avtor@help-stud.ru

Доклад "Таможенный союз и его роль в экономической безопасности стран-участниц"


Аннотация

В статье рассматривается влияние Таможенного союза на уровень экономической безопасности стран-участниц в условиях развития международных интеграционных процессов.

Целью статьи является исследование роли Таможенного союза в экономической безопасности стран-участниц.

Актуальность статьи обусловлена значением Таможенного союза в Едином экономическом пространстве, т.к. основными целями создания Таможенного союза является обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли с третьими странами, а также развитие экономической интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Научная новизна статьи заключается в выявленных угрозах экономической безопасности, классифицированных по признакам внутренних и внешних угроз. Одной из таких угроз при мировом финансовом и экономическом кризисе выделено формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива, сырья, импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что в дальнейшем приводит к ситуации контролирования иностранными государствами внутреннего рынка страны. Практическая ценность статьи заключается в возможности использования результатов исследования в разработке мероприятий обеспечения экономической безопасности в области внешнеэкономической деятельности.

 

Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Экономическая безопасность страны характеризуется ее способностью предотвращать угрозы (или противодействовать им), направленные на различные составные части экономики, при этом нежелательные изменения в объектах угроз выступают в роли возможных или фактических ущербов.

В обеспечении экономической безопасности страны важную роль играют таможенные органы и Таможенный союз. Проводимые в России реформы и создание Таможенного союза между государствами Республика Беларусь, Республика Казахстан глобальным образом затронули сферу внешнеэкономической деятельности, и систему таможенного регулирования.

Основными целями создания Таможенного союза является обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли с третьими странами, а также развитие экономической интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Можно утверждать, что создание Таможенного союза имеет непосредственное отношение к обеспечению экономической безопасности России в сфере внешнеэкономической деятельности.


Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Действующий Таможенный кодекс Таможенного Союза определил правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и был направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государств- участников ТС Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, активизацию связей экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела [3, c.21].

Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции) [1].

Угрозы негативного изменения внешнеполитической, экономической или природной среды и негативные изменения в жизненно важных сферах внутри страны подразделяются на реальные, потенциальные, целенаправленно создаваемые каким-либо субъектом и возникающие стихийно, на непосредственные и опосредованные на актуальные и отдаленные и т. д. 

Ниже предлагается общая схема основных угроз безопасности, составленная с учетом двух классификационных признаков (внутренние и внешние) (см. табл.).

Таблица

Система угроз экономической безопасности

Внутренние угрозы

Внешние угрозы

1.

Продолжающийся спад производства

1.

Зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия

2.

Низкая инвестиционная активность и переток капитала в посредническо-финансовую деятельность

2.

Преобладание сырьевой направленности экспорта

3.

Низкая конкурентоспособность продукции

3.

Дискриминационные меры зарубежных стран к российским товарам

4.

Катастрофическое ухудшение состояния инновационного потенциала

4.

Высокий уровень внешнего долга

5.

Свертывание научной сферы

5.

Агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынков сбыта

6.

Структурная деформированность экономики

6.

Скупка за бесценок российской собственности

7.

Рост безработицы

7.

Вложение средств в российскую экономику с устранением конкурента

8.

Усиление имущественного расслоения населения

9.

Слабое использование разведанных недр

10

Криминализация экономики

11

Региональный сепаратизм

12

Слабость нормативно-правовой базы

13

Локальная концентрация бедных слоев населения

14

Рост взаимной задолженности экономических субъектов

Вместе с тем основными источниками угроз экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе являются накопленные диспропорции в структуре экономики, а также резкое повышение роли внешнего фактора и неопределенность происходящих в мире процессов [7].

Одной из таких угроз при мировом финансовом и экономическом кризисе является формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива, сырья, импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что в дальнейшем приводит к ситуации контролирования иностранными государствами внутреннего рынка страны.

Серьезной угрозой экономической безопасности служит несовершенство таможенно-тарифной политики, в частности, таможенно-тарифного механизма. Так, А.М. Болов подчеркивает, что на протяжении последнего десятилетия в России наблюдается лихорадочный переход таможенно-тарифной политики из одной крайности в другую, и приводит пример, что каждое изменение структуры Правительства сопровождалось изменением ставок таможенных пошлин (до трех раз в год на отдельные товары). Из опыта зарубежных стран первый экономический эффект от введения таможенных пошлин проявляется только через 7 лет после введения, в России мы практически не можем оценить эффект ни одного из свода ставок, принятых за это время, к тому же часто члены Правительства отстаивают интересы той отрасли хозяйства, которую они представляли до этого [4].

Как отмечает А. Суздальцев, начало функционирования Таможенного союза возродило в Казахстане и Белоруссии надежды на быстрые прибыли. Оживляются старые контрабандные схемы, проводятся расчеты и оживляются маршруты. Снятие таможенного контроля с российских границ открыло «окно возможностей» для масштабной товарной интервенции. В этой связи обращает на себя внимание активизация таможенных служб Республики Беларусь и Республики Казахстан [8, c.17].

Одной из значимых проблем в деле обеспечения экономической безопасности выступает коррупция в таможенных органах, которая направлена на разрушение основ нормального функционирования государства, отвлечение ресурсов и нанесение ущерба экономике.

Воздействие коррупционных процессов на коммерческую составляющую участников внешнеэкономической деятельности выражается в теневом обороте финансовых ресурсов, многочисленных «серых» схемах импортно-экспортного товарооборота, уходе от налогов, отмывании доходов, полученных преступным путем, многочисленных «откатах». Таким образом, исследователи замечают, «что коррупция ведет к расширению теневой экономики, увеличению ее объемов, вовлечению в нее новых трудовых ресурсов, капитала и интеллекта» [2, c.199]. Коррупция в таможенных органах оказывает негативное влияние на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации.

Таможенные органы функционируют в сфере внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, они вовлечены в сферу международных отношений. Должностные лица таможенных органов в рамках своей служебной деятельности взаимодействуют с гражданами, представителями бизнеса и органов государственной власти не только России, но и зарубежных стран. Можно сказать, что таможенные органы в определенной степени являются лицом нашего государства. В этой связи вопросам обеспечения экономической безопасности в сфере таможенных услуг уделяется особое внимание.

Одной из основных проблем это сложившийся в общественном сознании негативный образ госслужащего, некий стереотип. Решение этой проблемы - трудоемкий и длительный процесс, заключающийся в реализации целого комплекса мер как на уровне отдельно взятого ведомства, так и в масштабах всего государства. На протяжении нескольких последних лет вклад таможенных органов в доходную часть федерального бюджета превышает 50%. По итогам 2011 года таможенными органами в бюджет страны перечислено 6029,3 млрд. рублей. Ежедневно каждый российский таможенник в 2011 году приносил в казну государства примерно 92 млн. рублей [10].

Федеральная таможенная служба является одним из основных инструментов обеспечения экономической безопасности страны. Она принимает активное участие в формировании экономической политики государства, в интеграционных процессах. Реальным интеграционным объединением, основанным на единой системе тарифного и нетарифного регулирования, едином таможенном законодательстве, является Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России.

Создана Объединенная коллегия таможенных служб государств - членов Таможенного союза. Активизировалась взаимная торговля между этими странами. Так, объем экспорта России в государства - члены ТС возрос по сравнению с 2010 годом на 31,3%, а импорт в Россию из этих стран увеличился на 42,4%. Сейчас мы перешли к новому этапу интеграции - Единому экономическому пространству. Глубокие интеграционные процессы происходят в ЕврАзЭС и СНГ [10]. Планомерно и динамично развивается сотрудничество ФТС России с таможенными службами стран Европы, Азии и Америки. Представительства ФТС открыты уже в 18 странах.

Но по уровню коррупции ФТС лидирует среди госорганов.
Коррупция - это проблема государственного масштаба. Не случайно в Национальной стратегии по противодействию коррупции она определена как одна из системных угроз государственной безопасности РФ.

Несмотря на то, что в последние годы в таможенных органах последовательно реализуется целый комплекс мер антикоррупционного характера, коррупция все еще является одной из основных проблем в таможенной сфере. В 2006 году решением коллегии ФТС России была утверждена «Аналитическая программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 годов». Еe основу составила антикоррупционная стратегия Всемирной таможенной организации. ФТС была единственным ведомством, располагающим на тот момент подобным документом.

Основными целями программы были, во-первых, изучение и анализ причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в таможенной сфере, во-вторых, оценка эффективности создаваемой системы противодействия коррупции. Новый импульс этой работе придала реализация положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Национальной стратегии и Национального плана по противодействию коррупции, которые установили принципы, а также правовые и организационные основы противодействия коррупции. Большая работа проводится по антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов ФТС. Во всех таможенных органах созданы и функционируют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов.

Принимаются меры по обеспечению полноты, объективности, действенности и эффективности служебных проверок, направленных на соблюдение должностными лицами таможенного законодательства, запретов и ограничений, связанных с гражданской службой в таможенных органах. В 2012 году по сравнению с 2011 годом число грубых нарушений служебной дисциплины в таможенных органах снизилось на 16% [10]. Проводится работа по проверке сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, представляемых должностными лицами таможенных органов на себя и членов своих семей. С 2012 года представлять указанные сведения обязаны все должностные лица.

В 2007 году решением Коллегии ФТС России был принят «Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов». Это свод морально-этических и нравственных норм поведения сотрудника таможни. Соблюдение требований Кодекса в обязательном порядке включается в качестве обязанностей в служебные контракты должностных лиц таможенных органов.

Серьезнейшей проблемой была и остается сама деятельность таможенных органов, нацеленная на формирование доходной части федерального бюджета, собираемость таможенных платежей и налогов, где на второй план отходят административная и правоохранительная деятельности, конкретно направленные на обеспечение экономической безопасности [6, c.57].

Таким образом, важное значение в обеспечении экономической безопасности Таможенного союза имеет экономическая интеграция, которая является высшей ступенью международного разделения труда, процессом развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанном на согласованной межгосударственной экономике и политике.

Экономическая интеграция позволит объединить многие процессы в таможенных органах, что позволит избежать коррупционных схем, унифицировать таможенно-тарифную политику и уменьшить количество контрабандных товаров.

В ходе экономической интеграции происходит сращивание процессов воспроизводства, научное сотрудничество, образование тесных хозяйственных, научно-производственных и торговых связей.

Формами (стадиями) экономической интеграции, по мнению Г.Д. Бузруковой, являются [5, c.34]: преференциальная зона, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полная интеграция (единое экономическое пространство).

Основной целью интеграции является достижение экономического роста национальных экономик и выравнивание уровня жизни людей в странах интеграционного объединения.

Развитие экономической интеграции на евразийском пространстве является одним из ключевых факторов стимулирования экономического роста на территории Единого экономического пространства (ЕЭП). Экономическая интеграция в рамках ЕЭП – как процесс регионализации – является адекватным ответом на такой глобальный вызов как мировой экономический кризис. Интеграция осуществляется в интересах всех участников интеграционного процесса, развития национальных экономик.

Представители ЕЭК 18 апреля 2012 г. [9] подробно рассказали о том, какие шаги предстоит сделать в ближайшей перспективе. В частности, в части углубления интеграции, разворачивания 17 соглашений по Единому экономическому пространству в сфере экономики и финансов, технического регулирования и других важнейших направлениях. Результатом этой деятельности, работы по кодификации норм Таможенного союза и ЕЭП, а также выработки перспективных направлений развития интеграции должен стать Договор о Евразийском экономическом союзе, который по решению Президентов трех стран должен вступить в силу 1 января 2015 года. Депутаты Госдумы РФ были проинформированы, что идет работа по принятию новых членов в ТС, в частности по вступлению Кыргызстана. Ведутся переговоры по подписанию договоров о зоне свободной торговли с новыми партнерами, например с Вьетнамом.

Для обеспечения экономической безопасности в области внешнеэкономической деятельности следует проводить следующие мероприятия:

1. Регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов Таможенного союза и обеспечение его экономической безопасности.

2. Повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях Таможенного союза и интеграции экономики в мировое хозяйство.

3. Дальнейшее развитие экспортного потенциала Таможенного союза за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров.

4. Проведение политики импортозамещения, поддержка интересов экспортеров Таможенного союза на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках.

5. Проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении производителей Таможенного союза.

6. Разработка мероприятий по обеспечению бесперебойной работы транспортных артерий, соединяющих страны Таможенного союза с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии передач и т.д.).

Литература

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция ред. 1999 г.)
  2. Абдуллаева Т., Таксанов А. Коррупция – паразит экономики // Общество и экономика. - 2008. - №10. – С.34-39.
  3. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза – М.: Проспект, 2011. – 534с.
  4. Болов А.М. Таможенная политика России в условиях перехода к рыночной экономике // В кн. Форум: методический сборник. Вып. 15. М., 2006. – 437с.
  5. Бузрукова Г.Д. Влияние интеграции на экономическую безопасность Российской Федерации: диссертация ... кандидата экономических наук.- М., 2010. – 217с.
  6. Мильшин Ю.Н., Алексеева Т.С. Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности в Российской Федерации: монография. Барнаул, 2010. – 324с.
  7. Потапов В.Я. Оценка и прогноз опасностей и угроз современной России // Право и безопасность. - 2003. - №3–4.
  8. Суздальцев А. Проблемы и перспективы Таможенного союза ЕврАзЭС // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2010. - №4. – С.43-57.
  9. Председатель Коллегии ЕЭК Виктор Христенко и Члены Коллегии (Министры) ЕЭК Тимур Сулейменов, Татьяна Валовая, Валерий Корешков приняли участие в парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ «О ходе евразийской экономической интеграции» // http://www.tsouz.ru/news/Pages/18-04-13-3.aspx
  10. http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/default.aspx