Степень стремления к самоутверждению, конечно, может иметь индивидуальные различия, но проблему составляет не то, что существуют особо властолюбивые индивиды, а то, что данная потребность органически порождается некоторыми особенностями общественной жизни и формируется практически у всех. В принципе, тенденции развития человеческой культуры направлены против этого явления, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Однако на чашу весов негативного самоутверждения история положила довольно весомый груз в виде образа сильной личности. Рассмотрим этот феномен поподробнее.
В течение многих тысячелетий своей истории человек представлял себя как существо, зависящее от несравнимо более могущественных сил природы и различных потусторонних сил. Социальные отношения у большинства людей также работали в пользу весьма скромной самооценки. Однако постепенно человечество становилось все более осведомленным, технически вооруженным и уверенным в себе. Такие события, как великие географические открытия, промышленная революция, эволюционная теория Дарвина, научно-техническая революция ХХ столетия послужили наиболее заметными факторами нового представления человека о себе. Оно отразилось в идеях рационализма, утилитаризма, позитивизма, персонализма, экзистенциализма. Современный человек уже не кажется себе слабым, и слова «раб божий» даже верующими воспринимаются как художественный образ.
У нового типа личности можно выделить такие наиболее явные черты: стремление к развитию и успеху, веру в прогресс, готовность к конкурентной борьбе, моральный релятивизм, прагматизм, Этот тип можно условно определить как «сильную личность», поскольку уверенность в человеческих возможностях выступает у него ведущим качеством.
Тип «сильной личности» хорош известен по его аристократическому варианту в западной художественной литературе. Это, например, герои О.Уайльда, Д.Лондона, Э.Хэмингуэя. В русской литературе наиболее заметно воплощают идею сильной личности такие персонажи как Печорин и Базаров. Им свойственен интеллектуализм, острая критичность, гибкое и парадоксальное мышление, ироничность, скептицизм, вера в науку и прогресс, стремление к самореализации, мужество и стойкость. Они стали выразителями наиболее ярких черт данного образа и оказали большое влияние на психологию личности нашей эпохи. Это был, так сказать, элитарный вариант образа «сильной личности». Литература XIX — XX столетий упивалась подобным типом личности, он очаровывал своим демонизмом, парил над массовой обывательщиной («глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах»), был провозвестником интригующего будущего. Немало сделала в этом направлении философия Ф.Ницше и его единомышленников.
Сильная личность - это особый тип человека. Сильная личность непохожа на большинство людей. Если сказать коротко, то сильная личность - это человек, который смог преодолеть самого себя и найти самого себя.
Преодолеть самого себя означает преодолеть в себе те иррациональные побуждения, которые свойственны большинству людей - страх, неуверенность, конформизм, инфантильность, отчуждённость, невротичность, зависимость, стереотипность, неплодотворность, безыдейность и т.д.
Найти самого себя означает стать полностью свободным и самостоятельным человеком в психологическом, интеллектуальном, культурном и экономическом отношении. Стать полностью свободным и самостоятельным человеком невозможно, если не стремиться максимально реализовать свой внутренний потенциал, свои способности. Стать свободным и самостоятельным возможно только в том случае, если человек стремится заниматься своим делом.
Своё дело – это социально значимая деятельность, осуществляемая человеком самостоятельно и по его собственной инициативе, соответствующая его способностям и при этом коммерчески успешная.
Чтобы ответить на вопрос, является ли определённый человек сильной личностью или не является, следует проанализировать всего четыре критерия - деятельность этого человека, его взаимоотношения с окружающими людьми, его любовные отношения и его душевное состояние.
1) Деятельность. Занимается ли человек своим делом? Является ли его дело успешным? Является ли оно социально значимым? Является ли оно достаточно доходным?
2) Отношения с людьми. Насколько сильное влияние человек оказывает на других людей? Обладает ли он авторитетом и общественным признанием? Насколько ему доверяют окружающие люди? Умеет ли он строить благоприятные взаимоотношения? Насколько его ценят и уважают в обществе?
3) Любовные отношения. Успешен ли человек в любовной жизни? Способен ли он строить глубокие и доверительные любовные отношения? Как человек понимает любовь и умеет ли он по-настоящему любить другого?
4) Душевное состояние. Счастлив ли человек? Любит ли он себя и окружающий его мир? Ощущает ли он душевную гармонию? Переживает ли он радость от своей плодотворной деятельности? и т.п.
Наиболее ярко и лаконично образ сильной личности выразил выдающийся психолог XX века Эрик Берн в следующей цитате:
Эрик Берн
"Искусство жизни состоит в том, чтобы идти по жизни принцем, разбрасывая яблоки на своём пути. Искусство умирания состоит в том, чтобы доесть своё собственное яблоко и сказать: "Я доволен, остальное - вам, наслаждайтесь в мою честь".
Действительно, "разбрасывать яблоки" - это огромное искусство жизни, которое под силу только сильному человеку. "Разбрасывать яблоки" - это означает жить деятельно и плодотворно, развивая свои личные возможности и способствуя развитию возможностей других людей. Большинство же людей, напротив, не развиваются в своей жизни дальше, чем предполагает скучная роль "собирателя яблок".