Развитие системы таможенных органов России тесно связано с решением управленческих проблем, т.к. управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, распределения между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.
Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого.
При анализе организационных структур управления в них, как правило, выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения.
Под уровнем управления понимается совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией.
Структура управления в единой системе таможенных органов состоит из четырех уровней: ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты.
При этом чаще всего могут рассматриваться следующие каналы управленческих взаимоотношений:
1) ФТС России — РТУ;
2) РТУ — таможня;
3) начальник таможни — отделы таможни;
4) отдел таможни — отдел таможни;
5) таможня — таможенный пост;
6) таможенный пост — таможенный пост;
7) таможня — таможня;
8) ФТС России — таможня.
В центре таких взаимоотношений — таможня с ее начальником, отделами и таможенными постами.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно — права и ответственность за их выполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей.
Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:
Таким образом, приведенный пример показывает сложную иерархию вертикальных взаимоотношений. Помимо этого они включают в себя и так называемые отношения управленческого аппарата, работающего в виде института советников и помощников под началом линейного или функционального руководителя. Должностные обязанности советников (помощников) при этом состоят в разработке рекомендаций и советов.
Горизонтальные отношения могут быть двух категорий:
- во-первых, коллегиальные — отношения между сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника;
- во-вторых, параллельные — отношения между сотрудниками разных отделов, занимающими одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел таможни — отдел таможни, таможенный пост — таможенный пост, таможня — таможня).
Диагональные отношения — это отношения, возникающие между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующими между собой во исполнение решений вышестоящих уровней. Примерами таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров, направление запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления правоохранительных функций и т.п.
Если в организации (службе, системе органов и т.п.) наблюдаются только линейные взаимоотношения, то организационная структура управления в ней называется линейной. Если же на линейные взаимоотношения накладываются функциональные, то организационная структура управления в такой организации называется линейно-функциональной или просто функциональной. В последнем случае подразумевается, что линейные взаимоотношения и линейные структуры управления всегда при этом присутствуют естественным образом.
Анализ сложившихся в системе таможенных органов организационных структур управления позволяет сформировать следующие требования к ним.
Осуществляемые контроль и стимулирование работы сотрудников должны требовать минимальных усилий и экономических затрат.
Если в любой организации часть усилий управленцев и рядовых работников так или иначе приходится направлять "вовнутрь", то эти затраты должны быть как можно меньше. Организация, которая работает только на саму себя, так же невозможна, как невозможен вечный двигатель.
Что же способствует формированию экономичности организации? Прежде всего, необходимо, чтобы оргструктура развивалась и оформлялась не сама по себе, а в процессе развития деятельности. Оргструктуру можно уподобить приводному ремню, превращающему деятельность в результат (а не в псевдорезультат).
Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, вынуждает сотрудников впустую расходовать время, раздражает их, задерживает принятие решений.
Организационная структура управления, даже самая большая и сложная, не должна быть "застывшей", раз и навсегда определенной. Гибкость структуры дает возможность организации (предприятию) быстрее реагировать на изменения внешних условий и приспосабливаться к ним. Разумеется, это не означает, что любое незначительное изменение должно приводить к пересмотру всей структуры. В этом далеко не всегда есть необходимость, например в промышленной фирме, выпускающей хлебобулочные изделия. Отметим, что ряд фирм вообще могут не иметь четко определенной неизменной структуры. Такие фирмы работают по принципу ВТК (временных творческих коллективов).
Необходимо при этом отметить, что наряду с рассмотренными формальными (официальными) существуют неформальные (неофициальные) структуры. Поэтому руководители любого уровня должны уметь "строить" двойную структуру своей организации: материальную (организационные структуры управления) и психологическую (превращение различных звеньев организационной структуры в коллективы, обеспечение высокой мотивации сотрудников, предупреждение и регулирование конфликтных состояний и т.п.).
Руководство - это деятельность по определению основных целей и путей их достижения, стратегии развития; работа руководителя в неопределенном контакте с подчиненными по решению служебных задач.
Успешность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации. Основными ролями руководителя таможенного органа являются роли руководителя, администратора, планировщика[1].
Роль руководителя - официальная роль человека, на которого возложены функции управления коллективом. Есть много факторов внешнего и внутреннего характера, которые воздействуют на него. Доверие вышестоящего начальника, ожидание подчиненными успеха в работе коллектива, знание специфики таможенного дела, опыт управленческой деятельности, система мотивации.
Факторы, влияющие на управленческую деятельность руководителя; необходимость эффектно управлять собой и своим временем; способность руководствоваться своими личными ценностями; способность принимать решения; четко определять как цели выполняемой работы, так и управленческие цели; уметь организовывать работу людей; необходимость самому постоянно поддерживать собственный рост и развитие; решать проблемы быстро и эффективно; должен изобретательно и гибко реагировать на изменение ситуации; более умело использовать людские ресурсы; своевременно обучаться новым методам руководства. Так же руководитель должен уметь создавать и совершенствовать коллектив, способный быстро становиться изобретательным и результативным в работе.
[1] Окорчева Е.В. Некоторые особенности руководящей деятельности в таможенном органе // Психологическое обеспечение таможенной деятельности в условиях реформирования общества/Материалы III научно-практической конференции.