Исследование криминалистического обеспечения расследования преступлений, связанных с незаконным усыновлением, является актуальными на сегодняшний день, т.к. Российская Федерация занимает первое место в мире по количеству детей, оставшихся без попечения родителей[1].
В ч.1 ст.124 Семейного кодекса РФ[2] устанавливается, что усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. За 2010 год усыновлено всего - 11 157 российский детей - из них: иностранными гражданами - 3 355 детей; российскими гражданами - 7 802 ребенка. Вместе с тем на 2010 год общая численность детей оставшихся без попечения родителей составляет 665 987. Наибольшее количество детей усыновляется гражданами США - более 60 тысяч детей были усыновлены в период с 1991 по 2011 гг. В 2004 гражданами США было усыновлено 5862, тогда как в 2010 количество усыновлений американцами российских детей сократилось до 1079 детей[3].
Несмотря на наличие ряда норм различных отраслей действующего законодательства, направленных на охрану усыновления, ряд моментов этой процедуры еще не урегулирован, о чем свидетельствует и высокая латентность преступлений по незаконному усыновлению[4].
При решении вопроса об усыновлении были выявлены следующие примеры несоблюдения законности. Практика участия прокуроров в рассмотрении дел об усыновлении выявляет наиболее часто встречающиеся следующие проблемы и нарушения закона[5]. При решении вопрос об усыновлении прокуратурой были выявлены различные правонарушении. Некоторые из них сводятся к следующим:
1.При рассмотрении указанных дел - не предоставляются необходимые документы, согласно 271 ГПК.
Незаконное усыновление также сопряжено со взяточничеством, злоупотреблением должностными полномочиями, фальсификацией документов. Например, Гуровым А.И. отмечается, что «органы опеки, когда-то сводившие концы с концами сегодня никого не боятся и ездят на шикарных лимузинах»[6]. По данным органов опеки за рубеж усыновляют в основном больных детей, но на самом деле, утверждает Гуров А.И. «здесь ставят один диагноз, а там – другой»[7]. Он также называет усыновление за рубеж прибыльным бизнесом.
Одновременно с проблемами незаконного усыновления возникают проблемы безопасности детей-граждан России, усыновленных гражданами США. Так, в апреле 2010 года в аэропорт «Домодедово» рейсом из Вашингтона в одиночку прибыл семилетний Артем Савельев. При нем была записка, в которой приемная мать объяснила, что считает Савельева психически неуравновешенным и поэтому отказывается от него. Это был не первый инцидент, когда права российских детей нарушались американскими усыновителями. Статистика показывает, что от жестокого обращения в американских семьях скончались, по меньшей мере, 17 детей из РФ.
Следует разделить точку зрения Чучаева А.И. о субъекте ст.154 УК РФ, которая сводится к следующему: «Субъектом преступления - это лицо достигшее 18 лет, незаконно усыновившее (удочерившее) ребенка, ставшего его опекуном (попечителем) либо приемным родителем или в связи с выполнением служебных обязанностей принимавшее участие в совершении указанных действий»[8]. Следует отметить, что в литературе субъект преступления определяется по-разному. Так некоторые авторы считают, что уголовной ответственности по ст.154 УК РФ подлежат лишь лица, имеющие отношение к процессу усыновления, передачи их под опеку (попечительство) или на воспитание в приемные семьи.
Незаконными являются действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные в нарушение установленного законом порядка. Незаконными можно признать такие действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, как: а) разрешение усыновления братьев и сестер разными семьями или устройство их в разные приемные семьи. Если это противоречит интересам братьев и сестер (ч. 3 ст. 124, п. 2 ч. 2. ст. 154 СК); б) разрешение на усыновление ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства, если есть возможность передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (ч. 4 ст. 124 СК); в) указание органом опеки и попечительства заведомо ложных сведений в заключении об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка (ч. 2 ст. 125 СК); г) умолчание или сообщение заведомо ложных сведений об обстоятельствах, относящихся к личности усыновителя, если данные обстоятельства препятствуют усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи (ч. 1 ст. 127, ч. 1 ст. 128, ст. 146, ч. 1 ст. 153 СК, п. 2 ст. 35 ГК) (например, подделываются документы о возрасте усыновителя и состоянии здоровья усыновителя, органы опеки и попечительства "закрывают глаза" на наличие у усыновителя судимости, отсутствие у него постоянного места жительства); д) игнорирование этнического происхождения ребенка, его принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечить преемственность в воспитании и образовании (п. 3 ч. 1 ст. 123 СК); е) игнорирование согласия родителей, опекунов, приемных родителей ребенка на его усыновление, когда такое согласие требуется (ст. 129 - 131 СК) и иные незаконные действия усыновления (дача взятки, подделка документов).
По мнению Пристанской О. В. многочисленные факты усыновления детей - граждан России иностранными гражданами, «по сути своей являющиеся продажей несовершеннолетних, нередко свидетельствуют о преступно-корыстном характере со стороны должностных лиц органов опеки и попечительства, других государственных органов»[9].
По данным Национального совета США по усыновлению почти во всех случаях убийств усыновленных детей - граждан РФ у усыновителей не было официального разрешения на усыновление[10], то есть дети попадали в американские семьи «нелегально», благодаря коррупции. В этом случае речь идет о незаконном усыновлении.
На основании этого объективно возникла необходимость в государственном контроле за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами.
Поэтому между Россией и США 13 июля 2011 года было подписано соглашение об усыновлении детей. Согласно тексту соглашения, потенциальные усыновители должны будут пройти обязательное психологическое тестирование, а процедуру усыновления можно будет осуществлять только через аккредитованные агентства. За соблюдение этих условий будет отвечать американская сторона.
Кроме того, в документе указано, что, до достижения совершеннолетия все усыновленные гражданами США дети будут сохранять российское гражданство. Усыновителям, в свою очередь, будут предоставлять более подробную информацию о состоянии здоровья и психологическом состоянии ребенка. Российской стороне пришлось столкнуться с особенностями юридической системы США, в которой законы об усыновлении варьируются от штата к штату. В России же усыновление регулируется на федеральном уровне.
Но данное соглашение заключено только с Америкой. При этом другие иностранные граждане усыновляют детей из России по тем правилам, которые и были, зачастую и в обход их. Думается, что необходимо заключить соглашение со всеми странами, либо международное соглашение, по которому также как и в русско-американском соглашении, потенциальные усыновители должны будут пройти обязательное психологическое тестирование. Также до достижения совершеннолетия все усыновленные иностранными гражданами дети должны будут сохранять российское гражданство. Усыновителям должна предоставляться более подробная информация о состоянии здоровья и психологическом состоянии ребенка. Такое соглашение должно быть подписано со всеми странами, граждане которых усыновляют российских детей с целью защиты несовершеннолетних от незаконного усыновления.
Криминалистическое обеспечение преступлений незаконного усыновления, прежде всего, заключается в предупреждении таких преступлений.
При своевременном предупреждении указанных преступлений, принятию необходимых мер защиты процедуры усыновления и прав российских детей, возможно уменьшить количество незаконных усыновлений и остановить процесс продажи детей.
Все выше изложенное укрепляет нас в мысли, что необходимо активизировать возможности криминалистики по раскрытию, предупреждении и предотвращении незаконного усыновления иностранными гражданами.
Библиографический список
[1] Мурзин Р. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: Семейно-правовой аспект: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.03. - М., 2006. - С.3.
[2] Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011) // СЗ РФ. – 1996. - №1. – Ст.16.
[3] www.gks.ru
[4] Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие / Под ред. А.В. Галаховой. М., 2005. - С. 243.
[5] Кебец И. Рассмотрение дел об усыновлении детей иностранными гражданами // Законность. - 2006. - № 5. - С. 14-20.
[6] Гуров А.И. Право на жизнь и его защита в России / В кн. Проблемы укрепления законности и правопорядка. Права человека в России и правозащитная деятельность государства // под ред. доктора юр.наук В.И. Лопатина. – СПб.: Юридический Центр Пресс, 2003. – С. 117.
[7] Там же.
[8] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) // Под ред. Чучаева А.И. 2-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010.
[9] Пристанская О. В. Деятельность органов прокуратуры государств - участников СНГ в предотвращении похищения и торговли людьми // Прокурорская и следственная практика. - М., 2005. - С. 140.
[10] Князева Е.Ю. Правовое регулирование усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Автореферат дисс. … канд. юр. наук. – М, 2006. – 206 с.