СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Философия начала зарождаться на заре человеческой цивилизации, когда стали усложняться хозяйственные и гражданские отношения людей, возникали зачатки научных знаний, появлялась общественная потребность в изучении общих принципов бытия и познания, когда ответов, которые давала мифология, уже не хватало. В Древней Греции философия обрела свою классическую форму. Здесь родилось само слово "философия" (по-гречески "любовь к мудрости"). Впервые оно встречается у Пифагора, а в качестве названия особой науки его употребляет уже Платон.
Полисный характер греческой жизни, роль в ней народного собрания и публичных ораторских состязаний объясняет доверие греков к разуму, теории, а поклонение безличному абсолюту (природе) - постоянный интерес философии к проблемам физики (от слова "фюсис" - природа), которая в дальнейшем развитии философии оказывается тесно связанной с метафизикой (учением о первоосновах бытия).
Согласно Платону, окружающий нас видимый материальный мир является всего лишь "тенью" умопостигаемого мира "идей" (по-гречески "эйдосов"). "Есть прекрасное само по себе, благо само по себе и так далее в отношении всех вещей, хотя мы и признаем, что их много. А что такое каждая вещь, мы уже обозначаем соответственно единой идее, одной для каждой вещи"1. В то время как "идея" является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира постоянно возникают и гибнут. "Вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть" (Гос-во, 305).
Платон, чрезвычайно любящий иллюстрировать свои рассуждения образными сравнениями, это противопоставление вещей и "идей" наглядно объяснят в "Государстве" с помощью символа пещеры. В пещере сидят люди, скованные оковами и не могущие пошевелиться. За их спинами в вышине горит свет. Между ним и узниками проходит верхняя дорога, по которой идут другие люди и несут различную утварь, статуи, всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. Узники не видят всех этих предметов, они сидят к ним спиной и только по теням, отбрасываемым на стену пещеры, могут составлять свое представление о них. Таково, по Платону, и строение всего мира. А эти узники - люди, принимающие видимые вещи, которые на самом деле всего лишь жалкие тени и подобия, за их сущность.
Кроме мира вещей и мира "идей" существует еще мир небытия. Это "материя". Но она не вещественная основа, или субстанция вещей. "Материя" Платона - беспредельное начало и условие пространственного обособления множества вещей, существующих в чувственном мире. В образах мифа Платон характеризует "материю" как всеобщую "кормилицу", как "восприемницу" всякого рождения и возникновения. "Материя" совершенно неопределенна и бесформенна. Чувственный мир - то есть все окружающие нас предметы - это нечто "среднее" между обеими сферами. Между областью "идей" и областью вещей у Платона посредствует еще "душа мира", или мировая душа. Чувственный мир не непосредственное, но все же порождение мира "идей" и мира "материи".
Как было сказано в самом начале, философская система Платона, явилась синтезом, существовавших до него идей, которые он развил до качественно нового уровня. Интуитивное привлечение таких досократовских элементов, как земля, вода, воздух и огонь, является для Платона уже некоторого рода примитивным эмпиризмом. Вместо этого он пользуется уже такой абстрактно-всеобщей категорией, как необходимость или беспредельность. Понятие "идеи" уже не отличается у него таким описательным характером, как это было прежде всего у Гераклита. Его "идея" уже не наивно-описательно, а с мыслительной необходимостью, то есть чисто диалектически, объединяется с материей.
Учение о знании тесно связано с теорией "идей" Платона. Потому что знание и есть способность постичь вечное, истинное, тождественное себе самому - то есть "идеи" и высшую из них "идею" блага. С учением о знании связано также учение о душе, которая является посредником между мирами "идей" и чувственных вещей. Цель души - постижение "идеи". В диалоге "Федр" говорится, что познание - это процесс вспоминания душой того, что она знала, находясь в мире "идей", до своего воплощения в чувственном мире.
В "Государстве" также говорится, что, будучи приближенной к миру бытия, душа имеет исконное знание истины, пробуждаемое в ее земном существовании с помощью диалектического рассуждения; сложенные вместе, знание и рассуждение составляют мышление, направленное на бытие, то есть на то, что не имеет связи с материальным миром. Относительно вещей материальных, имеющих рождение и пребывающих в становлении, невозможно знание, бессмысленно рассуждение, непригодно мышление. Здесь душа пользуется совсем другими инструментами - более или менее правильным воззрением (мнением), которое складывается из запечатленного в памяти подобия вещи и убеждения в его достоверности (уподобление и вера).
"Знание направлено на бытие, чтобы познать его свойства" (Гос-во, 273), в то время как мнение - это всего лишь становление. Знание - истинно, а мнение неистинно. Мир бытия и мир становления - два нетождественных мира, мышление и мнение относятся к разным мирам, а поэтому, хотя истина остается все же за мышлением, мнение не становится от этого иллюзорным. Мнение аналогично истине в той же пропорции, и поэтому вполне допустима такая ситуация, когда правильно составленное мнение может именоваться истинным мнением.
Собственно мышлению, как его понимает Платон, принадлежат лишь идеи чистого бытия, никак не связанные с материей, из наук это только арифметика, из разделов философии - только онтология. Все остальное - физические науки, естествознание, геометрия, науки об обществе, из разделов философии - космология, политика, этика, эстетика, психология ит. п., - так или иначе связано с миром становления и подлежит мнению. Следовательно, то, что Платон именует знанием, к практической жизни не имеет никакого отношения, это узкая область чисто теоретического знания и еще уже - философской теории.
Люди, обладающие знанием, а не мнением - это философы. Но естественно, что подавляющее большинство людей не таковы. Даже наоборот, философы в современном государстве порицаются и не понимаются толпой, которой доступны только мнения, опирающиеся на чувственные впечатления.
Как же достичь знания, умозрить "идеи", стать философом? В "Пире" дана картина постепенного познания "идеи" прекрасного. Надо "начать с устремления к прекрасным телам в молодости". Это устремление родит в нем прекрасные мысли. Потом придет понимание, что "красота одного тела родственная красоте любого другого" (Пир, 76), и человек станет любить все красивые тела. Путь любви - это путь обобщения, который восходит к все более абстрактному. Дальше юноша постигнет красоту нравов и обычаев, красоту души. После этого родится любовь к наукам. Каждая новая ступень открывает понимание незначительности предыдущей, и, наконец, перед человеком откроется самое прекрасное - сама "идея".
В "Пире" противопоставлены чувственность и знание. "Правильное мнение" толкуется здесь как постижение, занимающее середину между знанием и чувственностью. На значение понятия "середины" в философии Платона указывал еще профессор А. Ф. Лосев. В широком смысле, платоновская "середина"- диалектическое опосредствование, категория перехода, связи. Мифологическим воплощением середины представлен в "Пире" демон любви и творческого порождения - Эрос. Единство знания и чувственности толкуется здесь не как "фиксированное", а как единство в становлении. "Идеи" - это результат диалога души с самой собой. Чувственный мир подталкивает душу к пробуждению подлинного знания. Проблема состоит в том, чтобы помочь душе вспомнить подлинное знание, "идеи", что возможно только на пути Эроса.
Путь человека к знанию показан и в "Государстве" с помощью все того же символа пещеры. Если снять с человека оковы и заставить его пройтись и оглянуться, то он не сразу сможет смотреть на свет. Чтобы созерцать высшее, заключает Платон, понадобится привычка к восхождению, упражнение в созерцании. Сначала раскованный узник сможет смотреть только на тени, затем на отражающиеся в воде фигуры людей и других предметов и только в последнюю очередь на самые предметы. Но и это еще не сам источник света - Солнце. Сначала узник будет в состоянии смотреть только на ночные небесные светила. И только в завершение всех упражнений он окажется способным созерцать Солнце - не изображение его на воде, а Солнце само по себе. И тогда он узнает, что оно и есть причина всего того, что он и его товарищи видели, сидя во мраке пещеры.
Основание Платоном в 388 г. до н. э. Академии в Афинах стало значительным событием не только для научной, но и для политической жизни греческих государств. Целью школы было воспитание государственных деятелей в духе политико-философского учения Платона. Распространенным является мнение, что основание ее было связано с невозможностью для Платона выступить на политическом поприще и, отсюда - его обращением к "чистой науке", представляется не совсем верным. Не желая принимать участие в политической игре, правила которой казались ему недостойными, он, однако, не отказался от политической деятельности вообще, но избрал для себя иной путь и методы воздействия на погрязшее в смуте общество, смысл которых изложен в его сочинениях. Орудием же изменения окружающего мира должны были стать его ученики - философы и ученые, люди, владеющие искусством политики. Этой цели должна была служить Академия.
В самом деле, влияние Академии и ее членов на политические события в Греции и за ее пределами трудно переоценить. Направления этого влияния были совершенно различны - от вмешательства в политику целых государств до мягкого политического давления. Самым впечатляющим по своим результатам был Сицилийский эксперимент Платона и деятельность его учеников в Сиракузах. Из среды слушателей Академии вышли законодатели, советники правителей, ораторы, тираны, тираноборцы, политические мыслители.
Следует объяснить, почему политическое влияние Академии проявлялось столь разнообразно, а в сфере практической действиями вышедших из школы Платона политиков руководили подчас не только высокие, но и низменные побуждения. Стремление Платона заложить философские основы в политике, в которой он видел высшее искусство, неизбежно наталкивалось на жесткие условия реальной жизни в переходную эпоху, изменить которые было не под силу законодателю или философу-правителю. Значение Академии как школы государственных деятелей заключалось не в способности ее учеников излечить больное общество, а в том, что гражданской апатии, политическому цинизму и авантюризму она стремилась противопоставить программу совершенствования общества, "разбудить" политическую активность граждан, возродить искусство политики. А поразительное разнообразие этой политической активности учеников Платона, на наш взгляд, является свидетельством особого (сократовского!) метода воспитания, предполагавшего высокую степень терпимости, духовный суверенитет, свободу выбора.
Заключение
Платон - основатель одного из основных течений в философии - объективного идеализма. Его объективный идеализм это учение о самостоятельном существовании "идей" как общих и родовых понятий, а душа платоновского идеализма - учение о Благе. Это он ввел в культурный обиход человечества не только понятие идеи, но и понятие идеала. Платон идеализировал познавательную деятельность человека. Познание, по Платону, менее всего должно быть адекватно познаваемому миру, главное в познании - это усмотрение перспективы движения к совершенству. Платон проповедовал всеобщую гармонию, он же впервые заговорил об идеальной, духовной любви, не связанной с чувственными вожделениями.
Философия Платона не раз возрождалась на протяжении истории под именем платонизма. Этим именем называется всякое учение, которое в основание бытия кладет идеальные сущности, в основу познания -- интеллектуальное усилие, отправляющееся от интуиции, рассматривающее опыт как результат, а не источник, а в этике проповедующее превосходство вечных ценностей над злобой дня. В политике платонизм выражается в превосходстве общегосударственных интересов перед частными; закон подчинения гражданина государству понимается как справедливость и становится залогом спасения и будущего блаженства каждой человеческой души.
Влияние Платона было явным в первые века нашей эры, когда формировалось христианское мировоззрение.
Список литературы
1. Асмус В. Платон. М., Мысль, 1969.
2. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. 2-е изд., исправл. - М., ЧеРо, 1998.
3. Блохина И.Р. Академия Платона как школа государственных деятелей Жебелевские чтения-3. Тезисы докладов научной конференции 29-31 октября 2001 года. СПб., 2001.
4. Спиркин А.Г. Философия. Издание Второе. М., 2002.
5. Лосев А.Ф., Тахо-Годин А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
6. Философия: Учебник. Отв. редакторы: Губин В.Д. и др. М., 2001.
7. Бoгoмoлoв A.C. Aнтичнaя филocoфия. Издaтeльcтвo Mocкoвcкoгo yнивepcитeтa, 1985.
8. Платон. Государство // Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля.