Исследование проходило на базе предприятия - ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (РЭУ).
ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 1359 и Приказом Министра обороны РФ от 25 мая 2009 года № 470, является правопреемником ФГУП «РЭУ МО РФ». Основная задача ОАО «РЭУ» - строительство и эксплуатация объектов в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
В состав ОАО «РЭУ» входят 26 филиалов, базирующихся во всех субъектах РФ. Предприятие активно участвует в реализации Федеральных целевых программ на территории РФ и стран СНГ.
Целью исследования было провести исследование личностных особенностей (темперамента и мотивации достижений) как фактора эмоционального выгорания военнослужащих.
В исследовании участвовали 30 мужчин военнослужащих - сотрудников ОАО "РЭУ" в возрасте 35-45 лет.
Гипотеза исследования: личностные особенности (темперамент, мотивация достижений) являются фактором эмоционального выгорания личности военнослужащих.
Методики исследования: тест Г.Айзенка, В.В. Бойко, Ю.М. Орлова.
Исследование проводилось методом индивидуального опроса в три этапа.
1 этап исследования – проведено тестирование на выявление темперамента среди выборки.
2 этап исследования – проведено тестирование на определение уровня эмоционального выгорания среди испытуемых.
3 этап исследования – проведен опрос испытуемых на потребности в достижении.
4 этап исследования – обработка результатов.
5 этап исследования – выявление корреляционных связей по шкалам выбранных методик.
6 этап исследования – разработка рекомендаций.
Описание методик исследования:
Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию - интроверсию и нейротизм (позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности - психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности) [29, c.217-224]. В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.
Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения - торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Однако наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. В частности, различия между экстравертами и интровертами Айзенку и его последователям удалось установить более чем по пятидесяти физиологическим показателям.
Показатели экстраверсии-интроверсии и нестабильности-стабильности взаимонезависимы и биполярны. Каждый из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности. Характеристики большинства испытуемых располагаются между полюсами, чаще где-то близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств.
Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента - холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим отражается в "круге Айзенка": по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.
Опросник Г. Айзенка имеет две параллельные, эквивалентные формы - А и В, которые могут применяться как одновременно - для большей достоверности результатов, так и раздельно, с интервалом во времени - для проверки надежности опросника или с целью получения результатов исследований в динамике.
Опросник формы А содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии - интроверсии, еще 24 - со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.
Текст опросника и ключ представлены в приложении 1.
Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Опросник В.В. Бойко [24] личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.
По мнению автора, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».
Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».
«Напряжение».
Переживание психотравмирующих обстоятельств;
Неудовлетворенность собой;
«Загнанность в клетку»;
Тревога и депрессия.
«Резистенция».
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;
Эмоционально-нравственная дезориентация;
Расширение сферы экономии эмоций;
Редукция профессиональных обязанностей.
«Истощение».
Эмоциональный дефицит;
Эмоциональная отстраненность;
Личностная отстраненность (деперсонализация);
Психосоматические и психовегетативные нарушения.
Текст опросника и ключ представлены в приложении 2.
Потребности в достижении - опросник личностный. Направлен на исследование особенностей мотивации достижения [41, c. 427-428].
Мотивация достижения (успеха, удачи) – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Измерить уровень мотивации достижения, мотивированности на успех можно с помощью разработанной шкалы – небольшого теста-опросника. Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – "да" или "нет". Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).
Текст опросника и ключ представлены в приложении 3.
Исследование темперамента по тесту Г.Айзенка показало, что в испытуемой группе наибольшее количество холериков – 36% и флегматиков – 27%. Меньше всего среди военнослужащих – сангвиников (17%) (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1
Результаты исследования темперамента военнослужащих по тесту Г.Айзенка
Тип темперамента |
Холерик |
Меланхолик |
Сангвиник |
Флегматик |
Итого |
Кол-во испытуемых, чел |
11 |
6 |
5 |
8 |
30 |
% |
36 |
20 |
17 |
27 |
100 |
Рис. 1. Результаты исследования темперамента военнослужащих по тесту Г.Айзенка, %
Из полученных данных следует сделать вывод, что наибольшее количество испытуемых (холерики) отличается повышенной возбудимостью, действия их прерывисты. Им свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, они склонны действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляют в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Флегматики, которых в выборке 27% характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами – выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других – вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Исследование уровня эмоционального выгорания (табл. 2) показало, что наибольшее количество военнослужащих находится в фазе истощения по эмоциональному выгоранию - 33% испытуемых. В фазе резистенции – 27%, а в начальной фазе – напряжение – 23%.
Таблица 2
Результаты исследования степени эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко
Фаза эмоционального выгорания |
Фаза не сформировалась |
Напряжение |
Резистенция |
Истощение |
Итого |
Кол-во чел. |
5 |
7 |
8 |
10 |
30 |
% |
17 |
23 |
27 |
33 |
100 |
Не сформировалось ни одной стадии эмоционального выгорания у 17% испытуемых.
Рис. 2. Результаты исследования степени эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко, %
Среди доминирующих синдромов в трех стадиях выявлены следующие:
На стадии «Напряжение» - доминирующими синдромами являются «неудовлетворенность собой», т.е. присутствует сниженная самооценка, ощущение беспомощности и недовольства собой и «тревога и депрессия» - повышенная, часто беспочвенная тревога, подавленность, апатия, отсутствие интереса к жизни.
На стадии «Резистенция» - доминирующими синдромами являются «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», что означает неадекватная экономия на эмоциях, ограниченная эмоциональная отдача за счет выборочного реагирования, сторонние наблюдатели при этом обычно фиксируют эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие и «Эмоционально-нравственная дезориентация», что выражается в потребности в самооправдании, вытеснении из сознания неприятных фактов. Эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства.
На стадии «Истощение» доминирующими синдромами являются «Эмоциональная отстраненность», что означает реагирование без чувств и эмоций и «Личностная отстраненность (деперсонализация)» - отмечается полная или частичная утрата интереса к людям. Люди тяготят своими потребностями, проблемами неприятно их присутствие, сам факт их существования. Возникает защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой.
Анализ ответов испытуемых по методике Ю.М. Орлова (табл. 3, рис. 3) показал, что уровень потребностей достижений у большинства испытуемых (30%) ниже среднего, низкий и средний уровень у 23% опрошенных.
Таблица 3
Результаты уровня потребности достижений
Уровень потребности достижения |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Всего |
Кол-во чел. |
7 |
9 |
7 |
4 |
3 |
30 |
% |
23 |
30 |
23 |
14 |
10 |
100 |
Низкий и ниже среднего уровень потребности в достижениях характерен отсутствием стремления к достижению целей и отсутствием ожидания успеха. Это негативные переживания, связанные с работой, отсутствием успехов в осуществлении намеченных планов. Неуверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Рис. 3. Результаты уровня потребности достижений, %
Лицам, имеющим низкий уровень потребности в достижении, свойственны: отсутствие настойчивости в достижении целей, нежелание принять помощь и помогать другим при решении трудных задач.
Полученные результаты исследования были исследованы на предмет корреляции и получены следующие выводы.
Прямая корреляция (на уровне p=0,05) отмечена между шкалами «Средняя интроверсия» (флегматик) и доминирующим синдромом «неудовлетворенность собой», т.е. лень и безволие, бедность и слабостью эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий связаны с присутствием сниженной самооценки, ощущением беспомощности и недовольства собой.
Прямая корреляция (на уровне p=0,05) отмечена между шкалами «Средняя интроверсия» (флегматик) и доминирующим синдромом «Эмоциональная отстраненность», что означает реагирование без чувств и эмоций и «Личностная отстраненность (деперсонализация)» - отмечается полная или частичная утрата интереса к людям. Люди тяготят своими потребностями, проблемами неприятно их присутствие, сам факт их существования. Возникает защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Это означает, что флегматичный темперамент влияет на отстраненность человека и эмоциональную скупость.
Обратная корреляция (на уровне p=0,05) выявлена между шкалой «Высокая экстраверсия» (Холерик) и доминирующим синдромом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», что означает при холеричном темпераменте наименее выражена экономия на эмоциях, ограниченная эмоциональная отдача за счет выборочного реагирования.
Прямая корреляция (на уровне p=0,05) отмечена между шкалами «Уровень потребностей достижений ниже среднего» и доминирующим синдромом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», что означает, что неадекватная экономия на эмоциях, ограниченная эмоциональная отдача за счет выборочного реагирования влияет на степень потребностей достижений.
Прямая корреляция (на уровне p=0,05) отмечена между шкалами «Уровень потребностей достижений ниже среднего» и доминирующим синдромом «Эмоционально-нравственная дезориентация», что выражается в потребности в самооправдании, вытеснении из сознания неприятных фактов и это влияет на снижение потребности достижений. Эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования достигнута. Выявлены значимые корреляции, которые подтверждают, что личностные качества являются факторами эмоционального выгорания военнослужащих.
В ходе исследования влияния личностных качеств на уровень эмоционального выгорания военнослужащих был сделан вывод, что гипотеза исследования достигнута. Выявлены значимые корреляции, которые подтверждают, что личностные качества являются факторами эмоционального выгорания военнослужащих. Отмечено влияние темперамента на уровень эмоционального выгорания и доминирующими синдромами на разных уровнях. Также выявлена взаимосвязь уровня эмоционального выгорания и уровнем потребностей достижений.
Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации.
Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического (организационно-управленческого, воспитательного) характера.
К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка следует отнести:
Психогигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей сил образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.
Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.
Предупреждение болезненных психических реакций военнослужащих в процессе профессионального общения - серьезная задача психогигиены.
Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для работника органов правопорядка является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание - это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что военнослужащим часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания.
Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании» может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчение действия организационного фактора.
Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим военнослужащим.
Основные задачи психогигиены профессиональной деятельности – разработка и осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья профессионала.
Для военнослужащих, как и для персонала других сфер деятельности, важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.
Поэтому на практике для поддержания и укрепления здоровья персонала используются (хотя явно не в достаточной мере) индивидуальные, групповые, коллективные системы. Например, психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др.
Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» военнослужащих являются:
– развития знаний, навыков и умений.
– улучшения условий труда и отдыха.
– развития содержания труда.
– развития средств труда.
– развития мотивации.
– изменения оплаты труда.
– система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня.
– система улучшения психологического климата в коллективе.
Психологический профессиональный отбор имеет большое психогигиеническое значение в работах связанных со сложными условиями (риск, длительная изоляция, замкнутость пространства, тяжёлые климатические условия).
В задачи психогигиены входит изучение и предотвращение воздействия психотравмирующих факторов, связанных с особенностями деятельности военнослужащих. Существует также немало конкретных способов преградить путь «синдрому сгорания»:
Итак, чтобы избежать «синдрома сгорания», военнослужащий должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным сотрудником.
Особое внимание нужно обратить на формирование защитных механизмов у военнослужащих. Как правило, это удается сделать только с помощью серии тренинговых групп, проводимых специалистом в области групповой психотерапии. Основные защитные механизмы формируются при осознании и принятии целей, методов, своей роли (и ее границ). Каждый должен ответить на вопрос: "Что я делаю?", "Кто я такой?", "Зачем я помогаю?", "Как?"
Умение справляться с собственными негативными переживаниями, с агрессией, раздражительностью: умение не реагировать эмоционально – это способности, помогающие предотвратить «выгорание».
Есть еще один важный фактор, провоцирующий «выгорание» - фактор отсутствия положительного подкрепления.
Снизить действие этого фактора, наверное, может только общественное признание, выраженное более или менее конкретно - повышение престижа этого рода деятельности, больше статей, передач по радио и телевидению, посвященных военнослужащим, специфике их работы, достижениям.
С целью профилактики эмоционального выгорания у военнослужащих разработаем программу корректировки эмоционального состояния.
Цели и задачи программы
Цель: развитие эмоциональной устойчивости, профилактика эмоционального выгорания военнослужащих.
Задачи:
Методологический аспект
Основными принципами реализации данной программы являются:
данной программе;
Организационные условия
Занятия с военнослужащими проводятся 1 раз в неделю. Время занятий по согласованию с администрацией и участниками.
Структура и содержание программы:
Адресная группа участников занятий: военнослужащие.
Направления профилактической работы:
1.Релаксационные тренинги, способствующие уменьшению тревожного состояния, обучению саморегуляции;
2.Мобилизующие упражнения, направленные на повышение психического тонуса и работоспособности;
3.Лекционные занятия, повышающие психологические знания военнослужащих;
4.Флештренинги, способствующие сплочению коллектива, обучающие работать в команде.
Предполагаемые достижения:
Оптимизация уровня тревожности, способность к саморегуляции эмоционального состояния, повышение работоспособности, сплочение коллектива.
Оценка эффективности работы:
Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики и по результатам анкетирования военнослужащих.
Ключевые понятия, отражающие цель, содержание и специфику профилактической работы с адресной группой участников занятий.
Активная релаксация, пассивная релаксация, аутотренинг, мобилизующее дыхание, успокаивающее дыхание, визуализация, психофизическая тренировка, формулы самовнушения, телесно-ориентированная терапия, кинезиология
Психотерапевтические техники:
- музыкотерапия;
- релаксация;
- аутогенная тренировка;
- элементы кинезиологии - физические упражнения для снятия стресса, нервного напряжения;
- элементы телесно-ориентированной терапии;
- цветотерапия;
- сказкотерапия;
В практике работы могут сочетаться несколько видов психофизиологической разгрузки:
Структура одного занятия.
1.Приветствие.
2.Разминка. Упражнения на снятие напряжения, скованности.
3.Дыхательные упражнения.
4.Релаксация. Визуализация.
5.Мобилизационные упражнения.
6.Ритуал прощания.
Программа включает в себя следующие блоки:
Блок 1.
Представления об эмоциональном выгорании.
Основные задачи:
- информирование об эмоциональном выгорании в профессиональной деятельности: его симптомах, причинах, последствиях;
- актуализация личного опыта переживания синдрома эмоционального выгорания;
- обучение основным навыкам релаксации для минимизации негативного влияния эмоционального выгорания.
Блок 2.
Коммуникативная компетентность.
Основные задачи:
- информирование о 3-х компонентной структуре общения: социально-перцептивная сторона общения (психологические механизмы создания образа собеседника), коммуникативная сторона общения (вербальные и невербальные средства общения) и интерактивная сторона общения (позиции и роли);
- осознания своих коммуникативных особенностей;
- выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения.
Блок 3.
Конструктивное поведение в конфликтах.
Основные задачи:
- информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, динамики, механизмах возникновения, конструктивных и неконструктивных стратегиях поведения в конфликте;
- осознание своего поведения в конфликте;
- формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах.
Блок 4.
Саморегуляция.
Основные задачи:
- информирование о саморегуляции, ее основных методах, приемах снятия стресса.
- актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции;
- обучение основным приемам саморегуляции.
Блок 5.
Аутогенная тренировка.
Основные задачи:
- информирование об аутогенной тренировки как средства снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.
- освоение первой и второй ступеней АТ.
Блок 6.
Целеполагание и управление временем.
Основные задачи:
- информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени,
- анализ использования рабочего времени, его планирование;
- выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.
Таблица 4
Тематическое планирование практических занятий
№ |
Содержание |
Оборудование и материалы |
Количество часов |
1 |
Игра «Имя - качество»; растяжка «Половинка»; дыхательные упражнения; техника расслабления лица «Маска релаксации»; самовнушение на повышение работоспособности, Рефлексия. |
Музыка для релаксации;
|
1 |
2 |
Упражнение «Хор московского зоопарка»; упражнение «Дождик»; Игра на сплочение «Пирамида»; самовнушение на повышение работоспособности, Рефлексия. |
Музыка для релаксации; Цветная бумага/картон; Клей; Ножницы. |
1 |
3 |
Упражнение «Автомойка»; игра «Дрожащее желе»; дыхательные упражнения;визуализация «Маяк»; самовнушение на повышение работоспособности, Рефлексия.
|
Музыка для релаксации; картинки маяка. |
1 |
4 |
Игра «Нож и масло»; упражнение «Волна»; самомассаж «Перекати мяч»; самовнушение на повышение работоспособности, Рефлексия.
|
Музыка для релаксации; Мяч массажный.
|
1 |
5 |
Игра « Сказка о хорошем учителе»; визуализация «Море»; релаксирующие упражнения с элементами кинезиологии, Рефлексия.
|
Музыка для релаксации; «Шум моря или океана»;
|
1 |
6 |
Упражнение «Смена мест»; Упражнение «Круг»; Упражнение «Ассоциации», Рефлексия. |
Музыка для релаксации;
|
1 |
7 |
Упражнение «Шаг Чарли Чаплина»; визуализация «Убежище»; самовнушение на повышение работоспособности; упражнение «Голосовая разрядка», Рефлексия. |
Музыка для релаксации; |
1 |
8 |
Дыхательные упражнения; Упражнение «Письмо коллеге»; Игра «Мария Ивановна»; Дыхательные упражнения, Рефлексия. |
Музыка для релаксации; Бумага; ручки. |
1 |
9 |
Упражнение «Имя и эпитет»; Игра «Карусель»; Упражнение «Промежуточная рефлексия»; визуализация «Корабль», Рефлексия. |
Музыка для релаксации; Мяч. |
1 |
10 |
Дыхательные упражнения; упражнение «Мое настроение» Упражнение « Порядковый счет»; Рефлексия. |
Музыка для релаксации |
1 |
11 |
Упражнение «Чувства и эмоции»; самомассаж; упражнение «Доверие»; саморегуляция «Как я борюсь со стрессом»,рефлексия. |
Карточки с изображением эмоций;музыка для релаксации;бумага;ручки. |
1 |
12 |
Упражнение «Звуковая гимнастика»; упражнение-игра «Огонь-лед»; самовнушение на повышение работоспособности; рефлексия. |
Музыка для релаксации; карточки с гласными буквами. |
1 |
13 |
Упражнение «Самопрезентация»; упражнение «Чемодан» самовнушение на повышение работоспособности; рефлексия. |
Музыка для релаксации; Цветная бумага; ручки, бумага. |
1 |
14 |
Упражнение «Кинопробы»; Упражнение «Дом моей души» самомассаж; самовнушение на повышение работоспособности рефлексия. |
Музыка для релаксации; цветные карандаши; бумага, мяч массажный. |
1 |
15 |
Упражнение «Броуновское движение»; упражнение «Пожелания коллеге»; самомассаж; самовнушение на повышение работоспособности; рефлексия. |
Музыка для релаксации; мяч массажный; бумага, ручка, цветные карандаши. |
1 |
Тематическое планирование теоретических занятий.
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания - 1,5 часа.
1.2. Причины,симптомы,последствия профессионального выгорания - 1,5 часа.
2.1.Структура общения - 1,5 часа
2.2.Коммуникативные особенности человека - 1.5 часа
III. Конструктивное поведение в конфликтах - 3 часа
3.1. Понятие конфликта. Виды, структура конфликта - 1,5 часа
3.2. Поведение в конфликте - 1,5 часа
4.1.Понятие саморугеляции - 30 мин
4.2. Методы и приемы снятия стресса - 30 мин
5.1.Понятие аутогенной тренировки - 30 мин
5.2.Методы и приемы аутогенной тренировки - 30 мин
6.1. Понятие целеполагания - 30 мин
6.2.Управление временем - 30 мин
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования был сделан вывод, что феномен «эмоционального выгорания» - это многокомпонентный синдром, который проявляется состоянием физического и психического истощения, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений, вызванный интенсивным межличностным взаимодействием при работе с людьми, которая сопровождается эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.
Принято считать, что эмоциональное выгорание наиболее характерно для представителей профессий, которые вынуждены постоянно общаться с людьми, прежде всего медицинской и образовательной сфер, рабочих служб социальной помощи, военнослужащих.
Поскольку эмоциональное выгорание является следствием действия различных стрессов, с которыми человеку приходится сталкиваться в профессиональной деятельности, то к факторам, которые способствуют его появлению, следует отнести, как внешние условия профессиональной деятельности (условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности), так и особенности личности, выступающей субъектом этой деятельности. Б. Перлман и Е. Хартман выделили три группы переменных, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания в профессиях типа «человек - человек»: 1) личностные (экстраверсия / интроверсия; реактивность, пол, возраст, семейное положение; стаж работы, уровень образования; выносливость; локус контроля; самоуважение, уровень эмпатии; поведенческий тип А, степень удовлетворенности работой; мотивация), 2) ролевые (ролевые конфликты; ролевая неопределенность) и 3) организационные (условия работы; рабочие перегрузки; дефицит времени, продолжительность рабочего дня; неопределенный содержание труда; работа, требующая исключительной производительности и повышенного профессионализма, количество клиентов, острота их проблем, глубина контакта с клиентом, степень самостоятельности и возможность принимать решения; характер руководства).
Результаты исследования личностных качеств и степени эмоционального выгорания военнослужащих позволили сделать следующие выводы.
Исследование темперамента по тесту Г.Айзенка показало, что в испытуемой группе наибольшее количество холериков – 36% и флегматиков – 27%. Меньше всего среди военнослужащих – сангвиников (17%).
Исследование уровня эмоционального выгорания показало, что наибольшее количество военнослужащих находится в фазе истощения по эмоциональному выгоранию - 33% испытуемых. В фазе резистенции – 27%, а в начальной фазе – напряжение – 23%. Не сформировалось ни одной стадии эмоционального выгорания у 17% испытуемых.
Среди доминирующих синдромов в трех стадиях выявлены следующие: на стадии «Напряжение» - доминирующими синдромами являются «неудовлетворенность собой», т.е. присутствует сниженная самооценка, ощущение беспомощности и недовольства собой и «тревога и депрессия» - повышенная, часто беспочвенная тревога, подавленность, апатия, отсутствие интереса к жизни; на стадии «Резистенция» - доминирующими синдромами являются «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», что означает неадекватная экономия на эмоциях, ограниченная эмоциональная отдача за счет выборочного реагирования, сторонние наблюдатели при этом обычно фиксируют эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие и «Эмоционально-нравственная дезориентация», что выражается в потребности в самооправдании, вытеснении из сознания неприятных фактов. Эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства; на стадии «Истощение» доминирующими синдромами являются «Эмоциональная отстраненность», что означает реагирование без чувств и эмоций и «Личностная отстраненность (деперсонализация)» - отмечается полная или частичная утрата интереса к людям. Люди тяготят своими потребностями, проблемами неприятно их присутствие, сам факт их существования. Возникает защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой.
Анализ ответов испытуемых по методике Ю.М. Орлова показал, что уровень потребностей достижений у большинства испытуемых (30%) ниже среднего, низкий и средний уровень у 23% опрошенных. Низкий и ниже среднего уровень потребности в достижениях характерен отсутствием стремления к достижению целей и отсутствием ожидания успеха. Это негативные переживания, связанные с работой, отсутствием успехов в осуществлении намеченных планов. Неуверенность в себе, своих способностях и возможностях. Лицам, имеющим низкий уровень потребности в достижении, свойственны: отсутствие настойчивости в достижении целей, нежелание принять помощь и помогать другим при решении трудных задач.
Анализ корреляции полученных результатов показал, что прямая корреляция (на уровне p=0,05) отмечена между шкалами «Средняя интроверсия» (флегматик) и доминирующим синдромом «неудовлетворенность собой», т.е. лень и безволие, бедность и слабостью эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий связаны с присутствием сниженной самооценки, ощущением беспомощности и недовольства собой; прямая корреляция (на уровне p=0,05) отмечена между шкалами «Средняя интроверсия» (флегматик) и доминирующим синдромом «Эмоциональная отстраненность», что означает реагирование без чувств и эмоций и «Личностная отстраненность (деперсонализация)» - отмечается полная или частичная утрата интереса к людям. Люди тяготят своими потребностями, проблемами неприятно их присутствие, сам факт их существования. Возникает защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Это означает, что флегматичный темперамент влияет на отстраненность человека и эмоциональную скупость; обратная корреляция (на уровне p=0,05) выявлена между шкалой «Высокая экстраверсия» (Холерик) и доминирующим синдромом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», что означает при холеричном темпераменте наименее выражена экономия на эмоциях, ограниченная эмоциональная отдача за счет выборочного реагирования; прямая корреляция (на уровне p=0,05) отмечена между шкалами «Уровень потребностей достижений ниже среднего» и доминирующим синдромом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», что означает, что неадекватная экономия на эмоциях, ограниченная эмоциональная отдача за счет выборочного реагирования влияет на степень потребностей достижений; прямая корреляция (на уровне p=0,05) отмечена между шкалами «Уровень потребностей достижений ниже среднего» и доминирующим синдромом «Эмоционально-нравственная дезориентация», что выражается в потребности в самооправдании, вытеснении из сознания неприятных фактов и это влияет на снижение потребности достижений. Эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства.
В ходе исследования влияния личностных качеств на уровень эмоционального выгорания военнослужащих был сделан вывод, что гипотеза исследования достигнута. Выявлены значимые корреляции, которые подтверждают, что личностные качества являются факторами эмоционального выгорания военнослужащих. Отмечено влияние темперамента на уровень эмоционального выгорания и доминирующими синдромами на разных уровнях. Также выявлена взаимосвязь уровня эмоционального выгорания и уровнем потребностей достижений.
С целью коррекции эмоционального выгорания военнослужащих была разработана программа, целью которой является развитие эмоциональной устойчивости и профилактика эмоционального выгорания военнослужащих.
Программа включает в себя шесть блоков:
Блок 1.
Представления об эмоциональном выгорании.
Основные задачи:
- информирование об эмоциональном выгорании в профессиональной деятельности: его симптомах, причинах, последствиях;
- актуализация личного опыта переживания синдрома эмоционального выгорания;
- обучение основным навыкам релаксации для минимизации негативного влияния эмоционального выгорания.
Блок 2.
Коммуникативная компетентность.
Основные задачи:
- информирование о 3-х компонентной структуре общения: социально-перцептивная сторона общения (психологические механизмы создания образа собеседника), коммуникативная сторона общения (вербальные и невербальные средства общения) и интерактивная сторона общения (позиции и роли);
- осознания своих коммуникативных особенностей;
- выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения.
Блок 3.
Конструктивное поведение в конфликтах.
Основные задачи:
- информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, динамики, механизмах возникновения, конструктивных и неконструктивных стратегиях поведения в конфликте;
- осознание своего поведения в конфликте;
- формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах.
Блок 4.
Саморегуляция.
Основные задачи:
- информирование о саморегуляции, ее основных методах, приемах снятия стресса.
- актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции;
- обучение основным приемам саморегуляции.
Блок 5.
Аутогенная тренировка.
Основные задачи:
- информирование об аутогенной тренировки как средства снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.
- освоение первой и второй ступеней АТ.
Блок 6.
Целеполагание и управление временем.
Основные задачи:
- информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени,
- анализ использования рабочего времени, его планирование;
- выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.
Таким образом, при занятиях один раз в неделю с военнослужащими возможна профилактика эмоционального выгорания, а результаты исследования можно будет использовать для разработки рекомендаций, а так же профессиональных и псикоррекционных мероприятий, которые обеспечат укрепление и сохранение психологического здоровья военнослужащих.
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложение 1
Тест Г.Айзенка
Инструкция испытуемому: «Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Внимательно читайте эти вопросы и по ходу чтения в бланке проставляйте Ваш ответ, который может быть либо «Да» либо «Нет». Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ без долгих раздумий. Помните, здесь нет «хороших» и «плохих» ответов. Выбранный Вами ответ на вопрос запишите в бланке для ответов против соответствующего номера. Старайтесь не оставлять вопросы без ответа».
Опросник
Обработка результатов
Для определения типа темперамента необходимо определить величины показателей экстраверсии и невротизма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывают величину показателя искренности. Величина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество совпадений ответов испытуемого с вопросами шкал.
Индекс искренности («И») представляет собой количество совпадений ответов испытуемых с ответами по следующим вопросам: Ответ «Да» по вопросам №6, 24, 36; Ответ «Нет» на вопросы №12, 18, 30, 42, 48, 54.
Показатель экстраверсии («Э») равен величине совпадений ответов испытуемых с такими: Ответ «Да» по вопросам №1,3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; Ответ «Нет» на вопросы №5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Показатель невротизма – это величина совпадений ответов «Да» с такими вопросами соответствующей шкалы №2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21. 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47. 50, 52, 55, 57.
Вторым шагом в ходе обработки результатов является построение схемы типов темперамента.
Темперамент и его основные свойства можно представить в виде точки проекции величины экстраверсии и эмоциональной устойчивости, полученной путем пересечения перпендикуляров, восстановленных к соответствующим значениям осей (рис. 3).
Анализ результатов
Результаты имеет смысл анализировать, если ответы испытуемого были достаточно искренними и величина индекса «И» не превышает 4 балла.
По мнению Г.Айзенка, сочетания экстраверсии-интроверсии и невротизма-эмоциональной устойчивости будучи свойствами темперамента, определяют его тип.
Свойства экстраверсии и интроверсии противоположны, равно как и вторая пара, то есть невротизм-эмоциональная устойчивость.
Их можно представить на континууме, где величины одного из показателей, например экстраверсии «Э» 0-12 означают отсутствие экстраверсии, то есть интроверсию, а величины 13-24 – ее выраженность.
Уровень экстраверсии устанавливают с помощью таблицы.
Индекс экстраверсии «Э» |
Уровень экстраверсии-интроверсии |
Тип темперамента |
0-6 |
высокая интроверсия |
Меланхолик |
7-12 |
средняя интроверсия |
Флегматик |
13-18 |
средняя экстраверсия |
Сангвиник |
19-24 |
высокая экстраверсия |
Холерик |
Аналогичное соотношение имеют полярные свойства невротизма – эмоциональной устойчивости. Их уровни определяются на основе тех же интервалов, что и уровни экстраверсии-интроверсии.
Приложение 2
Тест В.В. Бойко
Инструкция.
Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – т.е. люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Стимульный материал.
26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным уководителем.
40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома.
Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12-ти симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.
Обработка данных.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:
Ключи.
«Напряжение»
Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)
«Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
«Резистенция»
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
«Истощение»
Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Приложение 3
Опросник потребности в достижении
(Ю.М. Орлов)
Инструкция: Опросник содержит 22 высказывания, по каждому из которых Вам предстоит выразить свое мнение. Если вы согласны с высказыванием, поставьте под его номером в бланке для ответов “1” в строке “Да”, если не согласны - то в строке “Нет”. Отвечайте быстро, не задумываясь. Возможно, что некоторые из высказываний будет трудно отнести к себе. Не стремитесь произвести благоприятное впечатление. Плохих или хороших ответов не существует.
Опросник потребности в достижении (Ю.М.Орловой)
Бланк тестируемого ___________________________________Дата_____________
? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
Да |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В отличие от многих ранее описанных тестов-опросников шкала потребности в достижениях имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью следующей таблицы:
Сумма баллов |
2-9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18-21 |
Шкальная оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Уровень потребности достижения |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Код: ответы "да" на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22;
ответы "нет" на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.
Приложение 4
Протокол исследования
№ испыт. |
Темперамент |
Уровень эмоционального выгорания |
Потребность в достижении |
1 |
20 |
1 |
3 |
2 |
7 |
2 |
1 |
3 |
22 |
2 |
5 |
4 |
19 |
2 |
7 |
5 |
9 |
3 |
3 |
6 |
21 |
1 |
2 |
7 |
23 |
3 |
5 |
8 |
19 |
3 |
9 |
9 |
12 |
2 |
7 |
10 |
11 |
4 |
5 |
11 |
12 |
2 |
5 |
12 |
10 |
4 |
3 |
13 |
1 |
1 |
1 |
14 |
24 |
4 |
9 |
15 |
23 |
4 |
7 |
16 |
11 |
4 |
10 |
17 |
9 |
4 |
4 |
18 |
2 |
4 |
3 |
19 |
20 |
1 |
1 |
20 |
19 |
3 |
5 |
21 |
3 |
3 |
3 |
22 |
4 |
2 |
4 |
23 |
2 |
2 |
1 |
24 |
15 |
3 |
2 |
25 |
18 |
4 |
1 |
26 |
17 |
3 |
7 |
27 |
24 |
3 |
5 |
28 |
15 |
1 |
5 |
29 |
3 |
4 |
3 |
30 |
16 |
4 |
3 |
По методике Г.Айзенка для определения типа темперамента мы определили величины показателей экстраверсии и невротизма. Величина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество совпадений ответов испытуемого с вопросами шкал.
Показатель экстраверсии («Э») равен величине совпадений ответов испытуемых с такими: Ответ «Да» по вопросам №1,3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; Ответ «Нет» на вопросы №5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Показатель невротизма – это величина совпадений ответов «Да» с такими вопросами соответствующей шкалы №2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21. 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47. 50, 52, 55, 57.
Вторым шагом в ходе обработки результатов является построение схемы типов темперамента.
Темперамент и его основные свойства можно представить в виде точки проекции величины экстраверсии и эмоциональной устойчивости, полученной путем пересечения перпендикуляров, восстановленных к соответствующим значениям осей.
Их можно представить на континууме, где величины одного из показателей, например экстраверсии «Э» 0-12 означают отсутствие экстраверсии, то есть интроверсию, а величины 13-24 – ее выраженность.
Уровень экстраверсии устанавливают с помощью таблицы.
Индекс экстраверсии «Э» |
Уровень экстраверсии-интроверсии |
Тип темперамента |
0-6 |
высокая интроверсия |
Меланхолик |
7-12 |
средняя интроверсия |
Флегматик |
13-18 |
средняя экстраверсия |
Сангвиник |
19-24 |
высокая экстраверсия |
Холерик |
Аналогичное соотношение имеют полярные свойства невротизма – эмоциональной устойчивости. Их уровни определяются на основе тех же интервалов, что и уровни экстраверсии-интроверсии.
Методика исследования эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».
Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:
Ключи.
«Напряжение»
Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)
«Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
«Резистенция»
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
«Истощение»
Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
После обработки сырых баллов применялась следующая кодировка:
Фаза не сформировалась – 1 балл;
Напряжение – 2 балла;
Резистенция – 3 балла;
Истощение – 4 балла.
Измерение уровня мотивации достижения, мотивированности на успех происходило при помощи ключа и таблицы.
В отличие от многих ранее описанных тестов-опросников шкала потребности в достижениях имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью следующей таблицы:
Сумма баллов |
2-9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18-21 |
Шкальная оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Уровень потребности достижения |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Код: ответы "да" на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22;
ответы "нет" на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.