Аннотация
В статье рассматривается влияние Таможенного союза на уровень экономической безопасности стран-участниц в условиях развития международных интеграционных процессов.
Целью статьи является исследование роли Таможенного союза в экономической безопасности стран-участниц.
Актуальность статьи обусловлена значением Таможенного союза в Едином экономическом пространстве, т.к. основными целями создания Таможенного союза является обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли с третьими странами, а также развитие экономической интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Научная новизна статьи заключается в выявленных угрозах экономической безопасности, классифицированных по признакам внутренних и внешних угроз. Одной из таких угроз при мировом финансовом и экономическом кризисе выделено формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива, сырья, импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что в дальнейшем приводит к ситуации контролирования иностранными государствами внутреннего рынка страны. Практическая ценность статьи заключается в возможности использования результатов исследования в разработке мероприятий обеспечения экономической безопасности в области внешнеэкономической деятельности.
Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Экономическая безопасность страны характеризуется ее способностью предотвращать угрозы (или противодействовать им), направленные на различные составные части экономики, при этом нежелательные изменения в объектах угроз выступают в роли возможных или фактических ущербов.
В обеспечении экономической безопасности страны важную роль играют таможенные органы и Таможенный союз. Проводимые в России реформы и создание Таможенного союза между государствами Республика Беларусь, Республика Казахстан глобальным образом затронули сферу внешнеэкономической деятельности, и систему таможенного регулирования.
Основными целями создания Таможенного союза является обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли с третьими странами, а также развитие экономической интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Можно утверждать, что создание Таможенного союза имеет непосредственное отношение к обеспечению экономической безопасности России в сфере внешнеэкономической деятельности.
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Действующий Таможенный кодекс Таможенного Союза определил правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и был направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государств- участников ТС Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, активизацию связей экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела [3, c.21].
Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции) [1].
Угрозы негативного изменения внешнеполитической, экономической или природной среды и негативные изменения в жизненно важных сферах внутри страны подразделяются на реальные, потенциальные, целенаправленно создаваемые каким-либо субъектом и возникающие стихийно, на непосредственные и опосредованные на актуальные и отдаленные и т. д.
Ниже предлагается общая схема основных угроз безопасности, составленная с учетом двух классификационных признаков (внутренние и внешние) (см. табл.).
Внутренние угрозы |
Внешние угрозы |
||
1. |
Продолжающийся спад производства |
1. |
Зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия |
2. |
Низкая инвестиционная активность и переток капитала в посредническо-финансовую деятельность |
2. |
Преобладание сырьевой направленности экспорта |
3. |
Низкая конкурентоспособность продукции |
3. |
Дискриминационные меры зарубежных стран к российским товарам |
4. |
Катастрофическое ухудшение состояния инновационного потенциала |
4. |
Высокий уровень внешнего долга |
5. |
Свертывание научной сферы |
5. |
Агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынков сбыта |
6. |
Структурная деформированность экономики |
6. |
Скупка за бесценок российской собственности |
7. |
Рост безработицы |
7. |
Вложение средств в российскую экономику с устранением конкурента |
8. |
Усиление имущественного расслоения населения |
||
9. |
Слабое использование разведанных недр |
||
10 |
Криминализация экономики |
||
11 |
Региональный сепаратизм |
||
12 |
Слабость нормативно-правовой базы |
||
13 |
Локальная концентрация бедных слоев населения |
||
14 |
Рост взаимной задолженности экономических субъектов |
Вместе с тем основными источниками угроз экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе являются накопленные диспропорции в структуре экономики, а также резкое повышение роли внешнего фактора и неопределенность происходящих в мире процессов [7].
Одной из таких угроз при мировом финансовом и экономическом кризисе является формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива, сырья, импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что в дальнейшем приводит к ситуации контролирования иностранными государствами внутреннего рынка страны.
Серьезной угрозой экономической безопасности служит несовершенство таможенно-тарифной политики, в частности, таможенно-тарифного механизма. Так, А.М. Болов подчеркивает, что на протяжении последнего десятилетия в России наблюдается лихорадочный переход таможенно-тарифной политики из одной крайности в другую, и приводит пример, что каждое изменение структуры Правительства сопровождалось изменением ставок таможенных пошлин (до трех раз в год на отдельные товары). Из опыта зарубежных стран первый экономический эффект от введения таможенных пошлин проявляется только через 7 лет после введения, в России мы практически не можем оценить эффект ни одного из свода ставок, принятых за это время, к тому же часто члены Правительства отстаивают интересы той отрасли хозяйства, которую они представляли до этого [4].
Как отмечает А. Суздальцев, начало функционирования Таможенного союза возродило в Казахстане и Белоруссии надежды на быстрые прибыли. Оживляются старые контрабандные схемы, проводятся расчеты и оживляются маршруты. Снятие таможенного контроля с российских границ открыло «окно возможностей» для масштабной товарной интервенции. В этой связи обращает на себя внимание активизация таможенных служб Республики Беларусь и Республики Казахстан [8, c.17].
Одной из значимых проблем в деле обеспечения экономической безопасности выступает коррупция в таможенных органах, которая направлена на разрушение основ нормального функционирования государства, отвлечение ресурсов и нанесение ущерба экономике.
Воздействие коррупционных процессов на коммерческую составляющую участников внешнеэкономической деятельности выражается в теневом обороте финансовых ресурсов, многочисленных «серых» схемах импортно-экспортного товарооборота, уходе от налогов, отмывании доходов, полученных преступным путем, многочисленных «откатах». Таким образом, исследователи замечают, «что коррупция ведет к расширению теневой экономики, увеличению ее объемов, вовлечению в нее новых трудовых ресурсов, капитала и интеллекта» [2, c.199]. Коррупция в таможенных органах оказывает негативное влияние на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации.
Таможенные органы функционируют в сфере внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, они вовлечены в сферу международных отношений. Должностные лица таможенных органов в рамках своей служебной деятельности взаимодействуют с гражданами, представителями бизнеса и органов государственной власти не только России, но и зарубежных стран. Можно сказать, что таможенные органы в определенной степени являются лицом нашего государства. В этой связи вопросам обеспечения экономической безопасности в сфере таможенных услуг уделяется особое внимание.
Одной из основных проблем это сложившийся в общественном сознании негативный образ госслужащего, некий стереотип. Решение этой проблемы - трудоемкий и длительный процесс, заключающийся в реализации целого комплекса мер как на уровне отдельно взятого ведомства, так и в масштабах всего государства. На протяжении нескольких последних лет вклад таможенных органов в доходную часть федерального бюджета превышает 50%. По итогам 2011 года таможенными органами в бюджет страны перечислено 6029,3 млрд. рублей. Ежедневно каждый российский таможенник в 2011 году приносил в казну государства примерно 92 млн. рублей [10].
Федеральная таможенная служба является одним из основных инструментов обеспечения экономической безопасности страны. Она принимает активное участие в формировании экономической политики государства, в интеграционных процессах. Реальным интеграционным объединением, основанным на единой системе тарифного и нетарифного регулирования, едином таможенном законодательстве, является Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России.
Создана Объединенная коллегия таможенных служб государств - членов Таможенного союза. Активизировалась взаимная торговля между этими странами. Так, объем экспорта России в государства - члены ТС возрос по сравнению с 2010 годом на 31,3%, а импорт в Россию из этих стран увеличился на 42,4%. Сейчас мы перешли к новому этапу интеграции - Единому экономическому пространству. Глубокие интеграционные процессы происходят в ЕврАзЭС и СНГ [10]. Планомерно и динамично развивается сотрудничество ФТС России с таможенными службами стран Европы, Азии и Америки. Представительства ФТС открыты уже в 18 странах.
Но по уровню коррупции ФТС лидирует среди госорганов.
Коррупция - это проблема государственного масштаба. Не случайно в Национальной стратегии по противодействию коррупции она определена как одна из системных угроз государственной безопасности РФ.
Несмотря на то, что в последние годы в таможенных органах последовательно реализуется целый комплекс мер антикоррупционного характера, коррупция все еще является одной из основных проблем в таможенной сфере. В 2006 году решением коллегии ФТС России была утверждена «Аналитическая программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 годов». Еe основу составила антикоррупционная стратегия Всемирной таможенной организации. ФТС была единственным ведомством, располагающим на тот момент подобным документом.
Основными целями программы были, во-первых, изучение и анализ причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в таможенной сфере, во-вторых, оценка эффективности создаваемой системы противодействия коррупции. Новый импульс этой работе придала реализация положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Национальной стратегии и Национального плана по противодействию коррупции, которые установили принципы, а также правовые и организационные основы противодействия коррупции. Большая работа проводится по антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов ФТС. Во всех таможенных органах созданы и функционируют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов.
Принимаются меры по обеспечению полноты, объективности, действенности и эффективности служебных проверок, направленных на соблюдение должностными лицами таможенного законодательства, запретов и ограничений, связанных с гражданской службой в таможенных органах. В 2012 году по сравнению с 2011 годом число грубых нарушений служебной дисциплины в таможенных органах снизилось на 16% [10]. Проводится работа по проверке сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, представляемых должностными лицами таможенных органов на себя и членов своих семей. С 2012 года представлять указанные сведения обязаны все должностные лица.
В 2007 году решением Коллегии ФТС России был принят «Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов». Это свод морально-этических и нравственных норм поведения сотрудника таможни. Соблюдение требований Кодекса в обязательном порядке включается в качестве обязанностей в служебные контракты должностных лиц таможенных органов.
Серьезнейшей проблемой была и остается сама деятельность таможенных органов, нацеленная на формирование доходной части федерального бюджета, собираемость таможенных платежей и налогов, где на второй план отходят административная и правоохранительная деятельности, конкретно направленные на обеспечение экономической безопасности [6, c.57].
Таким образом, важное значение в обеспечении экономической безопасности Таможенного союза имеет экономическая интеграция, которая является высшей ступенью международного разделения труда, процессом развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанном на согласованной межгосударственной экономике и политике.
Экономическая интеграция позволит объединить многие процессы в таможенных органах, что позволит избежать коррупционных схем, унифицировать таможенно-тарифную политику и уменьшить количество контрабандных товаров.
В ходе экономической интеграции происходит сращивание процессов воспроизводства, научное сотрудничество, образование тесных хозяйственных, научно-производственных и торговых связей.
Формами (стадиями) экономической интеграции, по мнению Г.Д. Бузруковой, являются [5, c.34]: преференциальная зона, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полная интеграция (единое экономическое пространство).
Основной целью интеграции является достижение экономического роста национальных экономик и выравнивание уровня жизни людей в странах интеграционного объединения.
Развитие экономической интеграции на евразийском пространстве является одним из ключевых факторов стимулирования экономического роста на территории Единого экономического пространства (ЕЭП). Экономическая интеграция в рамках ЕЭП – как процесс регионализации – является адекватным ответом на такой глобальный вызов как мировой экономический кризис. Интеграция осуществляется в интересах всех участников интеграционного процесса, развития национальных экономик.
Представители ЕЭК 18 апреля 2012 г. [9] подробно рассказали о том, какие шаги предстоит сделать в ближайшей перспективе. В частности, в части углубления интеграции, разворачивания 17 соглашений по Единому экономическому пространству в сфере экономики и финансов, технического регулирования и других важнейших направлениях. Результатом этой деятельности, работы по кодификации норм Таможенного союза и ЕЭП, а также выработки перспективных направлений развития интеграции должен стать Договор о Евразийском экономическом союзе, который по решению Президентов трех стран должен вступить в силу 1 января 2015 года. Депутаты Госдумы РФ были проинформированы, что идет работа по принятию новых членов в ТС, в частности по вступлению Кыргызстана. Ведутся переговоры по подписанию договоров о зоне свободной торговли с новыми партнерами, например с Вьетнамом.
Для обеспечения экономической безопасности в области внешнеэкономической деятельности следует проводить следующие мероприятия:
1. Регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов Таможенного союза и обеспечение его экономической безопасности.
2. Повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях Таможенного союза и интеграции экономики в мировое хозяйство.
3. Дальнейшее развитие экспортного потенциала Таможенного союза за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров.
4. Проведение политики импортозамещения, поддержка интересов экспортеров Таможенного союза на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках.
5. Проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении производителей Таможенного союза.
6. Разработка мероприятий по обеспечению бесперебойной работы транспортных артерий, соединяющих страны Таможенного союза с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии передач и т.д.).
Литература