, таким образом, выдвигаются внешние факторы. Если их воздействие совпадает с врожденными рефлексами физиологического характера, наступает закрепление данной поведенческой реакции. Отсюда следует, что манипулируя внешними раздражителями можно добиться любых нужных форм социального поведения человека. В рамках такого подхода игнорировались не только врожденные задатки, но и уникальный жизненный опыт личности, ее установки, убеждения.

Вместе с тем, бихевиоризм оказал существенное влияние на психологию, социологию, менеджмент. Под его влиянием сформировались некоторые школы управления, в частности, административная школа, представителями которой являются Ф. Тейлор, Ф. Гильберт, А. Файоль, школа «человеческих отношений» - М.П. Фоллет, Э. Мэйо, А. Маслоу. Важной задачей является изучение и адаптация отдельных положений этих теорий к условиям управления деятельностью персонала предприятия.

Развитием бихевиоризма является необихевиоризм, который представляют Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Дж. Хоманс. Традиционная схема «стимул - реакция» здесь усложняется введением промежуточных переменных.

1. Социальная природа личности



Что Вы посещаете?

Личностью в психологии называется системное социально-психологическое качество человека, формирующееся и развивающееся у него в процессе жизни в обществе по мере освоения разных видов деятельности и общения. Личность существует в пространстве разнообразных характерных для общества отношений. Имея сознание, человек ориентируется в сложной системе взаимоотношений, вступает вo взаимодействия, осознает себя, сравнивая с другими, переживает ситуации успеха и неудач [4, с. 19].

Мотивационная функция деятельности и общения реализуется в виде побуждений, влечений, желаний, направленности благодаря таким компонентам личности, как потребности, мотивы, интересы.

Ориентировка в жизни, особенно в людях, в том числе в самом себе, в межличностных отношениях, возможна благодаря познавательным процессам и выявляется не только в понятиях, суждениях, представлениях и умозаключениях, но и в идеалах, самосознании, убеждениях, мировоззрении. Реализация поведения человека, программирование его деятельности и общения связаны с целеполаганием, способностями, установками и убеждениями. Регуляция и контроль деятельности, общения и отношений происходит не только благодаря темпераменту и характеру, но и притязаниям и самооценке личности.

Определение личности как субъекта звучит так: Личностью является конкретный человек как носитель сознания. Как только у ребенка начинает появляться сознание, он начинает становиться личностью. Чем полнее у человека развито сознание и его высшая Форма самосознание, тем полнее и ярче развита его личность. Психические болезни являются одновременно и болезнями сознания, и болезнями личности. Нарушая различные стороны сознания, они тем самым разрушают личность [2, с. 37].

Все остальные определения личности, ее свойств, отношений и структур являются, согласно этой точке зрения, производными от определения личности как носителя сознания - субъекта. Среди них отмечается понятие я. Иногда понятия личность и я отождествляются, с чем, однако, согласиться нельзя. Личность - понятие более широкое, а ясвязано в основном с осознанием противопоставления себя окружающему миру и с понятием преемственности сознания [2, с. 38].

Определение личности посредством понятия субъекта позволяет выделить комплекс важных характеристик личности. Однако сама трактовка субъекта как носителя сознания ограничивает не только понятие субъекта, но и личности, поскольку исключает из сферы ее психического развития бессознательные или несознаваемые переживания, мотивы, установки и т.д. Впрочем, даже и при таком расширении понятия личности оно не исчерпывается лишь психологическими характеристиками, поскольку ее статус и социальные функции сами являются определителями этих характеристик.

Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поощрения и обусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Они ориентированы на определенные эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идеологии. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта исторического процесса. Деятельность (труд, общение и познание, игра и учение, спорт и самодеятельность разных видов) осуществляется лишь в системе этих связей и взаимозависимостей. Поэтому субъект деятельности - личность и характеризуется теми или иными правами и обязанностями, которые общество ей присваивает, функциями и ролью, которую она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом.

Говоря о том, что субъект деятельности - личность, мы должны иметь в виду, что оба эти определения человека взаимосвязаны в такой мере, что субъект - общественное образование, а личность образуется и развивается посредством определенных деятельностей в обществе. Именно личность, а не организм человека, не природный индивид, рассматриваемый в сфере биологических законов, - носитель свойств человека как субъекта. Поэтому для обнаружения этих свойств необходимо исследовать человека как личность в системе общественных отношений.

Сложнейшая целостная структура человека как субъекта раскрывается лишь на социальном уровне развития человека как личности. Уровень активности человека и социальный уровень его существования в общем совпадают. Однако уже из противоречия между развитием деятельности и реальным положением человека в обществе видно, что совпадение субъекта и личности относительно. Больше того, именно расхождение между ними' составляет главнейшую психологическую форму человеческой истории. Ранг личности, ее масштаб и роль в классовом антагонистическом обществе определяются множеством факторов, не имеющих никакого отношения к продуктивности основных деятельностей [3, с. 42].

Один из факторов обусловливающий обособление в человеке личности и субъекта, это позиции личности в обществе, в сложной системе иерархии отношений. Всякого рода привилегии (сословные, расовые, национальные, профессиональные и т. д.) определяют престиж, репутацию и популярность личности независимо от ее личных свойств и вклада в общественное развитие.

Активность личности может выступать и в форме использования этих привилегий как средства воздействия на других людей и присвоения продуктов их деятельности силой привилегий. В такой позиции свойства субъекта не имеют какого-либо значения для личности, объективно формирующейся согласно экстремистской и агрессивной стратегии присвоения путем отчуждения продуктов деятельности других людей, а подчас и их потенциалов.

Важно подчеркнуть, что в единой структуре человека характеристика субъекта деятельности в обществе, так или иначе взаимосвязана с характеристиками человека как личности, то есть члена определенного общества, сословия, профессиональной группы и т. д.

Личность как общественный индивид не есть отдельная (саморегулирующаяся) система, не есть единичный элемент общества, из совокупности которых строится и с помощью которых функционирует общество [4, с. 31].

Такой структурной единицей, элементом общества является не отдельный человеческий индивид с его отношениями к обществу, а группа, взаимоответственные связи которой внутри нее и между другими группами, к обществу в целом создают коллектив.

Каждая группа (малая или большая) имеет структуру и инструкции, определяющие функции и роль каждого ее представителя.

Эстетическое отношение к природе связано с общим типом общественных отношений и нравственными идеалами личности как члена определенного класса, сословия, профессии и т. д. Больше того, личность, непосредственно связанная со структурой своей группы и общества, не входит в непосредственные связи и с природой данного индивида, за исключением некоторых из его свойств. К таким исключениям можно отнести возрастно-половые свойства при родной организации человека. Поэтому личность является только социальным образованием, объектом и субъектом исторического процесса. Ни социологические, ни биосоциальные концепции не могут раскрыть ее сущность и свойства, существующие в форме многообразных общественных отношений.

Формирование личности путем интериоризации - присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения - есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности.

Приведем ряд характеристик личности, ее основных параметров. Личность - прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств. В той или иной эпохе личность занимает определенное положение в социальной структуре общества. Принадлежность личности к определенной группе в социальной структуре общества составляет другое основное ее определение, с которым непосредственно связано положение личности в обществе. Отсюда также следуют экономическое состояние и род деятельности, политическое состояние и род деятельности как субъекта общественно-политической деятельности (как члена организации) правовое строение и структура прав и обязанностей личности как гражданина, нравственное поведение и сознание (структура духовных, ценностей). К этому следует добавить, что личность всегда определяется и характеристикой ее движения как сверстника определенного поколения, семейной структурой и положением ее в этой структуре (как отца или матери, сына и дочери и т. д.). Весьма существенной характеристикой человека как личности является ее национальная принадлежность [1, с. 31].

Таким образом, все перечисленные выше характеристики личности есть действительно характеристики и общественных отношений и функций, ими определяемых. Для этих характеристик не всегда существенны свойства человека как субъекта и почти не имеют значения природные свойства человека как индивида. Любые из них могут быть включены в любые из социальных связей.

Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из них осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Они ориентированы на определенные эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию господствующей идеологии. В современной зарубежной психологии личности и социальной психологии широко распространены представления о личности как известном наборе ролей, которые она играет в обществе. Это представление превращает роль в первичный феномен личности, определяющий меру его из начального конфликта с обществом. На самом деле конкретная роль личности запрограммирована, задана довольно жестко той общественной функцией, которую она со всей необходимостью выполняет в определенной социальной ситуации развития. Переход от одной функции к другой, от одного уровня обязанностей и прав к другому совершается по мере накопления общественного опыта и возрастной эволюции.

Каждое общество и государство регулируют эти переходы определенными возрастными индексами права: избирательного, трудового, уголовного и т. д. То, что почти всегда во всех системах законодательства, несмотря на их принципиальные классовые различия, не совпадают эти возрастные индексы (например, избирательного права, получения паспорта, уголовной ответственности, разные меры определения трудоспособности рабочих, подростков и молодых людей), свидетельствует об учете неравномерного характера развития ролей личности одного и того же формирующегося человека [8, с. 52].

Кроме возрастных индексов, характеризующих нижние пределы правоспособности, трудоспособности человека, существуют верхние пределы в смене ролей личности. Все это важные моменты развития человека как общественного индивида, участвующего в различных социальных структурах, но находящегося всегда в определенной фазе психофизиологического развития.

Таким образом, во всех определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный сплав психологического и социального. Это постоянно проявляется в ее связях с социальным окружением. Особенности конкретного исторического периода, принадлежность личности к тому или иному социальному классу, слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют определенные образцы ее поведения.

2. Влияние группы на поведение личности

Что Вы посещаете?

С точки зрения управленческого общения наибольший интерес представляет теория обмена Дж. Хоманса, согласно которой люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать взаимодействие с другими людьми устойчивым и приятным. Поведение человека во время контакта с другими людьми (т.е. взаимодействие) определяется тем, вознаграждались ли и как именно его поступки в прошлом. Эта теория опирается на следующие принципы:

а) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

б) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их;

в) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

г) когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает меньшие усилия для их удовлетворения [5; с. 243].

Хоманс рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. С помощью его теории может быть описано и взаимодействие руководителя и подчиненного в управлении.

С теорией обмена перекликается и развивает ее, так называемая, теория справедливости, которую представляют, в частности, Р. Хьюсман, Дж. Хэтфилд. В анализе взаимодействия людей они исходят из следующих аксиом:

  1. Люди оценивают свои взаимоотношения с другими путем сравнения того, что они вкладывают и того, что получают взамен. В результате оценки может быть одна из трех ситуаций:

а) они приходят к выводу, что их недооценивают, т.е. они вкладывают больше, чем получают;

б) они ощущают, что их переоценивают - получают больше, чем вкладывают;

в) вклад оказывается равным отдаче - в этом случае взаимодействие оценивается как справедливое.

  1. Неэквивалентность вклада и отдачи приводит к возникновению беспокойства, переживаний. Переоценка вызывает чувство вины, недооценка заставляет людей испытывать обиду. Люди, которые считают себя недооцененными, значительно меньше удовлетворены работой.
  2. Люди, неудовлетворенные своими взаимоотношениями из-за низкой отдачи, стремятся восстановить справедливость:

а) путем уменьшения своего вклада:

- опаздывая на работу,

- сокращая объем выполняемой работы,

- уклоняясь от выполнения работы, «имитируя» деятельность;

б) добиваясь большей отдачи, требуя:

- увеличения зарплаты, премий,

- продвижения по службе,

- улучшения условий труда;

в) прекращая взаимоотношения (увольнение). Вместе с тем, не все люди одинаково относятся к разнице вклада и отдачи.

Здесь выделяются следующие группы людей:

1) альтруисты - хотят вкладывать больше, чем получать;

2) чувствительные к справедливости - стремятся к равновесию;

3) эгоисты - хотят получать больше, чем вкладывать.

Теория справедливости имеет большое практическое значение для регулирования взаимодействия руководителя и подчиненного в процессе управления. Субъективный характер восприятия справедливости содержит большие возможности воздействия на подчиненного. Если восприятие справедливости субъективно, то его можно изменять, оставляя неизменными внешние обстоятельства, т.е. путем информирования, убеждения подчиненного, формирования у него других оценочных суждений. Если чувство недооценки у подчиненного необоснованно и не отражает действительного положения вещей, то нужно изменить характер его восприятия ситуации.

По мнению Р. Хьюстона и Дж. Хэтфилда, это можно сделать двумя способами:

  1. Изменив восприятие человеком своего вклада. В управленческом общении это достигается путем сравнения процесса и результатов работы подчиненного с деятельностью его более результативных коллег. Эффективным может оказаться обращение к его деятельности на предыдущей работе, а также сопоставление его собственных возможностей с достигнутыми результатами. Полезным с этой точки зрения может оказаться пересмотр конкретных результатов работы исполнителя, которые с учетом динамичного изменения обстановки могут оказаться недостаточно удовлетворительными.
  2. Изменив восприятие отдачи. Такое изменение осуществляется посредством сравнения получаемого подчиненным вознаграждения с заработной платой других служащих. Нужно объяснить, что подчиненный может иметь в перспективе, указать на признание, которым он пользуется в коллективе, сравнить с признанием и вознаграждением на прежней работе. Подчеркнуть, что многие стремятся оказаться на его должности и были бы вполне удовлетворены тем положением и вознаграждением, которое он получает.

Наиболее близким к теории общения, созданной отечественной психологии является символический интеракционизм, в котором подробно исследуется интерактивная сторона общения.

Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Наша ответная реакция, таким образом, определяется символом, который выступает в качестве стимула. Наиболее важными символами являются слова, так как с их помощью мы придаем значение предметам и явлениям, которые иначе остались бы лишенными смысла. Человеческое общение обусловлено способностью его участников одинаково интерпретировать значения определенных символов.

По мнению психологов, символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но сосредоточен, в основном, на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов. Эта концепция придает слишком большое значение символическим аспектам взаимодействия. Интерактивный аспект общения в такой концепции отрывается от содержания предметной деятельности. Извлечение из теории символического интеракционизма практических выводов и рекомендаций для управленческого общения может быть предметом дальнейших исследований.

Э. Гофман разработал теорию социальной драматургии, описывающую взаимодействие людей. Согласно этой теории, люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. По мнению Гофмана, социальные ситуации следует рассматривать, как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определенного впечатления о себе у других. Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам.

В качестве своеобразной иллюстрации теории социальной драматургии можно рассматривать известные работы Д. Карнеги, в которых основными приемами манипулирования другими людьми также являются создание необходимого впечатления о себе, влияние на понимание партнером ситуации. Разумеется, что описание управленческого общения с позиций теории социальной драматургии представляет собой едва ли разрешимую задачу. Но ее отдельные положения могут быть использованы при разработке методов психологического воздействия на подчиненного, анализе отдельных поведенческих проявлений участников управленческих отношений.

Согласно психоаналитической теории, основателем которой является 3. Фрейд, взаимодействие людей определяется в большей степени подсознанием, чем осознанным выбором. Психическая структура личности, которая имеет непосредственное отношение к закономерностям общения, по Фрейду, как уже упоминалось, состоит из трех уровней - «Оно», «Я», и «Сверх-Я». Принципиально различное содержание этих уровней сознания приводит к стрессовому напряжению, которое снимается благодаря вытеснению и сублимации, а также другим механизмам психологической защиты личности [10; с. 141].

Теория 3. Фрейда не лишена недостатков. В частности, его описание влечений основано на слишком упрощенной схеме, в концепции используются абстрактные построения, не подтвержденные экспериментальными данными. Вместе с тем, знание ее положений необходимо не только для более глубокого понимания мотивов поведения людей.

Трансакционный анализ, являющийся развитием психоаналитической теории, представлен именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джинджевилла и др. Изучая уровень «Я» в психологической структуре личности, Эрик Берн пришел к выводу, что у каждого человека набор поведенческих реакций соотносится с определенным состоянием его сознания. Анализируя репертуар этих состояний, он разбил их на следующие категории:

1) состояния «Я», сходные с образами родителей;

2) состояния «Я», направленные на объективную оценку реальности;

3) состояния «Я», продолжающие действовать с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.

Неформально проявления этих состояний Э. Берн называет «родитель», «взрослый», «ребенок».

Эти состояния - нормальные психологические феномены, которые человек обнаруживает в социальной группе в определенный момент времени. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое.

Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека, «ребенок» является источником радости, интуиции, творчества, очарования. Состояние «взрослый» также необходимо для жизни. В этом состоянии человек перерабатывает информацию, прогнозирует события, оценивает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Благодаря «родителю» многие наши реакции стали автоматическими, что помогает сберечь значительное количество энергии и времени. Это освобождает «взрослого» от необходимости принимать множество решений. «Взрослый», в свою очередь, контролирует действия «родителя» и «ребенка» и является своеобразным посредником между ними [10; с. 143].

Таким образом, структурная диаграмма уровня «Я» личности будет включать состояния «родителя», «взрослого» и «ребенка». Позиции партнеров в общении определяются теми состояниями «Я», которые преобладают в данный момент и которые, следовательно, ответственны за результаты и процесс общения.

Важнейшим понятием рассматриваемой теории является трансакция, которая, согласно Э. Берну, представляет собой единство трансакционного стимула и трансакционной реакции. В качестве трансакционного стимула выступает любое обращение (речевое или неречевое) к партнеру, или даже демонстрация осведомленности о его присутствии. Любые действия партнера, вызванные трансакционным стимулом, считаются трансакционной реакцией. По результатам трансакционного анализа различаются следующие виды трансакций:

а) дополнительные,

б) пересекающиеся.

Дополнительными будут трансакции, в которых ответственными за стимул и реакции являются «взрослый и взрослый» или «взрослый и ребенок». В таких трансакциях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию. Пока трансакции дополнительны, утверждает Э. Берн, процесс коммуникации будет протекать гладко и может продолжаться неопределенно долго.

Следует отметить, что трансакционный анализ является одной из наиболее продуктивных теорий, объясняющих человеческое общение и поведение личности в группе. Эта теория объясняет и дает пути разрешения некоторых конфликтов, дает ключ к углублению взаимопонимания между людьми, повышает эффективность их взаимодействия.

Таким образом, в течение своей жизни личность испытывает разнообразные воздействия со стороны ряда различных групп, в состав которых она входит. Однако нельзя не заметить, что одни группы существенно влияют на личность во многих ее проявлениях, другие – незначительно и лишь в отдельных чертах. Сила влияния той или иной группы на личность зависит от многих факторов. Наибольший эффект наблюдается в тех случаях, когда определенная группа является референтной (или эталонной) для данной личности. Так называется группа, с которой личность отождествляет себя в наибольшей степени. Социальные ценности и нормы референтной группы выступают для индивида в качестве эталонов деятельности, хотя сам он порой может даже и не входить в состав данной группы.

Заключение

Принадлежность личности к определенной группе в социальной структуре общества составляет основное ее определение, с которым непосредственно связано положение личности в обществе. Отсюда также следуют экономическое состояние и род деятельности, политическое состояние и род деятельности как субъекта общественно-политической деятельности (как члена организации) правовое строение и структура прав и обязанностей личности как гражданина, нравственное поведение и сознание (структура духовных, ценностей). К этому следует добавить, что личность всегда определяется и характеристикой ее движения как сверстника определенного поколения, семейной структурой и положением ее в этой структуре (как отца или матери, сына и дочери и т. д.). Весьма существенной характеристикой человека как личности является ее национальная принадлежность.

Таким образом, все перечисленные выше характеристики личности есть действительно характеристики и общественных отношений и функций, ими определяемых. Для этих характеристик не всегда существенны свойства человека как субъекта и почти не имеют значения природные свойства человека как индивида. Любые из них могут быть включены в любые из социальных связей.

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994 и др.
  2. Андреева Г. М. Психология социального познания, М.: Аспект Пресс, 1997.
  3. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. М., 1998.
  4. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Изд-во Междун. пед. акад., 1995.
  5. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.,1994.
  6. Гительмахер Р. Б., Когаловская А. С, Марушкин Ю. Б. Конфликт: социально-психологический аспект. Иваново: Изд-во ИвГУ, 1995.
  7. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996.
  8. Донцов А. И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). М.: Изд-во МГУ, 1984.
  9. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  10. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение СПб.,2001.
  11. Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-н-Д: Изд-во Ростовск. ун-та, 1986.
  12. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
  13. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
  14. Межличностное восприятие в группе. М.,1981.
  15. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984.
  16. Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева, М., 2002.
Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?